Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объективные причины возникновения эргономики

Предмет и задачи эргономики

 

план

Ой темы

 

1. Общие положения

2. Объективные причины возникновения эргономики

3. Предмет и задачи эргономики

4. Научная ориентация эргономики

5. Задачи эргономики на транспорте

 

Общие положения

На современном производстве основное окружение человека составляет разнообразная техника – от простой, механизирующей отдельные технологические операции, выполняемые человеком, до сложной, автоматизирующей сложные технологические процессы. В области управления производством тенденция разработки и внедрения автоматизированных рабочих мест (АРМ), связанных в разнообразные по сложности сети и автоматизированные системы управления (АСУ), является одной из приоритетных. Особенно высока роль вычислительной техники и средств автоматизации при решении задач оперативного управления в автоматизированных системах, функционирующих в реальном масштабе времени, каковыми являются системы управления движением транспортных средств. Поэтому главное требование к технике формулируется простым, но очень важным критерием: она должна быть удобной для человека, ориентирована на человека, обеспечивать соблюдение необходимых санитарно-гигиенических норм, соответствовать его способностям и возможностям.

Изучением согласованности возможностей человека и техники, проявляющихся в конкретных условиях их взаимодействия занимается, наука эргономика. Эргономика – слово греческого происхождения: ergon–­­­ работа и nomos – закон. Эргономиканаучная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности, связанной с использованием машин (технических средств). В современной области знаний эргономика заняла важное место и оказывает существенное влияние на разнообразные стороны общества и прежде всего на развитие социально ориентированных производств, направленных на обеспечение высокоэффективной и безопасной деятельности в них человека.

Наиболее значительные практические разработки по эргономике в области транспорта связаны с проектированием и модернизацией: транспортных средств – автомобилей, локомотивов, судов; систем дистанционного диспетчерского управления движением в транспортных сетях – автоматизированных диспетчерских центров управления на железных дорогах и узлах, автоматизированных систем светофорного регулирования дорожного движения, автоматизированных систем контроля за движением городского транспорта и т.п.; информационно-справочных систем на вокзалах, автоматизированных систем продажи билетов. Например, на железнодорожном транспорте накоплен значительный мировой опыт эргономического обеспечения коллективной деятельности диспетчерского персонала в специально созданных операторских залах автоматизированных центров управления, оснащенных техническими устройствами индивидуального и группового пользования.

Предмет и задачи эргономики

Объектом исследования эргономики является система «человек (группа людей) – машина (техническое средство) – среда», представляющая сложное функциональное целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку. Такая система называется антропоцентрическая, подчеркивающая роль человека как решающего звена. В эргономике часто эту систему называют кратко «человек–машина» (сокращенно СЧМ).

Машиной в СЧМ называется совокупность технических средств, используемых человеком-оператором в процессе трудовой деятельности. Система «человек–машина» представляет собой частный случай управляющих систем, в которых функционирование машины и деятельность человека связаны единым контуром регулирования.

Предметом эргономики как науки является изучение закономерностей взаимодействия человека (группы людей) с техническими средствами, т.е. конкретная трудовая деятельность человека, использующего машины.

Задачей эргономики как сферы практической деятельности является проектирование и совершенствование процессов (способов, алгоритмов, приемов) выполнения деятельности человека и способов подготовки (обучения, адаптации, тренировки) к ней, а также совершенствование тех характеристик средств и условий деятельности, которые непосредственно влияют на эффективность и качество деятельности и психофизическое состояние человека.

Рассматривая человека, машину, предмет деятельности и среду как единую систему, эргономика решает проблему оптимального распределения и согласования функций между человеком и машиной, а также внутри трудового коллектива, проектирует процесс деятельности, обосновывает оптимальные требования к ее средствам и условиям и разрабатывает методы их учета при создании и эксплуатации систем.

В более конкретном плане проблематика эргономики может быть разделена на ряд направлений, основными из которых являются:

Методологическое включающее следующий круг задач:

* определение предмета и задач исследования;

* разработка методов исследования;

* разработка принципов исследования;

* установление места в системе наук.

Методология эргономики – это ее идейные позиции, определяющие значение, направление и содержание всех исследований.

