Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивационной системы профессионального роста

Реализация студентом профессионально-личностного самосовершенствования – необходимое условие профессионального роста. Степень включённости растущего специалиста в профессионально-личностное самосовершенствование, качество такого включения определяются, прежде всего, состоянием мотивационной системы профессионально-личностного развития.

Мотивационная система профессионально-личностного развития представляет собой целостное сложно структурированное образование, включающее профессиональную мотивацию, мотивацию профессионального самосовершенствования и выполняющее функцию системообразующего фактора развития личности будущего специалиста.

Следует отметить, что проблема мотивации является одной из наиболее интенсивно разрабатываемых психологической наукой проблем. В психологии существуют различные подходы к понятиям мотива и мотивации, различно понимаются механизмы мотивации, процесс развития мотивации. Психологами разработан ряд принципиально различных концепций и теорий мотивации профессиональной деятельности. Обстоятельный обзор различных подходов к проблемам мотивации и, в том числе, к проблеме профессиональной мотивации не является задачей данного пособия и не может быть достаточно подробно выполнен на его страницах. Вместе с тем, мы считаем необходимым отметить наиболее важные теоретические положения, лежащие в основе наших представлений о механизмах развития мотивационной системы и роли профессионального интеллекта в профессионально-личностном развитии будущего специалиста.

В отечественной психологии вопросы механизмов мотивации, её развития рассматриваются в рамках общепсихологических концепций. В развитии мотивации можно выделить две линии: ситуативное развитие и онтогенетическое развитие мотивации. При этом способность ситуативных мотивационных значений повлечь за собой изменение устойчивых мотивационных отношений позволяет рассматривать ситуативное развитие мотивационных отношений как первую фазу онтогенетического развития или как необходимое, но недостаточное его условие (В.К. Вилюнас). В отечественной психологии онтогенетическое развитие мотивации объясняется процессом опредмечивания потребностей. В.К. Вилюнас указывает, что потребность «обогащается приобретённым опытом познавательного характера, который процессом опредмечивания вводится в механизм потребности, формирует его содержание и становится неотъемлемым его компонентом».

Итак, отметим, что отечественными исследователями раскрыт вопрос механизмов развития мотивационной сферы, показана роль процесса опредмечивания потребности в деятельности, в ходе которого она обогащается познавательным опытом, формирующим её содержание; выявлено, что развитие мотивационной сферы связано с познавательными процессами, зависит от их уровня и результатов; таким образом, повышение уровня развития профессионального интеллекта способно оказать влияние на развитие профессиональной мотивации, мотивации профессионального самосовершенствования, а значит, изменить состояние мотивационной системы профессионального роста вцелом.

Переходя к описанию мотивационной системы профессионального роста, важно отметить, что исследователю практически недоступно непосредственное изучение мотивов, объектами исследования выступают мотивационные установки. Изучая мотивационную систему профессионального роста, мы опирались на разработанную В.А. Ядовым «диспозиционную концепцию регуляции социального поведения личности», в основе которой лежит теория установки (Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили и др.). Суть концепции в том, что человек обладает сложной системой диспозиций (личностных предположений), регулирующих его поведение. Они образуются в стыке потребностей и различных ситуаций. Механизм мотивации служит связующим звеном между элементами диспозиционной структуры и элементами ситуации. Автор выделяет четыре уровня потребностей, диспозиций и связанных с ними ситуаций: элементарные фиксированные установки, которые формируются на основе биологических потребностей и наиболее типичных ситуаций их удовлетворения; социальные фиксированные установки, которые формируются на основе потребностей в общении в обычных повседневных ситуациях; базовые социальные установки, характеризующие общую направленность личности в определённую сферу труда или досуга; система ценностных ориентаций, которая формируется на основе высших социальных потребностей и регулирует поведение в наиболее значимых жизненных ситуациях. Для нас, относительно проблемы профессионально-личностного развития, наиболее интересны базовые социальные установки и установки связанные с системой ценностных ориентаций.

Итак, основываясь на выше приведённых теоретических посылках, мы рассматриваем профессиональные мотивационные установки, как динамические образования, обеспечивающие разворачивание деятельности по профессионально-личностному самосовершенствованию, включённые в структуру мотивационной системы профессионального роста. Важно то, что в отличие от мотивов, мотивационные установки можно фиксировать в эксперименте, изучать условия их формирования.

В ходе обучения в вузе студенты осваивают профессиональную культуру, носителем которой выступает профессиональное сообщество, и в частности, характерные для профессионалов диспозиционные установки. Первоначально эти мотивационные установки, позволяя определённым образом, т.е. «профессионально» воспринимать и оценивать возникающие в реальности ситуации, обладают низкой действенностью. Рост действенности мотивационной системы профессионально-личностного развития интенсифицирует деятельность по профессионально-личностному самосовершенствованию, что выражается высоким уровнем профессионального роста как процесса и приводит к профессиональному росту как результату. Реальным профессиональным содержанием мотивационные установки наполняет опыт профессионального познания, развитый профессиональный интеллект. У психологов в этом качестве выступает социальный интеллект (Н.А. Аминов, Е.А. Климов, М.В. Молоканов, Е.С. Михайлова (Алёшина) и др.), так как познание поведения людей составляет основное содержание профессиональной деятельности.

Отметим также, что развитие мотивационной системы профессионального роста характеризуется кризисностью отдельных периодов. Критическими моментами в генезисе мотивации профессиональной деятельности будущего специалиста в процессе обучения в вузе являются принятие профессии и раскрытие личностного смысла деятельности. На различных этапах профессионально-личностного развития ведущими становятся различные мотивы – происходит «дрейф» мотивов.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-10-30

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...