Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отработка коммуникативных навыков

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взросло­го — научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью могут применяться: обсуждение конфликт­ных ситуаций в кругу (например, как поступить, если ребенку нужна игрушка, в которую кто-то уже играет), ролевая игра (разыгрывание ситуаций).

Следует отметить, что одной из задач воспитателя является обу­чение агрессивных детей приемлемым формам общения. В норме к шести годам ребенок уже осваивает ситуации,, связанные с прояв­лением различных коммуникативных умений. Среди последних И. Н. Агафонова (2001) выделяет базовые коммуникативные умения:

· приветствие и прощание;

· обращение;

· просьба о поддержке, помощи, услуге;

· оказание поддержки, помощи, услуги;

· благодарность;

· отказ.

Также выделяются процессуальные коммуникативные умения:

· говорить перед другими;

· слушать других;

· сотрудничать;

· управлять (командовать);

· подчиняться.

У дошкольников с агрессивным поведением наблюдаются неко­торые особенности, связанные с проявлением различных коммуни­кативных умений: одни из них могут быть не развиты, не применя­ются ребенком (например, просьба о поддержке, помощи, услуге), а другие, наоборот, превалируют (например, умение командовать), хотя последнее часто не проявляется как коммуникативное умение, а ско­рее является желаемым и привычным для ребенка стилем поведения. Все перечисленное говорит о необходимости специальной работы, направленной на развитие компетентности в общении детей с про­явлениями агрессии. В этом существенную помощь могут оказать модули, представленные в программе социально-психологического обучения детей И. Н. Агафоновой.

Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.

Эмпатия— это «нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование)... Сопереживая, человек испытывает чувства, иден­тичные наблюдаемым» (Психологический словарь, 1997, с. 429).

Известный отечественный психолог А. В. Запорожец выделяет следующую динамику эмпатийного процесса: от сопереживания к сочувствию, к реальному содействию

На ранних стадиях психического развития ребенка закладывается сопереживание, проявляющееся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация. (В качестве примера можно привести знакомую всем картину: стоит одному полутора-трехлетнему малышу расплакаться, как его «поддержат» своим друж­ным ревом все окружающие его сверстники, будь то в раздевалке дет­ского сада или на детской площадке.) По мере становления сочувствия доминирующую роль начинают играть познавательные компонен­ты — моральные знания и социальные ориентации ребенка. Подлин­ная эмпатия предполагает не только высокую эмоциональную чув­ствительность, но и высокий уровень понимания. На основе первых двух компонентов возникает импульс к содействию другому, кото­рый побуждает ребенка к конкретным поступкам.

Таким образом, развитие эмпатии включает в себя три компонен­та (Р. Р. Калинина, 1997):

· когнитивный (я знаю, что может чувствовать другой в этой си­туации);

· эмоциональный (я сочувствую ему);

· поведенческий (я делаю что-то, что может отразиться на чув­ствах другого, улучшит его состояние).

В повседневной жизни все три компонента слиты. Например, мы видим плачущего ребенка. Мы знаем, что он испытывает отрицатель­ную эмоцию (обиду, страх, боль и т. д.), нам его жалко (сочувствие), мы его успокаиваем (выясняем причину и устраняем ее, т. е. что-то делаем). Да и при организации нравственного развития личности ре­бенка эти компоненты не всегда можно разделить.

Считается, что развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во время совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств.

Методы сопровождения агрессивного ребенка

Игровая коррекция агрессивного поведения (игротерапия)

Наиболее эффективной для дошкольника является игровая кор­рекция агрессивного поведения. Игра является универсальным сред­ством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста. Именно через игру, работая в вышеперечисленных направлениях, можно пытаться решить неко­торые проблемы агрессивного поведения.

В целях коррекции агрессивности следует использовать и инди­видуальную и групповую формы игровой коррекции. Несмотря на очевидные различия, групповая и индивидуальная игротерапия еди­ны в том, что фокусом психологического воздействия в том и другом случае является каждый ребенок, а не группа в целом. По мнению подавляющего большинства специалистов в области игровой тера­пии, групповая игротерапия, безусловно, обладает большей эффек­тивностью, однако само наличие широкой практики индивидуаль­ной игротерапии свидетельствует о том, что в ряде случаев именно индивидуальной работе с ребенком отдается предпочтение (О. А. Карабанова).

Варианты возможных игр, направленных на коррекцию и профи­лактику агрессивности, представлены в приложении 9.

Тематическая беседа

Агрессивных детей необходимо обучать понимать свои чувства. Это можно делать как при помощи игр, так и в процессе беседы с небольшой группой детей. В процессе беседы на чувстве гнева мож­но заострить особое внимание, поговорив с детьми о физических ощущениях, связанных с ним.

Взрослому, проводящему беседу, следует направлять детей и зада­вать им вопросы типа: «Что чувствует твое лицо, когда ты злишься?», «Какое оно в этот момент?», «Что делают и чувствуют твои руки, спи­на?..», «Какого цвета твоя злость?».

Чаще всего дети описывают свое агрессивное состояние так: «У ме­ня горячие щеки, колет в животе и т. д.». В результате такой работы дети научаются понимать свои чувства, эмоциональные состояния. Подобную работу следует практиковать в понимании, ощущении ре­бенком и других своих чувств, как позитивных, так и негативных.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...