Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие навыков фонематического анализа и синтеза

Фонематический анализ и синтез — это умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова. (Логопедия /Под. ред. Л. С. Волковой, 1998).

Начинается эта работа с того, что дошкольников учат слышать и определять количество гласных звуков в одно-, двух-, трехсложных словах и, соответственно выделять количество слогов. Детей учат вы­кладывать кружочки по количеству гласных звуков. Например, сло­во машина:

Затем дети определяют количество слогов в слове, составляют схе­мы слогов, самостоятельно чертят эти схемы и изображают в каждом слоге гласные звуки. Например, машина:

Затем детей учат:

· определять отдельные звуки в словах («подними кружок, если услышишь звуку»; «подними квадратик, если услышишь м»);

· различать звуки по качественным характеристикам (звонкость-глухость, твердость-мягкость).

Для того чтобы дети правильно дифференцировали звонкие и глу­хие согласные, у них необходимо сформировать правильное речевое дыхание, умение чувствовать работу голосовых связок.

При различении твердых и мягких согласных необходимо обратить внимание детей на положение органов артикуляции (спинку языка). Они должны не только услышать, но и почувствовать мягкий звук.

Ознакомившись со звуком, дети учатся устанавливать его нали­чие или отсутствие в словах, находят слова с заданным звуком в пред­ложениях, в текстах. Тексты взрослый зачитывает вслух.

Далее детей учат определять позицию звука в слове (начало, сере­дина, конец), подбирать слова с заданным звуком. Особое внимание нужно обратить на артикуляцию и место в слове гласных звуков. Дети зачастую довольно хорошо опознают в слове последний согласный звук, но не слышат последний гласный, что впоследствии влияет на правильность употребления в речи падежных окончаний существи­тельных, прилагательных.

При работе над дифференциацией речевых звуков необходимо помнить, что полноценное формирование фонематического воспри­ятия слуха может происходить только в том случае, если идет одно­временная работа по уточнению ненарушенных звуков и воспитанию неправильно произносимых.

Дифференциация смешиваемых звуков осуществляется в следу­ющей последовательности:

· отрабатывается артикуляция и восприятие отрабатываемого звука;

· звук вводится в слоги, короткие слова;

· звук вводится в слова различной слоговой структуры;

· в предложения;

В этой же последовательности отрабатывается другой смешивае­мый звук.

· дифференциация фонем изолированно;

· фонемы вводятся в слоги, слова;

· в предложения, связную речь (используются картинки, игруш­ки, силуэты на фланелеграфе, сигналы и т. д.).

После того как дети усвоили простые формы звукового анализа, начинается работа по формированию полноценного звукового ана­лиза слов. Детей учат определять последовательность и количество звуков сначала в слогах (ау, ма, ам), затем в словах разной слоговой структуры (мак, рыба, окно, стол, крыша, лампа, фартук, машина и т. д.). Сложный фонематический анализ осуществляется по гото­вой условно-графической схеме, с опорой на цифровой ряд. Затем детям предлагается анализировать звуковой состав слов, используя различные схемы (схемы слов по Л. Н. Ефименковой; схемы звуков по методике Т. А. Аристовой).

Слова-действия обозначаются двумя линиями, слова-призна­ки — волнистой. По мере усвоения фонематического анализа слов, произносительной системы языка вводится и буквенное обозначе­ние звуков.

Необходимо помнить, что процесс формирования фонетико-фонематического строя речи и подготовки детей с ОНР к школе носит специфичный характер:

· во-первых, изменяется порядок усвоения звуко-букв, т. к. осо­бенности речевого развития дошкольников не дают возможно­сти использовать общепринятую в большинстве методик по­следовательность изучения букв;

· во-вторых, речевой материал должен состоять только из авто­матизированных (пройденных) звуков (приложение 20).

Поэтому распределение задач по годам обучения должно исходить из результатов диагностики.

Большое внимание в этот период уделяется развитию мелкой мо­торики пальцев. М. М. Кольцова в своей книге «Двигательная актив­ность и развитие мозга ребенка» указывает на влияние кинестетичес­ких импульсов рук на совершенствование морфологического и функционального формирования речевых областей. Она особо под­черкивала, что «влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области». Поэтому придается такое большое значе­ние развитию мелких движений рук там, где речевое развитие отстает от возрастной нормы. Игры, упражнения по развитию мелкой мото­рики, рекомендуемые специалистами, указаны в списке литературы.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...