Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Список упражнений по развитию социального интеллекта

 

1. Упражнение «Шаржи». Цель участников: создание доброжелательной атмосферы в группе, самовыражение участников, выделение элементов поведения. Художники любой культуры используют определённый набор изобразительных средств для представления психологического содержания произведения: жесты, позы, мимика и т.д. В шаржах оно выражается несколькими штрихами. Используя материалы (шаржи), участники демонстрируют их психологическое содержание группе, которая фиксирует элементы поведения.

2. Упражнение «Ситуация». Цель участников: фиксация элементов поведения, классификация их по психологическому значению, выявление отношений между героями, моделирование системы отношений героев, прогнозирование развития ситуации. Может проводиться в нескольких вариантах, в зависимости от того, как организуется получение группой информации (подготовка и показ группой участников ролевой зарисовки, рассказа с детальным описанием поведения героев, просмотр видеофрагмента и др.)

3. Упражнение «Фиксация элементов поведения - 1». Цель: фиксация элементов поведения персонажей участниками. Фиксация может происходить как по группам, так и индивидуально в ходе просмотра видеоматериала.

4. Упражнение «Пинг-понг». Цель: понимание трансформаций значения элементов поведения в зависимости от ситуация поведения. Организуется на вербальном материале. Задания предлагаются желающим, ответившие пытаются составлять задания по образцу.

5. Упражнение «Как я понял». Цель: моделирование системы отношений по устному рассказу о психологических значениях элементов поведения героев. Реализуется посредством организации ролевой зарисовки группой «актёров» по рассказу «режиссёра». Два варианта проведения: с сообщением «актёрам» наблюдаемых в ситуации элементов поведения, с сообщением им только психологического значения отдельных поведенческих актов.

6. Упражнение «Отношение». Цель: моделирование отношения по заданному психологическому значению. Элементы поведения не определены, участники сами находят невербальные средства, позволяющие продемонстрировать заданное отношение.

7. Упражнение «В поисках элементов». Цель: воплотить некое психологическое значение в элементах поведения. Варианты: в одном элементе, в нескольких, всем участникам группы, не допуская повторов.

8. Упражнение «Лучшие фото». Цель: фиксация элементов поведения по фотографиям членов группы. Варианты: на каждую группу выдаётся по 20-30 фотографий, которые ими анализируются, результаты заносятся в специальную таблицу, потом представляются для ознакомления другим группам; по таблице анализа участники фиксируют элементы поведения индивидуально, результаты оценивает «жюри».

9. Упражнение «Стопки фото». Цель: классификация героев по психологическому состоянию, по значению зафиксированных элементов поведения. Используются фотографии. Важно формулировать основание классификации. Варианты: работа по группам, индивидуально.

10. Упражнение «Портрет». Цель: фиксация элементов поведения. Используются портреты классических художников.

11. Упражнение «Тематическое портретоведение». Цель: группировка персонажей портретов по психологическому содержанию элементов поведения.

12. Упражнение «Невербальный пинг-понг». Цель: понимание трансформаций психологического содержания невербальных элементов поведения в зависимости от контекста ситуации, моделирование условий в которых происходит такая трансформация. Участники решают задачи на невербальном материале, разрабатывают их в группах, задавая друг другу.

13. Упражнение «Интонационный пинг-понг». Цель: понимание трансформаций психологического содержания интонационных характеристик речи, в зависимости от контекста ситуации, моделирование условий в которых происходит такая трансформация.

14. Упражнение «Пинг-понг навыворот». Цель: моделирование ситуаций трансформации значения элементов поведения на заданном материале.

15. Упражнение «Читая комиксы». Цель: фиксация элементов поведения. На материале комиксов Херлуфа Бидструпа и других авторов. Варианты: задания выполняются в группе, индивидуально.

16. Упражнение «Шарж -2». Цель: понимание психологического значения того или иного элемента поведения. На материале изображений героев комиксов участники группы, копируя элементы поведения, их совокупность, вычленяют психологическое значение.

17. Упражнение «Пишем комиксы». Цель: моделирование системы отношений, прогноз её развития. «Режиссёр» придумывает сюжет, моделируя одно из промежуточных состояний системы отношений с помощью участников – «актёров». Участники проигрывают развитие этой модели, не зная задумки «режиссёра», вперёд и назад по сценарию.

18. Упражнение «Рисуночный пинг-понг». Цель: моделирование ситуаций трансформации значения элементов поведения на заданном материале. Используется как стимул рисунок, пиктограмма.

19. Упражнение «Классификация героев комиксов». Цель: классификация по выделенному психологическому значению персонажей комиксов с различными элементами поведения.

20. Упражнение «Классификация элементов поведения по психологическому значению». Цель: классификация героев видеофильмов с различными элементами поведения по выделенному психологическому значению.

21. Упражнение «Как я понял - 2». Цель: прогнозирование результатов развития системы поведения. Смоделированную ситуацию группа участников развивает в будущее, возвращает в предыдущие её состояния (катит сюжет вспять, выходя на причины последующего развития модели отношений).

22. Упражнение «История с вырванными страницами». Цель: смоделировать промежуточные состояния системы отношений. В подготовленной группой ролевой зарисовке проигрываются начало и конец развития системы отношений. Две другие группы участников делают предположения о промежуточных состояниях. Важно наличие у группы «актёров» прописанного и проигранного недостающего фрагмента.

23. Упражнение «Неоконченный роман». Цель: прогноз наиболее вероятных вариантов развития системы отношений. В ролевой зарисовке группы участников (по очереди) моделируют системы отношений, другие группы должны спрогнозировать результаты поведения отдельных персонажей, развития систем в целом.

24. Упражнение «Короткая кассета». Цель: прогноз наиболее вероятных вариантов развития системы отношений. Фильм не поместился полностью на кассете. Группам необходимо, просмотрев предыдущие эпизоды спрогнозировать концовку фильма.

25. Упражнение «Плёнка плохого качества». Цель: смоделировать промежуточные состояния системы отношений. Группы по началу и концовке видеофрагмента моделируют промежуточные состояния системы отношений.

26. Упражнение «Сценарный диалог». Цель: фиксация элементов поведения, классификация их по психологическому значению, формулировка сути отношения. По прописанным 4-5 фразам диалога, демонстрирующим отношение (готовятся попарно) другие участники тренинга выделяют и формулируют это отношение.

27. Упражнение «Дискуссия». Цель: фиксация элементов поведения, классификация их по психологическому значению, формулировка сути отношения. Половине участников раздаются роли, в которых прописаны их отношения. Другие участники наблюдают разворачивающуюся дискуссию, а после анализа и синтеза материала наблюдений формулируют суть выявленных отношений персонажей.

28. Упражнение «Общение на невербалике». Цель: фиксация элементов поведения, классификация их по психологическому значению, формулировка сути отношения. Половине участников раздаются роли, в которых прописаны их отношения. Другие участники наблюдают разворачивающуюся дискуссию, а после анализа и синтеза материала наблюдений формулируют суть выявленных отношений персонажей. Дискуссия должна быть организована без использования вербальных средств.

29. Упражнение «Фиксация элементов поведения -2». Цель: фиксация элементов поведения. В группах по 4-5 человек фиксируются элементы поведения заданных героев (группа распределяет обязанности) в ходе просмотра видеофрагмента.

30. Упражнение «Элементы поведения и отношения героев». Цель: классификация элементов поведения, формулировка сути отношений киногероев. В группе (4-5 человек) классифицируются элементы поведения по их психологическому значению, моделируются складывающиеся отношения, после чего её представители при повторном просмотре комментируют фрагмент для всех участников тренинга.

31. Упражнение «Система отношений». Цель: раскрытие системы отношений, её моделирование, прогноз развития, предположение о предыдущих состояниях. Участники тренинга в группе (в отдельных случаях индивидуально) раскрывают системы поведения героев, их развитие. Это упражнение вместе с №№ 29 и 30 составляет комплекс.

32. Упражнение «Анализируй это». Цель: фиксация элементов поведения, классификация их по психологическому значению, нахождение и фиксация складывающихся отношений, моделирование системы отношений и систем поведения, прогноз наиболее вероятных вариантов развития систем отношений и конкретных ситуаций, предположение об истоках рассматриваемой системы поведения. Основная часть упражнения выполняется участниками самостоятельно дома при просмотре телефильмов или передач (при этом они заранее, на занятии, распределяются по персонажам, поэтому последние должны быть известны). Участники должны выйти на отношения своего персонажа (всё зафиксировано в таблицах – каковы основания для выделения именно этих отношений). На занятии моделируется система отношений героев, её развитие, истоки.

33. Упражнение «Анализируй это в группе». Цель: фиксация элементов поведения, классификация их по психологическому значению, нахождение и фиксация складывающихся отношений, моделирование системы отношений и систем поведения, прогноз наиболее вероятных вариантов развития систем отношений и конкретных ситуаций, предположение об истоках рассматриваемой системы поведения. Это вариант упражнения № 32, при котором несколько групп участников альтернативно разрабатывают систему поведения героев видеоматериала, прогнозируют будущее состояние системы, предполагают предыдущее.

34. Упражнение «Анализируй это и приходи к выводам». Цель: фиксация элементов поведения, классификация их по психологическому значению, нахождение и фиксация складывающихся отношений, моделирование системы отношений и систем поведения, прогноз наиболее вероятных вариантов развития систем отношений и конкретных ситуаций, предположение об истоках рассматриваемой системы поведения. Это вариант упражнения № 32, при котором весь цикл проходит на тренинговом занятии. Для этого предлагаемый материал должен быть коротким по времени.

35. Упражнение «Анализ фиксированных элементов поведения». Цель: определение модальности наиболее успешно фиксируемых элементов поведения. По накопленным материалам фиксации элементов поведения каждый участник определяет элементы какой модальности он фиксировал чаще всего (реже всего) и сравнивает этот показатель со средней по группе частотой фиксации элементов этой модальности.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-10-30

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...