2. Психофизиологическое решающее такие проблемы:

* изучение характеристик операторов (закономерности приема и переработки информации человеком, характеристики памяти и мышления при управлении, особенности принятия решения человеком и осуществление им управляющих взаимодействий);

* анализ деятельности оператора в СЧМ (закономерности деятельности оператора, классификация видов операторской деятельности);

* оценка характеристик выполнения оператором отдельных действий (оценка быстродействия, точности, надежности, эффективности выполнения оператором действий);

* изучение функционального состояния оператора в процессе работы (исследуется динамика изменения работоспособности в процессе работы).

3. Системотехническое включающее:

· разработку принципов построения элементов (технических) СЧМ (средств отображения, пульта управления, рабочих мест, интерьеров операторских пунктов с учетом возможностей и ограничений операторов);

· проектирование и оценку СЧМ (разработка принципов учета человеческого фактора при проектировании СЧМ, распределение задач по стадиям проектирования СЧМ; разработка принципов и методов проектирования деятельности человека, коллектива людей на разных уровнях системы управления);

· разработку принципов организации СЧМ (определение возможностей и целесообразности автоматизации функций человека; разработка критериев распределения; функций между человеком и машинными звеньями управляющих, обслуживающих и обеспечивающих систем);

· разработка принципов, методов и критериев оценки надежности и эффективности СЧМ.

4. Эксплуатационное предусматривающее решение задач:

· профессиональной подготовки операторов;

· психологического обеспечения научной организации труда операторов (режимы и технологические графики работы операторов, режимы труда и отдыха, психологические особенности);

· организации групповой деятельности операторов (совместимости взаимодействия);

· разработки методов повышения работоспособности операторов (повышение психологических характеристик путем тренировок, стимуляции деятельности, контроля за состоянием оператора).

Научная ориентация эргономики

Решение задач должно базироваться на строго научной ориентации, которая включает в себя: социально-общественную ориентацию эргономистов, общенаучную и специально-научную.

Общенаучный уровень в эргономике основывается на использовании деятельного, системного и типологического подходов.

Деятельный подход заключается в выделении категории деятельности как важнейшей в системе эргономического знания. В эргономике деятельность выступает в качестве предмета: объективного научного изучения, управления, проектирования и многоплановой оценки. Всякая деятельность выражается при этом через содержание, характер и формы труда оператора в СЧМ и включает три компонента: цель как идеальное представление результата, способ и средства ее достижения и воля, т.е. определенные личностные, смысловые качества оператора.

Основы системного подхода в эргономике:

· СЧМ можно рассматривать как многомерную и многоуровневую систему; многомерность проявляется в различном характере деятельности оператора: информационном, операционном, мотивационном.

· каждая составляющая СЧМ подчиняется в работе свойственным только ей закономерностям, причем эффективность функционирования СЧМ в целом определяется тем, в какой степени при проектировании были учтены особенности человека, машины, предмета деятельности, cреды;

· СЧМ находится в динамике, т.е. то, что было сделано на основе первоначальных рекомендаций, может оказаться впоследствии не самым лучшим вариантом;

· взаимосвязь (в какой-то степени детерминизм) изменения одних элементов вследствие изменения характеристик других элементов.

Эти черты системного подхода при решении сугубо прикладных задач выливаются в требование движения одновременно в двух направлениях: от способностей человека — к возможностям техники и условиям ее эффективного функционирования, и, наоборот, от техники и ее возможностей – к человеку.

Типологический подход к эффективной организации исследований в эргономике предполагает разработку типологии средств. В понятии методологического средства подчеркиваются две основные функции эргономических представлений:

1) задаются характер и способ понимания объекта, исследуемого при решении задач определенного типа;

2) определяются предметные характеристики способа исследования, исследовательских процедур и проектной работы с этим объектом.

Специально-научный уровень направлен на решение конкретных задач эргономики. Важнейшим средством реализации этого уровня ориентации эргономики в решении проектных задач является разработка концептуальных схем деятельности, центральное место в структуре которых занимают моделирующие представления. Они придают целостность исследовательским процедурам, позволяют формировать оперативные правила в организационно-методическом плане (отбор экспериментальных данных, способы получения, фиксации и интерпретации данных). В концептуальной схеме емко, в компактной, унифицированной форме выражено существо того или иного теоретического взгляда на деятельность, общего для исследователей, решающих ту или иную проектную задачу.

Предмет и задачи эргономики

 

план

Ой темы

 

1. Общие положения

2. Объективные причины возникновения эргономики

3. Предмет и задачи эргономики

4. Научная ориентация эргономики

5. Задачи эргономики на транспорте

 

Общие положения

На современном производстве основное окружение человека составляет разнообразная техника – от простой, механизирующей отдельные технологические операции, выполняемые человеком, до сложной, автоматизирующей сложные технологические процессы. В области управления производством тенденция разработки и внедрения автоматизированных рабочих мест (АРМ), связанных в разнообразные по сложности сети и автоматизированные системы управления (АСУ), является одной из приоритетных. Особенно высока роль вычислительной техники и средств автоматизации при решении задач оперативного управления в автоматизированных системах, функционирующих в реальном масштабе времени, каковыми являются системы управления движением транспортных средств. Поэтому главное требование к технике формулируется простым, но очень важным критерием: она должна быть удобной для человека, ориентирована на человека, обеспечивать соблюдение необходимых санитарно-гигиенических норм, соответствовать его способностям и возможностям.

Изучением согласованности возможностей человека и техники, проявляющихся в конкретных условиях их взаимодействия занимается, наука эргономика. Эргономика – слово греческого происхождения: ergon–­­­ работа и nomos – закон. Эргономиканаучная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности, связанной с использованием машин (технических средств). В современной области знаний эргономика заняла важное место и оказывает существенное влияние на разнообразные стороны общества и прежде всего на развитие социально ориентированных производств, направленных на обеспечение высокоэффективной и безопасной деятельности в них человека.

Наиболее значительные практические разработки по эргономике в области транспорта связаны с проектированием и модернизацией: транспортных средств – автомобилей, локомотивов, судов; систем дистанционного диспетчерского управления движением в транспортных сетях – автоматизированных диспетчерских центров управления на железных дорогах и узлах, автоматизированных систем светофорного регулирования дорожного движения, автоматизированных систем контроля за движением городского транспорта и т.п.; информационно-справочных систем на вокзалах, автоматизированных систем продажи билетов. Например, на железнодорожном транспорте накоплен значительный мировой опыт эргономического обеспечения коллективной деятельности диспетчерского персонала в специально созданных операторских залах автоматизированных центров управления, оснащенных техническими устройствами индивидуального и группового пользования.

Объективные причины возникновения эргономики

Первые научные исследования трудовой деятельности человека начались в середине ХIХ века, когда на смену сложному человеческому труду начал приходить простой машинный труд. Человек стал выполнять вспомогательные операции по обслуживанию машин.

Впервые термин «эргономика» предложил польский естествоиспытатель Войтех Ястшембовский в 1857 году, опубликовав работу «Очерки по эргономике, или наука о труде, основанной на закономерностях науки о природе». Он попытался построить модель трудовой деятельности человека, базирующуюся на законах естествознания.

В период образования крупного капиталистического производства (конец ХIХ века) американский инженер Ф. Тейлор провел экспериментальные исследования простого машинного труда. Применяя принцип технологического детерминизма, в соответствии с которым рабочий рассматривается как элемент технологической системы производства, он обосновал необходимость разделения трудовых функций работников на элементарные операции и стандартизированные движения, которые использовал для проектирования методов работы. Идея проектирования методов работы нашла развитие в трудах американского инженера Ф. Гилбрета.

В 20–30-е годы развивается физиология, психология и гигиена труда, создаются соответствующие лаборатории. Ученые, изучая способности человека, решают задачу наиболее эффективного их использования при создании машины (отбор, тренировка и т.п.).

Термин «эргономика», как новой научной дисциплине, был предложен в Оксфорде в 1949 году (Англия) группой ученых, объединившихся в «Эргономическое исследовательское общество» с целью скоординировать работу ученых смежных дисциплин для решения проблем проектирования эффективной трудовой деятельности человека. Утвержден термин в апреле 1959 года Международной эргономической ассоциацией.

