Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трансформации психоаналитической теории личности (1).

Трансформации психоаналитической теории личности (1).

Трансформации психоаналитической теории личности (2).

Теория объектных отношений в развитии личности:

Мелани Кляйн, Дональд Вудс Винникот,

Трансформации психоаналитической теории личности (4).

Теория личности в психоаналитической селф-психологии:

Хайнц Кохут

Хайнц Кохут - австро-американский психоаналитик (родился 3.05.1913 го­да в Вене, Австрия; умер 8.09.1981 года в Чикаго, США). Выл единственным сы­ном в богатой австро-еврейской семье. В 1932 году поступил в Венский универ­ситет, в 1938 стал доктором медицины. 13 1939 году от угрозы нацизма уехал в Англию, в 1940 году — в США. Психоаналитическое образование получил уже в Чикаго. С 1941 но 1943 годы работал неврологом в госпитале Чикагского универ­ситета; с 1943 по 1947 — преподавателем неврологии и психиатрии, с 1947 по 1950 годы — ассистентом профессора, а с 1957 года - профессором психиатрии Чикаг­ского университета и членом правления Чикагского института психоанализа. Из­дает статью «Интроспекция, эмпатия и психоанализ» (1959).

Первоначально X.Кохут был ортодоксальным фрейдистом, затем стал раз­рабатывать собственные идеи л области нарциссизма и селф-психологии; на обе­их позициях выступал как апологет и полемист с инакомыслием. В конце 1940-х годов подверг резкой критике идею лидера Чикагской школы психоанализа Ф.Александера о причинной связи между эмоциональными конфликтами и пси­хосоматическими заболеваниями, а в конце 1950-х годов — психоаналитиков, вы­ступавших прошв интроспективно-эмпатического подхода, в конце 1970-х годов - представлений лидера эго-психологии Х.Хартманна о модели защиты от влече­ний.

В 1963-1964 годах X.Кохут стал президентом Чикагской психоаналитиче­ской ассоциации и вице-президентом Международной психоаналитической ассо­циации, а в 1964-1965 годах - президентом Американского психоаналитического общества. В 1973 году в университете Цинциннати X.Кохут защитил докторскую диссертацию. К этому времени относится концептуализация кохутовской психо­логии Самости (селф-психологии). Издаются книги «Анали) Самости» (1971) и «Восстановление Самости» (1977), статьи «Поиск Самости» (1978), «Интроспек­ция, эмпатия и полукруг психического здоровья» (1982).

На сегодняшнее время именно селф-психологией (психологией Самости) Х.Кохута сказано последнее слово в теоретическом рас­смотрении нарциссизма. С её точки зрения, «нарциссизм определяется не целью инвестирования инстинктов (то есть не тем, кто является це­лью - сам субъект или другие люди), а особенностями или качеством инстинктивного заряда» [138, с.44]. X.Кохут указывает, что допуще­ние, будто бы наличие объектных отношений исключает нарциссизм, является заблуждением: «Напротив, ... некоторые наиболее интен­сивные нарциссические переживания относятся к объектам — либо к объектам, используемым при обслуживании самого себя и сохранении связанной с инстинктами энергии, либо к объектам, которые сами воспринимаются как часть себя. Я буду называть их объектами само­сти» [138, с. 15].

Особенностями мировоззрения селф-психологии сравнительно с другими направлениями психоанализа можно считать такие:

• Признание психического реальностью, которая становится доступной исследователю благодаря самоанализу и эмпатии.

• Использование методологии длительного погружения в пси­хическую область, в частности, эмпатического погружения в перенос,

• Формулирование конструкций в терминах, соответствующих интроспективно-эмпатическому подходу.

X. Кохут отстаивал интроспективно-эмпатическую позицию психоаналитика, указывая, что психическим есть лишь то явление, в котором наряду с интроспекцией другого человека присутствует наша собственная интроспекция или эмпатия (в противном случае оно соматическое или поведенческое). В самом деле, если мы на | своем опыте самонаблюдения не прочувствовали некоторого явления, то вчувствоватьея в подобное ему явление другого мы не можем, оно мни пас останется чисто внешним, обозреваемым в качестве внутренне непонятных поведенческих проявлений.

Интроспекция (самонаблюдение) и так была заложена в самые основы психоанализа. Хотя она специально не проговаривалась в ка­честве основы психоаналитического метода, но несомненно, что ис­торически в основе психоанализа лежит самоанализ З.Фрейда, что психоаналитику обычно приходится иметь дело с интроспективными наблюдениями пациента, что инсайты самого психоаналитика - результаты ранее выработанных интроспективных навыков, приме­няемых в целях эмпатии, в чувствования в ситуацию пациента. С этой |точки зрения свободное ассоциирование и анализ сопротивления предстают вспомогательными методами, дополнительными к основному интроспективно-эмпатическому инструменту, освобождающими его от искажений (рационализации).

Интроспективно-эмпатическая позиция психоаналитика необ­ходимо должна выходить на первый план при работе с нарциссическими расстройствами личности, в немалой степени потому, что эти расстройства являются следствием недостатка родительской эмпатии и отношениях со становящейся Самостью младенца.

Понятие «Самость», передаваемое по-английски словом self, в аналитической психологии К.Г.Юнга выражает предельную цель индивидуации, которая также выступает подлинным архетипическим

центром личности. Х.Кохут пользуется тем же словом, но не нагружа­ет его юнговскими коннотациями. Самость по Х.Кохуту - иная, чем по К.Г.Юнгу, это не архетипическое единство личности, а особая структура, имеющая психическую локализацию. Возникает в резуль­тате действия инстинктивной энергии, обладает устойчивостью. Самость является содержанием психического аппарата, но не является одним из психических факторов. Самость выводится как обобщение из эмпирических (интроспективно-эмпатических) данных, но в под­линной своей сути она в принципе непознаваема.

Признание психологии Самости, согласно Х.Кохуту, необходи­мо одновременно в широком и в узком смыслах, дополнительных друг другу:

• В широком смысле - Самость помещается в центр исследо­вания и трактуется как центр психической вселенной. В этом смысле изучаются её происхождение и развитие, выявляются её составляющие (в норме и патологии).

• В узком смысле - Самость понимается в качестве содержа­ния психического аппарата. Этот узкий смысл, собственно, и включает психологию Самости в состав психоанализа.

Структура личности в оригинальной теории Х.Кохута - это структура Самости; хотя (постольку, поскольку это оригинальное по­строение вписано в психоанализ и на его базе возникло), автором пол­ностью приемлется вторая топика З.Фрейда (Оно, Я и Сверх-Я).

Х.Кохут выделяет следующие аспекты Самости:

Ядерная Самость - впервые появляющаяся структурная орга­низация психики. Она не обладает целостностью, существует в форме отдельных ядер.

Виртуальная Самость образ возникающей самости (в пред­ставлении родителей).

Грандиозная Самость — нормальные эксгибиционистские про­явления младенца, связанные с переживанием безопасности своего состояния.

Биполярная Самость - двухполюсная структура, состоящая из а) стремлений индивида к реализации своих целей и притязаний и б) к реализации норм и идеалов.

Реконструктивная направленность классического и посткласси­ческого психоанализа на детский период жизненной истории сохраня­ется и в селф-психологии. Самость рассматривается Х.Кохутом преж­де всего в аспекте её происхождения и развития в детском возрасте.

Происхождение Самости - основа понимания её актуальности.

Ядерная Самость существует ещё в младенчестве, когда она находится в первичном эмпатическом слиянии с объектом Самости. Дни психологического выживания ребёнка, поэтому, требуется эмпатическая, отзывчивая среда объектов Самости. Формирующаяся Са­мость настраивается на окружение, отвечающее его потребностям. Мать (всемогущий материнский объект Самости) отвечает на запросы ребёнка, эмпатически реагирует на его тревогу. Эмоциональные состояние объекта Самости передаются ребёнку через интонацию и прикосновение- и воспринимаются им как свои собственные.

Динамика младенческой Самости основана на эмпатическом контакте и слиянии с объектом и описывается Х.Кохутом так: «Соответствующими эмоциональными состояниями - либо состояниями самого ребёнка, либо состояниями объекта самости, в которые он включен, - в том порядке, в котором они воспринимаются единицей, состоящей из самости и объекта самости, являются: возрастающая тревога (самости), за ней следует стабилизирующая умеренная тревога, «сигнальная», не паническая (объекта самости), затем спокойствие, отсутствие тревоги (у объекта самости). В конечном счёте продукты психологической дезинтеграции, которую ощущал ребёнок, исчезают (зачаточная самость восстанавливается) по мере того, как мать (если рассматривать с позиций бихевиоризма и социальной психологии) готовит еду, улучшает температурную регуляцию и т.д. Именно пере­живание этой последовательности психологических событий посред­ством слияния с эмпатическим всемогущим объектом самости закла­дывает основу, благодаря которой оптимальная (нетравматическая, соответствующая стадии развития) фрустрация со стороны объекта самости ведёт при обычных условиях к формированию психической структуры посредством преобразующей интернализации» [139 с 91-421.

