Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование лексико-грамматического строя речиПланируя работу по развитию лексики и грамматики, необходимо учитывать закономерности формирования словаря в онтогенезе, его особенности у детей с речевой патологией. Основные направления обучения: 1) Систематическая работа по расширению словарного запаса в процессе развития представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности. 2) Уточнение конкретных понятий. 3) формирование предметной соотнесенности слов, выделение действий, признаков и т. д. 4) Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка. 5) Подготовка к овладению грамотой. Работа по расширению словарного запаса и грамматических категорий осуществляется и логопедом и воспитателем. В словарь детей помимо слов, обозначающих конкретные предметы, признаки, действия, вводятся синонимы, омонимы, антонимы; детей знакомят с многозначностью слов. Обогащению словаря и развитию грамматического строя речи в огромной степени способствует обучение детей навыкам словообразования и словоизменения. При лексическом подходе логопед и воспитатель решают задачи коррекционного воздействия в рамках одной лексической темы. При лексико-грамматическом подходе' воспитатель знакомит на занятиях по развитию речи и в других видах деятельности со словарем по темам, определенным программой воспитания и обучения, а логопед, используя разнообразный речевой материал, работает над формированием грамматических категорий. ______________________________________________________________ 1 Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — СПб, 1999. Грамматические темы логопед записывает в тетрадь связи для воспитателя. Воспитатель включает грамматические задания в занятия по развитию речи, в игры, осуществляет систематический контроль за правильным употреблением форм слова в потоке речи. Предлагаются следующие лексико-грамматические темы, над которыми работает воспитатель и логопед (табл. 6). Детей учат понимать формы слова и их связи в предложении, отвечать на вопросы и составлять предложения по моделям. Мы предлагаем вариант планирования работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, составленный логопедами Санкт-Петербурга (приложения 17, 18); рекомендации к анализу занятий педагога (приложение 19). Развитие связной речи Одной из важнейших задач коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР является обучение их связной речи. Дети должны научиться грамотно и последовательно излагать свои мысли, пользоваться и диалогической и монологической речью, т. е. они должны овладеть навыками речевого общения, речевой коммуникации. Для того чтобы дети могли планировать развернутые высказывания, выделять смысловые звенья художественного текста, последовательно передавать в своем рассказе те или иные события, правильно пользоваться грамматическим оформлением речи, необходимо целенаправленно активизировать и развивать психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), тесно связанные с формированием связной речи. В. П. Глухов выделяет основные задачи при обучении детей грамматически правильной связной речи. · Коррекционное формирование и включение в «речевой арсенал» детей языковых (морфолого-синтаксических, лексических) средств построения связных высказываний. · Усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения. · Обеспечение достаточной речевой практики как основы практического усвоения важных закономерностей языка, освоения языка как средства общения. Подробно методики обучения связной речи детей с ОНР описаны авторами В. П. Глуховым, Л. Н. Ефименковой, Н. С. Жуковой, Е. М. Масткжовой, Т. Б. Филичевой, Т. А. Ткаченко, Н. И. Кузьминой, В. И. Рождественской, В. И. Бадаевой и др. Это и обучение детей составлению рассказов по наглядному восприятию, описательных рассказов, рассказов и сказок по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок, творческих рассказов, пересказу художественного произведения, заучиванию стихов и т. д. Помимо традиционных методов, приемов можно использовать кукольный театр (кукол дети могут сшить с родителями), пальчиковый театр, фланелсграф, приемы игровой сказкотерапии. Работа с куклами способствует развитию мелкой моторики пальцев, умению выразительно манипулировать персонажами, подражать их голосу, интонации, вести диалог. Восторг от общения со сказкой, от сознания того, что «у меня получилось», благотворно влияет на эмоциональный фон ребенка. С другой стороны — зависимость каждого члена действа друг от друга вырабатывает у детей дисциплинированность и ответственность. Очень интересной работой, способствующей развитию речи, является комментированное рисование. Детям предлагается: Представьте себе долину. Справа и слева возвышаются два холма. Между ними течет извилистая река. Над рекой склонилась плакучая ивушка. За рекой стоит дом. Из трубы струится дым. От реки к дому вьется тропинка. По тропинке идет девочка (дать ей имя). Она- встречает папу. Он и собака Шарик сидят в лодке. Лодка подплывает к берегу. Под диктовку взрослого ребенок рисует или изображает схематично текст. По ходу рисования он отвечает на вопросы: где течет речка? (речка течет между холмами). Что склонилось над рекой? (над рекой склонилась плакучая ивушка) и т. д. После того как ребенок изобразил все, что ему предложил педагог, он составляет последовательный рассказ. Такая работа способствует не только развитию умения составлять рассказ, но и употреблению пр'едложно-падежных конструкций. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-09-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |