Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типология уроков в дидактике и методике обучения русскому языкуТипы уроков по русскому языку
Современная дидактика выделяет несколько типов уроков. Их можно распределить по 4 группам: 1. Уроки с различными психолого-педагогическими задачами: а) уроки сообщения (изучения) нового материала; б) уроки закрепления знаний, умений, навыков; в) уроки повторительно-обобщающего характера. г) комбинированные уроки. 2. Уроки, на которых используется различные ведущие методы обучения: а) урок-лекция; б) урок-практикум; в) урок-консультация; г) урок-семинар; д) урок-диспут; е) урок-беседа; ж) урок-зачет; з) урок-игра (ролевая и т.д.) 3. Уроки развития речи: а) уроки обучения сочинениям; б) уроки обучения изложениям. Уроки вспомогательного характера: а) Уроки анализа письменных работ; б) контрольные уроки (диктанты, сочинения, изложения). 4. Урок сообщения (изучения) нового материала
Традиционно в данном уроке выделяются следующие структурные компоненты-этапы: Организационный момент (начало урока 1-1,5 мин. приветствие, проверка отсутствующих, готовность класса к работе: наличие ручек, тетрадей. Сообщение темы, постановка цели). Проверка домашнего задания или целенаправленное повторение ранее изученного материала, необходимого для усвоения нового материала (установить тесную связь изученного и нового) = 5 мин. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала (создание творческой атмосферы с помощью стихотворения, рассказа и т.д.; интересного факта, создания проблемной ситуации, постановка трудного вопроса) =2 мин. Изучение нового материала с помощью различных методов =15мин. - наблюдение над языком с целью выявления искомых признаков, явлений; - осуществление работ по определению понятий, формулировке правил; - работа с таблицей, схемой и т.д. - составление систематизирующих алгоритмов, схем и т.д.; - изучение наглядного пособия (доска используется с максимальной активностью). Первичное закрепление материала =5 мин. - устная беседа по содержанию материала; - выполнение устных или письменных предварительных или вводных упражнений, диктант. Основное закрепление (работа по углублению и обобщению знаний) =10 мин. - выполнение тренировочных упражнений; - объяснительный диктант;
- составление учащимися своих примеров, текстов. Заключительное закрепление (обращение к учебной статье, правилу, схеме и т.д. Система вопросов. Опрос 2-3- учащихся) =3 мин. Задание на дом = 2 мин. Подведение итогов урока: аргументация работы и отметок учащихся, оценка деятельности. =2 мин. Традиционное членение учебного времени на этапы может быть модифицировано. Названные элементы могут быть все представлены на уроке в той последовательности, которая предлагается или с изменением, с вкраплением одного этапа в другой, а также с сокращением этапов (до одного). Чаще всего все этапы присутствуют, но они структурно размыты. Например, учитель может одновременно актуализировать старые значения, вести опрос и попутно формировать новые умения и навыки. Если основным содержанием урока является решение учебной проблемы, то следующими этапами: - выдвижение проблемы, обоснование ее важности, осознание учащимися содержащегося в ней противоречия; - формулировка гипотезы; - предлагаемые пути и формы проверки гипотезы; -выводы, полученные в результате поисковой деятельности. На уроке объяснения нового материала противопоказано увеличение числа упражнений. Специфика данного урока: Ученик должен быть готов к восприятию новых знаний; Понять и запомнить учебную информацию; Воспроизвести; Сначала анализируется не смешиваемые явления, затем смешиваемые. Урок закрепления знаний, умений, навыков Этот тип уроков обычно проводится сразу после изучения нового материала. Цель: дальнейшее совершенствование умений и навыков на основе конкретизации в структуре нового учебного материала, а также научение использованию полученных знаний в нестандартных условиях самостоятельного, свободного письма. Общие черты уроков: Орг. момент. Проверка ДЗ: письменного и устного. этап направлен на воспроизведение усвоенных накануне теоретических сведений, лежащих в основе практических навыков, на более высоких уровнях обобщения а также на сопутствующее повторение материала логически связанного ( и не связанного) с новыми знаниями. Упражнения. Все виды упражнений распределять по следующие этапам: а) полусамостоятельные; б) самостоятельные репродуктивного характера; в) самостоятельные творческого хар-ра, т.е. от тренировочных до творческих. Упражнения в связи с этим следует распределять по следующим этапам: 1.Закрепление знаний в устной форме (устные) в процессе коллективной работы, комментированное письмо, предупредительные диктанты; 2. Выборочные, объяснительные диктанты и различные виды языкового разбора; 3. Творческие диктанты, редактирование текста. сочинения – миниатюры, небольшие изложения, конструирование, редактирование текста. При подборе упражнений избегать однообразных однотипных, чередовать активные и пассивные, использовать наглядные пособия и учебные материала. 4.ДЗ дифференцированное. Повторительно-обобщающие уроки Обычно проводятся в конце изучения темы или раздела с целью более глубокого обобщения и дальнейшей систематизации знаний учащихся. Этапы: Организационный момент. ДЗ Обязательно в начале урока. Углубленная работа над теоретическими сведениями в связи с осознанием изученного материала на уровне более широких обобщений. Наглядность необходима. Упражнения, дифференцированные с постепенным наращиванием трудности, активные, самостоятельные, новые, диктанты. Контроль. Обобщение. Итог. ДЗ (лучше творческого характера). Комбинированные уроки Под комбинированным понимают такой урок, на котором разумно объединяется работа по изучению, первичному закреплению и дальнейшей систематизации и обобщению знаний выполнение Д\З. Типовая структура следующая: Проверка качества выполнения Д\З. Психологическая подготовка к восприятию нового материала. Изучение нового материала. Первичное закрепление. Обобщение и систематизация изученного материала на основе включения его в структуру ранее приобретенных знаний (с помощью выполнения уч-ся общих и дифференцированных заданий). Дифференциация ДЗ. Итоги урока.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-09-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |