Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Трансформации психоаналитической теории личности (1).Трансформации психоаналитической теории личности (1). Трансформации психоаналитической теории личности (2). Теория объектных отношений в развитии личности: Мелани Кляйн, Дональд Вудс Винникот, Трансформации психоаналитической теории личности (4). Теория личности в психоаналитической селф-психологии: Хайнц Кохут Хайнц Кохут - австро-американский психоаналитик (родился 3.05.1913 года в Вене, Австрия; умер 8.09.1981 года в Чикаго, США). Выл единственным сыном в богатой австро-еврейской семье. В 1932 году поступил в Венский университет, в 1938 стал доктором медицины. 13 1939 году от угрозы нацизма уехал в Англию, в 1940 году — в США. Психоаналитическое образование получил уже в Чикаго. С 1941 но 1943 годы работал неврологом в госпитале Чикагского университета; с 1943 по 1947 — преподавателем неврологии и психиатрии, с 1947 по 1950 годы — ассистентом профессора, а с 1957 года - профессором психиатрии Чикагского университета и членом правления Чикагского института психоанализа. Издает статью «Интроспекция, эмпатия и психоанализ» (1959). Первоначально X.Кохут был ортодоксальным фрейдистом, затем стал разрабатывать собственные идеи л области нарциссизма и селф-психологии; на обеих позициях выступал как апологет и полемист с инакомыслием. В конце 1940-х годов подверг резкой критике идею лидера Чикагской школы психоанализа Ф.Александера о причинной связи между эмоциональными конфликтами и психосоматическими заболеваниями, а в конце 1950-х годов — психоаналитиков, выступавших прошв интроспективно-эмпатического подхода, в конце 1970-х годов - представлений лидера эго-психологии Х.Хартманна о модели защиты от влечений. В 1963-1964 годах X.Кохут стал президентом Чикагской психоаналитической ассоциации и вице-президентом Международной психоаналитической ассоциации, а в 1964-1965 годах - президентом Американского психоаналитического общества. В 1973 году в университете Цинциннати X.Кохут защитил докторскую диссертацию. К этому времени относится концептуализация кохутовской психологии Самости (селф-психологии). Издаются книги «Анали) Самости» (1971) и «Восстановление Самости» (1977), статьи «Поиск Самости» (1978), «Интроспекция, эмпатия и полукруг психического здоровья» (1982). На сегодняшнее время именно селф-психологией (психологией Самости) Х.Кохута сказано последнее слово в теоретическом рассмотрении нарциссизма. С её точки зрения, «нарциссизм определяется не целью инвестирования инстинктов (то есть не тем, кто является целью - сам субъект или другие люди), а особенностями или качеством инстинктивного заряда» [138, с.44]. X.Кохут указывает, что допущение, будто бы наличие объектных отношений исключает нарциссизм, является заблуждением: «Напротив, ... некоторые наиболее интенсивные нарциссические переживания относятся к объектам — либо к объектам, используемым при обслуживании самого себя и сохранении связанной с инстинктами энергии, либо к объектам, которые сами воспринимаются как часть себя. Я буду называть их объектами самости» [138, с. 15]. Особенностями мировоззрения селф-психологии сравнительно с другими направлениями психоанализа можно считать такие: • Признание психического реальностью, которая становится доступной исследователю благодаря самоанализу и эмпатии. • Использование методологии длительного погружения в психическую область, в частности, эмпатического погружения в перенос, • Формулирование конструкций в терминах, соответствующих интроспективно-эмпатическому подходу. X. Кохут отстаивал интроспективно-эмпатическую позицию психоаналитика, указывая, что психическим есть лишь то явление, в котором наряду с интроспекцией другого человека присутствует наша собственная интроспекция или эмпатия (в противном случае оно соматическое или поведенческое). В самом деле, если мы на | своем опыте самонаблюдения не прочувствовали некоторого явления, то вчувствоватьея в подобное ему явление другого мы не можем, оно мни пас останется чисто внешним, обозреваемым в качестве внутренне непонятных поведенческих проявлений. Интроспекция (самонаблюдение) и так была заложена в самые основы психоанализа. Хотя она специально не проговаривалась в качестве основы психоаналитического метода, но несомненно, что исторически в основе психоанализа лежит самоанализ З.Фрейда, что психоаналитику обычно приходится иметь дело с интроспективными наблюдениями пациента, что инсайты самого психоаналитика - результаты ранее выработанных интроспективных навыков, применяемых в целях эмпатии, в чувствования в ситуацию пациента. С этой |точки зрения свободное ассоциирование и анализ сопротивления предстают вспомогательными методами, дополнительными к основному интроспективно-эмпатическому инструменту, освобождающими его от искажений (рационализации). Интроспективно-эмпатическая позиция психоаналитика необходимо должна выходить на первый план при работе с нарциссическими расстройствами личности, в немалой степени потому, что эти расстройства являются следствием недостатка родительской эмпатии и отношениях со становящейся Самостью младенца. Понятие «Самость», передаваемое по-английски словом self, в аналитической психологии К.Г.Юнга выражает предельную цель индивидуации, которая также выступает подлинным архетипическим центром личности. Х.Кохут пользуется тем же словом, но не нагружает его юнговскими коннотациями. Самость по Х.Кохуту - иная, чем по К.Г.Юнгу, это не архетипическое единство личности, а особая структура, имеющая психическую локализацию. Возникает в результате действия инстинктивной энергии, обладает устойчивостью. Самость является содержанием психического аппарата, но не является одним из психических факторов. Самость выводится как обобщение из эмпирических (интроспективно-эмпатических) данных, но в подлинной своей сути она в принципе непознаваема. Признание психологии Самости, согласно Х.Кохуту, необходимо одновременно в широком и в узком смыслах, дополнительных друг другу: • В широком смысле - Самость помещается в центр исследования и трактуется как центр психической вселенной. В этом смысле изучаются её происхождение и развитие, выявляются её составляющие (в норме и патологии). • В узком смысле - Самость понимается в качестве содержания психического аппарата. Этот узкий смысл, собственно, и включает психологию Самости в состав психоанализа. Структура личности в оригинальной теории Х.Кохута - это структура Самости; хотя (постольку, поскольку это оригинальное построение вписано в психоанализ и на его базе возникло), автором полностью приемлется вторая топика З.Фрейда (Оно, Я и Сверх-Я). Х.Кохут выделяет следующие аспекты Самости: Ядерная Самость - впервые появляющаяся структурная организация психики. Она не обладает целостностью, существует в форме отдельных ядер. Виртуальная Самость образ возникающей самости (в представлении родителей). Грандиозная Самость — нормальные эксгибиционистские проявления младенца, связанные с переживанием безопасности своего состояния. Биполярная Самость - двухполюсная структура, состоящая из а) стремлений индивида к реализации своих целей и притязаний и б) к реализации норм и идеалов. Реконструктивная направленность классического и постклассического психоанализа на детский период жизненной истории сохраняется и в селф-психологии. Самость рассматривается Х.Кохутом прежде всего в аспекте её происхождения и развития в детском возрасте. Происхождение Самости - основа понимания её актуальности. Ядерная Самость существует ещё в младенчестве, когда она находится в первичном эмпатическом слиянии с объектом Самости. Дни психологического выживания ребёнка, поэтому, требуется эмпатическая, отзывчивая среда объектов Самости. Формирующаяся Самость настраивается на окружение, отвечающее его потребностям. Мать (всемогущий материнский объект Самости) отвечает на запросы ребёнка, эмпатически реагирует на его тревогу. Эмоциональные состояние объекта Самости передаются ребёнку через интонацию и прикосновение- и воспринимаются им как свои собственные. Динамика младенческой Самости основана на эмпатическом контакте и слиянии с объектом и описывается Х.Кохутом так: «Соответствующими эмоциональными состояниями - либо состояниями самого ребёнка, либо состояниями объекта самости, в которые он включен, - в том порядке, в котором они воспринимаются единицей, состоящей из самости и объекта самости, являются: возрастающая тревога (самости), за ней следует стабилизирующая умеренная тревога, «сигнальная», не паническая (объекта самости), затем спокойствие, отсутствие тревоги (у объекта самости). В конечном счёте продукты психологической дезинтеграции, которую ощущал ребёнок, исчезают (зачаточная самость восстанавливается) по мере того, как мать (если рассматривать с позиций бихевиоризма и социальной психологии) готовит еду, улучшает температурную регуляцию и т.д. Именно переживание этой последовательности психологических событий посредством слияния с эмпатическим всемогущим объектом самости закладывает основу, благодаря которой оптимальная (нетравматическая, соответствующая стадии развития) фрустрация со стороны объекта самости ведёт при обычных условиях к формированию психической структуры посредством преобразующей интернализации» [139 с 91-421. Формирование Самости (структурообразующая интериализация на языке Х.Кохута) происходит под воздействием двух процессов: • Избирательное включение / исключение определённых структур. Одни архаические содержания воспринимаются как принадлежащие Самости, другие - как не-Самость. • Компенсация нарушений в развитии одного из компонентов Самости за счёт более интенсивного развития других компонентов. Детская Самость уязвима в своём становлении. На пути развития устойчивой Самости ребёнок располагает двумя возможностями (из этих двух возможностей и исходит биполярная Самость): • Установление грандиозно-эксгибиционистского обрам себя (представляющего нарциссический «субъект»), • Наделение совершенством вызывающего восхищение всемогущего объекта Самости (представляющего нарциссический «объект»). В процессе становления Самости важна родительская эмпатия и эмпатичный отклик: «ликование матери как реакция на ребёнка (называние его по имени, когда она получает удовольствие от того, что он рядом, и от того, что он делает) ... подкрепляет развитие от ауто-эротизма к нарциссизму - от стадии фрагментированной самости (стадии ядер самости) к стадии связной самости, - то есть способствует восприятию ребёнком себя как физического и психического единства, обладающего связностью в пространстве и непрерывностью во времени» [138, с. 136]. Дефекты в Самости возникают вследствие недостатка эмпатии со стороны объектов Самости (окружения ребёнка). Дефекты предполагают расщепление, ослабление или искажение Самости. Данные нарушения могут быть повлечены и травматическими событиями раннего детства, но как правило эти события - лишь звенья в цепи постоянно действующих в отношениях с родителями факторов; в конечном счёте дефекты Самости ребёнка причинно объясняются психопатологией его родителей. Первичный дефект Самости, приобретённый в детстве, сопровождается двумя типами вторичных структур: 'защитными (стремящимися сокрыть данный дефект); компенсаторными (стремящимися его восполнить). Компенсация Х.Кохутом понимается не в оптимистическом адлерианском духе и не в мистическом юнгианском. О компенсации идёт речь, когда подвергнутая угрозе в одном секторе Самость сместила свой психологический центр в другой сектор — и так смогла выжить. Психопатология личности в теории Х.Кохута описывается в терминах первичных дефектов Самости и вторичных (защитных и компенсаторных структур). Две группы нарушений, выделяемые им -первичные и вторичные (реактивные) различаются по признаку нарушенности/ не нарушенности Самости. Вторичные нарушения несущественны, первичные требуют особого анализа. Классификация первичных нарушений: Психозы — постоянный или длительный распад, ослабление или искажение Самости. Пограничные состояния - постоянный или длительный распад, ослабление или искажение Самости в сочетании со скрытыми защитными структурами. Шизоидные и паранойяльные личности — использование дистанцирования, т.е. нахождения на безопасном эмоциональном расстоянии от других, формирование дистанцирующих защитных организаций: а) эмоциональной холодности (шизоиды); б) враждебности и подозрительности (параноики), помогающих Самости защититься от опасности искажения, ослабления, распада. Нарциссические личности - временный распад, ослабление или искажение Самости, сопровождающийся такими симптомами: повышенная чувствительность к пренебрежению, ипохондрия, депрессия. Нарциссические нарушения поведения — временный распад, ослабления или искажение Самости, сопровождающийся симптомами: перверсия, делинквентность, пагубные привычки. Психотерапия селф-психологии исходит из убеждения, что психозы пограничные состояния а также шизоидные и паранойяльные личности анализу не поддаются. С остальными группами можно работать. Если в психоанализе как психологии влечений ограничение и затруднение переноса при нарциссических расстройствах считалось бесспорным, то в психологии Самости Х.Кохута была осмыслена специфическая природа нарциссических переносов. На генетических основаниях выделены следующие типы нарциссических переносов: • Идеализирующий перенос, основанный на феномене идеализации родительского образа (при котором пациенты с нар-циссическими расстройствами направляют свои запросы и потребности на идеализированного аналитика, происходит как воспроизведение раннего состояния, в котором психика сохраняет часть потерянного опыта глобального нарциссического совершенства, объединяя его с архаическим переходным объектом Самости) .
• Зеркальный перенос, при котором помимо оживления идеализированного объекта Самости происходит реактивация грандиозной Самости и той фазы развития, «в которой ребёнок пытается сохранить изначально всеобъемлющий нарциссизм, фокусируя совершенство и силу на своём «я» ... и с презрением отворачиваясь от внешнего мира, которому приписывается всё несовершенство» [138, с. 124]. Зеркальный перенос существует в трёх формах: а) самый архаический перенос-слияние (на основе расширения грандиозной Самости, распространения её и на аналитика), при нём аналитик наделяется чертами могущества, но воспринимается как послушная часть себя ; б) менее архаический близнецовый перенос, в котором пациент думает, что аналитик психически не отличается, либо похож на него, — вместо единства устанавливается подобие; в) зеркальный перенос в узком смысле, при котором аналитик переживается уже в качестве отдельного человека, имеющего важное значение в рамках потребностей грандиозной Самости (аналитик нужен в качестве Зеркала для эксгибиционистской грандиозной Самости). Классификация форм зеркального переноса в соответствии с генетико-динамическими представлениями учитывает не только (наследственно обусловленные?) стадии созревания грандиозной Самости, но прежде всего внешние факторы, действующие в прошлой (детской) и нынешней (терапевтической) ситуациях: > Первичный зеркальный перенос — непосредственная терапевтическая мобилизация грандиозной Самости. > Реактивная мобилизация грандиозной Самости — временная, и качестве отступления от идеализирующего переноса; речь идёт о «стремительном гиперкатексисе архаичного грандиозного представления о себе, жёстко защищаемого враждебностью, холодностью, сарказмом и молчанием» [138, с.154]. ■ Вторичный зеркальный перенос - следующий за идеализирующим переносом в терапевтических отношениях. Этот перенос повторяет детскую последовательность кратковременной идеализации родителя и возвращения к гиперкатексису грандиозной Самости. Кратковременный период идеализации во вторичном зеркальном переносе важен тем, что свидетельствует о попытке «сформировать надёжное идеализированное родительское имаго, которое затем будет интроецировано в форме идеализированною Супер-Эго» [138, с. 159]. При идеализирующем переносе важно, чтобы аналитик пребывал в контакте с собственной грандиозной Самостью, чрезмерная актуализация психических защит аналитика не позволяющих заметить перенос и эмпатически отреагировать, делает этот перенос неэффективным. При близнецовом переносе и слиянии для аналитика может оказаться непереносимым, что пациент не видит в нём независимого существа. Что касается проработки сопротивления пациента, то характерные для нарциссов реакции гнева рассматриваются селф-психологией не как направленные вовне, а как «нарциссический гнев»: «Когда анализанд приходит в ярость из-за нашего наступления на его сопротивление он делает это не потому, что правильная интерпретация ослабила защиты и активизировала агрессивную энергию, которая в них содержалась, а потому, что определённая важная в генетическом отношении травмирующая ситуация из его раннего детства была воспроизведена в аналитической ситуации и представляла собой переживание неправильного, неэмпатичного ответа со стороны объекта самости. В терапии селф-психологии важной является такая последовательность действий: I. Эмпатическоеслияние со зрелой психической организацией объекта Самости, участие в переживании этим объектом аффективного сигнала.
2. Удовлетворяющее потребность действие, совершаемое объектом Самости. Х.Кохут замечает, что «надёжность нашей эмпатии - главного инструмента психоаналитического наблюдения - снижается тем больше, чем больше отличается наблюдаемый от наблюдателя, а потому ранние стадии психического развития являются настоящим испытанием нашей способности проникать в свои чувства, то есть воспринимать свою прошлую психическую организацию» [138, с.55].
Трансформации психоаналитической теории личности (1). |
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-07-16 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |