Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лингвистическое обоснование понятий, изучаемых в теме «Состав слова»Лингвистическое обоснование понятий, изучаемых в теме «Состав слова»
В перечень понятий указанного раздела входят: окончание, нулевое окончание, основа; корень, приставка, суффикс; однокоренные слова; способы образования слов – приставочный, суффиксальный, бессуфиксный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход одной части речи в другую, сложное слово, соединительная гласная, сложносокращенное слово. Эффективность усвоения приведенных понятий обусловлена реализацией лингводидактических, общеметодических и специальных (частнометодических) принципов изучения русского языка, которые нашли свое отражение в широком спектре аспектно-морфемных и морфемно-речевых упражнений, представленных в учебной и методической литературе и способствующих прочному усвоению морфемных и словообразовательных знаний, умений и навыков учащимися. Анализ существующих УМК позволил сделать выводы: в современной методике представлен четкий алгоритм изучения морфемики и словообразования в начальной школе с постепенным углублением, усложнением, расширением содержания и взаимосвязей изучаемого материала с другими разделами русского языка. Несмотря на заявленную авторами всех проанализированных программ и УМК цель формирования языковой компетенции, только в одной программе по русскому языку (в образовательной системе «Школа 2100») сделан акцент на изучение основ морфемики и словообразования как необходимой темы для освоения других разделов языкознания: лексики, морфологии, орфографии. Но при этом во всех учебниках для 4 класса выявлено минимальное количество морфемных и словообразовательных заданий. Установленный факт, с одной стороны, может объясняться распределением тем по годам обучения и, следовательно, стремлением авторов привести в данных учебниках максимальное количество упражнений по морфологии и синтаксису. С другой стороны, качественное усвоение частных тем из указанных разделов невозможно без знаний по морфемике и словообразованию, а также без развитых опознавательных, аналитических, классификационных умений школьников, формирующихся в процессе выполнения заданий подобного рода. Следовательно, на сегодняшний день проблема осмысления систематической и целенаправленной работы по морфемике и словообразованию в начальной школе является актуальной.
Каким образом формируется умение производить морфемный анализ слова?
Программа младших классов включает знакомство с основными понятиями морфемики (приставка - , корень - ∩, суффикс -^, окончание – и другие) и морфемный анализ слов. Понимание последовательности и специфики работы с морфемами в том или ином классе необходимо учителю для того, чтобы он мог помогать детям преодолевать трудности, которые у них возникают при разборе слова по составу, а также при моделировании морфемной структуры слов. Вопрос о причинах ошибок, которые допускают дети при разборе слов по составу, специально изучали психологи Л.И. Божович, Д.Н. Богоявленский и другие. Они пришли к выводу, что среди младших школьников немало «наивных семантиков» и «стихийных формалистов». Первые, анализируя слова, учитывают только его лексическое, вещественное, значение, вторые – только внешние признаки слова (его буквенный или звуковой состав). Процесс формирования языковых понятий условно делится на четыре этапа: 1. Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия. На данном этапе осуществляется абстрагирование от лексического значения конкретных слов и предложений и выделение того, что является типичным для данного языкового явления, языковой категории. Учащиеся овладевают такими умственными операциями, как анализ и абстрагирование. 2. Обобщение признаков, установление связей между признаками понятия (установление внутрипонятийных связей), введение термина. Учащиеся овладевают операциями сравнения и синтеза. 3. Осознание формулировки определения понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними. 4. Конкретизация изучаемого понятия на новом языковом материале. Упражнения на применение знаний на практике. Установление связей изучаемого понятия с ранее усвоенными (установление межпонятийных связей). Дети должны не просто придумать слова, но и доказать, что слово подходит к данной модели. Слова должны быть разных частей речи, при чём это могут быть разные слова и формы одного и того же слова. Постепенно учитель предлагает детям всё более сложные модели слов. Иногда можно давать «слова для справок». Работая над формированием понятий морфемики, учителю необходимо учитывать различные подходы, использовать в своей работе разные виды упражнений с моделями.
Методические задачи
Задача IV.1.9. Вычленение окончания происходит по формальному критерию – привлекается парадигма исследуемого слова. Далее корень выделяется с опорой на формально-семантический критерий – опора на родственные слова при тождестве формы корня у родственных слов. Приставки выделяются формально – «стоят перед корнем», однако не все, некоторые еще имеют значение. Суффикс –ник- выделяется чисто формально – дети его запоминают. Для того чтобы анализ не был формальной процедурой, следует привлекать больше однокоренных слов и проводить больше аналогий.
Задача IV.2.9. Для серии учебников Рамзаевой Т.Г., Львова М.Р. выделяются четыре этапа знакомства с морфемами: Первый этап - пропедевтические (предварительные подготовительные) словообразовательные наблюдения. Второй этап - знакомство с особенностями однокоренных слов и сущностью всех морфем в сопоставлении (II класс). Третий этап - изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суффиксов; ознакомление с сущностью морфологического принципа правописания; формирование навыка правописания корней и приставок (II класс). Урок русского языка по теме «Выделение морфем в слове» построен в соответствии с принципами системы развивающего обучения Л.В. Занкова и выстроен в логике реализации ФГОС НОО. Поэтому в ходе дети осваивают одно из главных УУД – знаково-символические. На практике очень часто используют составление кластера по теме. Это необычная форма работы представляет собой объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Неотъемлемой частью урока стало формирование познавательных универсальных учебных действий – задания на развитие мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения. На каждом этапе урока выстроена логическая цепочка – задание сменяет другое в определенной последовательности. Тем самым дети видят взаимосвязь изучаемых понятий. Как таковой четкой последовательности знакомства не выявлено.
Задача IV.2.19 1 – умение анализировать морфемную структуру слов различных частей речи. 2 – умение работать с падежами и их значениями. 3 – аналогично. 4 – творческое задание, позволяет использовать образный компонент. 5 – возможность использования словотворчества и воображения.
Задача IV.2.23 Примеры упражнений: 1. Словарная работа. - Замените высказывание одним словом: • Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров - • Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения - • Два ряда домов или пространство между ними для прохода и проезда, а также само это пространство - • Упакованный для отправки поездом, самолётом или другим видом транспорта вещи пассажиров – • Тот, кто едет или собирается ехать на чём-либо – • Здание большой станции на путях сообщения – • Городская наземная электрическая железная дорога, а также её вагон или поезд – • Несамоходное транспортное средство, движущееся по рельсам – • Транспортное средство на колёсах с собственным двигателем для перевозок по безрельсовым путям – - Какой темой вы бы объединили эти слова? - Вспомните, какие правила дорожного движения должны знать мы, пешеходы? - Если бы мне пришлось записать эти слова в словарик, то между какими словами находилось бы слово «вокзал»? - Придумайте предложение с этими словами. У кого получилось предложение? Прочитайте. (Лучшее записывается на доске.) 2. Работа с текстом. Вставьте слово, подходящее по смыслу. Прочтите , что получилось. _________ называют символом России. Русь моя, люблю твои _______! _______ воспета в произведениях русских поэтов . О _________ слагали песни. На _________ распустились почки. Под _______ нашли грибок. Учитель: Какие слова написали (березу, березы, о березе) Какая часть слова изменилась? Расскажите об окончании. (высказывают….) - У кого были затруднения? Где ошиблись, почему? …….. - Кто справился с заданием, расскажите об этой части слова. - Почему не можете рассказать? (не знаем ничего об этой части слова, знаний не хватает).
Лингвистическое обоснование понятий, изучаемых в теме «Состав слова»
В перечень понятий указанного раздела входят: окончание, нулевое окончание, основа; корень, приставка, суффикс; однокоренные слова; способы образования слов – приставочный, суффиксальный, бессуфиксный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход одной части речи в другую, сложное слово, соединительная гласная, сложносокращенное слово. Эффективность усвоения приведенных понятий обусловлена реализацией лингводидактических, общеметодических и специальных (частнометодических) принципов изучения русского языка, которые нашли свое отражение в широком спектре аспектно-морфемных и морфемно-речевых упражнений, представленных в учебной и методической литературе и способствующих прочному усвоению морфемных и словообразовательных знаний, умений и навыков учащимися. Анализ существующих УМК позволил сделать выводы: в современной методике представлен четкий алгоритм изучения морфемики и словообразования в начальной школе с постепенным углублением, усложнением, расширением содержания и взаимосвязей изучаемого материала с другими разделами русского языка. Несмотря на заявленную авторами всех проанализированных программ и УМК цель формирования языковой компетенции, только в одной программе по русскому языку (в образовательной системе «Школа 2100») сделан акцент на изучение основ морфемики и словообразования как необходимой темы для освоения других разделов языкознания: лексики, морфологии, орфографии. Но при этом во всех учебниках для 4 класса выявлено минимальное количество морфемных и словообразовательных заданий. Установленный факт, с одной стороны, может объясняться распределением тем по годам обучения и, следовательно, стремлением авторов привести в данных учебниках максимальное количество упражнений по морфологии и синтаксису. С другой стороны, качественное усвоение частных тем из указанных разделов невозможно без знаний по морфемике и словообразованию, а также без развитых опознавательных, аналитических, классификационных умений школьников, формирующихся в процессе выполнения заданий подобного рода. Следовательно, на сегодняшний день проблема осмысления систематической и целенаправленной работы по морфемике и словообразованию в начальной школе является актуальной.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-09-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |