Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коррекция нарушений грамматического строя речи

Развитие словоизменения

 

Как показывают результаты диагностических данных, пре­обладающее большинство школьников с дизорфографией ус­ваивает лишь отдельные грамматические значения (например, числа, рода). Как правило, в обиходной речи детей данной ка­тегории не отмечается грубых аграмматизмов.

Значительные нарушения выявляются при дифференциа­ции грамматических форм и выборе грамматической формы из парадигматического ряда: «Голова выглядывает из-за шка­фу» (из ответа второклассника). Развитие процессов словоиз­менения у младших школьников с дизорфографией включает следующие направления коррекционного обучения: развитие умения употреблять предложно-падежные конструкции, суще­ствительные в единственном и множественном числе, согла­совывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе, дифференцировать глаголы единственного и множественного числа настоящего времени, различать глаго­лы прошедшего времени по родам.

Овладение детьми словоформой предполагает высокий уро­вень усвоения ее отдельных грамматических значений и нали­чие четкого представления на неосознанном уровне о всей парадигматической системе. Коррекция данной патологии у младших школьников с ОНР (IV уровень) направлена на фор­мирование парадигматической системы словоизменения. Осо­бое внимание уделяется уточнению грамматического значения слов, закреплению связи грамматического значения с морфемами, актуализации слуховых, кинестетических образов мор­фологического состава словоформ.

Формированию парадигматической системы словоизмене­ния способствуют следующие упражнения.

А. Развитие умения употреблять предложно-падежные кон­струкции (с опорой на картинки).Материал — картинки с изобра­жениями двух предметов в различных пространственных соотно­шениях (кот на шкафу, под шкафом, перед шкафом, за шкафом, над шкафом, у шкафа). Ученику предлагается рассмотреть картин­ки и назвать, где находится кот по отношению к шкафу.

Б. Развитие умения употреблять предложно-падежные кон­струкции.Материал — картинки с изображением наземного транспорта (машины, велосипеда, автобуса, трамвая), водного (лодки, парохода, катера, плота), воздушного транспорта (вер­толета, самолета, дирижабля). Предлагается внимательно рас­смотреть картинки, назвать их и сказать, как люди передвига­ются на данном виде транспорта.

В. Развитие умения употреблять имена существительные в единственном и множественном числе. Материал — картинки с изображением одного и нескольких предметов (книга — кни­ги, лампа — лампы, стул — стулья). Учащиеся должны рассмот­реть картинки и сказать, что на них изображено.

Г. Развитие умения согласовывать имена существительные и имена прилагательные вроде и числе (с опорой на картинки).Материал — картинки с изображением голубого шара, голубой косынки, голубых глаз, голубого неба; желтых листьев, желто­го апельсина, желтой кофты, желтого солнца. Ученика просят рассмотреть, назвать изображенные предметы и их цвет.

Д. Развитие умения согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе.Речевой материал — предложения:

У пеликана клюв длинный, а у ласточки — ....

Огурец продолговатый, а вишня — ....

Пластилин мягкий, а ка­мень — ....

Лицо Петрушки веселое, а царевны Несмеяны — ....

Учащемуся предлагается прослушать предложение и закончить его подходящим по смыслу словом.

Е. Развитие умения дифференцировать глаголы единствен­ного и множественного числа настоящего времени.Материал — картинки с изображением поющей девочки и поющих девочек, бегущего мальчика и бегущих мальчиков, летящей чайки и ле­тящих чаек. Учащегося просят сказать, что делает (что делают) персонаж (персонажи), изображенный на картинке.

Ж. Развитие умения дифференцировать глаголы прошедше­го времени по родам.Материал — картинки, на которых изоб­ражены разбитое окно, разбитая чашка, разбитый телефон; уле­тающий самолет, улетающая птица, улетающее перышко. Школьник должен внимательно рассмотреть картинки и ска­зать, что на них нарисовано. Логопед дает образец ответа: «Окно разбилось». Затем задает вопрос: «Что изображено на следую­щей картинке?».

 

4.2. Развитие словообразования

 

Характер и количество затруднений у школьников с дизорфографией указывают на значительную степень нарушений процессов словообразования, по сравнению с усвоением закономер­ностей словоизменения. Выявляется сравнительно небольшой объем словообразовательных форм, которые находятся в зоне ближайшего развития детей с дизорфографией. Поэтому данная категория школьников нуждается в системном усвоении новых и коррекции уже имеющихся (неправильных) словоформ.

Традиционные задания отражают степень затруднений при образовании слов учениками с дизорфографией и переход от более простых к наиболее сложным грамматическим формам. Развитие умения образовывать слова предполагает выполне­ние следующих упражнений.

A. Развитие умения образовывать сложные слова.Матери­ал — словосочетания: пар ходит, сено косит, землю роет, воду проводит, вода падает, воду воротит и картинки (с изображе­нием парохода, сенокосилки, землеройки, водопровода, водо­пада, водоворота). Учащемуся предлагается прослушать сло­восочетания и составить из них слова. При правильном ответе ученику показывается соответствующая картинка.

Б. Развитие умения образовывать слова, опираясь на мор­фемы слов и их лексическое значение. Речевой материал — за­гадки:

Не спорю, не белый —

Я, братцы, попроще...

Расту я обычно

В березовой роще.

***

Серенькая птичка,

Птичка-невеличка,

Шеей вертишь ты всегда.

Разве в этом есть нужда? И. Беляков

Ребенок отгадывает загадки и объясняет, какие части на­званных логопедом слов в них встречаются. В случае затрудне­ний проводится обучение или предъявляются карточки со сло­вами-отгадками: подберезовик, вертишейка.

B. Развитие умения образовывать притяжательные прила­гательные.Материал — картинки (с изображением хвоста белки, клюва утки, головы льва, ушей зайца, лап кошки). Учаще­муся предлагается рассмотреть картинки и, ориентируясь на вопросы «Чье это?», «Чья это?», «Чей это?», назвать то, что на них изображено.

Г. Развитие умения образовывать названия детенышей жи­вотных.Материал — картинки (крольчиха и крольчонок, гусь и гусенок, лягушка и лягушонок, утка и утенок, слон и слоненок, мышка и мышонок). Логопед просит рассмотреть картинки и назвать взрослого животного (птицу) и его детеныша (птенца).

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-10-30

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...