Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дидактический материал с методическим обоснованием по теме «корень», «приставка», «суффикс»

 

В ходе работы были подобраны, составлены и систематизированы в единый комплекс разнообразные задания, направленные на решение выявленной проблемы. Во всех темах приведена краткая теоретическая справка по соответствующему аспекту морфемики и словообразования, а также перечень заданий по этому разделу. Далее мы представили некоторые упражнения.

Тема 1. Корень. Родственные (однокоренные) слова

Ø Корень – общая часть родственных слов, заключающая в себе главный элемент лексического значения. Вследствие исторических чередований согласных и гласных звуков один и тот же корень может иметь разное звучание.

Ø Родственные (однокоренные) слова – слова, образованные от одного и того же корня и имеющие близкое лексическое значение. Следует различать однокоренные слова от слов с омонимичными корнями.

1. Выпишите только пары однокоренных слов.

Подосиновик — осина, гриб — боровик, мебель — стул, лес — лесник, домик — избушка, стол — столбик, стол — столик, книга — учебник, книга — книжный.

2. Даны группы слов с омонимичными корнями. Можно ли слова в каждой группе назвать родственными? Докажите. Сгруппируйте однокоренные слова, выделите корни.

А) горький, гористый, горчить, горе, горчица, горемыка, пригоршня, горбиться, городской, пригорок, горевать, загорать, пригорюниться, гордый.

Б) вода, подводник, изводить, провода, половодье, перевод, вожатый, обезвоженный, завод, проводник.

Аналогичная работа может проводиться со следующими корнями:

пар-: пара (лошадей), паровик, попарно, пар, запарился;

-нож-: ножной, треножник, нож, ножницы, подножный (корм), сороконожка, ножовка, ножны;

-кос-: косой, прикосновение, косички, косьба, коснуться, косолапый, коса (у девочки), косить (траву), косить (в сторону), косовица, перекос, раскосый, выкосить;

-мер-: вымереть, вымеривать, замерить, замереть, обмереть, обмерить, примерять, умереть;

-сыр-: сырок, сырость, сыреть, сырковая (масса), сырье, сыроватый, сырой, сырный, отсыреть;

-лет-: прилететь, летчик, летний, летный, летом, летучий;

-ран-: ранить, ранний, рановато, ранение, рана, рано;

-мир-: всемирный, мир, мирный, смириться, мирок, помириться, присмиреть, мировой.

3. Даны слова. 1 вариант: выпишите однокоренные слова к существительному вода. 2 вариант: выпишите однокоренные слова и напишите, к какому глаголу они являются однокоренными. Выделите корни.

А) Вода, безводный, водитель, водяной, водить;

Б) Носильщик, переносица, носить, носик, перенос, заносить.

4. Докажите, что в словах вода и водить разные корни.

5. Прочитайте стихотворение Я. Козловского, определите, являются ли однокоренными выделенные слова. Докажите свою точку зрения.

Молвил слон, подставив бок:

- Прислонись ко мне, сынок.

– Прислонясь к слону, слоненок

Отдохнул, набрал силенок.

Тема 2. Приставка

Ø Приставка (префикс) – аффиксальная значимая часть слова, стоящая перед корнем, служит для образования новых слов (реже - для образования форм слов). В слове может быть одна или несколько приставок.

1. Определите, какое значение имеют слова с приставкой пере-.

Переписать, перебелить, переделать, пересмотреть.

2. Проиллюстрируйте значение приставки пере- примерами из правого столбика.

1. Производить действие заново а) перепрыгнуть

2. Разделить предмет б) перепилить

3. Перейти границы нормы в) переписать

4. Направление действия через что-то г) перешагнуть

д)переделать

е)перерубить

ж)пересолить

з)перестараться

3. Запишите слова из левого столбика, вставляя пропущенные буквы и графически объясняя выбор написания. Соотнесите данные слова с указанными значениями приставки раз-(рас-) (укажите букву).

1. Ра. .веселый а) деление на части, распределение по частям, местам, поверхности

2. Ра. .любить б) высшая степень качества

3. Ра. .бежаться в) направление движения в разные стороны

4. Ра. .кричаться г) прекращение действия

5. Ра. .бинтовать д) обратное действие

6. Ра. .крошить е) начало длительного и интенсивного действия

4. Прочитайте глаголы каждой группы. По какому признаку они разделены на две группы? Что объединяет глаголы каждой группы? Сделайте вывод. Добавьте 2—3 примера.

наклеить наговориться

намазать налюбоваться

накрасить накупаться

напудрить напиться

Д ля с п р а в к и. Значение приставки на - в первой группе слов — «направить действие на поверхность», во второй — «полнота, исчерпанность действия, удовлетворенность этим действием».

5. Прочитайте отрывок из произведения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Выпишите глаголы с приставкой вы-, распределяя их по группам в зависимости от значения приставки. Определите значения приставки вы-.

За ночь больные мои отогрелись,

Высохли, выспались, плотно наелись;

Вынес я их на лужок; из мешка

Вытряхнул, ухнул...

Для справки. В глаголах высохли, выспались—«завершен-» ность действия, достижение определенных результатов»; в глаголах вынес, вытряхнул — «направление движения изнутри наружу».

Тема 3. Суффикс

Ø Суффикс - аффиксальная значимая часть слова, стоящая после корня, служит для образования новых слов и словоизменения. В слове может быть один или несколько суффиксов.

1. Прочитайте загадку, дайте ответ. Обозначьте суффиксы в именах прилагательных.

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

Держась рукой за тросточку,

Тебя давно я жду.

Ты съешь меня, а косточку

Зарой в своем саду.

(Вишня).

2. Подберите по одному слову с суффиксом – ник с общим значением названия:

Ø Занятия, профессии

Ø Предмета, приспособления

Ø Местности

Ø Растения

Ø Книги

Ø Дня недели

Ø Посуды

Ø Кушанья

3. Образуйте от слов дождь, дым, море, рыба, корабль слова с разными суффиксами. Выделите суффиксы прилагательных.

4. Какие суффиксы выделяются в перечисленных словах? Бочка, звездочка, трубочка, юбочка, дочка, одиночка.

5. при помощи суффиксов -ик, -ок, - ёк образуйте новые слова от слов дом, лес, пень, сад, мост.

 

5. В чем заключается словообразовательная работа на уроках русского языка?

 

Основная цель работы в области состава слова и словообразования состоит не только в том, чтобы сформировать умение морфемного разбора слова, но и в развитии способности более высокого уровня: умения ориентироваться в структуре слова, мгновенно распознавая те морфемы, которые определяют ход и результат языкового анализа, направленного на решение конкретной орфографической задачи. Другими словами, нужно учить детей с первых лет обучения в школе не только умению разбирать слова по составу, но и умению использовать результаты этого разбора для выбора правильного написания слова. Причем эту способность нужно закладывать на уроках именно в начальной школе.

Очень важно найти эффективные приемы, с помощью которых в школьные годы можно активизировать морфемный канал восприятия слова, то есть поднять морфемную структуру слова на уровень актуального осознания. Это предполагает в первую очередь наличие развитой способности различать в словоформе разные типы языковых значений, выражаемых морфемами.

Исключительно эффективным приемом, с помощью которого открывается морфемный канал, формируется умение "выхватывать" в словоформе наиболее яркие структурные особенности, является работа со словообразовательными моделями слов.

Словообразовательную модель школьники воспринимают в виде графической схемы морфемного состава словоформы без указания корня. Заполнение корневого пространства подходящей морфемой окончательно формирует лексическое значение словоформы, но при этом грамматико-словообразовательные признаки остаются общими для всех слов анализируемой словообразовательной модели

В отличие от привычных схем, которые принято использовать в процессе обучения русскому языку, словообразовательная модель является источником многогранной информации о слове.

Большую пользу в работе со словообразовательными моделями оказывает графический диктант, цель которого обозначить морфемную структуру слова в виде словообразовательной модели. Чтобы облегчить эту работу на первых порах, предлагаю последовательно использовать разные виды этого диктанта, чередование которых зависит от того, насколько успешно ученики овладевают тремя операциями:1) записать слово; 2) разобрать его по составу; 3) обозначить модель, которой оно соответствует.

рганизация наблюдения структурно-семантических особенностей производных слов разных частей речи, учет смысловых связей между словами в словообразовательных парах осуществляется эффективнее на материале словообразовательного гнезда. На уроках русского языка в начальных классах словообразовательное гнездо можно рассматривать как семью однокоренных слов.

Для работы в начальных классах можно предложить следующую структуру словообразовательного гнезда. Каждое гнездо содержит слово, являющееся его вершиной, а затем расположены по алфавиту производные слова. За производным словом в скобках следует пара близкородственных слов, то есть словообразовательная пара. Затем дается описание значения производного слова через производящее (если это возможно), что позволяет лучше осознать словообразовательные связи между словами в словообразовательных парах. Если образование приставочное, оно расположено в своем алфавитном порядке лесенкой по отношению к бесприставочным образованиям. Например, словообразовательное гнездо с вершиной береза:

Березка [береза ---> берез-к(а)]. Уменьш.-ласк. к береза.

Березняк [береза ---> берез-няк]. Роща или лес, состоящий из берез.

Березовый [береза ---> берез-ов(ый)]. Относящийся к березе, прил. к береза.

Березонька [береза ---> берез-оньк(а)]. Ласк. к береза.

Подберезовик [береза ---> под-берез-овик]. Гриб, растущий в основном под березой.

В процессе работы со словообразовательным гнездом (семьей однокоренных слов) младшие школьники раскрывают механизм образования одного слова на базе другого, устанавливают мотивационные отношения между словами гнезда. Это позволяет реализовать системный подход при изучении словообразования вообще и при анализе производной лексики в частности.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...