Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка конкурентных преимуществ регионов ЦФО

На период до 2020 года

Москва

2010
Содержание

 

Введение. 4

РАЗДЕЛ 1. Базовые положения и характеристика Центрального федерального округа, конкурентные преимущества, вызовы и угрозы.. 5

1.1. Текущее состояние. 5

1.2. Оценка конкурентных преимуществ регионов ЦФО.. 8

1.3. Вызовы и угрозы.. 9

1.4. Цели и задачи стратегии социально-экономического развития. 10

1.5. Сценарий социально-экономического развития ЦФО.. 19

РАЗДЕЛ 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста и формирование кластеров. Приоритетные межотраслевые направления развития Центрального федерального округа. 24

2.1. Производство и распределение электроэнергии. 24

2.2. Химическая и фармацевтическая промышленность. 25

2.3. Добыча и переработка полезных ископаемых. 35

2.4. Машиностроение и приборостроение. 38

2.5. Металлургический комплекс. 43

2.6. Строительный комплекс. 45

2.7. Лесоперерабатывающий комплекс. 50

2.8. Легкая промышленность. 53

2.9. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы.. 56

2.10. Транспортные услуги и складские комплексы.. 67

2.11. Туристический комплекс. 71

2.12. Сфера услуг. 76

2.13. Информационно-коммуникационные технологии и инновации. 78

2.14. Внешнеэкономическая деятельность. 86

2.15. Финансово-банковский сектор. 88

2.16. Формирование благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства 90

2.17. Сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. 92

2.18. Развитие водохозяйственного комплекса. 96

2.19. Оборонно-промышленный комплекс. 99

РАЗДЕЛ 3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры федерального значения. 102

3.1. Развитие транспортной инфраструктуры федерального значения. 102

3.2. Развитие энергетической инфраструктуры федерального значения. 110

3.3. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры.. 113

РАЗДЕЛ 4. Основные направления и перспективы социального развития Центрального федерального округа. 117

4.1. Демографическая ситуация. 117

4.2. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения потенциальных отраслей производства 123

4.3. Миграционная политика. 126

4.4. Образование, федеральные высшие учебные заведения. 129

4.5. Здравоохранение, федеральные медицинские центры, специализированные консультативно-диагностические центры.. 133

4.6. Развитие культуры.. 142

4.7. Физическая культура и спорт, спортивные школы высших достижений. 144

4.8. Молодежная политика. 145

4.9. Развитие жилищной сферы и жилищно-коммунального хозяйства. 146

РАЗДЕЛ 5. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа. 148

5.1. Социально-экономическое развитие Белгородской области. 149

5.2. Социально-экономическое развитие Брянской области. 153

5.3. Социально-экономическое развитие Владимирской области. 156

5.4. Социально-экономическое развитие Воронежской области. 159

5.5. Социально-экономическое развитие Ивановской области. 164

5.6. Социально-экономическое развитие Калужской области. 167

5.7. Социально-экономическое развитие Костромской области. 170

5.8. Социально-экономическое развитие Курской области. 172

5.9. Социально-экономическое развитие Липецкой области. 174

5.10. Социально-экономическое развитие Московской области. 178

5.11. Социально-экономическое развитие Орловской области. 185

5.12. Социально-экономическое развитие Рязанской области. 188

5.13. Социально-экономическое развитие Смоленской области. 192

5.14. Социально-экономическое развитие Тамбовской области. 194

5.15. Социально-экономическое развитие Тверской области. 198

5.16. Социально-экономическое развитие Тульской области. 202

5.17. Социально-экономическое развитие Ярославской области. 203

5.18. Социально-экономическое развитие города Москвы.. 208

РАЗДЕЛ 6. Механизмы и инструменты реализации Стратегии. 213

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Унифицированная система показателей Центрального федерального округа (2008 г) 216

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Показатели социально-экономического развития регионов Центрального федерального округа (2008-2009 гг) 218

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Показатели освоенности территории Центрального федерального округа (2009 г.) 222

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Основные индикаторы социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года. 228

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Прогнозная структура валовой добавленной стоимости регионов Центрального федерального округа на период до 2020 года. 229

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Показатели развития транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Центрального федерального округа до 2020 года 230

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Показатели развития социальной сферы Центрального федерального округа до 2020 года. 231


Введение

 

Центральный федеральный округ базовый макрорегион страны фактически олицетворяющий Россию перед остальным миром. Связи регионов округа со всеми регионами страны обширны и многообразны. Фактически Центральный федеральный округ задает ритм развития для всей России, но и проблемы округа и, в первую очередь, его ядра – Московского региона автоматически становятся проблемами всей страны. Решение многих из этих проблем: демографических, энергетических, транспортных, экологических, проблем водообеспечения и адаптации к изменениям климата требуют скоординированной политики государства и принятия решений на федеральном уровне.

Стратегия построена следующим образом – исходя из анализа потенциала макрорегиона, данного природой и созданного усилиями предшествующих и ныне живущего поколений, на основе сформировавшихся тенденций развития экономики и социальной сферы Центрального федерального округа, с учетом состояния и тенденций развития российской и мировой экономики, формулируются цели, задачи, подходы и принципы развития макрорегиона.

Основными подходами к развитию округа являются:

- рациональная организация территории округа, позволяющая наиболее эффективно использовать его природный и эволюционный потенциал;

- рациональная организация, сохранение и воспроизводство человеческого потенциала, позволяющая наиболее эффективно использовать возможности каждого жителя округа;

- рациональная организация инфраструктурного потенциала округа, позволяющая решить наиболее острые проблемы и обеспечить условия для долгосрочного эффективного функционирования транспортной, энергетической, инженерной и социальной инфраструктуры;

- рациональная организация промышленного, сельскохозяйственного и интеллектуального потенциала округа, позволяющая устранить избыточную конкуренцию регионов и проводить скоординированную политику на общих для регионов рынках товаров, услуг, труда и капитала.

В качестве базовых принципов используются: развитие макрорегиона на основе максимальной ресурсоэффективности, природосбережения, локализации цепочек добавленной стоимости, использования транзитных возможностей территории, проведения модернизации и усиления инновационности экономики и социальной сферы.

Главным лимитирующим фактором развития округа является исчерпание потенциала экстенсивного развития и, в первую очередь, трудовых ресурсов.

Привлекательность Центрального федерального округа для населения, включая как проживающее в настоящее время, так и новых переселенцев, планируется обеспечить:

высокооплачиваемыми рабочими местами с уникальными перспективами карьерного и профессионального роста;

возможностями быстрого улучшения жилищных условий за счет приобретения или найма жилья;

предоставлением полного набора социальных услуг, не уступающего среднероссийскому уровню, а в дальнейшем и среднеевропейскому;

предоставлением широкого выбора возможностей для свободного перемещения как внутри макрорегиона, так и за его пределы.

Для учета возможных изменений внешних и внутренних условий развития и поддержания актуальности документа предлагается изначально не только реализовывать основной документ – Стратегию, но сразу создавать организационную структуру – Систему стратегического планирования. Эта структура будет отслеживать все изменения ключевых параметров реализации Стратегии, и при необходимости вносить в нее соответствующие коррективы.

Создание и постоянное ведение Системы стратегического планирования Центрального федерального округа позволит реализовать реальный механизм формирования желательных тенденций развития округа, предупреждения создания дублирующих производств, развития избыточной конкуренции между регионами и, в тоже время, усилит конкурентные преимущества макрорегиона как целого.

Стратегия развития округа являясь базовым документом долгосрочного развития должна быть дополнена комплексной программой среднесрочного развития, на основе которой разрабатываются среднесрочные программы развития регионов округа. Ключевые мероприятия развития округа должны найти отражение в Государственных программах Российской Федерации.

РАЗДЕЛ 1. Базовые положения и характеристика Центрального федерального округа, конкурентные преимущества, вызовы и угрозы

 

Текущее состояние

 

В состав Центрального федерального округа (ЦФО) входят 18 субъектов Российской Федерации: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская и Ярославская области, а также г. Москва. Центр ЦФО – г. Москва, столица России. Округ занимает 650,2 тыс. кв. км (3,8% территории Российской Федерации). Численность постоянного населения на 01.01.2010 г. составила 37118,0 тыс. человек (26% населения страны), из них 80,9% городские жители. Средняя плотность населения 57,1 чел. на 1 кв. км. В округе прослеживаются негативные демографические процессы – численность населения сокращается, в возрастной структуре увеличивается доля населения в пенсионных возрастах.

Округ в наименьшей степени обладает потенциалом простых ресурсов, на одного жителя приходится 0,824 га сельхозугодий (среднероссийское значение – 1,539 га, среднее по Европейскому Союзу 0,387 га, среднемировое – 0,726 га), 0,611 га пахотной земли (0,868 га; 0,221 га; 0,208 га), 2955 куб. м пресной воды в год (30,8 тыс. куб. м; 4179 куб. м; 6589 куб. м) и лишь 0,6 га леса, что в 10 раз меньше чем в среднем по стране.

Среднегодовая температура на территории округа (г. Москва) составляет 3,7 град. С - самая низкая среди столиц государств мира (Хельсинки 4,1; Оттава 5,4).

На территории Центрального федерального округа разведано более 10,5 тыс. месторождений 38 видов полезных ископаемых. Запасы ряда из них играют существенную роль в общероссийском сырьевом балансе. Доля запасов промышленных категорий железных руд составляет 59 % от общероссийских, мела – 64%, гипса – 57%, доломитов – 45%, тугоплавких глин – 41%, формовочных материалов – 31%, цементного сырья – 27%, огнеупорных глин – 18%, стекольного сырья – 26%. Имеются запасы песка, гравия, щебня, камня.

На долю Центрального федерального округа приходится 37,7 % суммарного валового регионального продукта (ВРП), 21,6 % сельскохозяйственной и 26,5 % промышленной продукции страны.

Структура валового регионального продукта округа характерна для макрорегиона индустриально-постиндустриального типа: сельское хозяйство 2,3%, промышленность – 22,8% (в том числе обрабатывающие производства – 18,7%), строительство – 4,8%, транспорт и связь – 8,6%, рыночные услуги – 50,2%, нерыночные услуги – 11,2%.

Роль Центрального федерального округа наиболее велика в производстве электроэнергии (22,1% общероссийских объемов), проката черных металлов (19,2%), выплавке стали (17%), производстве цельномолочной продукции (35%), хлебобулочных изделий (29,1%), водки и ликероводочных изделий (37,9%) различных видов тканей (30%), отдельных видов продукции химической и нефтехимической промышленности.

В округе развиты: ракетно-космическая промышленность, авиастроение, электронная и радиопромышленность, производство точных машин, станков с числовым программным управлением, железнодорожное машиностроение, робототехника, оборонно-промышленный комплекс, химическая и нефтехимическая промышленность.

Лидирующие отрасли пищевой промышленности — сахарная, мукомольно-крупяная, маслобойная, мясная, спиртовая, кондитерская, плодоовощная и табачно-махорочная.

Производительность труда в целом по Центральному федеральному округу в 1,4 раза выше, чем в России, в 2,2 раза выше среднемировой, и на 20% ниже средней по Европейскому Союзу. Такое соотношение достигается очень высокими показателями г. Москвы (в 2,9 раза выше среднероссийского значения). Показатели производительности труда других регионов ниже среднероссийского уровня, причем у 12 регионов практически в два и более раз.

Центральный федеральный округ обеспечивает 33% поступлений в бюджетную систему России, 43,2% российского экспорта и 57,7% импорта. Здесь сосредоточено до 80% научного потенциала страны, в том числе 56% научных работников с учеными степенями, выполняется 25,5% инновационных разработок, размещается около 40% всех высших учебных заведений, в которых обучается 30% студентов.

Округ располагает развитой радиально-кольцевой транспортной системой. От Москвы расходятся 11 железных дорог и 15 автомагистралей. Через округ проходят три международных транспортных коридора: «Транссиб», «Север-Юг» и панъевропейский коридор № 9.

Густота автодорог общего пользования с твердым покрытием в 2008 г. в округе составила 215 км дорог на 1000 кв. км территории (1 место среди всех округов). В 2008 г. автотранспортом было перевезено 442,6 млн. тонн груза.

Густота железнодорожных путей общего пользования в 2008 г. в округе составила 261 км на 10 000 кв. км территории (1 место среди всех округов). Объем отправления и прибытия грузов в целом по округу превысил 551 млн. т.

На территории округа действует 11 международных аэропортов, включая крупнейшие в стране Домодедово, Шереметьево и Внуково.

В структуре потребления первичных энергоресурсов гипертрофированно велика доля газа – 64% (среднемировое значение 24%, среднеевропейское – 26%, среднероссийское – 55%), соответственно существенно меньше доли нефтепродуктов – 18% (35%, 41%, 19%), и особенно угля – 4% (29%, 17% , 15%).

В производстве электроэнергии велика роль тепловых (61,2%) и атомных (34,9%) электростанций и ничтожна доля гидроэнергетики. В топливном балансе тепловых электростанций доля газа превышает 92%. Электроэнергетика округа производит (2008 г.) 229,9 млрд. кВтч электроэнергии, потребляет 202,5 млрд. кВтч и передает в объединенную энергосистему страны (вместе с транзитом) 131,8 млрд. кВтч. В последние годы округ является энергоизбыточным, но при этом 11 регионов из 18 являются энергодефицитными.

Удельные характеристики экономики округа выглядят достаточно привлекательными, но во многом это обусловлено подавляющей ролью в экономике округа г. Москвы.

Макрорегион производит на одного жителя 24,5 тыс. долл. США валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности – ППС) при среднемировом значении 10,3 тыс. долл. США, среднем по ЕС – 30,4 тыс. долл. США и среднем по России – 16,2 тыс. долл. США. При этом потребление первичных энергоресурсов на душу населения составляет 3,39 тонны нефтяного эквивалента (1,66; 3,52; 4,89), из них электропотребление одного жителя составляет 5,47 тыс. кВтч в год (2,98; 6,86; 7,4).

Энергоемкость экономики округа на 1000 долл. США ВВП (ППС) составляет 139 кг нефтяного эквивалента (161,159,301), электроемкость 224 кВтч на 1000 долл. США ВВП (ППС) при среднемировом значении 288, среднем по ЕС – 226 и среднем по России – 456. Однако при этом электроемкость экономики г. Москвы составляет всего 92 кВтч.

Центральный федеральный округ, особенно его южные области, вносят заметный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны. В округе производится 22% зерна, 52,6% сахарной свеклы, 26,8% картофеля, 21,2% овощей, 26,4% мяса и мясопродуктов, 19% молока и 21% яиц от производимых в России.

Основными продуктами питания собственного производства по отношению к медицинским нормам потребления округ обеспечен: мясом и мясопродуктами на 36%, молоком и молокопродуктами – на 43%, яйцом – на 72%, хлебными продуктами – на 52%, овощами – на 77%, сахаром, растительным маслом и картофелем – в полном объеме.

Системообразующее значение в Центральном федеральном округе имеет г. Москва, в котором проживает 28% населения, производится более 65% валового регионального продукта и более 40% объема промышленной продукции округа. Москва обеспечивает работой почти 40% занятых в экономике округа. Город является основной торговой площадкой, крупнейшим центром оказания услуг для всей страны и Центрального федерального округа. Уровень жизни в г. Москве намного выше, чем в среднем по округу, бюджетная обеспеченность выше почти в 2 раза, отношение заработной платы к прожиточному минимуму – в 1,5-1,6 раза.

Характеристика регионов Центрального федерального округа приведена в Приложениях 1-3.

 

Вызовы и угрозы

Отсутствие четкой государственной стратегии развития макрорегиона создает опасность деградации его производственного, интеллектуального и социального потенциала, его интегрирующих возможностей в системе экономических и пространственных связей страны. Это является реальной угрозой национальной безопасности страны.

Центральный федеральный округ, обладая наивысшей в стране концентрацией научного и инженерного потенциала, самой развитой производственной, транспортной и энергетической инфраструктурой, лучшими в стране возможностями для ведения предпринимательской деятельности, в то же время заметно отстает в эффективности использования своего потенциала от ведущих стран мира.

Ключевым вызовом для округа является резкое ускорение внедрения в мировую экономику и повседневную жизнь населения результатов научной и инженерной деятельности, в первую очередь в сфере информационно-коммуникационных технологий, фармацевтики, био- и нанотехнологий, энергетики, автомобилестроения. В настоящее время вклад России и округа в этот процесс связан в основном с применением заимствованных технологий и использованием конечных результатов в качестве пользователей. Резкое усиление инновационности развития округа, проведение реальной модернизации экономики и информатизации социальной сферы может быть адекватным ответом этому вызову.

Среди угроз безопасности, препятствующих эффективной реализации государством задач в социально-экономической сфере выделяются коррупция, преступления в сфере экономики, проявления криминального передела собственности, сохраняется террористическая угроза, угрозы возникновения техногенных катастроф.

Ключевыми внутренними угрозами развития округа являются:

- уменьшение численности населения, долговременные кризисные демографические процессы;

- недостаток квалифицированных кадров;

- отставание темпов обновления промышленных мощностей от потребностей развития;

- резкая дифференциация жизни в городах и сельской местности, образование вымирающих деревень и неперспективных районов, появление большого числа монопоселений, вынужденных менять направление развития своей экономики;

- расслоение населения по уровню жизни, образование групп населения, выпавших из общественной жизни, рост социальной напряженности, распространение алкоголизма и наркомании;

- стягивание населения в Московский регион и крупные центры, возникновение территориальной дифференциации;

- формирование моноцентрической системы функционирования экономики и системы оказания услуг округа, чрезмерная концентрация транспортных и бизнес-потоков в центре округа;

- ухудшение экологической ситуации в округе (загрязнение атмосферного воздуха, низкое качество пресной воды, неразвитость системы переработки отходов жизнедеятельности);

- запаздывание адаптации систем жизнеобеспечения округа к изменениям климата.

Металлургический комплекс

 

В ЦФО расположено значительное число металлургических предприятий, основными из которых являются:
ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат» (Белгородская область); ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (Липецкая область); ОАО «Металлургический завод «Электросталь», ОАО «Ступинская металлургическая компания» (Московская область); Металлургический завод «Серп и молот», ОАО «Московский трубный завод «Филит» (г.Москва), Волгореченский трубный завод (Костромская область).

На большинстве предприятий, расположенных в ЦФО, приняты перспективные инвестиционные программы развития в рамках реализации Стратегии развития металлургической промышленности России на период до 2020 года, предусматривающие значительные объемы инвестиций. Инвестиционные проекты направлены на реконструкцию и модернизацию производств, создание мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости, что позволит создать новые рабочие места и увеличить поступления в бюджетную систему страны.

Основным принципом развития металлургической отрасли Центрального федерального округа, отражающим мировые тенденции, является вертикальная интеграция в интересах снижения производственных затрат за счет доступа к сырьевым ресурсам и электроэнергии.

Основными ориентирами развития отрасли на стратегическую перспективу являются:

1. Увеличение объемов выплавки стали, увеличение доли экспорта продукции с более высокой долей добавленной стоимости. Рост объемов выплавки стали будет достигнут, прежде всего, за счет строительства новых доменных печей, реконструкции и капитального ремонта имеющихся, наращивания электросталеплавильного производства.

2. Развитие железорудных и угольных активов вертикально интегрированных металлургических компаний до уровня, позволяющего выйти на самообеспеченность по основным видам сырья с учетом планируемого роста объемов производства стали. Это означает, что продолжится процесс консолидации активов, увеличатся капиталовложения в новые месторождения, продолжится модернизация существующих горно-обогатительных комбинатов.

3. Для достижения сбалансированной технологической цепочки и увеличения объемов выпуска готовой продукции металлургические компании продолжат расширение собственных прокатных производств.

4. Продолжится внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, технологий выработки собственной электроэнергии из вторичных топливных газов (доменного и коксового), являющихся побочным продуктом основного производства.

Крупнейшие инвестиционные проекты в Центральном федеральном округе:

1. Строительство третьей очереди цеха горячебрикетированного железа проектной мощностью 2,8 млн. тонн в год ОАО «Лебединский ГОК» (Белгородская область).

2. Строительство второй очереди литейно-прокатного комплекса по выпуску мелкосортного проката строительного назначения (перенос производственных мощностей металлургического завод «Серп и молот» в г. Ярцево, Смоленская область).

3. Строительство чугунно-литейного завода по выпуску труб большого диаметра в Ярцевском районе Смоленской области.

4. Строительство электрометаллургического завода (ООО «Волжский электрометаллургический завод», Ивановская область).

5. Строительство электрометаллургического завода (ОАО Группа «НЛМК», Калужская область) - мощность 1 млн. тонн сортового проката в год.

6. Строительство Доменной печи №7 (ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат»). Проект предусматривает высокие экономические и экологические характеристики и является первым проектом такого рода в России.

Также в Белгородской области получит развитие сталепрокатное производство благодаря строительству ООО «ВИАНА прокат 4,5» нового мелкосортного прокатного стана 320/150 проектной мощностью 544 тыс.тонн проката в год, востребованного рынком сталепрокатной продукции для нужд строительства.

В Костромской области будет реализован проект по созданию производства труб среднего диаметра на ОАО Газпромтрубинвест (Волгореченский трубный завод).

В металлургическом комплексе Тульской области продолжится развитие предприятий трех подотраслей: производство черных и цветных металлов, а также производство электроферросплавов.

Цветная металлургия не является отраслью специализации Центрального федерального округа, в тоже время до 2020 года в отрасли получат развитие предприятия цветной металлургии в Орловской, Рязанской и Владимирской областях. В цветной металлургии ожидается улучшение производственной структуры за счет увеличения выпуска продукции подотраслями четвертого передела (обработка цветных металлов, спецметаллургия, электродная, твердосплавная, полупроводниковая). Увеличится также доля выпуска металлов и сплавов из вторичного сырья.

 

Строительный комплекс

 

Центральный федеральный округ располагает развитой строительной индустрией. В 2009 году в округе произведено более четверти объемов строительных работ Российской Федерации, введено около трети общей площади зданий жилого и нежилого назначения. При этом более трети введенных в макрорегионе в действие площадей пришлось на Московскую область, 16,9% – на г. Москву, 10,7% – на Белгородскую область.

Производство цемента в округе в 2009 году снизилось в связи с кризисом на 3,3%, до 11,04 млн. тонн, по сравнению с 2008 годом.

Также ввиду сложной ситуации в строительном комплексе, вызванной мировым финансово-экономическим кризисом, в 2009 году объем строительных работ в Центральном федеральном округе составил 82,9 % от уровня 2008 года, причем наибольшее падение объемов имело место в Белгородской (74,5 % к уровню 2008 года), Костромской (71,8%), Орловской (65,8) и Рязанской (67,1%) областях. В г. Москве объемы строительных работ составили 81,5 % к уровню 2008 года. В Ивановской, Липецкой, Тамбовской, Тверской, Тульской и Ярославской областях объем строительных работ вырос по сравнению с 2008 годом.

В Центральном федеральном округе сосредоточено около 24% цементного производства России, действуют 9 цементных заводов в Московской, Липецкой, Брянской, Рязанской, Белгородской и Воронежской областях. При этом в округе складывается монополистический рынок, так как 6 из 9 цементных заводов входят в ОАО «Евроцемент групп» (45% его производственных мощностей по цементу)

Развитие массового жилищного строительства требует расширения промышленной базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов, стимулирования применения новых технологий. Это предполагает создание и обеспечение функционирования объектов производства строительных материалов на территории макрорегиона и реализацию высококачественной конкурентоспособной продукции на российском и мировом рынке. Большинство действующих мощностей по производству цемента в округе введены в 40-х – 60-х годах прошлого века, что делает задачу модернизации отрасли еще более актуальной.

Основной задачей по увеличению объемов и качества выпускаемой продукции является осуществление мероприятий по модернизации существующих мощностей предприятий с установкой современного оборудования.

Также рост строительного производства будет обеспечиваться за счет ввода в эксплуатацию новых объектов, производств и технологических линий с использованием имеющихся запасов полезных ископаемых, энергосберегающих и экологичных технологий, обеспечения финансовой и экономической устойчивости предприятий промышленности строительных материалов, усиления контроля качества выпускаемой продукции. Перспективы развития мощностей строительной индустрии связаны также с производством новых видов стеновых и отделочных материалов.

Потепление климата приведет к улучшению теплового режима зданий при неизменном расходе топлива. Теплосопротивление стен зданий в регионах ЦФО, зависящее от температуры наиболее холодных суток и пятидневки, увеличится на 20%, что приведет к поддержанию заданной температуры внутри зданий при меньшем расходе топлива.

Из-за прогнозируемого к 2015 г. резкого увеличения стока рек в ЦФО и уменьшения глубины промерзания почвогрунтов уровни грунтовых вод будут повышаться. Особенно могут пострадать от этого ценнейшие исторические центры городов, памятники и архитектурные ансамбли на указанных территориях, объекты в районе «Золотого Кольца России» в Костромской области и в других регионах ЦФО.

В Белгородской области производятся все виды строительных материалов, кроме стекла. В области будет построено три крупных цементных завода, а также организовано производство керамического кирпича. В развитии жилищного строительства основной акцент будет сделан на строительство индивидуальных домов усадебного типа.

Создание высокоэффективного промышленного кластера по производству строительных материалов и цемента в Брянской области позволит более полно использовать природно-ресурсный потенциал территории. В области получат развитие производства цемента, кирпича и других строительных материалов (в области предусматривается строительство кирпичного завода мощностью 30 млн. штук условного кирпича в год). В г. Карачеве Брянской области с 2010 года создается современное импортозамещающее производство наноматериалов на основе крупнотонажнных полимеров. Здесь же планируется строительство домостроительного комбината.

Разведанные запасы глин, песков и карбонатных пород обеспечат длительное их использование для производства строительных материаловво Владимирской области.

Воронежская область располагает ресурсным, производственным и научным потенциалом для масштабного развития строительного комплекса области. Внедрение новых технологий в разработку месторождений кирпично-черепичного сырья (глины и суглинки легкоплавкие), строительных песков, мела позволит обеспечить внутренний рынок материалами, необходимыми для ведения строительных работ.

В развитии строительной индустрии Ивановской области основную роль сыграет перевооружение крупнейшего предприятия по выпуску железобетонных изделий области, а также строительство кирпичного завода.

На территории Калужской области созданы все предпосылки для формирования кластера строительных материалов (строительство цементного завода компании «Лафарж»). Большие возможности в строительном комплексе области также связаны с развитием малоэтажного строительства.

В Костромской области на базе собственного минерального сырья планируется организация нового цементного производства, а также развитие добычи нерудных строительных материалов.

В Курской области в прединвестиционной фазе находится проект по строительству цементного завода.

В особой экономической зоне регионального уровня Липецкой области развивается производство строительных материалов для сельского хозяйства.

Развитие строительного комплекса города Москвы ориентировано в основном на новое строительство. Сформировавшийся строительный комплекс из-за дефицита свободных территорий под застройку имеет избыточные в пределах города Москвы мощности и будет продолжать наращивание объемов строительства за пределами города.

В настоящее время отрасль промышленности строительных материалов Московской области является крупнейшей в России. В среднесрочной и долгосрочной перспективе для обеспечения решения основных задач по наращиванию объемов строительства и производства строительных материалов будет проведена модернизация предприятий, снижены ресурсоемкость, энергетические и трудовые затраты на изготовление продукции. Наибольшее развитие получат производства теплоизоляционных материалов, термополированного стекла, эффективных стеновых материалов, отделочных материалов, в том числе керамических облицовочных плиток, изделий из бетона и железобетона.

В Орловской области развитие получат производства, использующие местную сырьевую базу, в частности, производство цемента, кирпича и других строительных материалов.

В перспективе увеличение объемов производства продукции стройиндустрии в Рязанской области будет осуществляться за счет ввода новых мощностей по производству цемента, реконструкции имеющихся и создания новых мощностей по выпуску кирпича, модернизации предприятия по добыче щебня, создания производств по добыче и обогащению стекольных песков, развития добычи и переработки гипса.

В Смоленской области дальнейшее развитие получит как производство традиционных стройматериалов (кирпича, церамической плитки, цемента, черепицы, стекла, керамзита), так и «новых» – легких металлических конструкций для быстровозводимой современной малоэтажной застройки.

Будет сформирован кластер строительной индустрии в Тамбовской области, включающий инфраструктуру фундаментальных и прикладных научных исследований по направлениям деятельности строительной отрасли, инновационную инфраструктуру по внедрению разработок, высокотехнологичные предприятия по производству новых конкурентоспособных строительных материалов и выполнению строительных работ (по производству цемента, теплоизоляционных материалов, газосиликатных блоков, сухих строительных смесей и гипсокартона, переработке фосфогипса)..

В Тверской области будет развиваться производство листового стекла, созданы добывающие и перерабатывающие мощности по переработке строительного песка, карбонатных пород и кирпичных глин.

Развитие строительного комплекса Тульской области предполагается осуществлять с привлечением инвестиций на обновление основных фондов предприятий и их модернизацию с переходом на качественно новый уровень оснащения, ввод в действие новых мощностей с использованием высокоэффективных ресурсо- и энергосберегающих технологий производства строительных материалов и строительства. Получит дальнейшее развитие одно из самых крупных в мире производств гипсокартонных листов различных модификаций, расположенное на крупнейшем в Европе месторождении гипсового камня. Будут введены в эксплуатацию цементный завод мощностью 2 млн. тонн цемента в год и домостроительный комбинат по немецкой технологии мощностью 500 тыс. кв. метров жилья в год, будет закончена реконструкция кирпичного завода мощностью 105 млн. штук нормативного кирпича в год,.

В строительном комплексе Ярославской области получат развитие тенденции наиболее полного использования существующих мощностей, а также создание новых производств строительных материалов. В настоящее время в Ярославской области развивается крупнопанельное домостроение, производство железобетонных конструкций, современные кирпичные заводы, выпуск тротуарной плитки и геосинтетики для дорожного строительства, а так же деревообработка, сборка малоэтажных быстровозводимых зданий. В 2010 году был построен новый завод люксебургской компании «Астрон Билдингс» занимающийся выпуском металлоконструкций для производства промышленных и офисных зданий.

Суммарная номинальная производственная мощность планируемых к вводу на период до 2020 года предприятий по производству цемента превышает 28 млн. тонн в год. С учетом вывода из эксплуатации неэффективных, энергозатратных и экологически небезопасных производств это означает увеличение производства цемента к 2020 году в 1,5 раза по сравнению с уровнем 1990 года (или удвоение максимальных показателей последних лет). Кроме того, в результате этого рынок производства цемента уйдет от монопольной структуры, а снижение производственных затрат за счет использования современных технологий существенно повысит конкурентоспособность отрасли.

Таким образом, приоритетными задачами, стоящими перед строительным комплексом Центрального федерального округа, являются:

- увеличение мощностей, под

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-16

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...