Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опросник 1. Ребенок глазами взрослого

 

Ф. И. О. ребенка _______________ Возраст__________ Дата заполнения_________

Заполнил: родитель, психолог, педагог_____________________________________

Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0 — нет проявлений агрессивности, 1 — прояв­ления агрессивности наблюдаются иногда, 2 — часто, 3 — почти всегда, 4 — непрерывно. Добавьте те, которые не указаны.

 

Чтобы определить уровень агрессивности у ребенка по результа­там данной анкеты, следует сложить полученные баллы:

· уровень I:от 0 до 65 баллов — вероятнее всего, у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций аг­рессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью;

· уровень II:от 65 до 130 баллов — есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением;

· уровень III:от 130 до 195 баллов — ребенку требуется значи­тельная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций;

· уровень IV:от 195 до 260 баллов — психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияния на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.

Приложение 8

АГРЕССИВНОСТЬ

Опросник 2. Виды, направленность, чувствительность к присутствию других

Ф. И. О. ребенка _________Возраст_____ Дата заполнения______________

Заполнил: родитель, психолог, педагог _________________________

Заполните таблицу ситуационно-личностными реакциями агрессивно­сти у ребенка: 0 — нет проявлений агрессивности, 1 — проявления агрес­сивности наблюдаются иногда, 2 — часто, 3 — почти всегда, 4 — непре­рывно. Дополните недостающие реакции.

 

Приложение 9

ИГРЫ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЛЯ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

ОБЗЫВАЛКИ»

Цель Эта игра вносит оживление в группу, помогает выплеснуть гнев в приемлемой форме, полезна не толь­ко для агрессивных, но и для обидчивых детей. Кроме того, игра может помочь воспитателю провести заня­тие по классификации.

Содержание Игра проходит в два этапа. На первом этапе участники игры, передавая мяч по кругу, называют друг друга разными необидными словами (заранее обго­варивается условие, какими обзывалками можно пользоваться, это могут быть названия овощей, фрук­тов, грибов или мебели), но говорят эти слова друг другу сердито, с недовольством — ругаются. Каждое обращение должно начинаться со слов: «Аты,... мор­ковка!» На втором этапе дети, передавая мяч, говорят своему соседу то же слово только в уменьшительно-ласкательной форме: «Ах ты, морковочка!»

Примечание Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе, а перед началом следует предупредить детей, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

Ограничение Не следует начинать коррекционную работу с этой игры, если в группе играющих присутствуют дети со склонностью ккривлянию, «дурашливому» поведению.

МАСКИ»

Цель Научить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев.

Содержание Необходимы краски и бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участ­ник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время. Можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.

Примечание Чтобы закрепить маски на лице, лучше использовать липкую ленту или пластырь.

ГНОМИКИ»

Цель Игра способствует развитию чувства эмпатии, сочувствия и желания помочь.

Содержание Для игры нужны колокольчики по числу участников (5—6). Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть).

Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого гномика есть волшебный колокольчик, и, когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу — он может загадать любое желание, которое ког­да-нибудь исполнится. Дети получают колокольчики (одному из них достается испорченный). «Давайте по­слушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть и загадывать свое жела­ние, а мы будем слушать». Дети по кругу звенят свои­ми колокольчиками, но вдруг оказывается, что один из них молчит. «Что же делать? У Коли не звенит его колокольчик! Это такое несчастье для гномика! Он те­перь не сможет загадать желание... Может, мы его раз­веселим? Или подарим что-нибудь вместо колоколь­чика? Или попробуем выполнить его желание? (Дети предлагают свои решения.) А может, кто-нибудь ус­тупит на время свой колокольчик, чтобы Коля мог по­звенеть им и загадать свое желание?»

Обычно кто-нибудь из детей предлагает свой ко­локольчик, за что, естественно, получает благодар­ность товарища и одобрение взрослого.

СНЕЖКИ»

Цель Игра способствует снятию мышечного напряжения, дает возможность в приемлемой форме выплес­нуть свой гнев.

Содержание Для проведения игры необходимо сделать «снежки» из ваты и бумаги (по 4—5 на каждого участника). В просторном помещении (лучше в спортивном зале) все «снежки» рассыпаются по полу. В «снежной бит­ве» участники игры пытаются нападать и защищать­ся. Необходимо объяснить, что попадание «снеж­ком» — это может быть немного больно, но таким образом можно стать отважным, сильным, смелым по­бедителем.

ДА И НЕТ» (К. Фопель)

Цель Игра направлена на снятие у детей состояния апатии и усталости, на побуждение их жизненных сил. Самое замечательное в этой игре то, что в ней задей­ствован только голос.

Содержание Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом.

Сейчас вы проведете воображаемый бой словами. Ре­шите, кто из вас будет говорить слово «да», а кто - «нет». Весь ваш спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться. Вы можете на­чинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Услышав сигнал ведущего (например, коло­кольчик), остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите внимание на то, как приятно нахо­диться в тишине после такого шума и гама.

Примечание Игра может оказаться особенно полезной для тех детей, которые еще не открыли для себя свой соб­ственный голос как важный способ самоутверждения в жизни.

6. «ТУХ-ТИБИ-ДУХ»(К. Фопель)

Цель Эта игра — еще один рецепт снятия негативных настроений и восстановления сил в голове, теле и сердце. В этом ритуале заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не сме­яться.

Содержание Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, против всего, что портит настрое­ние. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Начните ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух!». После этого про­должайте прогуливаться по комнате. Время от време­ни останавливайтесь перед кем-либо и снова серди­то-пресердито произносите это волшебное слово.

Примечание Чтобы волшебное слово действительно подейство­вало, необходимо говорить его не в пустоту, а опреде­ленному человеку, стоящему перед вами.

СОВМЕСТНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

Для работы с агрессивными детьми могут с успе­хом использоваться различные настольные игры, ко­торые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. Например, игра «Конструктор». Детям предлагается вдвоем или втроем собрать какую-ни­будь фигуру из деталей « Конструктора». По ходу игры взрослый помогает детям решить возникающие кон­фликты и избежать их. После игры возможно проиг­рывание конфликтных ситуаций с нахождением пу­тей выхода из них.

В ходе совместных настольных игр дети овладева­ют навыками совместного бесконфликтного общения.

 

 

Приложение 10

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

Анкета для родителей

Появились ли у ребенка в возрасте до 7 лет следующие признаки, наблюдались ли они более 6 месяцев? Принимается только ответ «Да» (1 балл) или «Нет» (0 баллов).

 

 

Если общее число баллов 8 и более, вам необходимо показать ре­бенка специалисту.

Приложение 11

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

Анкета для педагога

В какой степени выражены нижеперечисленные признаки у ре­бенка?

Проставьте соответствующие цифры: 0 —отсутствие признака, 1 -присутствие в незначительной степени, 2 — присутствие в умерен­ной степени, 3 — присутствие в выраженной степени.

 

 

Если результат 11 и более баллов для девочек и 15 и более баллов для мальчиков, вам необходимо показать ребенка специалисту.

 

 

Приложение 12 СИМПТОМАТИКА

Американские психологи считают, что гиперактивные дети про­являют в своем поведении следующие симптомы:

Невнимание

1. Имеет незаконченные проекты.

2. Отличается нарушением устойчивого внимания.

3. Ребенок слышит, когда к нему обращаются, но не может сфо­кусировать себя.

4. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не закан­чивает его.

5. Имеет трудности в организации.

6. Часто теряет вещи.

7. Избегает задач скучных и тех, которые требуют умственных уси­лий.

8. Часто бывает забывчив.

Сверхактивность

1. Ерзает, как червяк.

2. Проявляет беспокойство (барабанит пальцами, двигается в крес­ле, трудно неподвижно сидеть, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, даже в младенчестве.

4. Находится в постоянном движении (с «мотором»),

5. Очень говорлив.

Импульсивность

1. Отвечает до того, как его спросят.

2. Не способен дождаться своей очереди.

3. Часто вмешивается, прерывает, не может ждать.

4. Плохо сосредоточивает внимание.

5. Импульсивен, не может отложить вознаграждение.

6. Не может регулировать свои действия. Поведение слабо управ­ляемо правилами. Хочет сейчас — и ломает правило.

7. Имеет большую вариативность выполнения заданий (на неко­торых занятиях спокоен, на других — нет, а тесты показывают: у него нет способностей к обучению).

Если в возрасте до 7лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных моментов, воспитатель может предположить (но не поставить диаг­ноз/), что ребенок, за которым он наблюдает, является гиперактивным.

Приложение 13

АН КЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

М. М. Безруких

Приложение 14

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...