Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНСИЛИУМОВ

Одной из важнейших, базовых составляющих сопровождения яв­ляется психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК), орга­низация которого позволяет решать ряд задач:

1) всестороннее обсуждение проблем ребенка в ракурсах инфор­мации специалистов разного профиля и специализаций с целью выделения ядерных составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь (определение стратегии обучения и коррекции);

2) утверждение индивидуального образовательного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов;

3) утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, ознакомление и согласование их с родителями (законными представителями);

4) укрепление тенденции к коллегиальному преемственному и последовательному решению задач работы с ребенком;

5) рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциаль­ных);

6) включение родителей в деятельность службы сопровождения;

7) повышение компетентности специалистов в смежных с основ­ной профессиональной деятельностью направлениях.

Эффективность работы консилиума во многом зависит от точнос­ти, четкости изложения представляемого материала. Приводим при­мерные схемы докладов широкого круга специалистов, которые могут варьироваться в зависимости от целей и задач консилиума, проблем ребенка. При этом необходимо отметить, что мы даем схемы докладов всех специалистов, в консилиуме же могут принимать участие лишь некоторые из них, что связано с проблемами ребенка, стратегия раз­вития которого разрабатывается на консилиуме, а также от организа­ционной формы сопровождения, существующей в конкретном ДОУ.

Учитель (учитель-дефектолог):

· реализуемая образовательная программа обучения ребенка;

· трудности в усвоении программы;

· поведенческие особенности ребенка;

· рекомендуемая учебная программа и предложения по оптими­зации образовательного процесса в отношении рассматривае­мого ребенка (индивидуальный образовательный маршрут).

Педагог-психолог:

· результаты исследования интеллекта (с использованием шка­лы Стэнфорд-Бине при обследовании ребенка в возрасте 3— 5 лет, по Векслеру (WISC) — при обследовании ребенка в воз­расте старше 5 лет);

· характеристика памяти: преобладающий механизм запоминания по модальности (зрительный, слуховой, моторный, комбиниро­ванный), соотношение произвольной и непроизвольной памя­ти, состояние кратковременной и долговременной памяти;

· характеристика внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость);

· готовность к школьному обучению (дифференцированно);

· личностные особенности ребенка;

· особенности межличностных отношений ребенка.

Учитель-логопед:

· особенности речевого развития ребенка;

· возможности коррекции и прогноз.

Воспитатель:

· навыки самообслуживания;

· характер и взаимоотношения в коллективе детей и взрослых;

· особенности игровой, конструктивной, изобразительной дея­тельности детей.

Музыкальный руководитель (педагог дополнительного образования):

· способности к творческой деятельности;

· возможности использования эстетопсихотерапевтических при­емов в коррекции проблем ребенка.

Социальный педагог:

· характеристика семьи ребенка, особенностей взаимоотноше­ний и стиля воспитания;

· жилищно-бытовые условия, наличие оборудованного уголка для занятий и игры, детской литературы, игр и игрушек;

· конфликтные аспекты в работе с семьей.

Медицинская сестра по массажу:

· показания к проведению и дозированию массажа (по согласо­ванию с врачом);

· вид и количество сеансов проведенного массажа;

· особенности принятия процедур ребенком.

Инструктор ЛФК:

· ортопедический диагноз;

· активность на занятиях;

· предпочтения в упражнениях;

· понимание команд;

· координация движений.

Врач:

· психоневрологический диагноз и прогноз;

· группа здоровья;

· соматическая патология;

· рекомендации специалистам.

На основе информации о ребенке составляется индивидуальная карта сопровождения ребенка, где определены задачи каждого спе­циалиста в системе сопровождения (приложение 3).

ПМПК целесообразно проводить систематически, 1 раз в неде­лю, выбрав для этого определенный день. На каждом консилиуме целесообразно провести анализ и обсуждение проблем 2—3 детей. В нем должны участвовать все необходимые специалисты, могут быть приглашены и родители.

В ДОУ работа консилиума планируется не менее, чем на месяц. Председатель консилиума должен заранее определить списочный со­став детей, проблемы которых планируется обсуждать на конкретном консилиуме, известить об этом специалистов, которые будут в нем задействованы и должны подготовить материалы для обсуждения.

Осенний цикл консилиумов (сентябрь-октябрь) может быть огра­ничен обсуждением вновь поступивших детей и воспитанников, у ко­торых по окончании периода летнего отдыха отмечено вызывающее беспокойство ухудшение психического (соматического) состояния.

Весенний цикл (апрель-июнь) требует охвата всего контингента детей с целью анализа годовой динамики развития и уточнения про­грамм работы с каждым ребенком. Особого внимания требуют выпуск­ники детского сада, анализ их готовности к школьному обучению.

Кроме этого, в течение года могут организовываться внеплано­вые консилиумы для рассмотрения каких-либо проблем поведения, обучения, коррекции детей, которые требуют коллегиального рас­смотрения с участием администрации и родителей.

Конспект докладов заносится назначаемым секретарем консили­ума в «Журнал ПМПК». Перечень и образцы документации сопро­вождения регламентируются Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000 № 2227/901-6 «О психолого-медико-педагогичес­ком консилиуме образовательного учреждения» (приложение 2).

По результатам докладов и обсуждения выносится заключение ПМПК (о необходимости изменения образовательной программы, перевода в группу другого профиля, в другое образовательное учреж­дение и т. п.), контроль за реализацией которого возлагается на ад­министрацию учреждения.

Таким образом, консилиум способствует адекватному решению основных приоритетных задач сопровождения:

· базовой и динамической диагностики;

· разработки стратегии организационно-методического обеспе­чения образовательного и коррекционного процесса.

На что же ориентироваться в диагностике и разработке коррекционных и развивающих программ сопровождения? Таким ориентиром могут быть основные характеристики развития детей дошколь­ного возраста (приложение 4), которые можно определить как сово­купность особенностей ребенка, уровня его знаний и умений, кото­рые существенно влияют на его развитие.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА КАТАМНЕЗА

Эффективность сопровождения представляется целесообразным определять не только по частным данным психологической, педаго­гической, медицинской диагностики, но и по некоторым более об­щим показателям:

· удовлетворенность учащегося и родителей пребыванием в уч­реждении;

· уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции);

· способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми;

· успешность в овладении адекватными возрастному этапу и осо­бенностям ребенка видами деятельности.

Необходимость анализа эффективности ППМС-сопровождения требует использования метода катамнеза (оценки актуальных харак­теристик ребенка и его успеваемости при переходе его в другое обра­зовательное учреждение).

Представляется целесообразным сбор катамнеза организовывать через полгода после перевода ребенка (с целью оценки характера его краткосрочной адаптации), а затем раз в год (с целью оценки долго­срочной адаптации и дальнейшей динамики развития).

Задачи изучения катамнеза:

1. Оценка характера и времени адаптации ребенка к новым усло­виям обучения с выводом о степени его социальной адаптиро-ванности.

2. Оценка успеваемости в динамике для уточнения характера ба­зовых знаний, данных ребенку в учреждении.

3. Оценка психического и соматического статуса ребенка с выво­дом о результатах учебно-воспитательной, коррекционной и лечебной работы, проведенной с ним в учреждении, об эффективности той или иной тактики сопровождения.

4. Обеспечение преемственности и последовательности работы с ребенком (что ни в коем случае не умаляет важности подробно­го оформления психолого-педагогических характеристик и ме­дицинских документов), т. к. происходит обмен дополнитель­ной информацией между специалистами разных учреждений.

Примерная схема сбора катамнеза:

1. Фамилия, имя ребенка.

2. Возраст на момент сбора катамнеза.

3. Соматический статус.

4. Психический статус.

5. Средний балл (при переводе в школу), приоритетные интересы в отношении к разным видам деятельности.

6. Характер адаптации ребенка по мнению специалистов учреж­дения, в которое он поступил.

7. Характер адаптации ребенка по мнению родителей.

8. Увлечения.

Несомненно, что основная информация поступает от специалис­тов, работающих с ребенком, прежде всего, педагога. Функция сбора катамнеза может быть возложена на любого специалиста службы со­провождения педагогического профиля. При необходимости уточ­нения информации возможно привлечение представителя админис­трации.

Очень важным этапом является беседа с родителями. Не следует забывать об этичном отношении к ним в процессе общения. Конечно, нельзя напрямую спрашивать их, обостряется ли у ребенка основное заболевание. Необходимо использовать дипломатичные вопросы:

«Как себя чувствует ребенок?»

«Чем болел за последнее время?»

«Наблюдается ли у врачей и что они говорят?»

Анализ катамнеза выпускников учреждения целесообразно про­водить с участием всех специалистов службы сопровождения, напри­мер, в ходе педагогического совета. Система сопровождения ребен­ка-дошкольника, опираясь на общую концепцию в практике работы каждого ДОУ, адаптируется и конкретизируется в соответствии с осо­бенностями контингента детей и условий их воспитания.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...