Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение характера звука в словахA. Исследование умения дифференцировать гласные и согласные звуки в словах. Речевой материал — слова: карта, прыжок, малина, учебник, октябрь. Процедура и инструкция: внимательно послушать последовательно произнесенные логопедом слова и назвать сначала гласные, а затем — согласные звуки, входящие в эти слова, объяснить свой выбор. Оценка результатов: высокий уровень — звуки классифицируются правильно, уверенно; уровень выше среднего — в ходе выполнения задания допускаются отдельные ошибки, которые исправляются по подсказке логопеда; средний уровень — выраженные трудности при классификации смысло-различительных признаков звуков в словах, обучающая инструкция логопеда в большинстве случаев приводит к правильным ответам; уровень ниже среднего — значительные трудности в усвоении и применении терминологии, стойкие ошибки в дифференциации звуков, задание выполняется только с помощью логопеда, темп работы медленный; низкий уровень — задание не выполняется, помощь неэффективна.
Б. Определение согласных звуков по признаку звонкости-глухости. Речевой материал — слова: дочка, подушка, квадрат, браконьер, правило. Процедура и инструкция: определить принадлежность согласных к звонким или глухим звукам в произнесенных логопедом словах по вопросам: «Какие в этом слове согласные глухие? Какие звонкие?». Оценка результатов: см. п. 4.А. B. Исследование имеющихся знаний и умений о способах обозначения мягкости согласных на письме. Материалом исследования служат имеющиеся у ученика знания. Процедура и инструкция: вспомни и назови способы обозначения мягкости согласных на письме, приведи примеры, а также примеры тех согласных, которые являются всегда твердыми или всегда мягкими согласными звуками. Оценка результатов: высокий уровень к- правильное и аргументированное выполнение задания; уровень выше среднего — знания основных способов обозначения мягкости на письме, отдельные недочеты в назывании всегда твердых и всегда мягких согласных звуков; средний уровень — знания фрагментарны, ответы не аргументированы, преобладают штампы; низкий уровень — знания не соответствуют программным требованиям, отказ от выполнения задания.
Исследование процесса чтения (Проводится согласно общепринятой в логопедии методике.) 1. Определить характер чтения: слогов (простых и со стечением согласных), слов (односложных, двусложных, многосложных простых и сложных по звуко-слоговой структуре), предложений (простых нераспространенных и распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных), текста. 2. Определить понимание прочитанных ребенком слов, предложений, текста. 3. Определить скорость чтения. 4. Указать способ чтения (побуквенное, послоговое, целыми словами).
Исследование процесса письма (Проводится согласно общепринятой в логопедии методике.) Определить количество и характер ошибок при списывании (с печатного и рукописного текста), при письме под диктовку, при изложении, при письме предложений или текста с дефектно произносимыми и не дифференцируемыми учащимся на слух звуками, при письме предложений или текстов с оптически сходными буквами. Исследование орфографических знаний, умений и навыков 1. Исследование состояния письменной речи Состояние письменной речи на материале диктантов Речевой материал — тексты диктантов «На даче» (второй класс) и «Речка Яблонька» (третий класс). НА ДАЧЕ Стояли теплые деньки. Наша дача была у Моря. Дул морской ветерок. Утром мы пришли в сад. Там цвели красные маки. Рядом душистые розы. В цветах блестели капельки росы. На ягодных кустах зрели сочные плоды. У крыльца спал кот Мурзик. По С. Романовскому РЕЧКА ЯБЛОНЬКА Славное это место. Меж крутых бережков текла речка Яблонька. Дно реки было песчаное. Со дна били студеные ключи. Водабыла удивительно вкусная и прозрачная. По склонам речки жило семейство барсуков. Они вырыли глубокие норы с ходами и выходами. По И. Аксенову Процедура и инструкция. Слуховой диктант проводится согласно традиционной методике. После окончания выполнения задания логопед просит проверить написанное и подчеркнуть в словах пройденные орфограммы. Оценка результатов: высокий уровень — безошибочное написание диктанта; уровень выше среднего - 2-3 орфографические ошибки, которые дети самостоятельно замечают и исправляют; средний уровень — 2-3 ошибки правописания, отдельные помарки и исправления; уровень ниже среднего - 4-6 орфографических ошибок, значительное количество помарок и исправлений; низкий уровень — письменная работа содержит более 6 орфографических ошибок, многочисленные помарки и исправления.
Исследование состояния письменной речи в изложении, сочинении А. Исследование навыков письменной речи в изложении (второй класс). Речевой материал — текст изложения «Муравей и голубка». МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА Муравей спустился к ручью: захотелось напиться. Волна захлестнула муравья и чуть не потопила. Голубка несла ветку. Она бросила муравью ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Охотник расставил сеть и хотел захлопнуть голубку. Муравей подполз и укусил охотника за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела. По Л.Н. Толстому Процедура и инструкция: внимательно прослушай текст и ответь на вопросы: — О чем я сейчас прочитала? — Зачем муравей спустился к ручью? — Почему голубка бросила ветку в ручей? — Как спасся муравей? — Поймал ли охотник голубку? Почему ты так решил? Затем вместе с учениками составляется план изложения. Текст прочитывается снова. После этого дети, пользуясь планом, пишут изложение. Оценка результатов: высокий уровень — полное и последовательное изложение содержания текста, самостоятельные выводы, выражение собственного отношения к прочитанному; уровень выше среднего — последовательная передача событий, высокий уровень обобщения в виде рассуждений, отсутствие незначительных деталей сюжета; средний уровень — передано основное содержание сюжета, соблюдена последовательность событий, однако отдельные их детали не изложены; уровень ниже среднего — грубые нарушения в изложении последовательности текста, причинно-следственных связей, нет описаний; низкий уровень — перечисление отдельных фактов рассказа, отсутствие его логико-грамматического построения, использование элементарных по структуре предложений. Б. Исследование состояния письменных навыков в сочинении (третий класс). Материал — картинка «На рыбалке». Мальчики ловят рыбу. Девочка набирает в котелок воду. Мальчик разжигает костер. Собака несет в зубах палку. Процедура и инструкция: рассмотри картинку, составь небольшой рассказ и самостоятельно его запиши. Оценка результатов — см. 1.2.А. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-10-30 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |