Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 7. ДОПЛЕРОВСКИЕ РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ СТАНЦИИ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПУТЕВОЙ СКОРОСТИ И УГЛА СНОСА САМОЛЕТА (ДИСС)

Доплеровская система ДИСС-013 представляет собой автономную самолетную радиолокационную станцию, предназначенную для автоматического непрерывного измерения путевой скорости и угла сноса и выдачи этой информации через блок БС-4 в автоматическое навигационное устройство и на собственные индикаторы блока БС-4.

Указанные параметры используются штурманом для навигационного обеспечения полета, а навигационным вычислителем – для автоматического самолетовождения по задан-ному маршруту над любым видом подстилающей поверхности (суша, море, пески, льды) независимо от оптической видимости.

Доплеровская система является датчиком важнейшей навигационной информации при полетах над безориентирной местностью.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СИСТЕМЫ ДИСС-013

 

Система ДИСС-013 обеспечивает:

– измерение путевых скоростей W в диапазоне 180 1300 км/ч;

– измерение угла сноса в диапазоне ± 30°;

– измерение W и на высотах от 10 до 15000 м;

– измерение W и при углах крена до 20° и тангажа до 10°;

– выдачу в навигационный вычислитель импульсов отрица-тельной полярности, пропорциональных средней величине доплеровского спектра, принимаемого по соответствующему лучу антенны;

– выдачу в навигационный вычислитель сигналов ПАМЯТЬ и МОРЕ;

– выдачу W и при горизонтальном полете над сушей с удвоенной среднеквадратичной погрешностью (2s):

– импульсный выход по W – 0,25%;

– импульсный выход по – 16¢;

– аналоговый выход по W – 0,40%;

– аналоговый выход по – 20¢;

– индикацию текущих значений W и на собственном индикаторе блока БС-4;

– непрерывную работу в течение 15 часов;

– время готовности не более 3 минут.

В систему ДИСС-013 входят блоки ВЧ, НЧ и блок связи БС-4.

Для управления ДИСС-013 в кабине самолета размещаются:

Переключатели: СУША-МОРЕ,

СЧИСЛЕНИЕ НВ (три положения):

ПО ДИСС,

ПО СВС,

КОНТРОЛЬ ДИСС В ПОЛЕТЕ

НАЗЕМНЫЙ КОНТРОЛЬ ДИСС

Табло: СЧИСЛЕНИЕ СВС

Автоматы защиты сети (АЗС) по цепям:

+27 В,

115 В 400 Гц

36 В 400 Гц 3 фазы

 

ДИСС-013 связан с точной курсовой системой ТКС-П, систе-мой воздушных сигналов СВС-ПН-15, системой автоматического управления САУ-1Т и навигационным вычислителем НВ-ПБ.

Вычисляемая в блоке БС-4 путевая скорость передается на указатели скорости УСВПк системы СВС-ПН-15 и вычислитель НВ-ПБ.

Сигнал о работе ДИСС-013 передается в САУ-1Т и в НВ-ПБ.

При работе импульсного канала навигационного вычислителя от ДИСС-013 в него поступают средние частоты F1, F2, F3, на основании которых производится вычисление основных навигационных параметров.

 

ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ДИСС-013

Работа доплеровской системы основана на измерении доплеровского сдвига частот излученных и отраженных от земной поверхности электромагнитных колебаний, и вычислении по этому сдвигу частот путевой скорости и угла сноса самолета.

 

 

Рис.24. Путь, проходимый сигналами, принятыми от i–го рассеивателя на отражающей поверхности; ti – время прохождения сигнала до точки i и обратно

 

Эффект Доплера проявляется в изменении частоты принимаемого сигнала по отношению к частоте излучаемых колебаний на так называемую доплеровскую частоту , Гц, пропорциональную скорости самолета относительно отражающей точки (рис. 24).

где - путевая скорость самолета, км/ч

- длина волны излучаемых передатчиком колебаний, см

- угол между электрической осью антенны и максимумом

диаграммы направленности антенны.

На рис. 25 показано доплеровское смещение частоты отраженных колебаний по оси частот.

Рис.25. Смещение частоты отраженных сигналов по оси частот

У реальной доплеровской системы луч антенны имеет конечную ширину, поэтому на местности облучается не одна i-я точка, а целая площадка Q (рис.26), содержащая множество хаотически расположенных рассеивателей. Так как сигналы от них отличаются доплеровскими частотами , то результирующий отраженный сигнал от площадки Q должен быть представлен на оси частот уже не одной частотой fотр i, а спектром частот (рис.27).

Рис. 26. Луч антенны в реальной Рис.27. Сигнал спектра

доплеровской системе доплеровских частот,

отраженный от участка Q.

 

Положение этого спектра на оси частот по отношению к частоте излучаемых колебаний характеризуется средней доплеровской частотой, которую обозначим FД ср.

Для определения путевой скорости и угла сноса самолета в системе используется трехлучевая антенна (рис.28).

В вычислителе доплеровской системы путевая скорость определяется по усредненному значению доплеровских частот FД1 и FД2 от двух лучей антенны:

Эта формула верна при угле сноса .

При угле сноса , отличном от нуля, доплеровские частоты FД1, FД2 и FД3 не будут равны друг другу (рис. 29), при этом путевая скорость W и тангенс угла сноса определяются по следующим формулам: ; ,

где K1 и K2 - коэффициенты пропорциональности.

 

В системе применена частотная модуляция.

Функционально система состоит из трех блоков: высокочастотного, низкочастотного и блока связи БС-4.

В высокочастотном блоке осуществляется генерирование непрерывных колебаний, модуляция и вобуляция их по частоте и последовательное излучение их в пространство по трем лучам с помощью антенно-волноводной системы, входящей в блок.

Отраженный сигнал принимается антенно-волноводной системой блока и поступает в приемную часть.

Коммутация лучей осуществляется с помощью полупроводниковых СВЧ переключателей.

При работе систем ДИСС возможно появление “слепых” высот - высот полета, для которых время распространения сигнала от самолета и обратно кратно или равно периоду частоты модуляции.

Для борьбы с этими “слепыми” высотами в ДИСС-013 применено медленное периодическое изменение (вобуляция) модулирующей частоты по пилообразному закону.

Приемная часть обеспечивает преобразование принятых сигналов высокой частоты в сигналы промежуточной частоты, усиление сигналов промежуточной частоты, а также выделение из сигнала промежуточной частоты трех доплеровских спектров и их усиление.

 

Рис. 28. Углы , В и Г, характеризующие положение лучей антенны при горизонтальном полете: 1, 2, 3 – номера лучей визирования антенн.

Рис. 29. Положение лучей антенны при горизонтальном полете и угле сноса, равном ; 1, 2, 3 – номера лучей визирования антенн

 

В этом же блоке расположен высоковольтный выпрямитель, питающий передатчик.

В низкочастотном блоке и устройстве слежения осуществляется преобразование спектров доплеровских частот F1, F2 и F3 в сигналы FД1, FД2 и FД3, равные средним значениям частот указанных спектров. Эти сигналы передаются на собственный вычислитель, который совместно с блоком БС-4 обеспечивает непрерывное вычисление путевой скорости и угла сноса самолета.

В случае пропадания доплеровского спектра, устройство слежения выдает сигнал памяти, который индицируется загоранием табло СЧИСЛЕНИЕ СВС на приборной доске штурмана.

Устройство управления низкочастотного блока обеспечивает коммутацию полупроводниковых СВЧ переключателей, вобуля-цию частоты в приемопередатчике и переключение каналов устройства слежения. Низкочастотный генератор, находящийся в устройстве управления, выдает сигнал встроенного контроля для проверки приемопередатчика и устройства слежения.

В этом же блоке находится низковольтный выпрямитель, питающий все схемы измерителя.

В блоке БС-4 отрабатываются и индицируются измеренные текущие значения путевой скорости W и угла сноса a. В следящих системах отработки и индикации W и a имеются датчики для выдачи угла сноса и путевой скорости в систему автоматического управления самолетом, в навигационный вычислитель НВ-ПБ и на индикацию. Значение путевой скорости выдается также и в систему воздушных сигналов СВС-ПН-15.

Работающая система ДИСС-013 во время полета самолета может находиться в одном из двух режимов: режиме слежения или режиме памяти.

В режиме слежения вычислитель блока НЧ совместно с блоком БС-4 отрабатывают путевую скорость и угол сноса. При полете над сушей переключатель СУША-МОРЕ устанавливается в положение СУША, а при полете над морем - в положение МОРЕ. Этим обеспечивается автоматический ввод соответствующей поправки, учитывающей характер отражающей поверхности (D ХОП).

Режим памяти характеризуется отсутствием доплеровского спектра на входе системы. При этом вычислитель выдает потребителям последние вычисленные значения путевой скорости и угла сноса. На рабочем месте штурмана в этом режиме загорается табло СЧИСЛЕНИЕ СВС. После появления спектра на входе система автоматически переходит в режим слежения.

В случае, когда самолет находится в неподвижном состоянии, т.е. когда на входе ВЧ блока отсутствует доплеровская информация, на блок НЧ с блока ВЧ поступает только напряжение шумов. Устройство слежения НЧ блока находится в поиске. На щитке штурмана горит табло СЧИСЛЕНИЕ СВС. Следящие системы блока БС-4 заторможены. Если переключатель СЧИСЛЕНИЕ НВ установлен в положении ПО ДИСС, на указателях блока БС-4, на указателе штурмана УШ-3, навигационно-плановом приборе НПП и указателе скорости УСВПк индицируются последние вычисленные значения путевой скорости и угла сноса.

При движущемся самолете появляется доплеровская информация. В блок НЧ с ВЧ блока поступают спектры допле-ровских частот. Устройство слежения осуществляет их захват и переходит в режим слежения, переводя систему из режима памяти (поиска) в режим слежения. Вычислитель блока НЧ с блоком БС-4 отрабатывают путевую скорость W и угол сноса a. При этом на блоке БС-4, на УШ-3, УСВПк и НПП индицируются измеряемые значения W и a.

При необходимости проверки правильности работы ДИСС-013 в полете переключатель СЧИСЛЕНИЕ НВ устанавливается в положение КОНТРОЛЬ ДИСС В ПОЛЕТЕ. На блоке БС-4, на УШ-3, УСВПк и НПП индицируются соответствующие значения W = 675÷715 км/ч и a = 0 ±1,50 . После проверки переключатель СЧИСЛЕНИЕ НВ необходимо вернуть в положение ПО ДИСС. При нормальной работе системы не рекомендуется пользоваться режимом контроля в полете, так как при этом система не выдает сведения о реальной скорости и угле сноса.

На земле система контролируется с помощью двух контрольных задач.

Контрольная задача 1 отрабатывается через 2,5 - 3 минуты после включения режимов КОНТРОЛЬ ДИСС В ПОЛЕТЕ или НАЗЕМНЫЙ КОНТРОЛЬ ДИСС.

Контрольная задача 2 отрабатывается в режиме ПО ДИСС при установке переключателя на блоке НЧ в положение ЗАДАЧА 2.

При работе с системой ДИСC-013 в лаборатории следует соблюдать следующие обязательные требования по безопасности:

- антенна блока ВЧ должна быть закрыта поглощающим экраном;

- все блоки системы и применяемые для проверки измерительные приборы должны быть заземлены шинами сечением не менее 4 кв.мм и закрыты кожухами.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЛОКОВ ДИСС-013

 

БЛОК ВЧ:

мощность передатчика……………………………………………….> 0,26 Вт

средняя частота излучаемых колебаний……………………………...8800 МГц

чувствительность приемника по захвату сигнала…………………. > 109 дБ

напряжение выходного сигнала в режиме АРУ………………… 0,7 - 1,2 В

 

БЛОК НЧ:

Амплитуда входного сигнала (Uc+Uш)

при соотношении Рс/Рш=3 дБ ………………………………………….. 0,7 В

Погрешность выдачи частоты выходных импульсов

на частоте 5 кГц ………………………………………………………2s <0,7%

Амплитуда выходных отрицательных импульсов FД1, FД2 и FД3………> 4 B

Длительность выходных отрицательных импульсов FД1, FД2 и FД3… < 10 мкс

Амплитуда импульсов, выдаваемых в модулятор …………………….[J1] ……… ….> 7 B

Период повторения импульсов, выдаваемых в модулятор …………..536 мс

Амплитуда импульсов, управляющих СВЧ переключателями………. > 4 B

Длительность импульсов, управляющих СВЧ переключателями……1072 мс

Частоты контрольных сигналов………………………………..4080 и 6850 Мгц

Коэффициент усиления АФС по лучу не менее 50 дБ

Ширина диаграммы направленности по уровню 0,5

в осевой плоскости 4,50

по конической поверхности 10,00

Углы лучей:

g 690

Г 350

d 15037’

B 640

 

Блок БС-4:

Максимальная погрешность индикации угла сноса ± 10

Максимальная погрешность индикации путевой скорости ±(2,3 км/ч ±0,4%W)

Максимальная погрешность индикации путевой скорости

при работе в режиме МОРЕ ±(3,8 км/ч ±0,9%W)

 


Глава 8. РАДИОВЫСОТОМЕРЫ

На самолетах в качестве приборов, измеряющих высоту полета, сигнализаторов опасной и заданной высот применяются радиовысотомеры.

Радиовысотомеры служат для измерения истинной высоты полета. В зависимости от разрешающей способности они подразделяются на высотомеры малых высот и высотомеры больших высот.

Радиовысотомеры малых высот используются в основном при посадке и устанавливаются на всех типах самолетов.

Радиовысотомеры больших высот применяются при аэрофотосъемке и полетах на больших высотах, вне эшелона.

Принцип действия всех высотомеров основан на измерении времени запаздывания в приходе отраженного от земной поверхности сигнала относительно момента излучения прямого (зондирующего) сигнала.

Радиовысотомер малых высот

радиовысотомер малых высот работает в режиме непрерывного излучения модулированных по частоте электромагнитных колебаний. Генератор СВЧ генерирует незатухающие колебания, частота которых fпр изменяется по пилообразному закону (рис.30).

Эти колебания излучаются через передающую антенну по направлению к земле. Отразившись от ее поверхности, колебания fотр поступают в приемное устройство, на балансный детектор. На другой вход этого детектора поступает зондирующий (прямой) сигнал. За время , необходимое для приема отраженного сигнала, частота генератора прямого сигнала, изменяющаяся по пилообразному закону, изменит свое значение, в балансном детекторе будет выделена разностная частота Df = fпр - fотр, пропорциональная запаздыванию отраженного сигнала Dt. После усиления эта разностная частота поступает на счетчик частоты, который создает на выходе постоянное напряжение, пропорциональное истинной высоте полета.

Радиовысотомер РВ-5

Радиовысотомер РВ-5 является частотным высотомером малых высот. Радиовысотомер выдает экипажу и в САУ, а при необходимости и в другие бортовые системы, следующие данные:

- о текущей высоте в виде постоянного напряжения положительной полярности, значение которого пропорционально высоте полета;

- о пролете летательным аппаратом заранее заданной опасной высоте;

- о полете ниже опасной высоты;

- об исправной работе РВ-5 и его отказе.

Поскольку в частотных высотомерах мерой частоты является разностная частота, получаемая на выходе балансного детектора в результате алгебраического сложения прямого и отраженного сигналов (Df = fпр - fотр), то и точность измерения высоты зависит от параметров сигнала этой частоты.

Рис. 30. График изменения частот радиовысотомера РВ-5

 

Чтобы установить взаимосвязь разностной частоты с высотой полета, рассмотрим приведенные на рис. 30 подобные треуголь-ники АВС и DEC. Из их подобия следует, что . Из рисунка видно, что

СЕ = Df; DE = Dt; BC = Fдев; АВ = = ,

где Df – разностная частота РВ; Fдев - девиация частоты РВ;

Т - период частоты модуляции; Fm - частота модуляции.

Подставив эти выражения в пропорцию подобия, получим:

.

Выражения для разностной частоты будет иметь вид:

.

Но так как , окончательно получим:

,

где Н – высота в метрах, c – скорость света (3×108 м/c).

Таким образом, разностная частота имеет прямо пропорциональную зависимость от высоты полета.

Сомножитель называют обычно постоянной высотомера А;

Постоянная высотомера показывает, на сколько герц изменится разностная частота при изменении высоты на один метр.

Для высотомера РВ-5 постоянная А равна 200 Гц/м. Разностная частота при измерении максимальной высоты 750 м будет равна 150 кГц.

Данное равенство является приближенным, оно будет точным только при таких высотах, при которых - целое число. При этом шаг устойчиво измеряемых высот равен .

Для высотомера РВ-5 при А = 200 Гц/м и =150 Гц получим шаг устойчиво измеряемых высот м.

Следовательно, устойчиво измеряемые высоты чередуются для высотомера РВ-5 через 0,75 м. Внутри этого интервала показания высоты будут неустойчивыми. При плавном изменении частоты значения высоты могут несколько раз измениться на величину ±. Это явление характеризует постоянную ошибку радиовысотомера, которая особенно опасна на последнем участке посадки, так как соизмерима с измеряемой высотой. Минимальная устойчиво измеряемая высота .

Это значение можно считать удовлетворительным при визуальной посадке. Для автоматической посадки необходимо уменьшить величины и .

Для этого в радиовысотомерах последних разработок (РВ-5М, РВ-21 и др.) применен метод одновременной модуляции по частоте двумя модуляционными частотами и , причем в несколько раз (3 – 6) выше, чем .

При модуляции двумя частотами в спектре разностной часто-ты будут существовать гармоники этих частот. Если при измере-нии высоты показания РВ будут неустойчивы по частоте , то устойчивость будет обеспечиваться гармониками частоты . Интервал между гармониками будет во столько раз меньше, во сколько раз частота меньше . Соотношение частот модуля-ции показывает, во сколько раз уменьшается ошибка измерения высоты при использовании двойной модуляции по сравнению с использованием одночастотной модуляции.

Для высотомера РВ-5М = 150 Гц, =25 Гц. Если в выражение вставить значение =25 Гц, получим 0,125 м, а = 0,375 м.

К значительным ошибкам в измерении высоты может привести нестабильность значений девиации частоты и частоты модуляции, что обычно приводит к значительным отклонениям постоянной высотомера А от расчетной. В радиовысотомере РВ-5 имеется специальное встроенное устройство, осуществляющее непрерывный контроль за величиной постоянной А, автоматичес-кую ее подстройку и поддержание в заданных пределах с помощью регулировки полосы частотной модуляции.

Кроме этого, в высотомере имеется устройство встроенного тест-контроля, позволяющего проверить его калибровку и общую работоспособность в воздухе и на земле путем подачи сигнала в линию задержки с эквивалентной высотой 15 м.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ВЫСОТОМЕРА РВ-5

Диапазон измеряемых высот 0 – 750 м
Погрешность измерения высоты:  
По выходу в САУ на высотах  
от 0 до 10 м ± 0,6 м
от 10 до 750 м ± 6 % Н
По указателю высоты на высотах  
от 0 до 10 м ± 0,8 м
от 10 до 750 м ± 8 % Н
Постоянная времени (запаздывание)  
По автоматическому выходу 0,1 с
По указателю высоты 0,5 с
Погрешность сигнализации опасной высоты (относительно показаний указателя) на высотах  
от 0 до 10 м ± 0,5 м
от 10 до 750 м ± 5 % Н
Чувствительность 90 дБ
Диапазон частот передатчика 4200 – 4400 МГц
Частота основной модуляции 150 Гц
Частота дополнительной модуляции 25 Гц
Полоса модуляции 100 МГц
Выходная мощность передатчика 0,4 Вт
Потребляемая мощность по сети 115 В 400 Гц 100 ВА
Потребляемая мощность по сети +27 В 10 Вт
Масса приемопередатчика с указателем высоты 10 кг

 

Радиовысотомер больших высот

С целью повышения относительной точности в радиовысотомерах больших высот используется импульсный метод измерения истинной высоты полета.

Рассмотрим высотомер больших высот РВ-18, позволяющий измерять высоты полета в пределах от 500 до 30 000 м с погрешностью ± 25 м ± 0,15% от фактической высоты полета. Структурная схема представлена на рис. 31.

Генератор запуска, синхронизирующий работу высотомера, вырабатывает прямоугольные импульсы с периодом (рис.32,а), которые запускают передатчик и генератор «быстрой» пилы. Генерируемые передатчиком высокочастотные колебания излучаются передающей антенной в направлении подстилающей поверхности Земли. Отраженные сигналы принимаются приемным устройством и после обработки поступают в блок электронного сопровождения.

Рис.31. Структурная схема радиовысотомера РВ-18

Рис.32. Временные диаграммы напряжений в высотомере РВ-18

 

В режиме поиска отраженного сигнала импульсы, вырабатываемые генератором «быстрой» пилы, поступают в схему сравнения. Туда же поступает линейно возрастающее напряжение из генератора «медленной» пилы (рис.32,б). В момент, когда величина этих сигналов совпадает, происходит срабатывание схемы сравнения и ее выходной сигнал запускает генератор селекторных импульсов. Селекторный импульс (рис. 32,в) оказы-вается задержанным относительно импульса передатчика (генератора запуска) на время, пропорциональное напряжению «медленной» пилы в данный момент. Поскольку напряжение «медленной» пилы плавно возрастает, задержка селекторного импульса от периода к периоду также плавно возрастает и селекторный импульс перемещается в диапазоне времени, соответствующем высотам от 450 до 30 000 м. Если в диапазоне поиска отсутствует отраженный сигнал, поиск начинается сначала.

В тот момент времени, когда в схеме совпадения селекторный импульс совпадает с отраженным от земли импульсом (рис. 32,г), наступает режим ИЗМЕРЕНИЕ. Импульс совпадения (поисковый импульс) (рис. 32,д) поступает со схемы совпадения на схему «И», на которую также подаются высокостабильные счетные импульсы от кварцевого генератора. Поисковый импульс останавливает прохождение счетных импульсов через схему совпадения, и счетчик фиксирует их количество nи, соответствую-щее измеренной высоте Нист (рис. 32, е).

Наличие на выходе высотомера в виде двоичного кода позволяет использовать его для работы в пилотажно-навигаци-онном комплексе самолета.

Система встроенного контроля позволяет проверить исправность и работоспособность радиовысотомера путем подачи в режиме КОНТРОЛЬ на вход приемника задержанного на фиксированную величину ослабленного сигнала передатчика.

 

Глава 9. САМОЛЕТНЫЕ РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ ОТВЕТЧИКИ

 

Самолетные радиолокационные ответчики (СО) служат для автоматической передачи в радиолокационные центры управления воздушным движением (РЦ УВД) информации о присвоенном самолету номере, высоте полета, остатке топлива на борту и др.

Радиолокационный самолетный ответчик СО-69

 

Радиолокационный ответчик СО-69 предназначен для работы в активном режиме

- радиолокационных систем посадки (режим РСП);

- радиолокационных систем управления воздушным движением (режим УВД);

- обзорных РЛС (режим П-35).

Вторичная радиолокационная система (ВРС) включает в себя бортовое (ответчики) и наземное (вторичные радиолокаторы и аппаратура отображения информации) оборудование.

Вторичный радиолокатор осуществляет запрос ответчиков самолетов, находящихся в зоне его действия. Для запроса используются двухимпульсные интервальные коды.

Бортовые ответчики излучают ответные кодовые сигналы. Структура кода зависит от режима работы ответчика. Для ответа используются двух- и трехинтервальные коды. Эти сигналы используются в ВРС для определения радиолокационных координат самолета, в связи с чем их называют координатными кодами.

Ответчик в режиме УВД излучает кроме координатных также информационные коды, содержащие различную информацию (номер, высота и пр.). Ответные коды принимаются вторичным радиолокатором и транслируются на командно-диспетчерский пункт (КДП).

Аппаратура КДП обеспечивает возможность определения радиолокационных координат самолетов (азимут, дальность) и получение дополнительной информации (номер, высота и пр.) непосредственно на рабочих пультах диспетчеров УВД.

 

Работа с диспетчерскими РЛС

 

Диспетчерские РЛС предназначены для управления воздушным движением в зоне аэродрома. В режимах РСП и УВД ответчик работает с диспетчерскими радиолокаторами систем ВРЛ, которые имеют следующие технические характеристики:


Несушие частоты запроса:

a) с горизонтальной поляризацией излучения.…..835÷849 МГц

b) с вертикальной поляризацией излучения….……….1030 МГц

Коды запроса …………………….……..двухимпульсные,9,4 и 11 мкс

Координатные коды ответа ……..………………………….11 и 14 мкс

Дальность действия, в зависимости от высоты полета...200÷400 км

 

Работа с посадочными РЛС

 

Посадочные РЛС предназначены для контроля выдерживания курса и глиссады при посадке самолетов. В режимах РСП и УВД ответчик работает с диспетчерскими радиолокаторами систем ВРЛ, которые имеют следующие технические характеристики:

Несущая частота запроса …………………………9370 ± 100 МГц

Коды запроса ………………………двухимпульсные, 3 и 5,4 мкс

Ответный код…………………………………………………….9 мкс

Дальность действия………………………………………..до 60 км

 

 

Особенности работы наземных радиолокационных станций

Диаграмма направленности антенны РЛС в горизонтальной плоскости имеет боковые лепестки. Мощность излучения боковых лепестков достаточна для того, чтобы бортовой ответчик выдал сигнал ответа. При этом на индикаторе наземных радиолокационных станций появляются добавочные метки целей, расположенных на ложных азимутах. Бортовая аппаратура при этом работает в режиме паразитной загрузки.

Подавление боковых лепестков диаграммы направленности диспетчерских ВРЛ осуществляется использованием трехимпульс-ной системы.

К двум импульсам запросного кода Р1 и Р3 (рис.33), излучаемым направленной антенной радиолокатора, добавляется третий Р2 (импульс подавления), излучаемый отдельной всенаправленной антенной (антенной подавления).

Импульс подавления по времени отстает на 2 мкс от первого импульса запросного кода. Энергетический уровень излучения антенны подавления подбирается таким образом, чтобы в местах приема уровень сигнала подавления был заведомо больше уровня сигналов, излучаемых боковыми лепестками, и меньше уровня сигналов, излучаемых главным лепестком.

Р1, Р3

Р2

 

 

+9 дБ Ответ

 

 

0 дБ

 

Подавление

 

Р1 2 мкс Р2 Р3

 

Рис. 27. Подавление запроса от боковых лепестков по трехимпульсной системе

 

В ответчике производится сравнение амплитуд импульсов кода Р1, Р3 и импульса подавления Р2 при приеме запросного кода в направлении бокового лепестка; когда уровень сигнала подавления равен или превышает уровень сигнала запросного кода, ответ не производится. Ответ производится только тогда, когда уровень Р1 и Р3 больше уровня Р2 более чем на 9 дБ.

Подавление запроса от боковых лепестков диаграммы направленности посадочных РЛС производится в блоке БПС бортового ответчика, в котором реализован способ подавления с плавающим порогом.

Этот способ заключается в том, что в блоке БПС с помощью инерционной следящей системы запоминается в виде напряжения уровень сигналов, принятых от основного лепестка диаграммы направленности. Часть этого напряжения, соответствующая задан-ному уровню, превышающему уровень сигналов боковых лепест-ков, устанавливается в качестве порога на выходе усилителя, и в следующее облучение ответ производится только при превышении принятыми сигналами этого порога. Это напряжение корректи-руется в последующие облучения (рис.34).

 

Рис.34. Получение пакета ответных сигналов при работе системы подавления

с плавающим порогом

 

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТВЕТЧИКА СО-69

 

Режим РСП

 

Работа с диспетчерскими РЛС

приемный канал I:

Частоты приемника ……………………………….….. 835÷840 МГц

Ширина полосы пропускания …………………………………. 6 МГц

Чувствительность приемника ……………………………. 84±4 дБ

Динамический диапазон ……………………………………….30 дБ

Подавление сигналов

от боковых лепестков………………………………..трехимпульсное


приемный канал II:

Частота приемника ………………………………………….1030 МГц

Ширина полосы пропускания ………………………………… 6 МГц

Чувствительность приемника …………………………….104±4 дБ

Динамический диапазон …………………………………. 50 дБ

Подавление сигналов

от боковых лепестков………………………………..трехимпульсное

Работа с посадочными РЛС

Частота принимаемых сигналов ……………………….I диапазон

Чувствительность приемника …………………………….. 65±3 дБ

Динамический диапазон ………………………………………..30 дБ

Подавление сигналов

от боковых лепестков………….по методу с плавающим порогом

Запросные коды по курсу и глиссаде …………………одинаковые

 

Режим УВД

 

Работа с диспетчерскими РЛС

приемный канал I:

Частоты приемника …………………………………….835÷840 МГц

Ширина полосы пропускания ………………………………….6 МГц

Чувствительность приемника …………………………… 84±4 дБ

Динамический диапазон ………………………………………30 дБ

Подавление сигналов

от боковых лепестков………………………………трехимпульсное

приемный канал II:

Частота приемника ………………………………………….1030 МГц

Ширина полосы пропускания ………………………………… 6 МГц

Чувствительность приемника ………………………….…104±4 дБ

Динамический диапазон ………………………………………50 дБ

Подавление сигналов

от боковых лепестков……………………………….трехимпульсное

Объем передаваемой информации

Бортовой номер………………………………………100 000 номеров

Высота (с градацией 10 м)…………………………. .до 30 000 м

Остаток топлива…………………………………………15 сообщений

Работа с посадочными РЛС

Частота принимаемых сигналов………………………….I диапазон

Чувствительность приемника ……………………………..65±3 дБ

Динамический диапазон ………………………………………30 дБ

Подавление сигналов

от боковых лепестков………….по методу с плавающим порогом

Запросные коды по курсу и глиссаде………………….раздельные

 

Режим П-35

Частоты приемника ……………………………………….II диапазон

(обзорные РЛС)

Чувствительность приемника ……………………………… 65±3 дБ

Динамический диапазон ………………………………………..30 дБ

Запросный сигнал……………………………..одиночные импульсы

Подавление сигналов

от боковых лепестков………………………………не производится

 

Параметры передающего канала в режимах РСП, УВД, П-35

 

Частоты передатчика

Волна 1…………………………………………………….730 МГц

Волна 2 ……………………………………………………740 МГц

Неоперативная перестройка………………………….1090 МГц

Мощность передатчика …………………………………….. 250 Вт

Длительность импульса передатчика…………………...0,6÷1 мкс

 


Режим 020М

Запуск передатчика…………. производится от бортовой системы

Параметры запускающих импульсов:

Полярность……………………………………….положительная

Амплитуда…………………………………………………….8 В

Длительность……………………………………………0,5÷2 мкс

 

Режим 5У15К

Производится выдача первого, второго и третьего слова информации в бортовую систему 5У15К по сигналам вызова информации от этой системы. Запуск передатчика ответчика не производится.

 

СТРУКТУРА ОТВЕТНОГО СИГНАЛА

Ответный сигнал, содержащий какое-либо слово информации, состоит из координатного кода, кода ключа и информационного кода.

Код ключа – трехимпульсный, его структура различна для каждого слова информации.

Код информации содержит 40 импульсов, составляющих 20 разрядов двоичного

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...