Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессионально-личностному развитию будущих специалистов

 

Результаты проведённого исследования непосредственно связаны с актуальными задачами совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов, позволяют рассмотреть новый аспект проблемы интенсификации профессионально-личностного развития студентов. Выводы, описанные в данном пособии, могут быть использованы:

- для выработки рекомендаций по более эффективной организации учебного и воспитательного процесса в университете при подготовке специалистов отдельных профилей, прежде всего, гуманитариев;

- в профессиональной диагностике студентов и выпускников вуза;

- в системе повышения квалификации и переподготовки.

В проведённом исследовании доказана эффективность разработанной технологии развития социального интеллекта как психологического механизма повышения действенности мотивационных установок профессионально - личностного самосовершенствования будущего практического психолога и будущего педагога начальных классов в процессе обучения в вузе. Это позволяет рекомендовать преподавателям вузов и ссузов, обеспечивающим профессиональную подготовку специалистов этих профилей, а также других профессий, в которых основным предметом труда выступает личность другого человека, где общение является основным содержанием труда, а способность к познанию поведения людей - существенным моментом эффективности профессиональной деятельности, использовать создание условий для развития социального интеллекта, как важный фактор интенсификации профессионально-личностного развития студентов.

Создание условий для развития социального интеллекта студентов предполагает:

получение ими информации о сущности, структуре и практическом значении социального интеллекта (этот материал может быть включён в программы имеющихся в учебном плане курсов или освещён в рамках спецкурса, студенческого кружка, на внеаудиторном занятии, привлечён как дополнительный на семинаре);

развитие у студентов представлений о роли социального интеллекта в гармоничном личностном развитии человека, для эффективности его взаимодействия с другими людьми, его значении для успешности профессионально-личностного развития профессионала, как фактора эффективности профессиональной деятельности;

организацию решения студентами задач для отработки отдельных действий направленных на познание поведения, в соответствии со структурой социального интеллекта на материале смоделированных ситуаций (фиксация элементов поведения, имеющих психологическое значение, классификация их по психологическому значению, познание отношений, познание систем поведения, познание трансформации психологического значения поведения в зависимости от контекста ситуации, прогнозирование результатов поведения);

использование в качестве стимульного материала различных по степени сложности для анализа, психологической глубине источников: атласов карикатур и шаржей, комиксов, фрагментов фильмов, фотографий, картин, на которых изображены группы персонажей и портреты, ролевых ситуаций (упражнения по развитию отдельных способностей к познанию поведения человека можно организовать в рамках спецпрактикума, факультатива, тренинга профессионально-личностного развития);

организацию изучения студентами уровня своего социального интеллекта (в ходе практических работ, в рамках самостоятельной работы);

приобретение студентами богатого опыта познания поведения людей при решении профессиональных задач в профессиональных по характеру ситуациях (получение опыта использования социального интеллекта в качестве профессионального можно эффективно организовать в ходе учебных и производственных, педагогических практик, студенты могут вести дневник, в котором ежедневно отражать свои успехи в познании поведения).

Результаты нашего исследования можно использовать для организации мониторинга процесса профессионально-личностного развития студентов разнотипных профессий, профессионального роста как результата - для студентов профессий, основным предметом труда которых является личность человека. Это позволит оперативно получать информацию об успешности профессионально-личностного развития студентов, более эффективно организовывать психолого-педагогическое сопровождение этого процесса. Особое внимание стоит обратить на кризисные периоды профессионально-личностного развития.

Система мониторинга также может быть использована для оценки эффективности повышения профессиональной квалификации и переподготовки, поставлять результаты для аттестационных мероприятий.

Материалы данного пособия могут быть использованы для разработки спецкурсов или программ работы студенческих кружков, направленных на профессиональное самосовершенствования студентов разнотипных профессий. В рамках этой работы следует решить ряд задач:

приобретение студентами знаний о сущности, закономерностях, модели процесса профессионально-личностного развития, критериях и факторах профессионального роста специалистов их будущей профессии;

развитие мотивации профессионально-личностного самосовершенствования студентов (для этого можно помочь им построить свои профессионально-жизненные перспективы, помочь получить опыт практической профессиональной работы);

овладение студентами средствами профессионально-личностного самосовершенствования (сначала на модельных ситуациях, а потом и в реальной учебно-профессиональной работе);

насыщение учебно-воспитательного процесса учебно-профессиональными ситуациями проблемного характера (наличие ситуаций затруднения, профессиональных задач, которые невозможно решить в рамках усвоенных образцов, является необходимым моментом творческой самоактуализации будущего специалиста, его профессионально-личностного самосовершенствования);

развитие у студентов специфической чувствительности к профессиональным проблемным ситуациям, к неэффективности использования для их решения хорошо усвоенных студентами профессиональных средств (это, на мой взгляд, можно делать в ходе специальных упражнений, хотя опыт успешного решения профессиональных задач также поможет развить у студентов эту способность).

Материалы данного пособия могут быть использованы для решения частных задач психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития будущих специалистов разнотипных профессий. Например, для повышения уровня социальной компетентности будущих художников - учителей декоративно-прикладного искусства, программистов может быть организован тренинг социального интеллекта.

 

 


Литература

 

1. Аксёнова И.В. Динамика развития профессионально-перцептивной культуры студентов-психологов. Автореф. дисс. ... канд. психологических наук. БелГУ, кафедра практической психологии, Ставрополь, 2000. – 16 с.

2. Аминов Н.А., Молоканов М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов. «Психологический журнал», 1992, №5, стр. 104-111.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Рос. АН, институт психологии. – М.: Наука, 2000. – 350 с.

4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Мысль, 1976. – 158 с.

5. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа: [учеб. для вузов по спец. «психология»]. – М., издательство МГУ, 1990. – 367 с.

6. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры: учебное пособие. – М.: Издательство Московского государственного института культуры,1994. – 120 с.

7. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. – М.: Московский психолого - социальный институт: Флинта, 1998. – 48 с.

8. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. – М: Международная педагогическая академия, 1995. – 64 с.

9. Бодалёв А.А. Вершина развития взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 168 с.

10. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. – М.: Знание,1991. – 80 с.

11. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 1991. – 204 с.

12. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 288 с.

13. Деркач А.А., Кузнецова Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. – М., 1993. – 168 с.

14. Долгов П.Т. Психолого-педагогические условия формирования и развития мотивации профессионального роста руководителя. Автореф. дисс. ... канд. психологических наук. Рос. ГПУ им. Герцена А.И., СПб., 1999 . – 18с.

15. Есарёва З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. – Л.: Издательство ЛГУ, 1974. – 112 с.

16. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально педагогической культуры преподавателя высшей школы / Московский пед. гос. ун-т им. Ленина, Белгородский гос. пед. ин-т им. М.С. Ольминского. – Москва – Белгород, 1993. – 219 с.

17. Исаева Н.И. Профессиональная культура практического психолога образования: Монография. – М. – Белгород: Издательство БелГУ, 2002. – 215с.

18. Исаева Н.И. Психологические особенности профессионального самовоспитания студентов педвуза. Дисс. ... канд. психологических наук, М., 1984.

19. Исаева Н.И., Шарапов А.О. Профессиональное самосознание как фактор профессионального роста практического психолога // Социология управления и духовной жизни / Белгород: Изд-во БелГУ, 1999., с. 54-59.

20. Климов Е. А. Психология профессионала. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 400 с.

21. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения – Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996 – 512 с.

22. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. Монография. – М., 2001. – 144 с.

23. Кузьмина Н.В. Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – СП б, Международная академия акмеологических наук, НИИ профессионально-технического образования, 1993. – 235 с.

24. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. / Редкол.: А.В. Брушлинский (пред.) и др.; РАН, Институт психологии. – М.: Наука, 1997. – 448 с.

25. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. в 2-х т-х, М.: Педагогика, 1983.

26. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. – Новосибирск: НГПИ, 1987. – 89 с.

27. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 309 с.

28. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / Перев. С англ. А.М. Татлыдаевой; Научн. Ред., вступ. Статья и коммент. Н.Н. Акулиной. – СПб.: Издат. Группа «Евразия», 1997. – 430 с.

29. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. – М: Смысл, 1999. – 425 с.

30. Маслоу А. Психология бытия. Пер. с англ. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. – 304 с. (Серия «Актуальная психология»).

31. Михайлова (Алёшина) Е.С. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена. Диагностика социального интеллекта. Руководство пользователя. – СПб, ГП «Иматон», 1999 – 56 с.

32. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды: в 70-ти т. / Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт. – М. – Воронеж: издательство «Институт практической психологии»; НПО «МОДЭК», 1995. – 356 с.

33. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования. Под ред. А.А. Бодалёва и В.В. Столина. – М., Издательство МГУ, 1987. – 304 с.

34. Осадчева И.И. Мотивационные ресурсы самоактуализации (профессионального роста) учителя. Автореф. дисс. ... канд. психологических наук. Исследовательский центр проблемы качества подготовки специалистов. – М., 1998 . – 23 с.

35. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для педагогических специальностей высших учебных заведений/Зязюн И.А., Кривонос И.Ф., Тарасевич Н.Н. и др.; под ред Зязюна И.А. – М.: Просвещение, 1989 – 302 с.

36. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. – М.: Издательство Московского государственного университета, 1988. – 208 с.

37. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. – 255 с., ил.

38. Подымов Н.А., Подымова Л.С. Психологические особенности профессиональной деятельности учителя. – Курск, 1996. – 193 с.

39. Пряжников Н.С. профессиональное и личностное самоопределение / Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт;– М. – Воронеж: издательство «Институт практической психологии»; НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.

40. Психологические проблемы производственного обучения. Йозеф Даннел / Психология труда. (Пер. со словац. Г.В. Матвеевой-Муниповой). Под ред. К.К. Платонова. – М.: Профиздат, 1979. – 216 с.

41. Роль психолога труда на предприятии. Петер, Крбатя, Йозеф Миллнер / Психология труда. (Пер. со словац. Г.В. Матвеевой-Муниповой). Под ред. К.К. Платонова. – М.: Профиздат, 1979. – 216 с.

42. Рубинштейн С.Л. Человек и мир / Рос. АН, институт психологии. – М.: Наука, 1997. – 192 с.

43. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. – СПб.: Речь, 2000. – 234 с.

44. Ситникова М.И. Содержание и структура творческой самореализации личности учителя // Творческая самореализация личности в контексте профессионально-педагогической культуры. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. И.Ф. Исаева, М.И. Ситниковой. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. – 444 с.

45. Сластёнин В.А. Профессиональное саморазвитие учителя. – М., 2000.

46. Суходольский Г.В. Введение в математико-психологическую теорию деятельности. СПб.: издательство С.-Петерб. университета, 1998. – 218 с.

47. Сыромятников И. В. Становление профессиональной деятельности психолога воинской части сухопутных войск. Автореферат диссертации канд. психологических наук, М.,1997 .

48. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента / Пер. с англ. А.И. Зак; науч. Ред. Е.А. Кочерина. – М.: Контроллинг, 1991. – 104 с.

49. Третьякова Е.И. Клинико - психологические аспекты профессионально - личностного развития студентов. Диссертация на соискание учёной степени канд. психологических наук, М., 1995 .

50. Узнадзе Д.Н. Теория установки. / Под ред. Ш.А. Надирашвили и В.К. Цаава. Академия пед. и соц. наук; Моск. психолого-соц. ин-т. – М.; Воронеж, Изд-во «Ин-т практической психологии»; НПО «МОДЭК», 1997. – 448с.

51. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М.. 1995. – 28 с.

52. Хейхаузен Х. Мотивация и деятельность. [пер. с нем.]: в 2-х т-х; – М.: Педагогика, 1986.

53. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. – 320 с.: ил.

54. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт. – М. – Воронеж: издательство «Институт практической психологии»; НПО «МОДЭК», 1995. – 416 с.

55. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. – 1995. – №№ 3,4 – 159-181 с.

56. Ядов В.А., Ядов Н.В. Социальные и индивидуальные факторы изменений в диспозиционной структуре личности // Социологические очерки. – М., 1991. Вып. №1, с. 49-61.

57. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. – 317 с.

58. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. Избранные психологические труды. / Под ред. Е.М. Борисовой. – М. – Воронеж: издательство «Институт практической психологии»; НПО «МОДЭК», 1998. – 304 с.

 

 


Приложение

Методические материалы по

Последнее изменение этой страницы: 2017-10-30

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...