Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия, которые необходимо соблюдать при знакомстве детей с грамматически понятием

 

Языковое понятие – форма мысли или знания, обобщающая некоторые предметы, характеризующая их сущность, отличающая эти предметы от всех остальных.

Решая проблему формирования языковых понятий у учащихся начальных классов, следует помнить о том, что речь идёт не о заучивании словесного определения или формулировки правила, а о понятии как форме мысли и знания, так как только знание определения, даже подкреплённое нужными примерами, отнюдь не свидетельствует о сформированности понятия.

Получение определения – это лишь первый шаг на пути усвоения понятий. Следующий шаг – включение определения понятия в те действия учащихся, которые они выполняют с соответствующими объектами и с помощью которых строят в своей голове понятие об этих объектах. Следующий шаг – научить школьников ориентироваться на содержание определения при выполнении различных действий с объектами.

Таким образом, в качестве важнейших критериев сформированности понятия формулируются следующие:

1) осознанность существенных признаков содержания понятия;

2) умение ориентироваться именно на них при решении задач;

3) сформированность действий над понятиями (в частности, подведение под понятие);

4) освоенность отношений между изученными понятиями.

 

Требования, которым должен отвечать урок знакомства с новым грамматическим понятием

 

Учителю необходимо помнить о методических условиях, обеспечивающих усвоение понятия.

1. Обеспечение активной мыслительной деятельности учащихся.

Известно, что результативность усвоения знаний обусловлена методами обучения. Репродуктивный метод не даёт желаемых результатов, ориентирует на запоминание. Более эффективными являются поисковые методы.

2. Целенаправленная работа над развитием у детей лингвистического отношения к слову и предложению.

3. Обеспечение осознания существенных и несущественных признаков понятия. Выделение несущественных признаков предупреждает ошибки ложного обобщения, выражающегося в том, что учащиеся несущественный признак принимают за существенный и берут его в качестве ориентира для определения понятия. Например, при знакомстве с существительными использовались только слова, обозначающие названия предметов, часть детей не отмечали существительные, обозначавшие явления природы, события и т.д.

4. Включение нового понятия в систему ранее изученных.

5.Раскрытие сущности связи языковых категорий в процессе изучения новой категории.

6. Наглядное изучение понятия. Специфика наглядных средств обусловлена тем, что объектом изучения являются слова, словосочетания, предложения и т.п. Следовательно, в качестве средств наглядности наряду с таблицами, схемами, предметами и их изображениями выступает сам языковой материал.

 

Анализ уроков из Приложения 3

 

Наличие цели уроков и целей отдельных этапов уроков: имеются.

Наличие четкой, последовательной структуры уроков: имеются.

Наличие методического обоснования учебных действий: имеются не везде.

Мотивация у учащихся создается не во всех представленных фрагментах.

Вывод: в целом представленные в приложении фрагменты уроков соответствуют предъявляемым к урокам знакомства с новым материалом требованиям.

 

Конспект урока знакомства с понятием «Части речи»

 

Задачи:

- углубить знания учащихся о частях речи;

- развитие коммуникативных умений;

- формирование универсальных учебных действий учащихся (ставить цель, планировать, анализировать полученный результат).

Оборудование: интерактивная доска.

 

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность ученика  
I этап. Постановка учебной задачи на урок (актуализация и выявление дефицитов). - Какую науку мы изучаем на уроках русского языка? - Какие разделы включает лингвистика? - Выделите цветом те разделы, которые изучили (работа с интерактивной доской). - С каким разделом дальше будем знакомиться?   - Назовите модели частей речи. ? Р. Ч П   ? Р Ч П
 
 


? Р.

 
 


П

 

 

? Л

Ч

В

- Покажите взаимосвязь между моделями.

 

- Почему именно так связаны части речи?

- Умеете связывать части речи друг с другом? Как это делаете?

- Чему будете сегодня учиться на уроке?

 

 

II этап. Решение учебной задачи.

Предлагаю работать в группах. Я сейчас раздам листочки с заданием, попрошу его внимательно прочитать. Что не понятно в задании?

Приступайте к его выполнению.

 

Задание. Составьте по схеме предложение и определите способ построения слов в речи.

________ые ______е Δ __________ло _______.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...