Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коррекция нарушений грамматического строя речиРазвитие словоизменения
Как показывают результаты диагностических данных, преобладающее большинство школьников с дизорфографией усваивает лишь отдельные грамматические значения (например, числа, рода). Как правило, в обиходной речи детей данной категории не отмечается грубых аграмматизмов. Значительные нарушения выявляются при дифференциации грамматических форм и выборе грамматической формы из парадигматического ряда: «Голова выглядывает из-за шкафу» (из ответа второклассника). Развитие процессов словоизменения у младших школьников с дизорфографией включает следующие направления коррекционного обучения: развитие умения употреблять предложно-падежные конструкции, существительные в единственном и множественном числе, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе, дифференцировать глаголы единственного и множественного числа настоящего времени, различать глаголы прошедшего времени по родам. Овладение детьми словоформой предполагает высокий уровень усвоения ее отдельных грамматических значений и наличие четкого представления на неосознанном уровне о всей парадигматической системе. Коррекция данной патологии у младших школьников с ОНР (IV уровень) направлена на формирование парадигматической системы словоизменения. Особое внимание уделяется уточнению грамматического значения слов, закреплению связи грамматического значения с морфемами, актуализации слуховых, кинестетических образов морфологического состава словоформ. Формированию парадигматической системы словоизменения способствуют следующие упражнения. А. Развитие умения употреблять предложно-падежные конструкции (с опорой на картинки).Материал — картинки с изображениями двух предметов в различных пространственных соотношениях (кот на шкафу, под шкафом, перед шкафом, за шкафом, над шкафом, у шкафа). Ученику предлагается рассмотреть картинки и назвать, где находится кот по отношению к шкафу. Б. Развитие умения употреблять предложно-падежные конструкции.Материал — картинки с изображением наземного транспорта (машины, велосипеда, автобуса, трамвая), водного (лодки, парохода, катера, плота), воздушного транспорта (вертолета, самолета, дирижабля). Предлагается внимательно рассмотреть картинки, назвать их и сказать, как люди передвигаются на данном виде транспорта. В. Развитие умения употреблять имена существительные в единственном и множественном числе. Материал — картинки с изображением одного и нескольких предметов (книга — книги, лампа — лампы, стул — стулья). Учащиеся должны рассмотреть картинки и сказать, что на них изображено. Г. Развитие умения согласовывать имена существительные и имена прилагательные вроде и числе (с опорой на картинки).Материал — картинки с изображением голубого шара, голубой косынки, голубых глаз, голубого неба; желтых листьев, желтого апельсина, желтой кофты, желтого солнца. Ученика просят рассмотреть, назвать изображенные предметы и их цвет. Д. Развитие умения согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе.Речевой материал — предложения: У пеликана клюв длинный, а у ласточки — .... Огурец продолговатый, а вишня — .... Пластилин мягкий, а камень — .... Лицо Петрушки веселое, а царевны Несмеяны — .... Учащемуся предлагается прослушать предложение и закончить его подходящим по смыслу словом. Е. Развитие умения дифференцировать глаголы единственного и множественного числа настоящего времени.Материал — картинки с изображением поющей девочки и поющих девочек, бегущего мальчика и бегущих мальчиков, летящей чайки и летящих чаек. Учащегося просят сказать, что делает (что делают) персонаж (персонажи), изображенный на картинке. Ж. Развитие умения дифференцировать глаголы прошедшего времени по родам.Материал — картинки, на которых изображены разбитое окно, разбитая чашка, разбитый телефон; улетающий самолет, улетающая птица, улетающее перышко. Школьник должен внимательно рассмотреть картинки и сказать, что на них нарисовано. Логопед дает образец ответа: «Окно разбилось». Затем задает вопрос: «Что изображено на следующей картинке?».
4.2. Развитие словообразования
Характер и количество затруднений у школьников с дизорфографией указывают на значительную степень нарушений процессов словообразования, по сравнению с усвоением закономерностей словоизменения. Выявляется сравнительно небольшой объем словообразовательных форм, которые находятся в зоне ближайшего развития детей с дизорфографией. Поэтому данная категория школьников нуждается в системном усвоении новых и коррекции уже имеющихся (неправильных) словоформ. Традиционные задания отражают степень затруднений при образовании слов учениками с дизорфографией и переход от более простых к наиболее сложным грамматическим формам. Развитие умения образовывать слова предполагает выполнение следующих упражнений. A. Развитие умения образовывать сложные слова.Материал — словосочетания: пар ходит, сено косит, землю роет, воду проводит, вода падает, воду воротит и картинки (с изображением парохода, сенокосилки, землеройки, водопровода, водопада, водоворота). Учащемуся предлагается прослушать словосочетания и составить из них слова. При правильном ответе ученику показывается соответствующая картинка. Б. Развитие умения образовывать слова, опираясь на морфемы слов и их лексическое значение. Речевой материал — загадки: Не спорю, не белый — Я, братцы, попроще... Расту я обычно В березовой роще. *** Серенькая птичка, Птичка-невеличка, Шеей вертишь ты всегда. Разве в этом есть нужда? И. Беляков Ребенок отгадывает загадки и объясняет, какие части названных логопедом слов в них встречаются. В случае затруднений проводится обучение или предъявляются карточки со словами-отгадками: подберезовик, вертишейка. B. Развитие умения образовывать притяжательные прилагательные.Материал — картинки (с изображением хвоста белки, клюва утки, головы льва, ушей зайца, лап кошки). Учащемуся предлагается рассмотреть картинки и, ориентируясь на вопросы «Чье это?», «Чья это?», «Чей это?», назвать то, что на них изображено. Г. Развитие умения образовывать названия детенышей животных.Материал — картинки (крольчиха и крольчонок, гусь и гусенок, лягушка и лягушонок, утка и утенок, слон и слоненок, мышка и мышонок). Логопед просит рассмотреть картинки и назвать взрослого животного (птицу) и его детеныша (птенца).
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-10-30 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |