Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закономерности профессионально-личностного развития

 

Нам представляется совершенно оправданным рассматривать, с небольшими оговорками, закономерности возрастного психического развития, как адекватно описывающие явления профессионального роста в силу того, что: во-первых, профессиональный рост идёт на фоне возрастного психического развития и частью своих явлений может быть включён в его понятие (например, А.К. Маркова говорит о возрастном профессиональном развитии), а во-вторых, закономерности возрастного психического развития довольно универсальны и в значительной степени описывают психическое развитие человека вообще, наконец, труд является ведущей деятельностью взрослых, внутри которой возникают новообразования, которая является одной из движущих сил психического развития.

Исследовательский смысл рассмотрения профессионального роста через систему закономерностей возрастного психического развития, в экстраполяции последней на явления процесса профессионального роста, которая позволяет выделить отдельные связи явлений профессионального роста, установить сочетание в нём общего, особенного и частного. Обширная феноменология процесса профессионального роста собранная и описанная через найденные частные закономерности исследователями, может быть рассмотрена через систему присущих самому развитию как процессу закономерностей более полно и стройно.

Любой процесс развития, в том числе и профессиональный рост (первая, восходящая фаза профессионально-личностного развития человека как субъекта профессиональной деятельности) характеризуется неравномерностью, необратимостью, неповторимостью, качественным своеобразием и сензитивностью отдельных периодов к определённым воздействиям, преемственностью этапов, переходным критическим характером некоторых из них, мобильностью их границ. Для любого процесса развития характерна стадийность и наличие кризисов, связанные с зарождением, формированием и разрешением, снятием внутренних противоречивых тенденций.

Процессы психического развития человека и, в частности профессиональный рост, характеризуются индивидуализацией, усложнением новообразований, детерминированностью: природными задатками, как условиями и предпосылками развития (в случае профессионального роста это ещё и актуальный уровень развития, так как в этот процесс человек включается на достаточно поздней ступени возрастного психического развития); социальной средой, как потенциальным источником развития (для профессионального роста можно выделить значение профессионального сообщества, как носителя профессионально-исторического опыта); сотрудничеством с другими людьми, как ближайшим источником развития; противоречием между образом жизни и возможностями человека занимать иное место в мире человеческих отношений, как движущей силой (противоречием между местом работника в профессиональном сообществе и возможностями реализации внутреннего творческого потенциала, профессиональной самоактуализации); собственной деятельностью, как движущей силой (профессиональной деятельностью); собственной активностью по преодолению противоречий (деятельностью по профессиональному самосовершенствованию).

Очевидна важность собственной активной позиции субъекта профессиональной деятельности, деятельности по профессионально-личностному самосовершенствованию. А.А. Бодалёв отмечает, что от того будет ли человек держаться позиции объекта воздействия со стороны общества или будет постоянно стоять на позиции субъекта, будет зависеть, какого качества индивидный, личностный и деятельностный потенциал он будет постоянно накапливать и, стало быть, предпосылки какого акме он у себя создаёт.

Нам представляется важным, и это часто подчёркивается авторами, положение об активности профессиональной среды, её обратном влиянии на субъекта профессиональной деятельности. Причём, более динамично развивающаяся система (каковой можно считать специалиста на этапе профессиональной подготовки, профессионально-личностное развитие которого идёт высокими темпами) в большей мере чувствительна к воздействиям среды. Эта закономерность, найденная в системе биологических наук, нами экстраполирована на явления психического развития. Такая трактовка позволяет по-новому взглянуть на явления высокой сензитивности к определённым воздействиям на некоторых этапах развития, критичности отдельных периодов. Предпосылки к такому пониманию сформулированы ещё Куртом Левином, который отмечал, что «сам факт, что человек находится в состоянии движения …, ставит его в менее прочное положение и делает его… более способным к развитию».

Остановимся на кризисном течении профессионально-личностного развития. Е.А. Климов указывает, что в ходе многолетней профессиональной подготовки «происходят существенные изменения самосознания, направленности личности,… других сторон индивидуальности», возникают специфические кризисы развития, потребность в психологической поддержке становления профессионала.

Кризисы часто возникают на стыке отдельных этапов профессиональной жизни, например, между этапом подготовки к профессиональной деятельности и этапом включения в неё (это происходит уже в стенах вуза, у психологов, как правило, между третьим и четвёртым курсами). Кризисы профессионального развития характеризуются пересмотром своих профессиональных ценностей, всей системы профессиональных мотивов, неудовлетворённостью своей профессиональной деятельностью в целом (при этом переживается рассогласование отдельных её компонентов). При кризисе наблюдается снижение профессиональной самооценки, переживается отсутствие смысла в профессиональном творчестве, перспектив и возможностей профессионального роста. Очевидно, что профессиональные кризисы являются необходимым моментом профессионального роста, так же как они сопровождают, органически вплетены в любой процесс развития.

 

 

Вопросы для контроля

1. Какие слои выделяются в модели профессионального роста?

2. Охарактеризуйте процессы развития в первом слое профессионального роста.

3. Охарактеризуйте процессы развития во втором слое профессионального роста.

4. Какова роль профессионального сообщества для профессионального роста специалиста?

5. Каковы условия разворачивания деятельности по профессиональному совершенствованию?

6. Как протекает развитие будущего специалиста, не реализующего деятельности по профессиональному совершенствованию?

7. Каковы условия актуализации мотивации профессионального самосовершенствования?

8. Каковы критерии профессионального роста?

9. Каковы закономерности профессионально-личностного развития? Почему они сходны с закономерностями психического развития?

10. Как проявляется кризисное течение профессионально-личностного развития? Возможен ли профессиональный рост без кризисов?

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-10-30

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...