Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Третий уровень речевого развитияФонетико-фонематические нарушения. Нарушение звукопроизношения чаще всего носит полиморфный характер. Патология охватывает 4-6 групп звуков (шипящие, свистящие, сонорные, аффрикаты, мягкие и твердые, звонкие и глухие). Многие дети с ОНР не дифференцируют акустически или артикуляторно сходные звуки. Это говорит о несформированности фонематического слуха, неподготовленности артикуляционного аппарата к произнесению звуков речи. Искажается звуковая и слоговая структура слова. Лексика. В норме словарь ребенка 5 лет составляет 2200 слов (А. Штерн). У детей с ОНР отмечается ограниченный словарный запас (Б. Н. Гриншпун, В. А. Ковшиков и др.), значительное расхождение в объеме активного и пассивного словаря. Пассивный словарь детей с ОНР близок к норме: они понимают значения многих слов, указывают на названные взрослым картинки, предметы, но употребление слов в экспрессивной речи, их актуализация затруднена. Бедность словаря проявляется в незнании, казалось бы, простых слов (ромашка, названия предметов мебели, виды транспорта, названия продуктов и т. д.). Особенно страдает предикативный словарь, словарь прилагательных. У детей с третьим уровнем речевого развития прилагательные в активной лексике присутствуют, но чаще всего это качественные прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину (большой, маленький), некоторые свойства предметов (горький, сладкий, горячий). В предикативном словаре дошкольников преобладают глаголы обиходно-бытовой тематики (идет, взял, положил, играть, поет, смеется, кушает...). Такие глаголы, как ползет, двигается, приставочные: перешел, отъехал и т. д. в речи не используют; почти не употребляют существительные, обозначающие профессии (парикмахер, фотограф, художник), притяжательные прилагательные (лисий, медвежий). У детей с общим недоразвитием речи частой ошибкой является смешение слов, как по звуковым признакам, так и по смысловым (соль-моль, трясет (дерево) — бьет и т. д.). Дети неправильно употребляют многие слова в речи (клубника растет на рынке, водитель ремонтирует машины). Грамматические категории. Наиболее распространенными ошибками являются: · бедность словаря обусловливает неумение различить и выделить общность смысловых корней, отмечается довольно большое количество ошибок в словоизменении (зеркалы, нет мебеля...), употреблении падежных окончаний, смешение временных и видовых форм глагола; · нарушается синтаксическая связь в предложении; · неправильное согласование частей речи (красный машина, Миша пошла, семь конев, пять рыбков и т. д.); · почти не употребляют в речи предлоги, особенно сложные: из-за, из-под, или употребляют неверно. (Мальчик достал карандаш из (из-под) стола. Ручка лежит в (под) книге и т. д.) Связная речь. В активной речи дети чаще всего пользуются простыми предложениями или отдельными словами. Неумение обозначить словами причинно-следственные связи приводит к тому, что дети не могут составить логичный рассказ, полно и развернуто ответить на вопрос, отсутствует четкость и последовательность изложения. Дети испытывают затруднения в заучивании стихов, пересказе даже знакомых текстов. Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, исследуя детей с ОНР, выявили клинические разнообразия проявлений общего недоразвития речи и схематично разделили их на три группы. Первая группадетей — несложный вариант общего недоразвития речи. Наблюдаются лишь признаки ОНР без нарушений нервно-психической деятельности. Вторая группадетей — осложненный вариант общего недоразвития речи церебрально-органического генеза. ОНР сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Среди неврологических синдромов авторы Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева выделяют следующие.
Третья группа— стойкое специфическое речевое недоразвитие, которое клинически называется моторная алалия. Имеют место сложные дизонтогенетические — энцефалопатические нарушения. При моторной алалии выраженное недоразвитие всех сторон речи. Страдает фонематическая, лексическая, синтаксическая, морфологическая стороны речи, все виды речевой деятельности и все формы устной и письменной речи. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции,тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, неустойчивость, х ограниченные возможности его распределения. У детей снижена вербальная память, низкая продуктивность запоминания. Они забывают последовательность заданий, сложные инструкции. Дошкольники с ОНР с трудом овладевают анализом, синтезом без специального обучения, отстают в развитии словесно-логического мышления. Если общее недоразвитие речи сочетается с такими нарушениями, как дизартрия, алалия, то могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость, выполнение движений по словесной инструкции), недоразвитие мелкой моторики; снижен интерес к игровой деятельности. Часто страдает эмоционально-волевая сфера: дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свое пожелание; повышенная обидчивость и ранимость. Таким образом, учитывая вышеперечисленные особенности детей с ОНР, для более успешной коррекции речевых нарушений необходимо: · согласование путей коррекционно-логопедического воздействия со службой сопровождения ДОУ; · речевое, познавательное, деятельностно-практическое, эмоционально-ценностное развитие ребенка осуществлять с опорой на наиболее сохранные анализаторы, учет компенсаторных возможностей, создание комфортных условий для обучения, воспитания и развития. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-09-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |