Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентировФормулировка проблемы Проблема- вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.
Сформулировать проблему можно двумя способами:
Речевые клише, используемые при формулировке проблемы, затронутой автором исходного текста и выбранной пишущим для комментирования: • Всвоем тексте NN рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает) проблему (чего?); • Текст публициста (писателя) NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?); • Сложная, важная, серьёзная, актуальная, злободневная, философская проблема.
Пример возможного варианта начала сочинения-рассуждения: Что такое война? Как военные действия и связанные с ними человеческие трагедии влияют на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать? Как долго люди хранят память о прошедших трагических событиях? Эти и другие вопросы ставит в своем тексте писатель Л. Андреев. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему отношения человека к войне. Так начинать работу нельзя:«Автор данного текста затрагивает актуальную проблему. Это теманравственного выбора человека в той или иной жизненной ситуации, особенно если она связана с риском для собственной жизни»; • нужно учитывать, что в тексте может быть затронуто несколько проблем, при этом достаточно выявить только однуи работать с ней, а не формулировать все проблемы и в Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа, можно сгруппировать в несколько блоков: Взаимоотношения отцов и детей • проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколений; • проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви; • проблема предательства детьми своих родителей. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров • проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление системы его нравственных ориентиров; • проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?); • проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?). Роль классической литературы в духовном развитии современного общества • проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека; • проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать?); • проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?). Сложность и противоречивость человеческих поступков • проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений; • проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации; • проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью. Человеческое благородство • проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека; • проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношения человека к своему делу?); • проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей; • проблема человеческого благородства (В чём заключается истинное величие человека?). Честь и человеческое достоинство • проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?); • проблема защиты чести и собственного достоинства; • проблема истинных и ложных жизненных ценностей. Отношения человека с другими людьми • проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми; • проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь другом; • проблема истинной дружбы; • проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять её проявлению?); • проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?); • проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя. Восприятие человеком окружающего мира • проблема утраты человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц; • проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?). Одиночество человека • проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?); • проблема одиночества ребёнка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребёнок ощущал себя одиноким?); • проблема одинокой старости. Человек и искусство • проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?); • проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?); • проблема восприятия музыки человеком. Сострадание окружающим • проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?); • проблема действенного сострадания = проблема сочувствия и активной помощи человеку.
Отношение человека к войне • проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?); • проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?); • проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя?); • проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны?); • проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях. Комментарий проблемы Комментарий - рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы. Можно выделить два типа комментария:
Комментарий - не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста. При комментировании проблемы данного текста необходимо привести не менее 2 примеров из прочитанного текста,важных для понимания проблемы.
Речевые клише для введения текстуального комментария: Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, NN рассказывает историю о /повествует о ... /приводит факты ... / на примере случая из жизни великого писателя NN показывает, что.... Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, NN повествует о .... Особенно грустно / страшно, по мнению автора, что ....! Речевые клише для введения концепционного комментария: Действительно, проблема ... очень серьёзна и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в средствах массовой информации. Например, мы узнаём из новостей о том, что .... Всё это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к .... Об этом рассуждает в своём тексте и NN.
Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано: .... Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссий уверены в одном: ... . К этой же мысли приходит и автор текста. Позиция автора Позиция автора- это мнение автора текста о поднятой им проблеме и путях её решения. Проблема и позиция автора тесно связаны. Проблема - некоторый вопрос, который вызывает размышления автора. Позиция автора - ответ на этот вопрос, поставленный в тексте: то, в чём автор видит решение проблемы, итог его размышлений.
Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы: Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст? Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?
Если вам трудно сформулировать позицию автора самостоятельно, то можно привести цитату из текста, которая выражает авторское отношение к изображаемому. Обратите внимание: цитирование уместно, если исходный текст публицистический. В художественном тексте позиция автора выражена косвенно и не может быть обозначена при помощи цитаты. Речевые клише для введения в текст сочинения-рассуждения аргументации собственной точки зрения: А) первый аргумент В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий литературный пример. Вспомним роман/ рассказ / пьесу NN (указывается автор и даётся название произведения). В этом произведении... / Главную героиню этого произведения отличает .... Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним рассказ/ роман / пьесу NN (указывается автор и даётся название произведения). В этом произведении .... Б) второй аргумент Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что .... Следующий литературный пример, как мне кажется, является ещё одним дополнительным аргументом в пользу того, что... . Приведу ещё один литературный пример, который показывает: .... О том, как важно..., говорит в своём рассказе / романе писатель NN. У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного жизненного опыта, которые доказывают необходимость / важность ... (далее идут примеры-аргументы). Заключение Заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, поставленной автором исходного текста.
Формулировка проблемы Проблема- вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.
Сформулировать проблему можно двумя способами:
Речевые клише, используемые при формулировке проблемы, затронутой автором исходного текста и выбранной пишущим для комментирования: • Всвоем тексте NN рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает) проблему (чего?); • Текст публициста (писателя) NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?); • Сложная, важная, серьёзная, актуальная, злободневная, философская проблема.
Пример возможного варианта начала сочинения-рассуждения: Что такое война? Как военные действия и связанные с ними человеческие трагедии влияют на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать? Как долго люди хранят память о прошедших трагических событиях? Эти и другие вопросы ставит в своем тексте писатель Л. Андреев. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему отношения человека к войне. Так начинать работу нельзя:«Автор данного текста затрагивает актуальную проблему. Это теманравственного выбора человека в той или иной жизненной ситуации, особенно если она связана с риском для собственной жизни»; • нужно учитывать, что в тексте может быть затронуто несколько проблем, при этом достаточно выявить только однуи работать с ней, а не формулировать все проблемы и в Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа, можно сгруппировать в несколько блоков: Взаимоотношения отцов и детей • проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколений; • проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви; • проблема предательства детьми своих родителей. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров • проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление системы его нравственных ориентиров; • проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?); • проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?). 12 |
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-09-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |