Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Авторитет руководителя и пути его укрепления

 

Авторитет - явление уникальное, сложное, многоплановое, в переводе с лат. - достоинство, сила, власть, влияние, то есть уже в самом изначальном буквальном смысле заложена масса различных оттенков.

А какой же смысл вкладываем в понятие авторитет мы сегодня?

В большинстве научных и литературных источников авторитет определяется как влияние одних людей на других, основанное на общественном признании моральных достоинств личности, на доверии и уважении к ней, на личных симпатиях. То есть это действительно сила, власть, но не в правовом понимании этого слова, а в нравственном, как сила, власть положительного воздействия, влияния на основе каких-то достоинств, положительных качеств.

Но ведь понятие авторитет живет, существует, проявляется в отношениях между людьми, значит это не только этическое понятие, но и социально-психологическое. То есть в нем представлены и другие понятия (аспекты) так как отношения между людьми в процессе труда регулируются не только нравственными и социально-психологическими, но и юридическими, правовыми, и другими нормами. Мы знаем, что деятельность пожарной охраны, как и любая другая, предполагает в своей структуре органы управления, т.е. руководство и руководители и в нашей сфере деятельности управление лежит на офицерском корпусе (начальствующем составе) и выражается в форме единоначалия. При этом получается так, что у руководства коллективом поставлен человек, наделенный не только полномочиями, но и имеющий соответствующую подготовку и качества.

Хотелось бы обратить внимание на бытующее ограниченное понимание авторитета молодыми офицерами, что должность и звание уже обеспечивают авторитет среди личного состава. В широком понимании это не вызывает сомнения, но что касается авторитета отдельного человека, отдельного начальника, то как показывает жизнь, одного звания и должности мало, и огромную роль играют личностные качества конкретного человека такие как:

1. Деловые качества:

- наличие знаний по основам управления;

- наличие знаний и умений налаживания совместной работы в подразделении;

- умение организовать свою деятельность;

- инициативность и добросовестность в работе.

2. Морально-этические качества: т.е. принципы, правила и нормы поведения руководителя относящиеся к взаимоотношению с коллективом (требовательность к себе и подчиненным, скромность и самокритичность в оценке своей работы и личного поведения, способность к восприятию критики в свой адрес), и общечеловеческие моральные нормы (принципиальность, дисциплинированность, честность, нравственная чистота, чуткое и уважительное отношение к людям, чувство ответственности за порученное дело и др.)

Существует также ряд психофизиологических свойств необходимых современному руководителю таких как:

- глубина и сила памяти, мышления и воображения;

- волевые качества;

- коммуникабельность;

- способность и умение точно воспринимать идеи, мысли окружающих и передавать свои, т.е. общаться;

- состояние здоровья;

- способность выносить интенсивные нагрузки;

- внешний вид;

- навыки и умения руководства вверенным подразделением (по организации служб, педагогические и воспитательные - функции, управленческие функции, учет специфики служб и т.д.)

Таким образом, для правильного понимания авторитета и умелого выбора путей его развития и укрепления, надо иметь ввиду, что на степень влияния одних людей на других, т.е. уровень авторитета, воздействие оказывают многие факторы: правовые, политические, нравственные, психологические и т.д. и только в их гармоническом сочетании возможен полный авторитет руководителя, основанный не только на признании власти, но и уважении подчиненных к своим начальникам, доверии к ним.

Назовем наиболее важные слагаемые личного авторитета начальника:

- широкий кругозор;

- глубокое мировоззрение;

- стремление исходить в службе из общественных интересов;

- отличные профессиональные качества, глубокое знание пожарного дела, вверенной техники и вооружения;

- умение управлять подчиненными в экстремальных ситуациях;

- зрелые нравственные качества;

- требовательное и уважительное отношение к подчиненным;

- забота о личном составе;

- честность, справедливость, скромность в поведении.

Еще одним слагаемым авторитета начальника выступает его высокая профессиональная подготовка и компетентность. В основе этого условия лежит правило: воспитывать и учить других может тот, кто сам хорошо обучен и воспитан.

Пожарное дело для всех сотрудников - это прежде всего профессионализм в работе в основе которого лежат:

- профессиональная подготовка;

- знание и умение применять документы, регламентирующие службу;

- знание в совершенстве своей специальности;

- практическое мастерство.

Немаловажную роль в уровне авторитета начальника играют такие качества как, общая культура и эрудиция. Чем они выше, тем выше авторитет.

Из практики видно, что в жизни более распространенным типом авторитетного офицера руководителя являются те, у кого больше развиты отдельные качества или достоинства и нормально развиты остальные.

Как правило, у таких начальников более сформированными являются, так называемые базовые, фундаментальные качества. У начальника караула, части, отряда - это профессиональная этика, требовательность и забота о людях, организованность и распорядительность. У инженера - это хорошее знание техники и широкая техническая эрудиция.

Такое выделение базовых качеств правомерно и с практической точки зрения является наиболее приемлемым в подготовке специалистов для пожарной охраны. Руководитель должен формироваться в учебном заведении, поэтому формирование и укрепление его авторитета следует начинать и совершенствовать прежде всего в профилирующих, базовых для его профессии и должности качеств, не забывая и об остальных слагаемых, требуемых руководителю.

Говоря об авторитете нельзя забывать и такое явление как авторитет ложный. Оно, также выступает в виде влияния начальника на подчиненных, которое основано на сомнительных достоинствах или завоевано антипедагогическими средствами (поблажки, заигрывание, незаслуженные поощрения, снижение требовательности, оценка человека по слухам и докладам других и т.д.)

К разновидности ложного авторитета можно отнести и авторитет негативный. К сожалению, в наши дни встречаются факты, когда начальники оказывают на подчиненных отрицательное влияние. Есть среди наших офицеров и нарушители уставов, и пьяницы, пустословы, которые ходят в «авторитетах» у недостаточно воспитанных и дисциплинированных подчиненных.

Характеризуя авторитет как явление, необходимо сказать и о том, что он весьма динамичен: его очень трудно завоевать у подчиненных и товарищей по службе, и не менее сложно поддерживать и укреплять. Малейшие упущения и ошибки в деятельности офицера сразу же сказываются на его авторитете. В чем же состоит значение авторитета в деятельности руководителя пожарной охраны?

Важный и существенный фактор управления, руководства людьми, обеспечения их успешной совместной деятельности. Без авторитета офицера-руководителя невозможна нормальная, организованная, успешная деятельность подразделения по выполнению служебно-оперативных задач.

Авторитет, как явление, обладает огромным воспитательным зарядом. К.Д. Ушинский писал: «Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы ни хитро он был придуман, не может заменить личность в деле воспитания... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». А.С. Макаренко отмечал, что «воспитатель не имеющий авторитета не может быть воспитателем».

Воспитательное воздействие авторитета осуществляется по двум направлениям.

1. Оно протекает на основе такого психологического явления как подражание.

Подражание - это здоровое стремление менее опытных в жизни людей (сотрудников) быть в чем-то похожим на авторитетных командиров, брать с них пример. Так как сам смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких обязательств и доказательств, и принимается подчиненными и сослуживцами одного ранга как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая простым взглядом.

2. Второй канал воспитательного воздействия авторитета состоит в том, что все применяемые им формы, методы и средства пользуются доверием подчиненных и характеризуются положительным отношением к этим
воздействиям, к самому начальнику. То есть слово авторитетного начальника обычно воспринимается без сомнений, колебаний и протеста. Приказания и задания исполняются с удовлетворением, четко и до конца.

Комплексный подход к укреплению авторитета руководителя подразделения.

Прежде чем приступить к рассмотрению основных путей, форм, методов и средств укрепления авторитета, необходимо уяснить три важных принципиальных положения:

1. Работа по укреплению авторитета начальника и ее высокая результативность могут быть обеспечены только в условиях применения комплексного подхода.

2. Работа по укреплению авторитета является не какой-то самостоятельной областью деятельности командира (начальника) или общественного деятеля, а неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в подразделении.

3. Самостоятельная работа руководителя над собой, над повышением своего авторитета (пообещал - выполни, предложил сделать - объясни как и др.)

В самом общем плане комплексный подход по укреплению авторитета включает в себя следующие элементы:

определение и постановку целей работы;

- выбор оптимального содержания, методов, форм и средств, приемов развития, укрепления авторитета руководителя;

- согласованную, скоординированную деятельность начальника и актива подразделения;

- самостоятельную работа начальника над собой.

Комплексный подход обеспечивает все элементы воспитательного процесса: субъекта (воспитателей всех категорий), объекта (сотрудника и сотрудников), целей, содержания и средств воспитания.

Воспитание авторитета офицера-руководителя, как любая управляемая деятельность, начинается с постановки и определения целей, выработки программы всей работы.

Значит, для того, чтобы укреплять авторитет, в каждом подразделении необходимо иметь такую программу, которая должна стать основой работы по воспитанию офицерских кадров пожарной охраны и укреплению их авторитета.

Таким образом, авторитет базируется на таких качествах, как:

1. Дисциплинированность, ответственность, исполнительность.

2. Воспитание уважительного отношения к людям и умение работать с подчиненными.

3. Высокая профессиональная компетентность

4. Личный пример.

5. Требовательность в сочетании с заботой о подчиненных.

6. Ответственность, активность, самокритичность, честность, правдивость и т.д.

Укреплению авторитета во многом способствует самовоспитание и самоусовершенствование начсостава.

Таким образом говоря о единоначалии в пожарной охране необходимо четко представлять, что авторитетный единоначальник может сделать гораздо больше для воспитания личного состава и сплочения коллектива, чем тот, кто авторитетом признает прежде всего свое благополучие.

Слагаемые авторитета достаточно многообразны. Их надо не только знать, но и постоянно работать над ними.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...