Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль классической литературы в духовном развитии современного общества

• проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека;

• проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать?);

• проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).

Сложность и противоречивость человеческих поступков

• проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений;

• проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации;

• проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.

Человеческое благородство

• проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека;

• проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношения человека к своему делу?);

• проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей;

• проблема человеческого благородства (В чём заключается истинное величие человека?).

Честь и человеческое достоинство

• проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?);

• проблема защиты чести и собственного достоинства;

• проблема истинных и ложных жизненных ценностей.

Отношения человека с другими людьми

• проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми;

• проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь другом;

• проблема истинной дружбы;

• проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять её проявлению?);

• проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?);

• проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.

Восприятие человеком окружающего мира

• проблема утраты человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц;

• проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).

Одиночество человека

• проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?);

• проблема одиночества ребёнка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребёнок ощущал себя одиноким?);

• проблема одинокой старости.

Человек и искусство

• проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?);

• проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?);

• проблема восприятия музыки человеком.

Отношение человека к миру природы

• проблема безжалостного, потребительского отношения человека к миру природы;

• проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы;

• проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека;

• проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?);

• проблема бездомных животных (Обязан ли человек помогать бездомным животным?).

Бережное отношение человека к языку

• проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском
языке? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию
чистоты и правильности русской речи?).

Человек и власть, которой он наделён

• проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделённого ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).

Сострадание окружающим

• проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?);

• проблема действенного сострадания = проблема сочувствия и активной помощи человеку.

 

Отношение человека к войне

• проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?);

• проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?);

• проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя?);

• проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны?);

• проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях.

Комментарий проблемы

Комментарий - рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы. Можно выделить два типа комментария:

 

Тип комментария Примеры комментариев каждого типа
1)Текстуальныйкомментарий - объяснение пишущим структуры исходного текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы: Как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме? На каком жизненном материале автор раскрывает проблему? Какой случай из жизни (своей собственной, известного человека или вымышленных персонажей) приводит автор и как оценивает поступки своих героев? На каких мыслях своих героев акцентирует внимание читателей автор и почему? Какие имена известных людей, факты, события, цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего? Какие эмоции вызывают у автора описанные им события, поступки героев и почему? Автор данного текста рассматривает проблему отношения человека к войне. Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, Л. Андреев приводит развёрнутый монолог героя, который убеждает своего брата в том, что безумие войны способно лишить человека его лучших качеств. Автор особо подчёркивает тот факт, что собеседник сам был участником боевых действий, но стремится поскорее позабыть о том тяжёлом времени. Л. Андреев восхищается мудростью этого человека, которой, пройдя через тяжёлые испытания, осознал: смысл жизни и радость каждого из нас заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях.
2)Концепционныйкомментарий - это интерпретация пишущим проблемы исходного текста: рассмотрение её актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу, существующих в обществе.   К какой категории относится затронутая автором текста проблема (нравственная, экологическая, философская, социальная, психологическая)? Насколько актуальна в наши дни эта проблема? Почему эта проблема относится к разряду вечных? Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой? Традиционна ли эта проблема или нова? Если проблема традиционна, то какие точки зрения существуют по ее поводу? Если проблема новая, то что стало причиной её появления? Автор текста, предложенного для анализа, рассматривает проблему отношения человека к войне. Приводя нравственные оценки военных действий своими героями, Л.Андреев размышляет над тем, почему человеческое сознание не может принять сам факт войны. Этот вопрос актуален, как никогда. В последние годы вооружённые столкновения между людьми то и дело наблюдаются в разных частях земного шара. Поэтому проблема отношения человечества к войне является предметом постоянного обсуждения в средствах массовой информации. Как и автор данного текста, участники дискуссий уверены в одном: смысл и радость человеческого существования заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях. К этой же мысли в тексте Л.Андреева приходит один из братьев, который сам был участником боевых действий, но стремится поскорее позабыть о том тяжёлом времени и наслаждаться мирной жизнью.

 

Комментарий - не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.

При комментировании проблемы данного текста необходимо привести не менее 2 примеров из прочитанного текста,важных для понимания проблемы.

 

Речевые клише для введения текстуального комментария:

Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, NN рассказывает историю о /повествует о ... /приводит факты ... / на примере случая из жизни великого писателя NN показывает, что....

Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, NN повествует о .... Особенно грустно / страшно, по мнению автора, что ....!

Речевые клише для введения концепционного комментария:

Действительно, проблема ... очень серьёзна и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в средствах массовой информации. Например, мы узнаём из новостей о том, что .... Всё это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к .... Об этом рассуждает в своём тексте и NN.

 

Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано: .... Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссий уверены в одном: ... . К этой же мысли приходит и автор текста.

Позиция автора

Позиция автора- это мнение автора текста о поднятой им проблеме и путях её решения.

Проблема и позиция автора тесно связаны.

Проблема - некоторый вопрос, который вызывает размышления автора.

Позиция автора - ответ на этот вопрос, поставленный в тексте: то, в чём автор видит решение проблемы, итог его размышлений.

 

Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы:

Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?

Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?

 

Если вам трудно сформулировать позицию автора самостоятельно, то можно привести цитату из текста, которая выражает авторское отношение к изображаемому. Обратите внимание: цитирование уместно, если исходный текст публицистический. В художественном тексте позиция автора выражена косвенно и не может быть обозначена при помощи цитаты.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...