Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа с родителями агрессивного ребенка в логике индивидуального сопровождения

Работая с агрессивными детьми, специалисты ДОУ, прежде всего, должны наладить контакт с семьей. Известно, что любая коррекци-онная работа с детьми будет малоуспешной без поддержки родите­лей, которых необходимо учить понимать ребенка.

Работу с родителями агрессивных дошкольников целесообразно проводить в двух направлениях:

· информирование о проблеме (что такое агрессивность, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружа­ющих);

· обучение эффективным способам общения с ребенком.

Информирование родителей может проходить:

· в индивидуальных беседах;

· в виде лекций;

· в виде сообщений на родительских собраниях;

· на встречах в «Семейном клубе» и т. п.;

· в виде наглядной информации.

Обучение родителей эффективным способам взаимодействия с детьми может проходить через тренинги детско-родительских отноше­ний. Здесь можно порекомендовать «Тренинг эффективного взаимо­действия родителей с детьми» (И. М. Марковская), «Тренинг эффек­тивного взаимодействия с детьми» (Е. К, Лютова, Г. Б. Монина) и др.

В процессе этой работы решаются следующие задачи:

· переосмысление роли и позиции родителя;

· развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потреб­ностей друг друга;

· снижение тревожности и приобретение уверенности в себе;

· формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье;

· выработка стиля эффективного взаимодействия с детьми.

После того как родитель агрессивного ребенка получает инфор­мацию о проблеме, он может стать полноправным участником коррекционного процесса. На этом этапе задачей педагогов и психолога становится ознакомление родителей с доступными для них техника­ми и приемами работы над агрессивным поведением их ребенка. Ро­дители дома могут играть, рисовать, лепить со своим ребенком и пр. Для домашнего чтения родителей с детьми можно порекомендовать книги Элизабет Крейри из серии «Учимся владеть чувствами». Эти книги помогут детям разобраться в своих чувствах и решить, как пра­вильно на них реагировать.

Рекомендации родителям:

· будьте последовательны в воспитании ребенка;

· старайтесь быть внимательными к нуждам ребенка;

· старайтесь вводить меньше запретов и не повышать голоса на ребенка, помните, что это самые неэффективные способы пре­одоления агрессивности;

· все вводимые вами запреты должны высказываться в тактич­ной форме;

· давайте возможность ребенку выплескивать свой гнев, смещай­те его на другие объекты;

· показывайте ребенку личный пример эффективного поведения;

· старайтесь не допускать при ребенке вспышек вашего собствен­ного гнева;

· если вы все же в гневе — старайтесь не прикасаться к ребенку, лучше уйдите в другую комнату;

· наказывайте ребенка только за конкретные проступки, наказа­ния не должны унижать ребенка;

· не стесняйтесь лишний раз пожалеть, приласкать ребенка, он должен чувствовать, что вы любите и принимаете его.

СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

Характеристика гиперактивности

В последнее время специалисты пришли к выводу, что гиперак­тивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нару­шений. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «синдромы дефицита внимания с гиперактивностью» — СДВГ (в зарубежной литературе — АОНО). СДВГ является самой распространенной формой хронических нару­шений поведения в детском возрасте. По данным, полученным в ходе различных исследований, его частота среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4,0 до 9,5%.

Каковы же проявления синдрома дефицита внимания с гиперак­тивностью?

Гиперактивность детей с синдромом дефицита внимания харак­теризуется тем, что они чрезмерно подвижны, бегают, крутятся и т. п. Избыточная моторная активность бывает бесцельной, не соответствующей требованиям конкретной обстановки.

Импульсивность у детей с СДВГ выражается в том, что ребенок часто действует не подумав; на занятиях и в играх он с трудом дожи­дается своей очереди, перебивает других, не выслушивает до конца обращенные к нему вопросы.

Нарушения внимания проявляются у детей с СДВГ в слабости кон­центрации, неспособности сохранить внимание более нескольких минут, отвлекаемость. Хуже всего гиперактивные дети выполняют неоднократно повторяющиеся задания, кажущиеся им скучными, трудными, не приносящими удовлетворения и не подкрепляемые поощрениями.

В целом возникновение симптомов заболевания относят к началу посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение — к началу обучения в школе, хотя тяжелую форму можно распознать уже в ран­нем детстве. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы ребенка, страдающего этим заболева­нием, справляться с новыми требованиями, которые предъявляются ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок.

Кроме трех основных перечисленных выше проявлений синдро­ма дефицита внимания с гиперактивностью, многие авторы (Н. Н. Заваденко, П. Уэндер, Р. Шейдер и др.) обращают внимание на так на­зываемые дополнительные признаки. К ним относят:

1. Нарушения координации. Это могут быть нарушения тонких дви­жений (мелкой моторной координации), нарушение равнове­сия и зрительно-пространственной координации.

2. Эмоциональные нарушения. Может наблюдаться запаздывание эмоционального развития, неуравновешенность, вспыльчи­вость, нетерпимость к неудачам.

3. Нарушение межличностных отношений. У детей с СДВГ часто осложнены взаимоотношения со сверстниками и со взрослы­ми. Они стремятся руководить другими, поэтому у них бывает мало друзей. Дети с гиперактивностью все время ищут товари­щей, напарников для игр и занятий, но быстро их теряют из-за своих особенностей: невнимательности во время игр, отвлекаемости, импульсивности, частого желания заняться чем-то дру­гим и пр.

