Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика гиперактивного ребенка

Для определения диагноза должна быть проведена обязательная комплексная диагностика, которая включает в себя медицинское и психолого-педагогическое обследования.

Врач проводит оценку состояния ребенка, наличия отклонений в развитии, нарушений восприятия и речи, а также слуха и зрения. В сложных случаях проводится специальное неврологическое обсле­дование (И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова, 2001).

В международной классификации болезней 10-го пересмотра вы­деляются клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей, на которые опирается специалист в процессе диагностики:

Невнимательность. По меньшей мере 6 симптомов невниматель­ности из числа следующих сохраняются на протяжении минимум 6 месяцев в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптивности и не согласуется с уровнем развития ребенка:

1) часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в школьной про­грамме, работе или другой деятельности;

2) часто не удается поддерживать внимание на заданиях или иг­ровой деятельности;

3) часто заметно, что ребенок не слушает того, что ему говорится;

4) ребенок часто неспособен следовать инструкциям или завер­шать школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за оппозиционного поведения или неспособ­ности понять инструкции);

5) часто нарушена организация заданий и деятельности;

6) часто избегает или очень не любит заданий, таких как домаш­няя работа, требующая постоянных умственных усилий;

7) часто теряет вещи, необходимые для выполнения определен­ных заданий или деятельности, таких как школьные вещи, ка­рандаши, книги, игрушки или инструменты;

8) часто легко отвлекается на внешние стимулы;

9) часто забывчив в ходе повседневной деятельности.

Гиперактивность. По меньшей мере три симптома гиперактивнос­ти из числа нижеперечисленных сохраняются на протяжении мини­мум 6 месяцев в такой степени выраженности, которая свидетельству­ет о плохой адаптивности и не .согласуется с уровнем развития ребенка:

1) часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте;

2) покидает свое место в классной комнате или в другой ситуа­ции, когда требуется оставаться сидеть;

3) часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это явля­ется неуместным (в подростковом возрасте может присутство­вать лишь чувство беспокойства);

4) часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения в тихом проведении досуга;

5) обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной актив­ности, на которую существенно не влияют социальные ситуа­ция и требования.

Импульсивность. На протяжении минимум 6 месяцев сохранялся по меньшей мере один из следующих симптомов импульсивности в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адап­тивности и не согласуется с уровнем развития ребенка:

1) часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы;

2) часто неспособен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в иг­рах или групповых ситуациях;

3) часто прерывает других или вмешивается (например, в разгово­ры или игры других людей);

4) часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения.

Начало расстройства не позднее 7-летнего возраста.

Общий характер расстройства. Приведенные критерии должны выявляться не в единственной ситуации, например, сочетание невни­мательности и гиперактивности должны отмечаться как дома, так и в школе или в школе и другом учреждении, в котором наблюдается ре­бенок, в частности в клинике. (Для выявления кросс-ситуационного ха­рактера расстройства обычно требуется информация не только из од­ного источника; сообщения родителей о поведении в классе, например, вряд ли будут достаточны).

Для постановки диагноза необходимы: подробный анамнез жиз­ни и данные о поведении в настоящее время. В контексте сбора анам­неза полезно составить хронологическую таблицу, в которой была бы отражена последовательность возникновения симптомов. Информа­цию надо стараться получить от всех, кто знает ребенка (родители, опекуны, учителя). Также для диагностики СДВГ разработаны опросники для родителей и педагогов (приложения 10 и 11).

В контексте сопровождения ребенка в ДОУ обязательным явля­ется психолого-педагогическое обследование, которое включает в себя беседу, анкетирование родителей и других членов семьи, наблюдение за ребенком, исследование его психических функций (память, внимание, мышление). В ходе такого обследования выяв­ляется:

· уровень развития когнитивных функций (внимания, памяти, мышления);

· эмоциональные особенности;

· уровень сформированности двигательной сферы;

· личностные особенности;

· социальные условия жизни;

· особенности поведения дома и в детском саду.

Наиболее эффективным в диагностике гиперактивного ребенка является структурализированное наблюдение. В качестве примера можно предложить план наблюдения, предложенный американски­ми психологами (приложение 12).

В обследовании кроме стандартных психологических методик оценки внимания памяти и мышления могут использоваться нейро-психологичгские методики: экспресс-диагностика памяти «Лурия-90», разработанная Э. Г. Симерницкой (1991), пробы на уровень раз­вития произвольных движений А. Р. Лурии и Н. И. Озерецкого в обработке Л. С. Цветковой (1998).

Неврологическое исследование является обязательным в диагно­стировании синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Хотя при исследовании неврологического статуса у детей с данным синд­ромом не определяется выраженной очаговой неврологической сим­птоматики, его картина имеет ряд особенностей: расстройства фун­кций глазодвигательных нервов, изменения мышечного тонуса преимущественно по типу гипотонии, нарушения в координацион­ной сфере (Н. Н. Заваденко).

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...