Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оперативно-розыскная деятельность при расследовании незаконного оборота наркотиков

Несмотря на то что главная роль в борьбе с НОН возложена на Управление по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Кировской области, которая ориентирована прежде всего на расследование преступлений по линии НОН, совершенных в организованных формах, противодействие наркопреступности остается одним из основных направлений деятельности ОВД. Согласно ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел Российской Федерации по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями УК РФ, устанавливающими уголовную ответственность за незаконный оборот наркотиков.

Вопросы взаимодействия правоохранительных органов и служб при расследовании преступлений всегда являлись и являются приоритетными в процессе раскрытия практически каждого преступления.

Основное ядро взаимодействия - обмен информацией и своевременное, а главное, с соблюдением законности, ее закрепление. Взаимодействие невозможно без информационной составляющей, так как одним из эффективных путей укрепления законности и правопорядка является своевременное, полное и достоверное информационно-справочное обеспечение деятельности правоохранительных органов. Не исключение - преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, более того, это одна из важных и необходимых составляющих раскрытия и расследования данных преступлений. Безусловно, речь прежде всего идет о взаимодействии следственных и оперативных подразделений. Многолетний опыт раскрытия и расследования преступлений, связанных с НОН, показывает, что связь "следователь - оперативник" - это залог успешного раскрытия и судебной перспективы уголовного дела. Общеизвестно, что основная масса уголовных дел по факту НОН возбуждается на основании материалов, полученных в ходе проведения ОРМ. В качестве наиболее эффективных оперативно-розыскных мероприятий (ст. 6 Федерального закона N 144 "Об ОРД") для выявления и документирования преступлений данной категории можно выделить следующие: опрос, наведение справок, проверочная закупка, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент. Таким образом, очевиден факт, что одними лишь процессуальными средствами практически невозможно расследовать преступления. Поэтому на оперативные подразделения в соответствии с законом возлагается обязанность принятия необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Наличие специфической оперативно-розыскной функции органов дознания и несвойственность таковой органам следствия обусловливают необходимость их взаимодействия. Такое взаимодействие регламентировано УПК РФ (ст. ст. 40, 38, 144, 146, 157, 163, 164, 210) и Федеральным законом "Об ОРД" (ст. ст. 7, 8, 11), а также соответствующими ведомственными приказами.

Взаимодействие следственных и оперативных аппаратов является важнейшим условием эффективного выполнения стоящих перед ними задач. Особую значимость взаимодействие приобретает там, где процесс раскрытия и расследования преступлений сопровождается активным противодействием заинтересованных лиц. Учитывая тот факт, что незаконный оборот наркотиков по прибыльности занимает лидирующее место среди всех преступлений, участники НОН готовы противодействовать расследованию всеми способами и методами, и прежде всего путем тщательной конспирации.

При существующем высоком уровне латентности преступности, связанной с наркотиками, необходима максимальная информированность подразделений по незаконному обороту наркотиков об уровне, структуре и динамике наркотической преступности для принятия адекватных мер противодействия.

К основным источникам криминалистически значимой информации относятся:

1) Сотрудники УКОН, органов внутренних дел, ФСБ и т.д., которые располагают значительным объемом информации в сфере незаконного оборота наркотиков.

Так же участковые инспектора полиции устанавливают наиболее широкие и прочные контакты с населением и имеют возможность получать подробную информацию о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес. Эта информация в дальнейшем может стать поводом для разработки преступников.

Не меньшими возможностями в этом плане обладают сотрудники подразделений обеспечения общественного порядка.

2) Негласные источники криминалистически значимой информации.

Анализ информации из этих источников позволяет создать оперативно-розыскную картину явления, что очень существенно с учетом его высокой латентности.

3) Материалы уголовных дел, в особенности, о преступлениях, связанных с наркотиками;

4) Работники учреждений, ведомств и общественных организаций, участвующих в противодействии распространению наркомании;

5). Письма и заявления граждан, администрации предприятий, учреждений и организаций;

5) Сообщения и публикации в СМИ;

6) Учетные и иные документы;

7) Результаты социологических исследований.

Наряду с указанными могут использоваться и иные источники информации.

Начальная стадия процесса сбора, оценки, систематизации и анализа информации - это сбор исходной информации о деятельности лиц, подозреваемых в причастности к совершению незаконных операций с наркотиками, а также о фактах обнаружения преступлений связанных с наркотическими средствами. Эта информация собирается двумя способами - открыто и тайно, что и предопределяет источник информации (гласный или негласный). Учитывая специфику этих преступлений, основная часть исходной информации собирается тайно различными способами в процессе осуществления оперативно-розыскных действий перечисленных в Законе «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» и Законе «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Прежде чем информация будет проанализирована, обычной процедурой является ее оценка с точки зрения надежности источника, достоверности информации, полноты и полезности для данного расследования.

Оценку осуществляют те сотрудники, которые непосредственно собирают информацию и располагают всеми данными, как о самой информации, так и о ее источнике. Далее полученная информация должна систематизироваться и в последующем анализироваться.

Анализ заключается в выделении потенциально полезной информации из потока неточных и разрозненных сведений, предполагает составление отдельных элементов информации в единую рабочую гипотезу, позволяющую понять, что происходит в наблюдаемом процессе оборота наркотиков. Поскольку незаконный оборот наркотиков представляет собой непрерывную деятельность, он должен обязательно анализироваться как единый процесс.

Основой информационного обеспечения рассматриваемой деятельности являются учеты лиц, представляющих оперативный интерес, событий преступлений и иных форм правонарушений, совершенных в сфере незаконного оборота наркотиков, раскрытие которых отнесено к компетенции УКОН, а так же иных правоохранительных структур.

Оперативно-розыскной деятельности уполномоченных на то субъектов как научно обоснованную и базирующуюся на законах и подзаконных нормативных актах систему разведывательно-поисковых мероприятий, которые осуществляются специально уполномоченными на то аппаратами и должностными лицами преимущественно оперативно-розыскными средствами и методами в целях эффективной борьбы с преступностью.10

Оперативно-розыскная деятельность базируется на выявлении, получении, обработке и реализации различного характера информации, необходимой для предотвращения и раскрытия преступлений, розыска скрывшихся преступников.

При наличии сведений о фактах совершения противоправных действий, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, в целях выявления таких действий, а также лиц и преступных групп, в них участвующих, статья 6 Федерального закона России «Об оперативно - розыскной деятельности» и статья 36 Федерального закона России «О наркотических средствах и психотропных веществах» дает возможность осуществить целый комплекс розыскных мероприятий. Наиболее часто применяемыми, в таких ситуациях, являются: проверочная закупка; наблюдение; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; контролируемая поставка.

Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий указаны в статье 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», где дается перечень допустимых действий.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий нуждается в организации тесного взаимодействия между следователем и оперативными сотрудниками. Следователь должен быть в курсе проводимых мероприятий и в целях обеспечения достоверности их результатов консультировать оперуполномоченных уголовного розыска о порядке и условиях производства необходимых мероприятий.11

Представление результатов всех вышеуказанных мероприятий следователю производится органом, осуществляющим ОРД. Следователь, получив указанные материалы, должен проверить соблюдение условий проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных в ФЗ «Об ОРД», и убедиться в достоверности их результатов.

В необходимых случаях по этим материалам назначаются соответствующие экспертизы.

Федеральный закон РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» недавно вступивший в силу, разрешает использование наркотических средств и психотропных веществ в оперативно-розыскной деятельности без лицензии. В ст. 36 Закона перечислены виды такой деятельности - это контролируемая поставка, проверочная закупка, оперативный эксперимент, сбор образцов для сравнительного исследования, оперативное внедрение, исследование предметов и документов.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-10-30

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...