Во взаимоотношениях со взрослыми дети с СДВГ отличаются своей «невоспитуемостью»: на них не действуют обычные на­казания и поощрения, и часто ни ласка, ни похвала не стиму­лируют хорошее поведение. Такие дети становятся очень «труд­ными» практически для всех окружающих взрослых. Они часто оказываются эпицентром домашних ссор и конфликтов. Также синдром дефицита внимания с гиперактивностью — частая при­чина исключения из школы или перевода ребенка в школу для детей с интеллектуальной недостаточностью (несмотря на нор­мальный уровень развития интеллекта).

4. Поведенческие расстройства. У детей с СДВГ возможно сочета­ние чрезмерной двигательной активности и деструктивного поведения. Так, например, они могут мешать педагогам, отвлекать других детей и провоцировать их неправильное поведение во время занятий. Поведенческие расстройства при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью наблюдаются часто, но не всегда.

5. Другие особенности. У детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью чаще встречается энурез, они хуже засы­пают, а утром часто бывают сонливы.

Американский психолог В. Оклендер характеризует гиперактив­ных детей так: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, мо­жет раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая коор­динация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, ро­няет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов».

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей встре­чается довольно часто, но все исследователи подчеркивают более высокую распространенность заболевания среди мальчиков по срав­нению с девочками, которая колеблется от 3:1 до 9:1, в зависимости от критериев диагноза, методов исследования и групп исследования (дети, которых направили к врачу; население в целом). Высокая час­тота симптомов заболевания у мальчиков обусловлена влиянием на­следственных факторов, а также более высокой уязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беремен­ности и родов. У девочек большие полушария головного мозга менее специализированны, поэтому они имеют больший резерв компенса­торных функций по сравнению с мальчиками при поражении цент­ральной нервной системы (А. Н. Корнев, 1986).

Кроме того, отмечаются половые различия в структуре и динами­ке поведенческих нарушений. Среди девочек гиперактивность встре­чается реже, заболевание у них чаще проявляется в виде нарушения внимания. У девочек поведенческие отклонения проявляются более скрытно, и потому не выявляются при одно-двукратном наблюде­нии, и имеют более неблагоприятный прогноз.

Д. Добсон вводит понятие так называемой «нормальной» гиперак­тивности, придавая ему следующее значение: «Далеко не каждый ре­бенок, который не сидит на месте, крутится волчком и бегает впри­прыжку, страдает гиперактивностью в медицинском смысле этого слова. Большинство малышей с восхода солнца до наступления тем­ноты находятся в постоянном движении».

Наблюдения и различные исследования показали, что гиперак­тивность к подростковому возрасту значительно уменьшается или исчезает. Однако нарушения внимания и импульсивность в большин­стве случаев продолжают сохраняться вплоть до взрослого возраста. У людей, страдавших в детстве тяжелыми формами синдрома дефи­цита внимания с гиперактивностью, в подростковом и зрелом возра­сте велик риск социальной дезадаптации. СДВГ (обычно в сочета­нии с поведенческими расстройствами) может быть предвестником целого ряда нарушений личности (например, психопатии). Синдром дефицита внимания с гиперактивностью способствует развитию ал­коголизма и наркомании (П. Уэндер, Р. Шейдер).

Несмотря на то, что проблемой гиперактивности детей занима­ются многие специалисты (педагоги, логопеды, психологи, психиат­ры), в настоящее время среди родителей и педагогов все еще суще­ствует мнение, что гиперактивность — это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, прояв­ляющего в группе детского сада или в классе излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных де­тей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, т. к. синдром гиперактивности — это медицинский диагноз, право на по­становку которого имеет только специалист. При этом диагноз ста­вится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребенка.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные изуче­нию причин наблюдаемых нарушений поведения, окончательной ясно­сти в этом вопросе пока не достигнуто. Предполагается, что на развитие синдрома влияет множество факторов, в числе которых называются:

· органические поражения головного мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекции и пр.);

· пренатальная патология (инфекционные заболевания матери во время беременности, обострения хронических заболеваний, угроза выкидыша и пр.);

· генетический фактор (семейная предрасположенность, особен­но по линии отца);

· психосоциальные факторы, действующие на ребенка до его рождения (стрессы и психотравмы, испытываемые матерью во время беременности, нежелание иметь данного ребенка, воз­раст родителей);

· заболевания, нарушающие деятельность мозга (астма, частые пневмонии, сердечная недостаточность и др.);

· особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активизирующих систем ЦНС);

· влияние неблагоприятных факторов внешней среды (предпо­лагается, что поступление свинца в организм детей даже в не­значительном количестве может вызывать подобные наруше­ния);

· социальные факторы (непоследовательность, отсутствие сис­темы воспитательных воздействий и пр.).

Существует теория, согласно которой факторами риска для фор­мирования синдрома дефицита внимания с гиперактивностью явля­ются воздействия пищевых токсинов или аллергенов. Однако в ходе тщательных исследований эта теория не подтвердилась.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...