Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование умения называть действия по предъявленному предмету

Материал — картинки, на которых изображены: а) рыба, кузнечик, птица, змея, велосипедист, скалолаз, бегун; б) маль­чик, читающий книгу, маляр, повар, каменщик, швея, певец, столяр, пианист, врач, учитель, художник, скульптор.

Процедура и инструкция. Логопед поочередно предъявляет учащемуся картинки и просит внимательно их рассмотреть, ска­зать, кто как передвигается (пункт а), а также назвать действия людей (пункт б).

Оценка результатов: высокий уровень — правильные и быстрые ответы; уровень выше среднего — отдельные ошибки в виде не совсем точно подобранных слов, которые заменяют­ся на более подходящие после указания логопеда; средний уро­вень — ответы не точные, задание выполняется самостоятель­но; уровень ниже среднего — лишь отдельные ответы точно отражают лексическое значение нужных словоформ, задание выполняется с помощью логопеда; низкий уровень — ученик неверно называет действия людей и животных или отказыва­ется отвечать.

 

3.3. Исследование умения подбирать определения к слову, обозначающему предмет

Материал — картинки с изображением моря, цветка, дома, пирожного, лимона и т.д.

Процедура и инструкция: внимательно рассмотри картин­ку, назови ее и подбери к названию предмета нужное слово, со­ответствующее ответу на вопрос «Какой?» («Какая?», «Ка­кое?»).

Оценка результатов: высокий уровень — правильный и бы­стрый подбор слов; уровень выше среднего — отдельные ошиб­ки в виде не совсем точно подобранных слов, которые заменя­ются на более подходящие после указания логопеда; средний уровень — подобранные слова не точно характеризуют лекси­ческую окраску данных слов, задание выполняется самостоятель­но; уровень ниже среднего — лишь отдельные ответы, точно от­ражают лексическое значение заданных словоформ, задание выполняется с помощью логопеда; низкий уровень — подбор (лов ученик проводит путем словоизменения данных словоформ или характеризует предметы только по одному признаку.

 

Исследование умения называть слова-синонимы

Речевой материал - напечатанные на карточках слова:

сердечный — примчался —

грубый — навредить —

капризный — хвалить —

колючий — рыбачить —

Процедура и инструкция: внимательно прочти напечатан­ные на карточке слова, подбери, а затем напиши к каждому из них близкое по смыслу слово.

Оценка результатов: высокий уровень — задание не вызы­вает затруднений; уровень выше среднего — отдельные недо­четы выражаются в недостаточно точно подобранных словах, отражающих лишь второстепенные признаки словоформ, уточ­нения логопеда позволяют исправить ошибки; средний уро­вень — систематически допускаются ошибки по содержанию задания, лишь интенсивная помощь логопеда позволяет выпол­нить его до конца; уровень ниже среднего — неправильное вы­полнение задания в большинстве случаев, медленный темп ра­боты, работа ведется с помощью педагога; низкий уровень - ошибки во всех заданиях, помощь неэффективна.

Исследование умения называть слова-антонимы

Речевой материал — напечатанные на карточках слова:

длинный — добрый —

высокий — выбегать —

далеко — щедрый —

впереди — давать —

Процедура и инструкция. Логопед дает испытуемому кар­точку с напечатанными на ней словами и просит его подобрать, а затем записать к каждому из них слово, противоположное по смыслу.

Оценка результатов: см. п. 3.4.

 

Исследование умения объяснять значения слова

A. Имена существительные (по вопросу «Что такое?»).

Речевой материал — слова: пила, коробка, игла, труба, кор­зина.

Процедура и инструкция: внимательно прочти напечатан­ные на карточках слова и объясни их значения, ответив на воп­рос «Что такое?».

Оценка результатов: высокий уровень — развиты процес­сы обобщения, абстракции, характеристика слов, словосоче­таний и предложений точно передает их лексическое значе­ние; уровень выше среднего — правильная и полная передача лексического значения слов, отдельные трудности выделения основных и второстепенных качеств предметов, а также их признаков и действий; средний уровень — характеристика лексического значения слова не в полной мере отражает его свой­ства и качества, трудности выделения основных и второсте­пенных признаков словоформ, значительная помощь педагога; уровень ниже среднего — выделение лишь отдельных черт лексического значения слова, причем нахождение среди них ос­новных возможно лишь при интенсивной помощи логопеда, смешение лексического и грамматического значений слова, значительные затруднения при их абстрагировании в слово­сочетаниях и предложениях; низкий уровень — не развиты процессы обобщения, характеристика лексического значения сводится к описанию предмета, его признака или действия с точки зрения их полезности, понимание переносного значе­ния слова в словосочетаниях и предложениях недоступно.

Б. Имена прилагательные (по вопросу «Это какой?»).

Речевой материал — напечатанные на карточках слова: на­рисованный, чайный, быстрый, рогатый, старый, полезный.

Процедура и инструкция: внимательно прочти слова и объяс­ни их значение с помощью вопроса «Это какой?».

Оценка результатов: см. п. З.6.А.

 

B. Глаголы (по вопросу «Что значит?»).

Речевой материал — напечатанные на карточках слова: читать, вскопать, шутить, определить, распугать, оглядеться.

Процедура и инструкция: внимательно прочти слова и объяс­ни их значение, ответив на вопрос «Что значит?». Оценка результатов: см. п. З.6.А.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-10-30

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...