Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуальное и организационное обучение

По общему мнению наших гуру, обучаются и люди, и организации, однако знания, которыми обладает любая организация, — это нечто большее, чем просто сумма знаний ее сотрудников. Можете отправить всех своих работников в Гарвардскую школу бизнеса, потратить миллионы на специальное техническое обучение на предприятии, говорят эксперты, а дело все равно кончится тем, что ваша организация останется глухой, немой и тупой, хотя отдельные ее работники могут иметь блестящие способности. Тот факт, что образованные люди не обязательно делают организации умными, не означает, конечно, что можно пренебрегать индивидуальным обучением и создавать обучающиеся организации. Напротив, индивидуальное обучение — условие необходимое, но недостаточное для генерирования интеллекта всей организации. Критически важным фактором является не только то, чему и как учатся работники, но и то, насколько эффективно они переносят свои знания в организацию в целом. Связь между индивидуальным и организационным обучением — ключевая концепция этой главы и подходящая исходная точка для того, чтобы начать рассмотрение обучающейся организации.

Итак, как обучаются отдельные люди и (что, пожалуй, более важно) как они передают полученные ими знания своим организациям, чтобы и организации могли учиться? У каждого из наших экспертов по обучающимся организациям есть своя концепция индивидуального и организационного обучения, но, по нашему мнению, одной из лучших и самых простых для понимания является теория, которую выдвинул Дэниел Г.Ким, совместно с Питером Сенге основавший Центр организационного обучения в Массачусетском технологическом институте. Ким изложил ее в статье «The Link Between Individual and Organizational Learning»5 («Связь между индивидуальным и организационным обучением»), опубликованной в 1993 г. в журнале «Sloan Management Review».

Ким предлагает начать с определения смысла понятия обучение. Если вы войдете в онлайновый словарь, как это сделали мы, то, вероятно, получите примерно такое определение: learn-ing [транскрипция] — обретение знания или навыка.

Обратите внимание: слово «обучение» имеет два смысла — обретение знания и обретение навыка. Знание — способность дать ответ на вопрос «почему?», приложением к которой является способность использовать такое знание для совершения тех или иных действий. Наши гуру утверждают, что в реальном мире, особенно в мире бизнеса, и то и другое одинаково важно. Рассмотрим приведенный Кимом пример грустной ситуации, в которую попали два плотника. У первого — обширные познания в архитектуре и проектировании, т.е. знания первого рода, но нет навыков применения их на практике. Второй плотник овладел всеми навыками работы по дереву, т.е. знаниями второго рода, но понятия не имеет о том, что образует целостную конструкцию, и потому его столы разваливаются, а возведенные им дома рушатся. Очевидно, что оба

­ Конец страницы 94 ­

¯ Начало страницы 95 ¯

плотника не слишком эффективны. Поэтому, говорит Ким, подлинное обучение требует обретения знаний обоих родов (или типов).

Однако путь к подлинному обучению зачастую заблокирован распространенными ложными представлениями. Вот некоторые наши представления об обучении. Какое из приводимых ниже утверждений вы сочтете правильным?

 

А. Самое эффективное обучение происходит в классах, где учащиеся (служащие компаний), отгороженные от своих рабочих мест, на которых их все время что-нибудь отвлекает, внимают мудрости эксперта и имеют возможность продемонстрировать свое владение новым материалом, отвечая на вопросы, включенные в тесты.

Б. Обучение — индивидуальная и в основном пассивная деятельность обучающегося. Это процесс, отчасти аналогичный передаче информации, подобный копированию файлов, хранящихся в памяти одного компьютера, в память другого компьютера.

В. С точки зрения организации, самое важное, чему люди должны обучиться, — это явно сформулированные правила, процедуры выполнения работ и нормы, действующие на рабочем месте.

Г. Все перечисленное выше.

Д. Ничто из перечисленного выше.

 

По мнению наших мудрецов, правильный ответ — это

 

Д. Ничто из перечисленного выше.

 

Эксперты ссылаются на неопровержимое и убедительное исследование, показывающее, что:

• самое важное обучение происходит на рабочем месте, а не в классах;

• самое эффективное обучение — обучение социальное и активное, а не индивидуальное и пассивное;

• самое важное, чему должны научиться люди, — не явно сформулированные правила, процедуры и нормы, действующие на рабочем месте, а подразумеваемые правила, присутствующие в том богатом питательном бульоне интуиции, суждений, опыта и здравого смысла, который составляет основу кажущегося хаоса повседневной деятельности.

 

Наши гуру утверждают, что самое эффективное обучение, особенно для взрослых, является продуктом постоянно возобновляющегося цикла обретения опыта, который люди получают непосредственно на рабочем месте. Подлинное обучение, настаивают эксперты, происходит приблизительно так:

 

• У нас есть конкретный, обретенный на рабочем месте опыт.

• Мы размышляем об этом опыте, пытаясь понять, что происходит и почему.

­ Конец страницы 95 ­

¯ Начало страницы 96 ¯

• Основываясь на нашем опыте, мы разрабатываем концепции и обобщения.

• Мы испытываем наши концепции и обобщения опытным, эмпирическим путем.

• Затем цикл повторяется, подобно новому повороту колеса.

Колесо обучения

Дэниел Ким предлагает нам представлять процесс обучения в виде постоянно вращающего колеса, которое в упрощенном виде изображено на рисунке 3.1. Затем рассмотрите рисунок 3.2 и обратите внимание на то, что в первой половине цикла, когда мы испытываем наши концепции и наблюдаем за происходящим на опыте, мы приобретаем навыки. Во второй половине цикла, когда мы размышляем над нашими наблюдениями и формируем концепции, мы обретаем знания.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-16

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...