Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Умение дифференцировать глаголы прошедшего времени по родам

Материал — картинки, изображающие упавшую девочку, упавшего мальчика, упавшее яблоко, разбитую вазу, разбитый стакан, разбитое блюдце.

Процедура и инструкция: внимательно рассмотри картинки и скажи, что на них изображено.

Оценка результатов: см. п. 5.1.1.

 

5.2. Исследование словообразования

5.2.1. Умение образовывать притяжательные прилагательные

Материал — картинки с изображением хво­ста рыбы, головы лисицы, крыла птицы, лапы медведя, дупла белки, гнезда вороны, яйца утки, логова волка.

Процедура и инструкция: внимательно рас­ смотри картинки и назови, что на них изображе­но с помощью вопросов «Чье это?», «Чья это?» или «Чей это?». (Например, рыбий хвост, лисья голова, птичье крыло и т.д.).

Оценка результатов: высокий уровень — правильное и бы­строе выполнение задания; уровень выше среднего — правиль­ное выполнение задания с определенной помощью логопеда в виде отдельных уточнений; средний уровень — систематичес­кие ошибки в образовании слов, большинство которых исправ­ляется после замечаний педагога; уровень ниже среднего — выполнение задания только по образцу позволяет правильно образовывать лишь отдельные словоформы; низкий уровень — отсутствие умения образовывать новые словоформы.

5.2.2. Умение образовывать названия детенышей животных

 

Материал — парные картинки с изображе­нием домашних животных и диких зверей, до­машних птиц, рыб и их детенышей (корова — теленок, лошадь — жеребенок, коза — козле­нок, овца — ягненок, лягушка — лягушонок, рыба — малек, верблюд — верблюжонок, свинья — поросенок, медведь — медвежонок, волк — волчонок, утка — утенок).

Процедура и инструкция: внимательно рассмотри картинки и назови взрослое животное, а затем его детеныша, взрослую птицу и птенца.

Оценка результатов: см. п. 5.2.1.

Исследование усвоения грамматического значения слова и его связи с формальными признаками

5.3.1. Умение определять род имен существительных по конечной части слова

Речевой материал — слова с пропущенными буквами:

Тон

Та

Но

Во

Ген

По

Процедура и инструкция: подставь слова (он, она, оно) к словам, в которых пропущены первые буквы.

Оценка результатов: высокий уровень — правильное и аргументированное выполнение задания; уровень выше среднего — единичные ошибки исправляются в ходе самопроверки или после подсказки логопеда; средний уровень — систематические ошибки в определении частной категории рода, помощь педаго­га позволяет их исправить; уровень ниже среднего — нечеткая сформированность связи между грамматическим значением слова и его конечной частью; низкий уровень — неверное определение рода существительного во всех случаях.

5.3.2. Понимание грамматического значения суффиксов (по методике Д. Н. Богоявленского)

Речевой материал — слова с известными суффиксами, образованные от незнакомых слов: лар (зверь), ларенок, ларище; лафит (сладкий квас), лафитница; кашемир (красивая материя), кашемирщик.

Процедура и инструкция. Детям объясняет­ся, что в волшебной стране живет зверь, кото­рого зовут ЛАР. Затем задаются вопросы: А кто такой ЛАРИЩЕ? Какая разница между ними? Кто больше - ЛАР или ЛАРИЩЕ? А кто такой ЛАРЕЙОК? Какая между ними разница? Кто больше? КАШЕ­МИР — это материя. КАШЕМИРЩИК - это кто или что? Что он делает? ЛАФИТ — это сладкий квас. А что такое ЛАФИТНИЦА?

Оценка результатов: высокий уровень — правильное и ар­гументированное выполнение задания; уровень выше средне­го—в целом задание выполняется верно, однако допускаются неточности в объяснении грамматических значений отдельных суффиксов; средний уровень — систематические ошибки, сви­детельствующие о непонимании значений отдельных суффик­сов; уровень ниже среднего — понимание грамматического зна­чения единичных суффиксов; низкий уровень — понимание грамматического значения суффиксов на материале малозна­комых слов недоступно, помощь неэффективна.

Последнее изменение этой страницы: 2017-10-30

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...