Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров

Формулировка проблемы

Проблема- вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.

 

Сформулировать проблему можно двумя способами:

 

Способы формулировки проблемы Примеры
В виде вопроса, после которого делается отсылка к исходному тексту. Как найти пути взаимопонимания между людьми разных поколений и мировоззренческих позиций? Именно этой сложной проблеме посвящен текст писателя NN.
Сочетанием слова проблема с именем существительным, употреблённым в родительном падеже: проблема (чего?). Проблема отцов и детей была и остается актуальной во все времена. О связи поколений и возникающих между ними противоречиях размышляли многие писатели, философы, публицисты. предложенном для анализа тексте автор Не остался в стороне NN. В своем тексте писатель NN привлекает внимание читателей к проблеме (чего?) роли книги в жизни человека. В тексте писателя NN поднимается проблема (чего?) одиночества.

 

 

Речевые клише, используемые при формулировке проблемы, затронутой автором исходного текста и выбранной пишущим для комментирования:

• Всвоем тексте NN рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает) проблему (чего?);

• Текст публициста (писателя) NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?);

• Сложная, важная, серьёзная, актуальная, злободневная, философская проблема.

 

Пример возможного варианта начала сочинения-рассуждения:

Что такое война? Как военные действия и связанные с ними человеческие трагедии влияют на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать? Как долго люди хранят память о прошедших трагических событиях? Эти и другие вопросы ставит в своем тексте писатель Л. Андреев. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему отношения человека к войне.

Так начинать работу нельзя:«Автор данного текста затрагивает актуальную проблему. Это теманравственного выбора человека в той или иной жизненной ситуации, особенно если она связана с риском для собственной жизни»;

нужно учитывать, что в тексте может быть затронуто несколько проблем, при этом достаточно выявить только однуи работать с ней, а не формулировать все проблемы и в
дальнейшем комментировать каждую из них.

Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа, можно сгруппировать в несколько блоков:

Взаимоотношения отцов и детей

• проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколений;

• проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви;

• проблема предательства детьми своих родителей.

Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров

• проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление системы его нравственных ориентиров;

• проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?);

• проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?).

Роль классической литературы в духовном развитии современного общества

• проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека;

• проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать?);

• проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).

Сложность и противоречивость человеческих поступков

• проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений;

• проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации;

• проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.

Человеческое благородство

• проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека;

• проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношения человека к своему делу?);

• проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей;

• проблема человеческого благородства (В чём заключается истинное величие человека?).

Честь и человеческое достоинство

• проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?);

• проблема защиты чести и собственного достоинства;

• проблема истинных и ложных жизненных ценностей.

Отношения человека с другими людьми

• проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми;

• проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь другом;

• проблема истинной дружбы;

• проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять её проявлению?);

• проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?);

• проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.

Восприятие человеком окружающего мира

• проблема утраты человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц;

• проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).

Одиночество человека

• проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?);

• проблема одиночества ребёнка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребёнок ощущал себя одиноким?);

• проблема одинокой старости.

Человек и искусство

• проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?);

• проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?);

• проблема восприятия музыки человеком.

Сострадание окружающим

• проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?);

• проблема действенного сострадания = проблема сочувствия и активной помощи человеку.

 

Отношение человека к войне

• проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?);

• проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?);

• проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя?);

• проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны?);

• проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях.

Комментарий проблемы

Комментарий - рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы. Можно выделить два типа комментария:

 

Тип комментария Примеры комментариев каждого типа
1)Текстуальныйкомментарий - объяснение пишущим структуры исходного текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы: Как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме? На каком жизненном материале автор раскрывает проблему? Какой случай из жизни (своей собственной, известного человека или вымышленных персонажей) приводит автор и как оценивает поступки своих героев? На каких мыслях своих героев акцентирует внимание читателей автор и почему? Какие имена известных людей, факты, события, цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего? Какие эмоции вызывают у автора описанные им события, поступки героев и почему? Автор данного текста рассматривает проблему отношения человека к войне. Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, Л. Андреев приводит развёрнутый монолог героя, который убеждает своего брата в том, что безумие войны способно лишить человека его лучших качеств. Автор особо подчёркивает тот факт, что собеседник сам был участником боевых действий, но стремится поскорее позабыть о том тяжёлом времени. Л. Андреев восхищается мудростью этого человека, которой, пройдя через тяжёлые испытания, осознал: смысл жизни и радость каждого из нас заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях.
2)Концепционныйкомментарий - это интерпретация пишущим проблемы исходного текста: рассмотрение её актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу, существующих в обществе.   К какой категории относится затронутая автором текста проблема (нравственная, экологическая, философская, социальная, психологическая)? Насколько актуальна в наши дни эта проблема? Почему эта проблема относится к разряду вечных? Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой? Традиционна ли эта проблема или нова? Если проблема традиционна, то какие точки зрения существуют по ее поводу? Если проблема новая, то что стало причиной её появления? Автор текста, предложенного для анализа, рассматривает проблему отношения человека к войне. Приводя нравственные оценки военных действий своими героями, Л.Андреев размышляет над тем, почему человеческое сознание не может принять сам факт войны. Этот вопрос актуален, как никогда. В последние годы вооружённые столкновения между людьми то и дело наблюдаются в разных частях земного шара. Поэтому проблема отношения человечества к войне является предметом постоянного обсуждения в средствах массовой информации. Как и автор данного текста, участники дискуссий уверены в одном: смысл и радость человеческого существования заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях. К этой же мысли в тексте Л.Андреева приходит один из братьев, который сам был участником боевых действий, но стремится поскорее позабыть о том тяжёлом времени и наслаждаться мирной жизнью.

 

Комментарий - не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.

При комментировании проблемы данного текста необходимо привести не менее 2 примеров из прочитанного текста,важных для понимания проблемы.

 

Речевые клише для введения текстуального комментария:

Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, NN рассказывает историю о /повествует о ... /приводит факты ... / на примере случая из жизни великого писателя NN показывает, что....

Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, NN повествует о .... Особенно грустно / страшно, по мнению автора, что ....!

Речевые клише для введения концепционного комментария:

Действительно, проблема ... очень серьёзна и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в средствах массовой информации. Например, мы узнаём из новостей о том, что .... Всё это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к .... Об этом рассуждает в своём тексте и NN.

 

Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано: .... Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссий уверены в одном: ... . К этой же мысли приходит и автор текста.

Позиция автора

Позиция автора- это мнение автора текста о поднятой им проблеме и путях её решения.

Проблема и позиция автора тесно связаны.

Проблема - некоторый вопрос, который вызывает размышления автора.

Позиция автора - ответ на этот вопрос, поставленный в тексте: то, в чём автор видит решение проблемы, итог его размышлений.

 

Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы:

Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?

Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?

 

Если вам трудно сформулировать позицию автора самостоятельно, то можно привести цитату из текста, которая выражает авторское отношение к изображаемому. Обратите внимание: цитирование уместно, если исходный текст публицистический. В художественном тексте позиция автора выражена косвенно и не может быть обозначена при помощи цитаты.

Речевые клише для введения в текст сочинения-рассуждения аргументации собственной точки зрения: А) первый аргумент

В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий литературный пример. Вспомним роман/ рассказ / пьесу NN (указывается автор и даётся название произведения). В этом произведении... / Главную героиню этого произведения отличает ....

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним рассказ/ роман / пьесу NN (указывается автор и даётся название произведения). В этом произведении ....

Б) второй аргумент

Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что ....

Следующий литературный пример, как мне кажется, является ещё одним дополнительным аргументом в пользу того, что... .

Приведу ещё один литературный пример, который показывает: ....

О том, как важно..., говорит в своём рассказе / романе писатель NN.

У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного жизненного опыта, которые доказывают необходимость / важность ... (далее идут примеры-аргументы).

Заключение

Заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, поставленной автором исходного текста.

 

Типичные цели заключения Примеры
1) суммировать итоги размышлений над поднятой проблемой, обобщить информацию, содержащуюся в сочинении В заключение ещё раз подчеркну: важно не только своевременное раскаяние за зло, причинённое близким, но и конкретные поступки, которыми каждый из нас своевременно загладит свою вину перед ними.
2) дать оценку сказанному, чётко выразить своё мнение Всё вышесказанное позволяет сделать следующий вывод: русский язык несёт в себе уникальный культурный и интеллектуальный потенциал России. Поэтому задача государства, школы, семьи - сформировать у подрастающего поколения бережное отношение к слову, не допустить обеднения и разрушения русского языка. Не обесценивайте бесценное! Экология языка - наш долг перед прошлым и будущим!
3) сделать прогноз каких-то событий или явлений, высказать предположение. Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте Д. Шеварова, расставят приоритеты в своей жизни и станут жить не только исключительно для себя, но и для других людей, пробуя повторить подвиг русских подвижников.
4) призвать читателя к выполнению тех или иных задач, закончить сочинение призывом к действию, пожеланием В заключение ещё раз подчеркну: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая вопреки понятиям чести, не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу. Об этом надо помнить каждому из нас, осуществляя тот или иной нравственный выбор. Утрата моральных ценностей может привести к потере способности различать добро и зло, истину и ложь, а следовательно, способствовать деградации человеческой личности.

 

Формулировка проблемы

Проблема- вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.

 

Сформулировать проблему можно двумя способами:

 

Способы формулировки проблемы Примеры
В виде вопроса, после которого делается отсылка к исходному тексту. Как найти пути взаимопонимания между людьми разных поколений и мировоззренческих позиций? Именно этой сложной проблеме посвящен текст писателя NN.
Сочетанием слова проблема с именем существительным, употреблённым в родительном падеже: проблема (чего?). Проблема отцов и детей была и остается актуальной во все времена. О связи поколений и возникающих между ними противоречиях размышляли многие писатели, философы, публицисты. предложенном для анализа тексте автор Не остался в стороне NN. В своем тексте писатель NN привлекает внимание читателей к проблеме (чего?) роли книги в жизни человека. В тексте писателя NN поднимается проблема (чего?) одиночества.

 

 

Речевые клише, используемые при формулировке проблемы, затронутой автором исходного текста и выбранной пишущим для комментирования:

• Всвоем тексте NN рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает) проблему (чего?);

• Текст публициста (писателя) NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?);

• Сложная, важная, серьёзная, актуальная, злободневная, философская проблема.

 

Пример возможного варианта начала сочинения-рассуждения:

Что такое война? Как военные действия и связанные с ними человеческие трагедии влияют на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать? Как долго люди хранят память о прошедших трагических событиях? Эти и другие вопросы ставит в своем тексте писатель Л. Андреев. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему отношения человека к войне.

Так начинать работу нельзя:«Автор данного текста затрагивает актуальную проблему. Это теманравственного выбора человека в той или иной жизненной ситуации, особенно если она связана с риском для собственной жизни»;

нужно учитывать, что в тексте может быть затронуто несколько проблем, при этом достаточно выявить только однуи работать с ней, а не формулировать все проблемы и в
дальнейшем комментировать каждую из них.

Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа, можно сгруппировать в несколько блоков:

Взаимоотношения отцов и детей

• проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколений;

• проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви;

• проблема предательства детьми своих родителей.

Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров

• проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление системы его нравственных ориентиров;

• проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?);

• проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?).

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...