Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНСИЛИУМОВОдной из важнейших, базовых составляющих сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК), организация которого позволяет решать ряд задач: 1) всестороннее обсуждение проблем ребенка в ракурсах информации специалистов разного профиля и специализаций с целью выделения ядерных составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь (определение стратегии обучения и коррекции); 2) утверждение индивидуального образовательного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов; 3) утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, ознакомление и согласование их с родителями (законными представителями); 4) укрепление тенденции к коллегиальному преемственному и последовательному решению задач работы с ребенком; 5) рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных); 6) включение родителей в деятельность службы сопровождения; 7) повышение компетентности специалистов в смежных с основной профессиональной деятельностью направлениях. Эффективность работы консилиума во многом зависит от точности, четкости изложения представляемого материала. Приводим примерные схемы докладов широкого круга специалистов, которые могут варьироваться в зависимости от целей и задач консилиума, проблем ребенка. При этом необходимо отметить, что мы даем схемы докладов всех специалистов, в консилиуме же могут принимать участие лишь некоторые из них, что связано с проблемами ребенка, стратегия развития которого разрабатывается на консилиуме, а также от организационной формы сопровождения, существующей в конкретном ДОУ. Учитель (учитель-дефектолог): · реализуемая образовательная программа обучения ребенка; · трудности в усвоении программы; · поведенческие особенности ребенка; · рекомендуемая учебная программа и предложения по оптимизации образовательного процесса в отношении рассматриваемого ребенка (индивидуальный образовательный маршрут). Педагог-психолог: · результаты исследования интеллекта (с использованием шкалы Стэнфорд-Бине при обследовании ребенка в возрасте 3— 5 лет, по Векслеру (WISC) — при обследовании ребенка в возрасте старше 5 лет); · характеристика памяти: преобладающий механизм запоминания по модальности (зрительный, слуховой, моторный, комбинированный), соотношение произвольной и непроизвольной памяти, состояние кратковременной и долговременной памяти; · характеристика внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость); · готовность к школьному обучению (дифференцированно); · личностные особенности ребенка; · особенности межличностных отношений ребенка. Учитель-логопед: · особенности речевого развития ребенка; · возможности коррекции и прогноз. Воспитатель: · навыки самообслуживания; · характер и взаимоотношения в коллективе детей и взрослых; · особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности детей. Музыкальный руководитель (педагог дополнительного образования): · способности к творческой деятельности; · возможности использования эстетопсихотерапевтических приемов в коррекции проблем ребенка. Социальный педагог: · характеристика семьи ребенка, особенностей взаимоотношений и стиля воспитания; · жилищно-бытовые условия, наличие оборудованного уголка для занятий и игры, детской литературы, игр и игрушек; · конфликтные аспекты в работе с семьей. Медицинская сестра по массажу: · показания к проведению и дозированию массажа (по согласованию с врачом); · вид и количество сеансов проведенного массажа; · особенности принятия процедур ребенком. Инструктор ЛФК: · ортопедический диагноз; · активность на занятиях; · предпочтения в упражнениях; · понимание команд; · координация движений. Врач: · психоневрологический диагноз и прогноз; · группа здоровья; · соматическая патология; · рекомендации специалистам. На основе информации о ребенке составляется индивидуальная карта сопровождения ребенка, где определены задачи каждого специалиста в системе сопровождения (приложение 3). ПМПК целесообразно проводить систематически, 1 раз в неделю, выбрав для этого определенный день. На каждом консилиуме целесообразно провести анализ и обсуждение проблем 2—3 детей. В нем должны участвовать все необходимые специалисты, могут быть приглашены и родители. В ДОУ работа консилиума планируется не менее, чем на месяц. Председатель консилиума должен заранее определить списочный состав детей, проблемы которых планируется обсуждать на конкретном консилиуме, известить об этом специалистов, которые будут в нем задействованы и должны подготовить материалы для обсуждения. Осенний цикл консилиумов (сентябрь-октябрь) может быть ограничен обсуждением вновь поступивших детей и воспитанников, у которых по окончании периода летнего отдыха отмечено вызывающее беспокойство ухудшение психического (соматического) состояния. Весенний цикл (апрель-июнь) требует охвата всего контингента детей с целью анализа годовой динамики развития и уточнения программ работы с каждым ребенком. Особого внимания требуют выпускники детского сада, анализ их готовности к школьному обучению. Кроме этого, в течение года могут организовываться внеплановые консилиумы для рассмотрения каких-либо проблем поведения, обучения, коррекции детей, которые требуют коллегиального рассмотрения с участием администрации и родителей. Конспект докладов заносится назначаемым секретарем консилиума в «Журнал ПМПК». Перечень и образцы документации сопровождения регламентируются Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000 № 2227/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» (приложение 2). По результатам докладов и обсуждения выносится заключение ПМПК (о необходимости изменения образовательной программы, перевода в группу другого профиля, в другое образовательное учреждение и т. п.), контроль за реализацией которого возлагается на администрацию учреждения. Таким образом, консилиум способствует адекватному решению основных приоритетных задач сопровождения: · базовой и динамической диагностики; · разработки стратегии организационно-методического обеспечения образовательного и коррекционного процесса. На что же ориентироваться в диагностике и разработке коррекционных и развивающих программ сопровождения? Таким ориентиром могут быть основные характеристики развития детей дошкольного возраста (приложение 4), которые можно определить как совокупность особенностей ребенка, уровня его знаний и умений, которые существенно влияют на его развитие. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА КАТАМНЕЗА Эффективность сопровождения представляется целесообразным определять не только по частным данным психологической, педагогической, медицинской диагностики, но и по некоторым более общим показателям: · удовлетворенность учащегося и родителей пребыванием в учреждении; · уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции); · способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми; · успешность в овладении адекватными возрастному этапу и особенностям ребенка видами деятельности. Необходимость анализа эффективности ППМС-сопровождения требует использования метода катамнеза (оценки актуальных характеристик ребенка и его успеваемости при переходе его в другое образовательное учреждение). Представляется целесообразным сбор катамнеза организовывать через полгода после перевода ребенка (с целью оценки характера его краткосрочной адаптации), а затем раз в год (с целью оценки долгосрочной адаптации и дальнейшей динамики развития). Задачи изучения катамнеза: 1. Оценка характера и времени адаптации ребенка к новым условиям обучения с выводом о степени его социальной адаптиро-ванности. 2. Оценка успеваемости в динамике для уточнения характера базовых знаний, данных ребенку в учреждении. 3. Оценка психического и соматического статуса ребенка с выводом о результатах учебно-воспитательной, коррекционной и лечебной работы, проведенной с ним в учреждении, об эффективности той или иной тактики сопровождения. 4. Обеспечение преемственности и последовательности работы с ребенком (что ни в коем случае не умаляет важности подробного оформления психолого-педагогических характеристик и медицинских документов), т. к. происходит обмен дополнительной информацией между специалистами разных учреждений. Примерная схема сбора катамнеза: 1. Фамилия, имя ребенка. 2. Возраст на момент сбора катамнеза. 3. Соматический статус. 4. Психический статус. 5. Средний балл (при переводе в школу), приоритетные интересы в отношении к разным видам деятельности. 6. Характер адаптации ребенка по мнению специалистов учреждения, в которое он поступил. 7. Характер адаптации ребенка по мнению родителей. 8. Увлечения. Несомненно, что основная информация поступает от специалистов, работающих с ребенком, прежде всего, педагога. Функция сбора катамнеза может быть возложена на любого специалиста службы сопровождения педагогического профиля. При необходимости уточнения информации возможно привлечение представителя администрации. Очень важным этапом является беседа с родителями. Не следует забывать об этичном отношении к ним в процессе общения. Конечно, нельзя напрямую спрашивать их, обостряется ли у ребенка основное заболевание. Необходимо использовать дипломатичные вопросы: «Как себя чувствует ребенок?» «Чем болел за последнее время?» «Наблюдается ли у врачей и что они говорят?» Анализ катамнеза выпускников учреждения целесообразно проводить с участием всех специалистов службы сопровождения, например, в ходе педагогического совета. Система сопровождения ребенка-дошкольника, опираясь на общую концепцию в практике работы каждого ДОУ, адаптируется и конкретизируется в соответствии с особенностями контингента детей и условий их воспитания. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-09-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |