Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативное правовое регулирование промышленной безопасности опасных производственных объектов

 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору России» от 30.07.2004 №401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор России) определена федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности (ПрБ).

Ростехнадзор России осуществляет функции по контролю и надзору в сфере:

• безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами;

промышленной безопасности;

• безопасности при использовании атомной энергии;

• безопасности электрических и тепловых установок и сетей;

• безопасности ГТС;

• безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения;

• охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия.

Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор») по состоянию на 1 сентября 2013 (П-01-01-2013) приведен в Приказе Ростехнадзора России «Об утверждении Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор»)» от 21.10.2013 №485.

Ростехнадзор России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Московской области осуществляет полномочия на территории Московской области.

Опасный производственный объект (ОПО) - в широком смысле этого выражения - производственный объект, при эксплуатации которого могут возникнуть аварии или инциденты (аварийные ситуации).

ОПО являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 Федерального закона «О промышленной безопасности ОПО» от 21.07.97г. №116-ФЗ.

Приложение 1

к Федеральному закону

«О промышленной безопасности ОПО»

от 21.07.97 №116-ФЗ

Критерии идентификации ОПО

К категории ОПО относятся объекты, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в Приложении 2 к настоящему ФЗ количествах опасные вещества следующих видов:

а) воспламеняющиеся вещества;

б) окисляющие вещества;

в) горючие вещества;

г) взрывчатые вещества;

д) токсичные вещества;

е) высокотоксичные вещества;

ж) вещества, представляющие опасность для окружающей среды;

2) используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа (0,7 атм.):

а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);

б) воды при температуре нагрева более 115ºС;

в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа (0,7 атм.);

3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры;

4) получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 кг и более;

5) ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых;

6) осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.

К ОПО не относятся объекты электросетевого хозяйства.

Идентификация ОПО осуществляется организацией, эксплуатирующей ОПО, а также экспертной организацией, имеющей лицензию Ростехнадзора России на проведение экспертизы ПрБ в части идентификации ОПО.

Опасные производственные объекты (ОПО) подлежат регистрации в государственном реестре. Регистрацию ОПО в государственном реестре и ведение этого реестра осуществляет Ростехнадзор России в соответствии с Правилами регистрации объектов в государственном реестре ОПО.

Организациям, эксплуатирующим ОПО, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих ОПО в государственном реестре.

Исключение ОПО из государственного реестра производится в случае его ликвидации или вывода из эксплуатации (списание с баланса) по решению федерального органа исполнительной власти, зарегистрировавшего этот объект.

ОПО в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в Приложении 2 Федерального закона от 21.07.97г. №116-ФЗ, на четыре класса опасности:

1) I класс опасности - ОПО чрезвычайно высокой опасности;

2) II класс опасности - ОПО высокой опасности;

3) III класс опасности - ОПО средней опасности;

4) IV класс опасности – ОПО низкой опасности

Присвоение класса опасности ОПО осуществляется при его регистрации в государственном реестре.

Руководитель организации, эксплуатирующей ОПО, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре ОПО, в соответствии с законодательством РФ

Организации, эксплуатирующие ОПО I или II класса опасности, обязаны создать системы управления ПрБ и обеспечивать их функционирование.

Идентификация, порядок и сроки регистрации ОПО на территории Московской области определены Постановлением Губернатора Московской области «О регистрации ОПО на территории Московской области» от 19.10.99 №372-ПГ.

Приложение 2

к Федеральному закону

«О промышленной безопасности ОПО»

от 21.07.97 №116-ФЗ

Классификация ОПО

ОПО в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются на четыре класса опасности.

№ п/п Наименование объектов I класс опасности (ОПО чрезвычайно высокой опасности) II класс опасности (ОПО высокой опасности) III класс опасности (ОПО средней опасности) IV класс опасности (ОПО низкой опасности)
Объекты (за исключением объектов, указанных в пунктах 6, 7 и 8), на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества: Количество опасного вещества, т
Аммиак 5000 и более 500 и более, но менее 5000 50 и более, но менее 500 10 и более, но менее 50
Нитрат аммония(нитрат аммония и смеси аммония, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28% массы, а также водные растворы нитрата аммония, в которых концентрация нитрата аммония превышает 90 % массы) 25000 и более 2500 и более, но менее 25000 250 и более, но менее 2500 50 и более, но менее 250
Нитрат аммонияв форме удобрений (простые удобрения на основе нитрата аммония, а также сложные удобрения, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 % массы (сложные удобрения содержат нитрат аммония вместе с фосфатом и (или) калием) 100000 и более 10000 и более, но менее 100000 1000 и более, но менее 10000 200 и более, но менее 1000
Акрилонитрил 2000 и более 200 и более, но менее 2000 20 и более, но менее 200 4 и более, но менее 20
Хлор 250 и более 25 и более, но менее 250 2,5 и более, но менее 25 0,5 и более, но менее 2,5
Оксид этилена 500 и более 50 и более, но менее 500 5 и более, но менее 50 1 и более, но менее 5
Цианистый водород 200 и более 20 и более, но менее 200 2 и более, но менее 20 0,4 и более, но менее 2
Фтористый водород 500 и более 50 и более, но менее 500 5 и более, но менее 50 1 и более, но менее 5
Сернистый водород 500 и более 50 и более, но менее 500 5 и более, но менее 50 1 и более, но менее 5
Диоксид серы 2500 и более 250 и более, но менее 2500 25 и более, но менее 250 5 и более, но менее 25
Триоксид серы 750 и более 75 и более, но менее 750 7,5 и более, но менее 75 1,5 и более, но менее 7,5
Алкилы свинца 500 и более 50 и более, но менее 500 5 и более, но менее 50 1 и более, но менее 5
Фосген 7,5 и более 0,75 и более, но менее 7,5 0,075 и более, но менее 0,75 0,015 и более, но менее 0,075
Метилизоцианат 1,5 и более 0,15 и более, но менее 1,5 0,015 и более, но менее 0,15 0,003 и более, но менее 0,015

 

№ п/п Наименование объектов I класс опасности (ОПО чрезвычайно высокой опасности) II класс опасности (ОПО высокой опасности) III класс опасности (ОПО средней опасности) IV класс опасности (ОПО низкой опасности)
Объекты (за исключением объектов, указанных в пунктах 6, 7 и 8), на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества: Количество опасного вещества, т
Воспламеняющиеся и горючие газы 2000 и более 200 и более, но менее 2000 20 и более, но менее 200 1 и более, но менее 20
Горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах 500 000 и более 50 000 и более, но менее 500 000 1000 и более, но менее 50 000 -
Горючие жидкости, используемые в технологическом процессе или транспортируемые по магистральному трубопроводу 2000 и более 200 и более, но менее 2000 20 и более, но менее 200 1 и более, но менее 20
Токсичные вещества 2000 и более 200 и более, но менее 2000 20 и более, но менее 200 1 и более, но менее 20
Высокотоксичные вещества 200 и более 20 и более, но менее 200 2 и более, но менее 20 0,1 и более, но менее 2
Окисляющие вещества 2000 и более 200 и более, но менее 2000 20 и более, но менее 200 1 и более, но менее 20
Взрывчатые вещества 500 и более 50 и более, но менее 500 менее 50 -
Вещества, представляющие опасность для окружающей среды 2000 и более 200 и более, но менее 2000 20 и более, но менее 200 1 и более, но менее 20
  Примечания: При наличии различных опасных веществ одного вида их количества суммируются. В случае, если расстояние между ОПО составляет менее чем 500 метров, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями, учитывается суммарное количество опасных веществ одного вида
№ п/п Наименование объектов I класс опасности (ОПО чрезвычайно высокой опасности) II класс опасности (ОПО высокой опасности) III класс опасности (ОПО средней опасности) IV класс опасности (ОПО низкой опасности)
Объекты по хранению химического оружия, объекты по уничтожению химического оружия и ОПО спецхимии + - - -
ОПО бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата - для ОПО, опасных в части выбросов продукции с содержанием сернистого водорода свыше 6% объема такой продукции для ОПО, опасных в части выбросов продукции с содержанием сернистого водорода от 1 до 6% объема такой продукции для ОПО, не указанных как ОПО II и III класса опасности
Газораспределительные станции, сети газораспределения и сети газопотребления - для ОПО, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 МПа или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 МПа для ОПО, не указанных как ОПО II класса опасности -
Объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа - - для ОПО, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством РФ в сфере теплоснабжения, а также иных ОПО, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 МПа и более или при температуре рабочей среды 250ºС и более для ОПО, не указанных как ОПО III класса опасности
                 

 

№ п/п Наименование объектов I класс опасности (ОПО чрезвычайно высокой опасности) II класс опасности (ОПО высокой опасности) III класс опасности (ОПО средней опасности) IV класс опасности (ОПО низкой опасности)
Объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры - - для подвесных канатных дорог для ОПО, не указанных как ОПО III класса опасности
Объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 кг и более - для ОПО, на которых используется оборудование, рассчитанное на максимальное количество расплава 10 000 кг и более для ОПО, на которых используется оборудование, рассчитанное на максимальное количество расплава от 500 до 10 000 кг -
Объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых для шахт угольной промышленности, а также иных объектов ведения подземных горных работ на участках недр, где могут произойти: Ø взрывы газа и (или) пыли; Ø внезапные выбросы породы, газа и (или) пыли; Ø горные удары; Ø прорывы воды в подземные горные выработки для объектов ведения подземных горных работ, не указанных как ОПО I класса опасности, для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет 1 миллион кубических метров в год и более, для объектов переработки угля (горючих сланцев) для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет от 100 тысяч до 1 миллиона кубических метров в год, а также объектов, на которых ведутся работы по обогащению полезных ископаемых (за исключением объектов переработки угля (горючих сланцев) для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет менее чем 100 тысяч кубических метров в год
Объекты, на которых осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию - - для элеваторов, ОПО мукомольного, крупяного и комбикормового производства для иных ОПО
Объекты электросетевого хозяйства к ОПО не относятся
В случае, если для ОПО по указанным в пунктах 1-7 критериям могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности
В случае, если ОПО, для которого в соответствии с пунктами 1-8 должен быть установлен II, III или IV класс опасности, расположен на землях особо охраняемых природных территорий, континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне РФ, на искусственном земельном участке, созданном на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, для такого ОПО устанавливается более высокий класс опасности соответственно

 

В областном реестре подлежат регистрации объекты, эксплуатируемые организациями, независимо от их организационно-правовой формы, которые имеют:

· отдельные участки, установки, склады и хранилища, идентифицируемые как ОПО в соответствии с требованиями Приложения 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 №116-ФЗ;

· источники ионизирующего излучения;

· ГТС, сведения о соответствии критериям безопасности которых подлежат внесению в декларацию безопасности ГТС;

· установки, склады, хранилища, иные инженерные сооружения, разрушение (повреждение) которых в результате аварии или стихийного бедствия приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения более чем 100 чел, или создаст реальную угрозу жизни и здоровья не менее 10 чел.

Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. №730 утверждено «Положения о разработкеПлановмероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО».

Планы мероприятий разрабатываются в целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих ОПО, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах.

План мероприятий разрабатывается для объекта, зарегистрированного в государственном реестре ОПО.

Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО I, II и III классов опасности осуществляется посредством разработки и утверждения Планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких ОПО.

В случае если 2 и более объекта, эксплуатируемых одной организацией, расположены на одном земельном участке или на смежных земельных участках, организация, эксплуатирующая эти объекты, вправе разрабатывать единый план мероприятий.

Срок действия Планов мероприятий составляет:

а) для шахт угольных и объектов, на которых ведутся горные работы в подземных условиях, - 6 месяцев;

б) для объектов, на которых ведутся открытые горные работы или работы по обогащению полезных ископаемых, - 1 год;

в) для объектов I класса опасности - 2 года (за исключением объектов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта);

г) для объектов II класса опасности - 3 года (за исключением объектов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта);

д) для объектов III класса опасности - 5 лет (за исключением объектов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта)

В случае, если при эксплуатации, капитальном ремонте, консервации или ликвидации ОПО требуется отступление от требований ПрБ, установленных федеральными нормами и правилами в области ПрБ, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию ОПО, могут быть установлены требования ПрБ к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности ОПО.

Обоснование безопасности ОПО, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности ОПО, подлежат экспертизе ПрБ.

Применение обоснования безопасности ОПО без положительных заключений экспертизы ПрБ такого обоснования и внесенных в него изменений (при их наличии) не допускается.

Обоснование безопасности ОПО направляется организацией, эксплуатирующей ОПО, в ФОИВ в области ПрБ при регистрации ОПО в государственном реестре.

Изменения, внесенные в обоснование безопасности ОПО, направляются организацией, эксплуатирующей ОПО, в ФОИВ в области ПрБ в течение 10-ти рабочих дней со дня получения положительного заключения экспертизы ПрБ.

Федеральные нормы и правила в области ПрБ «Общие требования к обоснованию безопасности ОПО» утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 июля 2013 г. №306.

Обоснование безопасности содержит:

• сведения о результатах оценки риска аварии на ОПО и связанной с ней угрозы;

• условия безопасной эксплуатации ОПО;

• требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации ОПО.

В обосновании безопасности лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию ОПО, могут быть установлены требования ПрБ к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации.

Структура обоснования безопасности

Обоснование безопасности должно включать следующие структурные элементы:

• титульный лист;

• оглавление;

• раздел 1 «Общие сведения»;

• раздел 2 «Результаты оценки риска аварии на ОПО и связанной с ней угрозы»;

• раздел 3 «Условия безопасной эксплуатации ОПО»;

• раздел 4 «Требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации ОПО».

Раздел 3 «Условия безопасной эксплуатации ОПО» не включается в обоснование безопасности, устанавливающее требования ПрБ к капитальному ремонту, консервации или ликвидации ОПО.

В состав обоснования безопасности разработчиком в соответствии с требованиями технического задания могут быть включены иные структурные элементы.

Обязательным требованием к соискателю лицензии для принятия решения о предоставлении лицензии на эксплуатацию ОПО является наличие документов, подтверждающих ввод ОПО в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы ПрБ на технические устройства, применяемые на ОПО, здания и сооружения на ОПО, деклараций ПрБ (ДПрБ).

ДПрБ находящегося в эксплуатации ОПО разрабатывается вновь:

• в случае истечения 10 лет со дня внесения в реестр ДПрБ последней ДПрБ;

• в случае изменения технологических процессов на ОПО либо увеличения более чем на 20% количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на ОПО;

• в случае изменения требований ПрБ;

• по предписанию ФОИВ в области ПрБ или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в ДПрБ, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области ПрБ.

ДПрБ утверждается руководителем организации, эксплуатирующей ОПО.

Руководитель организации, эксплуатирующей ОПО, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в ДПрБ, в соответствии с законодательством РФ.

ДПрБ, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО, и ДПрБ, разрабатываемая вновь, проходят экспертизу ПрБ в установленном порядке.

Проектная документация на строительство, реконструкцию ОПО, содержащая ДПрБ, подлежит экспертизе в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности.

ДПрБ представляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке, который установлен Правительством РФ.

ДПрБ, представленная в ФОИВ в области ПрБ или его территориальный орган, вносится в реестр ДПрБ в течение 5-ти рабочих дней со дня поступления соответствующих документов.

Ведение реестра ДПрБ осуществляется ФОИВ в области ПрБ в соответствии с административным регламентом (см. Временный Порядок ведения Государственного Реестра ОПО. Утвержден распоряжением руководителя Ростехнадзора РФ от 19.03.2013 №31-рп).

Экспертизе ПрБ подлежат:

• документация на консервацию, ликвидацию ОПО;

• документация на техническое перевооружение ОПО в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

• технические устройства, применяемые на ОПО, в случаях, установленных статьей 7 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97г. №116-ФЗ;

• здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;

• декларация ПрБ, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации ОПО, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию ОПО, или вновь разрабатываемая декларация ПрБ;

• обоснование безопасности ОПО, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности ОПО.

Экспертизу ПрБ проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию ОПО или эксплуатирующей его.

Результатом осуществления экспертизы ПрБ является заключение.

Заключение экспертизы ПрБ, представленное в Ростехнадзор РФ или в его территориальный орган, рассматривается и утверждается ими в установленном порядке.

Порядок осуществления экспертизы ПрБ и требования к оформлению заключения экспертизы ПрБ устанавливаются Ростехнадзором РФ.

В соответствии с требованиями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 №116-ФЗ ни один ОПО на территории РФ не может эксплуатироваться, если на него в установленном порядке не оформлены следующие основные документы:

· лицензия на осуществление деятельности ОПО, декларация промышленной безопасности (ДПрБ), обоснование безопасности ОПО, заключение экспертизы промышленной безопасности (ПрБ), ДПрБ или обоснования безопасности ОПО;

· договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации ОПО.

Отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с требованиями Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 года №99-ФЗ (часть 1 статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии) лицензированию подлежат следующие виды деятельности (1…49):

12) эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов;

13) эксплуатация химически опасных производственных объектов;

14) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров;

15) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

16) производство лекарственных средств;

30) деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности;

40) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»);

49) деятельность по проведению экспертизы ПрБ.

 

Лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 года №99-ФЗ (часть 1 ст. 12).

Лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, осуществляет Ростехнадзор России, который выдает в установленном порядке специальные разрешения (лицензии) на эти виды деятельности.

Лицензия действует бессрочно.

В соответствии с требованиями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 №52-ФЗ (Статья 40. Особенности лицензирования отдельных видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека) на отдельные виды деятельности (работы, услуги) обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления следующих видов деятельности:

производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

производство лекарственных средств;

медицинская и фармацевтическая деятельность;

деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;

деятельность, связанная с использованием источников ионизирующего излучения;

деятельность в области обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами;

деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности;

образовательная деятельность.

Порядокорганизации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, а также Порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений утвержден приказом Роспотребнадзора России (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) от 19.07.2007 №224.

Правила экспертизы ПрБ, порядок оформления ДПрБ и перечень сведений, содержащихся в ней, требования к оформлению заключения экспертизы ПрБ и порядок представления заключения экспертизы ПрБ определены Ростехнадзором России.

Ответственность

за причинение вреда жизни или здоровью граждан

в результате аварии или инцидента на ОПО

В случае причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии или инцидента на ОПО объекте эксплуатирующая организация или иной владелец ОПО, ответственные за причиненный вред, обязаны обеспечить выплату компенсации в счет возмещения причиненного вреда:

• гражданам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда, понесенного в случае смерти потерпевшего (кормильца*), - в сумме два миллиона рублей;

• гражданам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда, причиненного здоровью, - в сумме, определяемой исходя из характера и степени повреждения здоровья по нормативам, устанавливаемым Правительством РФ.

Размер компенсации в этом случае не может превышать два миллиона рублей.

Выплата компенсации в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью граждан в результате аварии или инцидента на ОПО, не освобождает ответственное за причиненный вред лицо от его возмещения в соответствии с требованиями гражданского законодательства в части, превышающей сумму произведенной компенсации (статья 7 Федерального закона от 27.07.2010 №226-ФЗ).

Кормилец - физическое лицо, обеспечивающее содержание других физических лиц или обязанное обеспечивать такое содержание. В праве социального обеспечения смерть кормильца влечет возникновение права на пенсию по случаю потери кормильца у нетрудоспособных членов семьи умершего, состоявших на его иждивении.

Обязательное страхование гражданской ответственности

владельца опасного объекта

за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте

(см. Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» от 27 июля 2010 №225-ФЗ (в ред. Федерального закона от 19.10.2011 №283-ФЗ)

 

К опасным объектам (ОпО), владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории РФ:

1) опасные производственные объекты (ОПО), которые подлежат регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством о ПрБ ОПО;

2) гидротехнические сооружения (ГТС), подлежащие внесению в Российский регистр ГТС в соответствии с законодательством о безопасности ГТС;

3) автозаправочные станции (АЗС) жидкого моторного топлива.

Страховая сумма и предельные размеры страховой выплаты потерпевшему

Страховая сумма по договору обязательного страхования приведена в таблице 10.

Предельные размеры страховых выплат по договору обязательного страхования приведены в таблице 11.

Размер страховой выплаты в случае причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего приведен в таблице 12.

Таблица 10

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-16

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...