Исследования по эргономике отечественных ученых начинаются с 1880 года, когда Менделеев Дмитрий Иванович определил необходимость при конструировании воздухоплавательных аппаратов думать не только о двигателе, но и о человеке. В 1882 году метеоролог Рыхачев М А провел исследования по вопросу психологической пригодности летчиков (в качестве характеристик оценки выделил быстроту соображения, внимание, ловкость и т. п.). В 1890 году Сеченов Иван Михайлович первым поставил вопрос об использовании научных данных о человеке для рационализации трудовой деятельности. Особо выделил роль психических процессов при трудовом акте.

В первые годы советского периода продолжались исследования по изучению трудовой деятельности человека. Для этих целей в 1918 году Бехтерев Владимир Михайлович организует в институте по изучению мозга и психической деятельности лабораторию труда (изучают влияние труда на личность), а в 1920 году создается Институт труда (основатель – Гастев Алексей Капитонович). Основной целью их исследований явились разработка и стандартизация рациональных приемов обучения и трудовой деятельности человека с учетом биологических и психологических особенностей.

В 1921 году психолог Мясищев В Н предлагает сформировать научную дисциплину «Эргология» (учение о работе) для изучения трудовых процессов. Хотя наука не оформилась, были поставлены цели и задачи исследования. Открылись на заводах и фабриках лаборатории психотехники (особое внимание в них уделялось профессиональному отбору).

В годы второй мировой войны развивается инженерная психология, изучающая возможности человека при создании оптимальных вариантов образцов военной техники, а также решаются вопросы рационального проектирования систем управления боевой техникой, обеспечивающих ее быстрое освоение и управление.

В 1959 году в Ленинградском государственном университете создана первая лаборатория инженерной психологии.

Эргономика как самостоятельная научная дисциплина окончательно оформилась с выходом в 1963 году книги Ломова Бориса Федоровича «Человек и техника», в которой поставлена задача сравнения человека не с техникой, а с системой в целом, в которой человек рассматривается как главный компонент.

Таким образом, становление эргономики связано с достижениями научно-технического развития общества, которые производят коренные, качественные изменения в производственных силах как целостной системы, включающей три основных компонента: средства труда, предметы труда и целесообразную деятельность человека.

Для развития эргономики характерны три основных экономико-политических фактора:

1) интенсификация труда на основе повышения эффективности трудовой деятельности;

2 ) конкурентная борьба на рынках труда;

3) автоматизация процессов и систем управления в экономике.

С позиций социальной защиты человека одной из важнейших целей эргономики является сохранение здоровья человека и развитие его личности.

Предмет и задачи эргономики

Объектом исследования эргономики является система «человек (группа людей) – машина (техническое средство) – среда», представляющая сложное функциональное целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку. Такая система называется антропоцентрическая, подчеркивающая роль человека как решающего звена. В эргономике часто эту систему называют кратко «человек–машина» (сокращенно СЧМ).

Машиной в СЧМ называется совокупность технических средств, используемых человеком-оператором в процессе трудовой деятельности. Система «человек–машина» представляет собой частный случай управляющих систем, в которых функционирование машины и деятельность человека связаны единым контуром регулирования.

Предметом эргономики как науки является изучение закономерностей взаимодействия человека (группы людей) с техническими средствами, т.е. конкретная трудовая деятельность человека, использующего машины.

Задачей эргономики как сферы практической деятельности является проектирование и совершенствование процессов (способов, алгоритмов, приемов) выполнения деятельности человека и способов подготовки (обучения, адаптации, тренировки) к ней, а также совершенствование тех характеристик средств и условий деятельности, которые непосредственно влияют на эффективность и качество деятельности и психофизическое состояние человека.

Рассматривая человека, машину, предмет деятельности и среду как единую систему, эргономика решает проблему оптимального распределения и согласования функций между человеком и машиной, а также внутри трудового коллектива, проектирует процесс деятельности, обосновывает оптимальные требования к ее средствам и условиям и разрабатывает методы их учета при создании и эксплуатации систем.

В более конкретном плане проблематика эргономики может быть разделена на ряд направлений, основными из которых являются:

Методологическое включающее следующий круг задач:

* определение предмета и задач исследования;

* разработка методов исследования;

* разработка принципов исследования;

* установление места в системе наук.

Методология эргономики – это ее идейные позиции, определяющие значение, направление и содержание всех исследований.

2. Психофизиологическое решающее такие проблемы:

* изучение характеристик операторов (закономерности приема и переработки информации человеком, характеристики памяти и мышления при управлении, особенности принятия решения человеком и осуществление им управляющих взаимодействий);

* анализ деятельности оператора в СЧМ (закономерности деятельности оператора, классификация видов операторской деятельности);

* оценка характеристик выполнения оператором отдельных действий (оценка быстродействия, точности, надежности, эффективности выполнения оператором действий);

* изучение функционального состояния оператора в процессе работы (исследуется динамика изменения работоспособности в процессе работы).

3. Системотехническое включающее:

· разработку принципов построения элементов (технических) СЧМ (средств отображения, пульта управления, рабочих мест, интерьеров операторских пунктов с учетом возможностей и ограничений операторов);

· проектирование и оценку СЧМ (разработка принципов учета человеческого фактора при проектировании СЧМ, распределение задач по стадиям проектирования СЧМ; разработка принципов и методов проектирования деятельности человека, коллектива людей на разных уровнях системы управления);

· разработку принципов организации СЧМ (определение возможностей и целесообразности автоматизации функций человека; разработка критериев распределения; функций между человеком и машинными звеньями управляющих, обслуживающих и обеспечивающих систем);

· разработка принципов, методов и критериев оценки надежности и эффективности СЧМ.

4. Эксплуатационное предусматривающее решение задач:

· профессиональной подготовки операторов;

· психологического обеспечения научной организации труда операторов (режимы и технологические графики работы операторов, режимы труда и отдыха, психологические особенности);

· организации групповой деятельности операторов (совместимости взаимодействия);

· разработки методов повышения работоспособности операторов (повышение психологических характеристик путем тренировок, стимуляции деятельности, контроля за состоянием оператора).

Научная ориентация эргономики

Решение задач должно базироваться на строго научной ориентации, которая включает в себя: социально-общественную ориентацию эргономистов, общенаучную и специально-научную.

Общенаучный уровень в эргономике основывается на использовании деятельного, системного и типологического подходов.

Деятельный подход заключается в выделении категории деятельности как важнейшей в системе эргономического знания. В эргономике деятельность выступает в качестве предмета: объективного научного изучения, управления, проектирования и многоплановой оценки. Всякая деятельность выражается при этом через содержание, характер и формы труда оператора в СЧМ и включает три компонента: цель как идеальное представление результата, способ и средства ее достижения и воля, т.е. определенные личностные, смысловые качества оператора.

Основы системного подхода в эргономике:

· СЧМ можно рассматривать как многомерную и многоуровневую систему; многомерность проявляется в различном характере деятельности оператора: информационном, операционном, мотивационном.

· каждая составляющая СЧМ подчиняется в работе свойственным только ей закономерностям, причем эффективность функционирования СЧМ в целом определяется тем, в какой степени при проектировании были учтены особенности человека, машины, предмета деятельности, cреды;

· СЧМ находится в динамике, т.е. то, что было сделано на основе первоначальных рекомендаций, может оказаться впоследствии не самым лучшим вариантом;

· взаимосвязь (в какой-то степени детерминизм) изменения одних элементов вследствие изменения характеристик других элементов.

Эти черты системного подхода при решении сугубо прикладных задач выливаются в требование движения одновременно в двух направлениях: от способностей человека — к возможностям техники и условиям ее эффективного функционирования, и, наоборот, от техники и ее возможностей – к человеку.

Типологический подход к эффективной организации исследований в эргономике предполагает разработку типологии средств. В понятии методологического средства подчеркиваются две основные функции эргономических представлений:

1) задаются характер и способ понимания объекта, исследуемого при решении задач определенного типа;

2) определяются предметные характеристики способа исследования, исследовательских процедур и проектной работы с этим объектом.

Специально-научный уровень направлен на решение конкретных задач эргономики. Важнейшим средством реализации этого уровня ориентации эргономики в решении проектных задач является разработка концептуальных схем деятельности, центральное место в структуре которых занимают моделирующие представления. Они придают целостность исследовательским процедурам, позволяют формировать оперативные правила в организационно-методическом плане (отбор экспериментальных данных, способы получения, фиксации и интерпретации данных). В концептуальной схеме емко, в компактной, унифицированной форме выражено существо того или иного теоретического взгляда на деятельность, общего для исследователей, решающих ту или иную проектную задачу.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...