Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ИГРЫ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЛЯ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

1. «КЛУБОЧЕК»(Г. Д. Черепанова)

Цель Обучить ребенка одному из приемов саморегуляции.

Содержание Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каж­дым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или де­вочка начинает его сматывать, так сразу же успокаи­вается.

Когда подобная игра станет для ребенка привыч­ной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».

2. «РАЗГОВОР С ТЕЛОМ»(Е. К. Лютова, Г. Б. Монина)

Цель Обучить ребенка-владеть своим телом.

Содержание Ребенок ложится на пол на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашом обводит кон­туры фигуры ребенка. Затем вместе с ребенком рас­сматривает силуэт и задает вопросы: «Это твой силу­эт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел разукрасить свои руки, ноги, тулови­ще? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в определенных ситуациях, например, когда ты спаса­ешься от опасности и др.? Какие части тела тебе осо­бенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть более послушным? Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга».

АРХЕОЛОГИЯ»

Цель Развитие мышечного контроля.

Содержание Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапыва­ет» руку — делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.

4. «ПОСЛУШАЙ ТИШИНУ»(Г. Д. Черепанова)

Цель Развивать внимание гиперактивного ребенка и умение владеть собой.

Содержание По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и т. п. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислу­шаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу (или по желанию) рассказывают, какие звуки они услышали.

БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» (Ю. С. Шевченко)

Цель Игра направлена на развитие распределения внимания.

Содержание Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останав­ливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает до­полнительные мячи. Смысл игры — установить ко­мандный рекорд по количеству мячей в круге.

6. «ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС "МОЖНО"»(Е. К. Лютова, Г. Б. Монина)

Цель С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адре­сует гиперактивному ребенку (а тот их не слышит). Ребенок получит возможность сбросить накопившуюся энергию, а взрослый — способ управлять его по­ведением.

Содержание Договоритесь с детьми, что иногда, когда вы устали или заняты важным делом, в группе будет час ти­шины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но иногда у вас будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т. п.

Примечание «Часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе. Лучше заранее оговорить, какие кон­кретные действия разрешены, а какие запрещены.

7. «РАССТАВЬ ПОСТЫ»(Е. К. Лютова, Г. Б. Монина)

Цель Игра развивает навыки волевой регуляции, воспитывает у ребенка способность концентрировать свое внимание на определенный сигнал.

Содержание Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир хлопнет в ладо­ши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Таким образом командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т. п.).

ПОЖАЛУЙСТА»

Цель Игра быстро учит детей умению быстро переключать свое внимание с одного вида деятельности на дру­гой, помогает им преодолеть двигательный автоматизм.

Содержание Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать раз­ные движения (физкультурные, танцевальные, шуточ­ные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто оши­бется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. п.

Примечание Вместо слова «пожалуйста» можно добавлять и другие слова, например: «король приказал», «Чебурашка просит» и т. п.

Приложение 15

ИГРЫ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЛЯ РАБОТЫ С ЗАМКНУТЫМИ ДЕТЬМИ

ПАРОВОЗИК»

Дети встают в круг. По очереди они выступают в роли ведущего, который показывает определенные движения (без слов). Ведущий как бы паровозик, ко­торый ведет за собой вагоны, повторяющие все его движения. Дети-«вагончики» должны повторить то, что изображает ведущий, и, если он показывает не просто набор движений, а какого-нибудь человека или животное, отгадать, кого он изображает.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ»

Ведущий предлагает детям выполнить следующие движения: поднять брови вверх, сдвинуть их, сильно зажмуриться, широко раскрыть глаза, надуть щеки, втянуть щеки в полость рта.

Ведущий предлагает детям показать жестом слова «высокий», «маленький», «там», «я», «здесь», «он», «толстый» и т. п.

Ведущий предлагает детям произвольно принять условленную позу: показать, как мы выглядим, когда нам холодно, когда у нас болит живот, когда мы не­сем тяжелую сумку и т. п.

НЕДОТРОГИ»

Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисуют карточки с пиктограммами. Необхо­димо обсудить с детьми, что означает каждая пикто­грамма. Например, картинка с изображением улыба­ющегося человечка может символизировать Веселье, с изображением, например, двух одинаковых нарисо­ванных конфет — Доброту или Честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно за­писать на каждой карточке какое-либо положитель­ное качество ребенка (обязательно положительное!).

Каждому ребенку выдается 5—8 карточек. По сиг­налу ведущего дети стараются закрепить на спинах товарищей (при помощи скотча, стикеров и т. п.) все карточки.

По следующему сигналу взрослого дети прекраща­ют игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу».

На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при мно­гократном повторении игры и после проведения об­суждений ситуация меняется. Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточ­ки. Затем можно спросить, что приятнее: дарить хо­рошие слова другим или получать их самому. Как пра­вило, дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех детей, которые совсем не получили карточек или по­лучили совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили, но им бы тоже хотелось получить в подарок карточку.

Воспитатель тоже может принимать участие. Если есть опасение, что какой-то ребенок останется без карточки, воспитатель может предотвратить эту си­туацию, приклеив такому дошкольнику пиктограмму.

ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА»

Цель Упражнение направлено на конкретную проработку, применение «волшебных» средств понимания, раз­витие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

Содержание Упражнение выполняется в парах.

Воспользовавшись «волшебными» средствами по­нимания, дети должны помочь:

1) плачущему ребенку, он потерял мячик;

2) мама пришла с работы, она очень устала;

3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболе­ла мама;

4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку;

5) девочка-соседка попросила тебя сделать ей апп­ликацию...

Примечание Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.

5.«ВОЛШЕБНЫЕ ЗАРОСЛИ»(Р. Р. Калинина, 1997)

Цель Снятие телесных барьеров, развитие умения добиваться своей цели приемлемыми способами общения.

Содержание Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшими­ся друг к другу «волшебными водорослями» — всеми остальными участниками. «Водоросли» понимают че­ловеческую речь, чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить участника в центр круга, а могут и не пропустить его, если их плохо «просят».

Затем следует обсуждение: когда водоросли рассту­пались? Когда нет?

ДРАКОН КУСАЕТ СВОЙ ХВОСТ»

Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — голова драко­на, последний — кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего — дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребе­нок.

7. «ЛОВИШКИ»(М. И. Чистякова, 1990)

Ведущий выбирает ловишку. Ловишка стоит, по­вернувшись к стене лицом. Остальные дети у проти­воположной стены. Под музыку дети подбегают к ловишке, хлопают в ладоши и говорят: «Раз—два—три, раз—два—три, Скорее нас лови!». Затем бегут на свои места. Ловишка догоняет ребят. Игра повторяется. Ловишкой становится тот, кого поймали.

8. «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»(Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина, 1996)

Цель Повышение уверенности в себе, в своих силах.

Содержание Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

— Я умею... Я хочу...

— Я смогу... Я добьюсь...

Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ.

9. «СМАК»(Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина, 1996)

Цель Упражнение помогает развить уверенность в себе и освоить некоторые способы общения в присутствии большого количества людей, а также оно тренирует умение вести разговор.

Содержание Для этой игры можно использовать любые подсобные материалы. Она обычно очень охотно восприни­мается замкнутыми детьми, поскольку построена по сценарию проведения известной телевизионной пе­редачи, которую любит смотреть ребенок. Для прове­дения этого упражнения можно использовать и дру­гие телепередачи, важно только, чтобы они нравились вашему ребенку.

Ребенку предлагается представить себе, что он са­мый лучший повар на свете и его пригласили высту­пить в телевизионной передаче «Смак», чтобы про­демонстрировать способы приготовления самых изысканных блюд. Для этой игры необходимо выбрать ведущего передачи (им может быть взрослый). Жела­тельно также, чтобы присутствовали и зрители.

 

Приложение 16

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...