Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОУ

Эффективное функционирование любой системы, в том числе и педагогической, возможно только при рационально организованном управлении системой, руководстве ею.

Любое дошкольное образовательное учреждение возглавляет за­ведующий — его лицо и душа. На нем лежит моральная и профессио­нальная ответственность за все, что делается в детском саду, как чув­ствуют себя в нем педагоги и воспитанники. Руководить коллективом педагогов — постоянно создавать такие условия, чтобы каждый член детско-педагогического коллектива хотел и мог самым наилучшим образом, с большим желанием выполнять свои обязанности в общей деятельности и чтобы его деятельность приносила ему эмоциональ­ное удовлетворение (Л. М. Фридман, 2001).

Заведующий ДОУ не только руководитель, но и воспитатель педаго­гического коллектива. Педагогический коллектив — сложное социально-педагогическое явление. Его формирование имеет свои трудности, поскольку речь идет об объединении людей с уже сложившимися взгля­дами, оценками, стереотипами мышления; личностными качествами. Мастерство руководителя проявляется в сплочении коллектива на ре­шение стоящих перед ДОУ задач, при этом не подавляя индивидуаль­ности каждого, всячески поощряя самостоятельность и инициативу.

Каждый управленческий акт, проявляясь в своих специфических формах и методах, должен быть проникнут педагогической целесо­образностью, прогрессивными идеями современной образовательной системы, пониманием роли и значения дошкольного образования в развитии и становлении современного общества.

В последние годы в теории и практике управления образователь­ными системами большое внимание уделяется созданию и работе с «командами» внутри педагогического коллектива. Одной из таких «команд» является служба сопровождения ребенка (ССР). Многоаспектные исследования организации процесса сопровож­дения показывают, что результативность сопровождения во многом зависит от «команды» специалистов, их профессионализма и компе­тентности, умения работать в коллективе, личных качеств.

По классификации А. К. Колеченко (2001) процесс сопровожде­ния может быть: непосредственным (прямым); опосредованным (косвенным).

Под прямым сопровождением А. К. Колеченко понимает непо­средственное взаимодействие сопровождающего с сопровождаемым. Под косвенным сопровождением автор понимает опосредованное влияние сопровождающих на сопровождаемых. Это влияние во мно­гом зависит от того, какая «команда» сопровождающих работает, как они взаимодействуют друг с другом, как организован процесс управ­ления этой «командой».

Эффективные команды не возникают сами по себе, они создаются целенаправленно, и управление ими должно строиться на смешанной основе. Системный подход предполагает сознательное и планомерное управление. Устанавливаются связи между сферами управления, вы­двигается главная цель, затем в соответствии с ней формируются час­тные промежуточные цели, ставятся задачи, продумываются пути и сроки их решения, распределяются силы, выделяются средства, орга­низуется работа, осуществляется контроль. Схематически системный подход можно представить в виде следующей цепочки:

цель —> ресурсы —> план —> решение —> реализация —> контроль.

Существует несколько теорий и моделей, рассматривающих про­цесс формирования и развития «команды». Во всех предлагаемых моделях управляет созданием «команды», сопровождает ее станов­ление и развитие руководитель учреждения — заведующий ДОУ. В управленческом аспекте — это «ведущий сопровождающий». Од­ной из наиболее приемлемых и практически оправданной моделью является модель Такманна, которая представлена в табл. 7.

Кратко раскроем содержание управления (сопровождения) «ко­мандой» на каждом этапе.

I этап.Знакомство.

Казалось бы, зачем этот этап в становлении «команды» — все хо­рошо знают друг друга, знают профессиональные и личностные качества каждого члена создаваемой команды, т. к. работают в одном образовательном учреждении. Речь идет не о формальном знаком­стве, а о постановке единой цели команды, принципах и правилах реализации этой цели; определении своего места в выполнении це­лей команды; статусных отношениях в команде и роли каждого спе­циалиста.

Основная особенность этого этапа — «осознание». Осознание сво­его членства в команде, осознание общекомандных целей и задач.

В контексте идеологии сопровождения — это осознание необхо­димости работы в новой логике, в новой структуре. Переход от инди­видуальной работы в области своих профессиональных знаний к ко­мандно-профессиональной работе в области мультидисциплинарных (комплексных) знаний.

II этап.Конфликт.

Это «штормовой» этап развития команды и один из самых труд­ных. Обмен мнениями неизбежно приводит к поляризации различ­ных точек зрения и сопротивлению отдельных членов команды установленным на первом этапе статусным отношениям и нормам. В «ко­манде» сопровождающих этот этап часто выливается в «сопротивле­ние» опытных педагогов малоопытным психологам, часто не имею­щим достаточную теоретическую подготовку и опыт работы с проблемами ребенка и родителей. Между членами команды возни­кают затруднения коммуникативного характера, эмоции, которые первоначально скрывались, выплескиваются наружу.

Роль руководителя (сопровождающего) — помочь команде пре­одолеть этот кризис и в плане развития взаимоотношений в коман­де, распределения ролей, и в плане прояснения позиций каждого, уточнения командных задач.

IIIэтап.Сотрудничество.

Этот этап называют также нормативным. Его главная отличитель­ная черта — развитие сотрудничества, а основная цель — создание бла­гоприятного микроклимата в работе команды. Это наиболее результа­тивный этап в работе команды. Члены команды начинают понимать, что ее успех становится возможным только при объединении индиви­дуальных возможностей каждого специалиста, его ресурсов. Команда сопровождающих говорит «на одном языке», определяя проблемы ре­бенка и пути их коррекции. Особенно заметны результаты сотрудни­чества при подготовке и проведении консилиумов. Команда состоялась!

IVэтап.Результативная работа.

Уже само название этапа подчеркивает, что самый результативный этап работы команды — этап достижения реальных результатов. Сложной, трудной, но весьма важной задачей руководителя ДОУ (со­провождающего команду) является развитие у членов команды (спе­циалистов службы сопровождения) рефлексивной деятельности. Ра­бота специалиста — это творческая деятельность; он не возможен без самоанализа проделанных шагов, без оценки получаемых результа­тов в сравнении с поставленными задачами, без соответствующей коррекции и задач, и путей их реализации.

V Этап.Расформирование.

В контексте логики сопровождения этот этап правильнее назвать этапом перехода на более высокий уровень командной работы: под­ведение итогов; переосмысление целей и задач с позиций проделан­ной работы; отбор наиболее целесообразных и результативных техник и методик сопровождения детей с разными проблемами.

Эффективность команды зависит от многих взаимосвязанных факторов. Это и четко сформулированные реальные цели, и хоро­ший микроклимат в команде, психологическая совместимость ее чле­нов, и создание возможностей для профессионального роста специ­алистов. Но прежде всего — это эффективное руководство командой, сопровождение каждого ее специалиста и «команды сопровождаю­щих» как целостного коллектива единомышленников.

Основной задачей сопровождения «команды сопровождающих» является организация взаимодействия специалистов. Как показали исследования Н. Н. Федоровой (2002), можно выделить объективные (окружающая ситуация) и субъективные (личностные качества субъек­тов взаимодействия) факторы успешного взаимодействия. В техноло­гии организации взаимодействия специалистов службы сопровожде­ния можно выделить следующие компоненты:

1. Создание службы сопровождения ребенка (ССР) как организа­ционной структуры ДОУ:

· определение целей и задач;

· определение состава;

· назначение руководителя;

· утверждение основных направлений работы;

· согласование и утверждение режима работы.

2. Формирование профессиональных организационных и субор­динационных отношений между субъектами службы сопровож­дения; организация динамических связей между специалиста­ми в процессе работы.

3. Создание и поддерживание в коллективе сопровождающих ат­мосферы всеобщей заинтересованности в результатах труда; вза­имопонимания и взаимного уважения к профессиональным и личностным качествам коллег.

4. Создание условий для результативного труда «команды», исхо­дя из профессиональных требований к работе каждого специа­листа.

5. Обучение специалистов в новой логике взаимодействия; в ме­тодологии комплексности и мультидисциплинарности в реше­нии проблем ребенка и его семьи.

6. Внесение корректив в работу команды, необходимых для по­вышения результативности. Руководитель ДОУ и службы сопровождения в нем должен обла­дать «административной» установкой (А. Файоль), быть компетент­ным не только в области управления, но и в области дошкольной пе­дагогики, психологии, медицины для успешной организации взаимодействия специалистов друг с другом, специалистов и других участников воспитательного процесса (воспитателей, родителей).

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...