Главная
Случайная страница
Категории:
ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воздействие посткапиталистического общества
Революция в производительности труда изменила путь, ведущий в ряды среднего класса. В середине 1990-х гг., пишет Дракер, «чтобы достичь уровня доходов среднего класса, необходим диплом о высшем образовании, свидетельствующий о систематических знаниях, полученных в учебном заведении»13. Знания стали ключом к личному и материальному успеху, единственным имеющим смысл ресурсом. Традиционные факторы производства — природные ресурсы, капитал и труд — не исчезли, но стали второстепенными. Знания превратились в господствующий, главенствующий фактор, однако, предупреждает Дракер, это относится не ко всем знаниям.
________________
* Федеральный закон, предоставлявший льготные кредиты на строительство жилья и на получение высшего образования демобилизованным военнослужащим США после окончания Второй мировой войны. — Примеч. науч. ред.
Конец страницы 308
¯ Начало страницы 309 ¯
Как смогут работать организации в обществе, основанном на знаниях
1. Цель организаций в обществе знаний заключается в том, чтобы делать знания производительными. «Функция организации состоит в том, чтобы включить знания в работу над технологиями, продуктами и процессами, над парадигмами труда и над самими знаниями»1).
Чем более специализированы знания, тем они эффективнее. Лучшие радиологи — вовсе не те люди, которые больше других разбираются в медицине, а специалисты, знающие, как получать изображения внутренних органов с помощью рентгеновских лучей, ультразвука, сканирующих устройств и магнитного резонанса. Самые хорошие специалисты по маркетингу — не те, что больше других разбираются в бизнесе, а те, что лучше всех остальных знают, как исследовать рынки. Но ни радиологи, ни маркетологи не добиваются результатов сами по себе; их труд — всего лишь вклад в некое общее дело. Их достижения не будут реализованы тех пор, пока не соединятся с трудом других специалистов. Сами по себе знания бесплодны. Они становятся производительной силой лишь тогда, когда их сплетают в единое, целостное знание. Сделать это возможным — задача и причина существования организации, ее функция2).
2. В обществе знаний работники-специалисты и организации сосредоточивают свое внимание и силы на тех направлениях деятельности, которые даются им особенно хорошо. Дракер предсказывает, что компании отдадут подрядчикам, на сторону, все виды вспомогательных работ, которые не «генерируют прибыль». На стороне будут выполняться и все виды работ, не дающих возможности служебного роста для высших руководителей3).
3. Организация специалистов — это организация равных. В ней нет ни начальников, ни подчиненных. «За настоящими профессионалами нельзя надзирать. Если они не обладают самыми прочными знаниями в своей области, то они в любом случае бесполезны»4). В организациях, основанных на знаниях, нет более и менее важных специальностей, хотя в определенных ситуациях подобные разграничения и могут возникать. Дракер отмечает, что «философия — это наука наук. Но для того чтобы удалить камень из почек, необходим не философ, а уролог»5). Прототипом такой организации равных, продолжает Дракер, может служить симфонический оркестр: «Первая скрипка — возможно, самый важный инструмент. Но музыкант, играющий партию первой скрипки, не „Превосходит" арфистку. Они — коkkеub. Арфистка исполняет партию арфы и не делегирует ее исполнение дирижеру или первой скрипке»6).
4. Поскольку цель посткапиталистических организаций заключается в совершенствовании технологий, процессов, продуктов, труда и самих знаний, эти организации по своей структуре должны быть приспособлены к постоянным переменам. Инновации требуют «систематического отказа от всего установленного, обычного, знакомого, удобного — будь то продукты, услуги, процессы, личные и общественные отношения, навыки или сами организации»7).
5. Для того чтобы успешно осуществлять инновации, посткапиталистические организации должны быть децентрализованными. Такие организации по природе своей предрасположены к тому, чтобы улавливать даже мельчайшие возможности к инновациям. Они должны стать децентрализованными, чтобы приблизиться «к реальной работе, к рынку, к технологиям, ко всем разнообразным и многочисленным переменам, происходящим в обществе, в окружающей среде, в структуре населения и в знаниях, которые, если они замечены и использованы, обеспечивают возможности инноваций»6).
(окончание на следующей странице)
|
Конец страницы 309
¯ Начало страницы 310 ¯
Как смогут работать организации в обществе, основанном на знаниях(окончание)
6. Общество знаний — мобильное общество. «Эта мобильность сама по себе означает, что в обществе знаний происходит умножение социальных проблем и социальных задач. Люди утрачивают „корни". У них больше не будет „соседской общины", контролирующей то, где люди живут, что они делают и какие, собственно, „проблемы" им дозволено иметь»9).
7. Общество знаний — общество конкуренции. «Знания доступны каждому, от любого человека ожидают, что он сам найдет свое место, сам будет совершенствоваться и определять свои устремления. Это общество, в котором успеха сможет добиться гораздо больше людей, чем когда-либо прежде. Но и потерпеть неудачу или по крайней мере не стать лидерами в таком обществе суждено гораздо большему числу людей, чем когда-либо в прошлом»10).
1) DruckerP.F. Managing in a Time of Great Change. New York: Dutton, Truman Talley Books, 1995, p.77. 2) Drucker P.P. The Post-Capitalist Society. New York: HarperBusiness, 1993, p.50. 3) Drucker P.P. Managing in a Time..., p.68. 4) Drucker P.F. The Post-Capitalist Society, p.65. 5) Ibid., p.56. 6) Drucker P.P. Managing in a Time..., p.248. 7) Drucker P.P. The Post-Capitalist Society, p.57. 8) Drucker P.P. Managing in a Time..., p.81. 9) Ibid., p.251. 10) Ibid.
|
Господствующим знанием стало то, которым обладал Фредерик У.Тейлор, а не премудрость, превозносимая Сократом или Протагором. В новом мире обрели ценность прежде всего знания практические. Их можно применять систематически и целенаправленно, для того чтобы определять, какие новые знания необходимы для проведения инноваций. Эти новые знания специализированы. У нас больше нет единого знания, говорит Дракер, у нас теперь много знаний — дисциплин, каждая из которых преобразует ремесло в методологию, случайно полученный опыт — в систему, случайные сведения — в информацию, навык — в нечто, что можно преподавать и чему можно обучиться. Дракер приходит к выводу о том, что
«...это — одно из величайших преобразований в истории развития человеческой мысли... Переход от общего знания к комплексу специализированных знаний превращает знание в силу, способную создать новое общество... Такое общество должно быть основано на знании, организованном в виде специализированных дисциплин, и членами его должны быть люди, обладающие специальными знаниями в различных областях. Именно в этом их сила и эффективность. Здесь, в свою очередь, встают фундаментальные вопросы: о ценностях, об общем видении будущих перспектив, об убеждениях — обо всем том, что обеспечивает целостность общества как единой системы и делает нашу жизнь значимой и осмысленной»14.
Во врезке «Как смогут работать организации в обществе, основанном на знаниях» Дракер очерчивает семь аспектов изменения нашей жизни и организаций, происходящего по мере перехода к посткапиталистическому «обществу знаний».
Конец страницы 310
¯ Начало страницы 311 ¯
|