Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства отображения информации коллективного пользования

Средства отображения информации коллективного пользования (СОИ КП) – это крупноформатные индикационные устройства. Их площадь может изменяться от 8–10 до 60–90 кв. м. Предназначены СОИ КП для одновременного представления группе операторов информации.

Наиболее традиционными СОИ на транспорте являются мнемосхемы и табло. Мнемосхема – это схематическое изображение структуры и связей системы, неизменной по составу, но переменной по состоянию отдельных компонентов. Их используют как для индивидуальных рабочих мест, так и для коллективного пользования. Функции мнемосхем:

· наглядно отображать функционально-техническую схему управляемого объекта и информацию о его состоянии в полном объеме;

· отображать связи и характер взаимодействия управляемого объекта с другими объектами и внешней средой;

· сигнализировать обо всех существенных нарушениях в работе объекта;

· обеспечить быстрое выявление и локализацию неисправности и возможность ее ликвидации.

По типу операторской деятельности мнемосхемы делятся на операторские и диспетчерские. Операторские мнемосхемы более детальны и, как правило, отображают единый технологический комплекс, в котором оператор управляет всеми элементарными процессами.

Эргономические требования к мнемосхемам:

· мнемосхема должна быть лаконичной, т.е. содержать необходимые элементы;

· важные для функций контроля и управления элементы должны быть выделены на мнемосхеме формой и цветом;

· автономно управляемые части целесообразно выделять на мнемосхеме, (например, на станциях таким объектом часто является местный парк).

Табло – это устройство отображения матричного типа для представления знаковой информации, в котором знаки разнесены в столбцы и строки. В системах управления используются табло коллективного пользования, на которых кроме мнемосхемы представляется информация о номерах транспортных объектов, которые соотносятся к местам их дислокации. (Например, на Западно-Сибирской железной дороге разработана и внедрена система «Круг», которая позволила выводить на световое табло дорожных диспетчеров информацию о поездном положении на перегонах и станциях в реальном масштабе времени. Система внедрена на полигоне свыше 2 тыс. км и позволяет диспетчерам наглядно оценивать обстановку на участках и станциях).

Безошибочное считывание информации с табло определяется двумя группами эргономических требований:

I – определение оптимальных параметров знаковой информации, зависящей от чувствительности глаза – размер знака, конфигурация и соотношение элементов, яркость знака, контраст его с фоном, цветовые характеристики отображения.

II – оптимизация пространственной организации поля табло и объединения отдельных индикаторов в информационную модель, которые определяются следующими параметрами: общим размером табло и его формы, числом столбцов и строк, общим числом знаков, плотностью знаков по столбцам и строкам, способами выделения важной информации.

Оптимальная форма табло – прямоугольная с большой стороной по горизонтали, т.к. движение глаз по горизонтали в два раза быстрее, чем по вертикали. Пространство поля табло необходимо разделять на группы интервалами, полосами. Интервалы между отдельными знаками в строке должны быть не менее 1/2 ширины знака, между столбцами – не менее ширины знака, между строками – не менее 1–2 знаков по высоте.

 

2.5 Эргономические требования к акустическим сигналам

На транспорте звуковые (не речевые) сигналы применяются на рабочих местах операторов в качестве аварийных (например, сигнализация ложной занятости элементов объекта) и уведомляющих (например, при вызове по телефонной связи). Звуковые сигналы предназначены для привлечения внимания операторов.

Звуковые сигнализаторы должны обладать следующими свойствами:

· сообщать об отказах или изменениях в СЧМ;

· не перегружать слуховой анализатор;

· не отвлекать внимание других операторов;

· не мешать речевой связи;

· не утомлять оператора, не пугать.

Реализация этих задач осуществляется через соблюдение следующих эргономических требований:

· частотная характеристика сигналов должна быть в пределах 200– 500 Гц (в диспетчерских пунктах – 200–1000 Гц, т.к. они оборудованы акустическими экранами);

· частота уведомительных сигналов – 200–500 Гц, длительность сигналов – 1–3 с;

· аварийные сигналы должны иметь частоту 800–2000 Гц при длительности сигналов – 0,2–0,8 с;

· уровень звукового давления уведомительных сигналов на рабочем месте должен находиться в диапазоне 30–80 дБ, а аварийных – 90–100 дБ;

· уведомительные сигналы должны иметь уровень звукового давления ниже чем аварийные, на 25 %.

 

3 Эргономические требования к органам управления СЧМ

3.1 Классификация и общие эргономические требования к органам управления

Органы управления (ОУ) в СЧМ предназначены для передачи управляющих воздействий от оператора к машине и играют роль связующего звена между ними.

ОУмогут быть классифицированы по ряду признаков:

1. По характеру выполняемых человеком движений:

а) ОУ, требующие движений включения, выключения, переключения (например, дежурный по железнодорожной станции нажимая кнопку или переключая рукоятку стрелки осуществляет простой двигательный акт);

б) ОУ, требующие повторяющих движений – вращательных, нажимных, ударных; например, печатание на машинке, ввод данных с клавиатуры зависит от темпа движений;

в) ОУ, требующих точных, дозированных движений – настройка, нацеливание, причем движение дозируется по силовым, пространственным, временным параметрам;

2. По назначению и характеру использования оператором ОУ разделяются на группы:

а) оперативные (основные) – используются постоянно (например, для ввода управляющей команды);

б) используемые периодически, вспомогательные ОУ (например, при использовании дисплея для получения телеграмм-натурного листа на состав поезда маневровый диспетчер железнодорожной станции работает на клавиатуре дисплея периодически);

в) используемые эпизодически (например, к ним могут быть отнесены аварийные).

3. По конструктивному исполнению: кнопки, клавиши, регуляторы, рычаги управления, педали, переключатели и т.п.

4. По способу реализации: ручные и ножные. Ручные ОУ предпочтительнее, и они используются для выполнения точных операций, ножные ОУ используются для разгрузки рук, при требовании больших усилий для нажатия на ОУ.

 

3.2 Эргономические требования к отдельным типам органов управления

Для ввода информации оператором на транспорте используются следующие основные виды органов управления: кнопки и клавиши, переключатели, штурвалы или рычаги управления, педали.

Эргономические характеристики основных ОУ.

· Кнопки и клавиши. Используются для ввода логической и цифровой информации и быстрого отключения и включения. Они должны иметь в момент нажатия обратную связь, т.е. автоматическое, возвратное движение, а также обеспечивать сигнализацию включения (щелчок, загорание). Диаметр кнопок определяется в зависимости от частоты использования (при редком использовании – 3–5 мм, а при частом - 10...15 мм), а также от величины усилия при нажатии на кнопки (при необходимости больших усилий диаметр увеличивается до 30 мм). Покрытие кнопок используется, в основном, гладкое, но с высоким коэффициентом трения. При частом использовании лучше применять прямоугольные кнопки с закругленными углами. Цвет кнопки должен отличаться от цвета панели: на светлых панелях необходимо применять кнопки ярких насыщенных тонов или темные кнопки. Расстояние между кнопками должно быть не менее 15 мм, что предотвращает случайное включение.

Переключатели. Переключатели должны обеспечивать сигнализацию об установлении каждой позиции (например, установление переключателя управления положения стрелки фиксируется посредством щелчка, звуковой сигнализации и загорания лампочки индикатора, т.е. обеспечивается трехкратное резервирование контроля установки).

Форма и размеры переключателей выбираются от величины прилагаемых усилий. Основные размеры: длина – 20–90 мм, ширина – 2–15 мм, высота – 10–40 мм. Минимальное расстояние между переключателем на панели составляет 20 мм. Переключатели снабжаются фиксатором (пружинным), а рабочая поверхность должна быть удобной для захвата (используются выемки, насечки).

Педали. Применяются в случаях, когда требуются большие усилия при небольшой точности работ и необходимо сократить общее время управления. Используются в основном для работы сидя.

Педаль следует располагать в оптимальной зоне действия ног ближе к продольной оси тела оператора. Ширина педалей должна быть не менее ширины стопы ноги – 80–100 мм, длина – 70–300 мм. Усилия для нажатия на педаль должны составлять не более 100 Н (для женщин на 25 % меньше). Рабочая поверхность педали обычно рифленая, педали должны иметь сенсорный контроль нажатия (щелчок).

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...