Формирование Самости (структурообразующая интериализация на языке Х.Кохута) происходит под воздействием двух процессов:

Избирательное включение / исключение определённых стру­ктур. Одни архаические содержания воспринимаются как принадлежащие Самости, другие - как не-Самость.

Компенсация нарушений в развитии одного из компонентов Самости за счёт более интенсивного развития других компо­нентов.

Детская Самость уязвима в своём становлении. На пути разви­тия устойчивой Самости ребёнок располагает двумя возможностями (из этих двух возможностей и исходит биполярная Самость):

• Установление грандиозно-эксгибиционистского обрам себя (представляющего нарциссический «субъект»),

• Наделение совершенством вызывающего восхищение всемо­гущего объекта Самости (представляющего нарциссический «объект»).

В процессе становления Самости важна родительская эмпатия и эмпатичный отклик: «ликование матери как реакция на ребёнка (на­зывание его по имени, когда она получает удовольствие от того, что он рядом, и от того, что он делает) ... подкрепляет развитие от ауто-эротизма к нарциссизму - от стадии фрагментированной самости (стадии ядер самости) к стадии связной самости, - то есть способству­ет восприятию ребёнком себя как физического и психического един­ства, обладающего связностью в пространстве и непрерывностью во времени» [138, с. 136].

Дефекты в Самости возникают вследствие недостатка эмпатии со стороны объектов Самости (окружения ребёнка). Дефекты предпо­лагают расщепление, ослабление или искажение Самости. Данные на­рушения могут быть повлечены и травматическими событиями ранне­го детства, но как правило эти события - лишь звенья в цепи постоян­но действующих в отношениях с родителями факторов; в конечном счёте дефекты Самости ребёнка причинно объясняются психопатоло­гией его родителей.

Первичный дефект Самости, приобретённый в детстве, сопро­вождается двумя типами вторичных структур: 'защитными (стремя­щимися сокрыть данный дефект); компенсаторными (стремящимися его восполнить). Компенсация Х.Кохутом понимается не в оптими­стическом адлерианском духе и не в мистическом юнгианском. О компенсации идёт речь, когда подвергнутая угрозе в одном секторе Самость сместила свой психологический центр в другой сектор — и так смогла выжить.

Психопатология личности в теории Х.Кохута описывается в терминах первичных дефектов Самости и вторичных (защитных и компенсаторных структур). Две группы нарушений, выделяемые им -первичные и вторичные (реактивные) различаются по признаку нару­шенности/ не нарушенности Самости. Вторичные нарушения несу­щественны, первичные требуют особого анализа.

Классификация первичных нарушений:

Психозы — постоянный или длительный распад, ослабление или искажение Самости.

Пограничные состояния - постоянный или длительный распад, ослабление или искажение Самости в сочетании со скрытыми защит­ными структурами.

Шизоидные и паранойяльные личности — использование дистанцирования, т.е. нахождения на безопасном эмоциональном расстоянии от других, формирование дистанцирующих защитных организаций: а) эмоциональной холодности (шизоиды); б) враждебности и подозрительности (параноики), помогающих Самости защититься от опасности искажения, ослабления, распада.

Нарциссические личности - временный распад, ослабление или искажение Самости, сопровождающийся такими симптомами: повышенная чувствительность к пренебрежению, ипохондрия, депрессия.

Нарциссические нарушения поведения — временный распад, ослабления или искажение Самости, сопровождающийся симптомами: перверсия, делинквентность, пагубные привычки.

Психотерапия селф-психологии исходит из убеждения, что психозы пограничные состояния а также шизоидные и паранойяльные личности анализу не поддаются. С остальными группами можно работать. Если в психоанализе как психологии влечений ограничение и затруднение переноса при нарциссических расстройствах считалось бесспорным, то в психологии Самости Х.Кохута была осмыслена специ­фическая природа нарциссических переносов. На генетических основаниях выделены следующие типы нарциссических переносов:

Идеализирующий перенос, основанный на феномене идеали­зации родительского образа (при котором пациенты с нар-циссическими расстройствами направляют свои запросы и потребности на идеализированного аналитика, происходит как воспроизведение раннего состояния, в котором психика сохраняет часть потерянного опыта глобального нарциссического совершенства, объединяя его с архаическим переход­ным объектом Самости) .

 

Зеркальный перенос, при котором помимо оживления идеа­лизированного объекта Самости происходит реактивация грандиозной Самости и той фазы развития, «в которой ребё­нок пытается сохранить изначально всеобъемлющий нарцис­сизм, фокусируя совершенство и силу на своём «я» ... и с презрением отворачиваясь от внешнего мира, которому при­писывается всё несовершенство» [138, с. 124]. Зеркальный перенос существует в трёх формах: а) самый архаический пе­ренос-слияние (на основе расширения грандиозной Самости, распространения её и на аналитика), при нём аналитик наде­ляется чертами могущества, но воспринимается как послуш­ная часть себя ; б) менее архаический близнецовый перенос, в котором пациент думает, что аналитик психически не отли­чается, либо похож на него, — вместо единства устанавлива­ется подобие; в) зеркальный перенос в узком смысле, при ко­тором аналитик переживается уже в качестве отдельного человека, имеющего важное значение в рамках потребностей грандиозной Самости (аналитик нужен в качестве Зеркала для эксгибиционистской грандиозной Самости). Классификация форм зеркального переноса в соответствии с генетико-динамическими представлениями учитывает не только (на­следственно обусловленные?) стадии созревания грандиозной Само­сти, но прежде всего внешние факторы, действующие в прошлой (дет­ской) и нынешней (терапевтической) ситуациях:

> Первичный зеркальный перенос — непосредственная терапев­тическая мобилизация грандиозной Самости.

> Реактивная мобилизация грандиозной Самости — временная, и качестве отступления от идеализирующего переноса; речь идёт о «стремительном гиперкатексисе архаичного гранди­озного представления о себе, жёстко защищаемого враждеб­ностью, холодностью, сарказмом и молчанием» [138, с.154].

Вторичный зеркальный перенос - следующий за идеализи­рующим переносом в терапевтических отношениях. Этот пе­ренос повторяет детскую последовательность кратковремен­ной идеализации родителя и возвращения к гиперкатексису грандиозной Самости. Кратковременный период идеализа­ции во вторичном зеркальном переносе важен тем, что сви­детельствует о попытке «сформировать надёжное идеализи­рованное родительское имаго, которое затем будет интроецировано в форме идеализированною Супер-Эго» [138, с. 159].

При идеализирующем переносе важно, чтобы аналитик пребывал в контакте с собственной грандиозной Самостью, чрезмерная актуализация психических защит аналитика не позволяющих заметить перенос и эмпатически отреагировать, делает этот перенос неэффективным. При близнецовом переносе и слиянии для аналитика может оказаться непереносимым, что пациент не видит в нём независимого существа.

Что касается проработки сопротивления пациента, то характерные для нарциссов реакции гнева рассматриваются селф-психологией не как направленные вовне, а как «нарциссический гнев»: «Когда анализанд приходит в ярость из-за нашего наступления на его сопротивление он делает это не потому, что правильная интерпретация ослабила защиты и активизировала агрессивную энергию, которая в них содержалась, а потому, что определённая важная в генетическом отношении травмирующая ситуация из его раннего детства была воспроизведена в аналитической ситуации и представляла собой переживание неправильного, неэмпатичного ответа со стороны объекта самости.

В терапии селф-психологии важной является такая последовательность действий:

I. Эмпатическоеслияние со зрелой психической организацией объекта Самости, участие в переживании этим объектом аф­фективного сигнала.

 

2. Удовлетворяющее потребность действие, совершаемое объ­ектом Самости.

Х.Кохут замечает, что «надёжность нашей эмпатии - главного инструмента психоаналитического наблюдения - снижается тем больше, чем больше отличается наблюдаемый от наблюдателя, а по­тому ранние стадии психического развития являются настоящим ис­пытанием нашей способности проникать в свои чувства, то есть вос­принимать свою прошлую психическую организацию» [138, с.55].

 

Трансформации психоаналитической теории личности (1).

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-16

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...