Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ДОУ В ИДЕОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ

Комплексное сопровождение развития ребенка предполагает ре­ализацию принципа мультидисциплинарности не только в диагнос­тике и коррекции развития ребенка, но и мультидисциплинарность «команды» специалистов службы сопровождения. Ведущие роли в этой «команде» принадлежат педагогу (в широком понимании этой профессии: педагог-дефектолог, воспитатель, социальный педагог, педагог дополнительного образования и др.) и психологу. А поэтому от грамотного профессионального взаимодействия практического психолога с педагогическим коллективом во многом зависит эффек­тивность работы службы сопровождения.

В образовательном учреждении главным лицом всегда будет пе­дагог. Его профессиональное мастерство, эрудиция, культура явля­ются решающими факторами в результативности работы по разви­тию индивидуальности человека и субъективного начала в нем, наиболее полному раскрытию индивидуальности ребенка (И. В. Дуб­ровина, 1991). В системе сопровождения педагог является одним из главных «сопровождающих»: он реализует рекомендации консилиу­ма в повседневной работе с ребенком. Таким образом, педагог — один • из субъектов сопровождения развития ребенка.

Однако очень часто педагог сталкивается с проблемами, которые не может решить самостоятельно. Проведенные исследования пока­зали, что от 47 до 70% (Гонеев А. Д., 1999) педагогов испытывают труд­ности в воспитательной и коррекционной работе с различными ка­тегориями -детей, имеющих отклонения в развитии и поведении. Педагоги часто не умеют установить контакт с ребенком, наладить доверительные отношения с ним. Им трудно управлять воспитатель­ной ситуацией, у них замедленная реакция при принятии решений.

Они не умеют находить нестандартные приемы в решении воспита­тельных задач.

Педагогам нужна поддержка — «сопровождение» со стороны ад­министрации, коллег и психологов. Следовательно, педагог являет­ся не только субъектом, но и объектом сопровождения.

Реально «сопровождение сопровождающего» заложено, прежде всего, в организации взаимодействия между управленцами, педаго­гами и психологами в совместно организованной деятельности по со­зданию благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей в системе ДОУ.

В системе этого взаимодействия очень четко определяются цели и методы работы каждого субъекта сопровождения, что представле­но в табл. 8 (Н. В. Клюева, 2000).

В имеющейся психолого-педагогической литературе отмечается, что наряду с организацией взаимодействия между всеми субъектами сопровождающих существенную роль в эффективности коррекционно-развивающей работы с ребенком играет психологическое обес­печение педагогического процесса. Основным «сопровождающим» педагога в этой ситуации является психолог. Очень часто, однако, взаимопонимание «сопровождаемого» и «сопровождающего» ослож­няется. Педагог и психолог иногда говорят на разных «языках», т. к. сфера научно-психологического знания отчуждена от педагогичес­кой и психологической практики: часто педагоги в рекомендациях психологов не находят ответа на сущностно важные для себя вопро­сы: как поступать в той или иной реальной проблемной ситуации, на что должна быть направлена коррекционно-развивающая деятель­ность педагога в работе с конкретной проблемой конкретного ребен­ка в конкретной ситуации его бытия.

Педагоги порой проявляют психологическую «безграмотность»: не знают возрастных и психологических особенностей детей, психоло­гии управления детским коллективом и группой и др.

Таким образом, «психологическая некомпетентность» педагогов и «педагогическая малограмотность» психологов часто служат при­чиной их разговора на «разных» языках, что не способствует эффек­тивности совместной работы в логике сопровождения.

Следовательно, еще одним направлением работы по повышению эффективности сопровождения будет: повышение психологической компетентности педагога; расширение знаний основ педагогики у психологов.

В литературе (Р. В. Овчарова, 1999, И. В.Дубровина, 1991) доста­точно хорошо раскрыты направления такой работы через организа­цию семинаров, «круглых столов», дискуссий, курсов повышения ква­лификации и др. Нам же хочется особо подчеркнуть, что без взаимопонимания и «разговора» на понятном для всех языке не мо­жет состояться командная работа в идеологии сопровождения.

Психолог и педагог существенно различаются по своим профес­сиональным позициям. Однако эти различия не должны препятство­вать их конструктивному сотрудничеству. Психолог (в силу особен­ностей своей профессии) должен первым сделать шаг навстречу педагогу: помочь разобраться, проанализировать и найти пути реше­ния проблем в сферах профессиональной деятельности педагога:

· «Педагог—ДОУ» (взаимодействие с администрацией и колле­гами по работе);

· «Педагог — группа» (общение со всей группой детей, малой группой);

· «Педагог — ребенок» (диалоговое общение с ребенком и его родителями);

· «Я — педагог» (профессиональная саморегуляция и личная пси­хотехника).

В каждой из этих областей, составляющих профессиональную де­ятельность педагога, психолог может помочь педагогу в решении его проблем:

· поддержать в раскрытии индивидуальности педагога, не дать ему «потерять свое лицо», «устать от профессии педагога», что чревато для педагога нервными срывами;

· раскрыть «секреты» общения с большой и малой группой детей-дошкольников разного возраста; найти свой стиль общения с детьми, соответствующий индивидуально-психологическим осо­бенностям педагога, чтобы постоянный контроль над своим «правильным» поведением не привел к изматывающей усталос­ти, частым головным болям и другим проблемам со здоровьем;

· помочь правильно выбирать коммуникативную позицию в об­щении с ребенком и его родителями; чувствовать ритмику раз­говора, владеть приемами «Я-сообщения», компромисса, ин­дивидуализации педагогических воздействий и др.

Наиболее эффективными формами организации помощи педаго­гу являются педагогические тренинги и индивидуальные консультации.

Педагогический тренинг направлен на развитие личностных и профессионально значимых качеств педагогов и формирование у них навыков эффективного взаимодействия с учащимися, их родителя­ми; администрацией и коллегами по работе. Проводить его имеет право только сертифицированный специалист-тренер.

Индивидуальные консультации проводятся по запросу (просьбе) педагога и фиксируются в специально разработанном протоколе пос­ле работы с педагогом — «клиентом». Содержание протокола конфи­денциально и используется психологом только для психотерапевти­ческой работы с данным «клиентом». На протоколе не должно быть фамилии, имени, отчества педагога, а проставляется код или гриф, понятный только консультирующему. Приведем пример протокола включенного наблюдения, разработанный Натальей Самоукиной (1997).

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...