Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сценарий социально-экономического развития ЦФО

В качестве возможных сценариев социального и экономического развития Центрального федерального округа рассматриваются:

1. Эволюционный (инерционный) сценарий – прямое пролонгирование основных параметров социально-экономического развития макрорегиона, имеющих место в ретроспективе. Очевидно, что данный вариант предпочтителен в том случае, если на протяжении достаточно длительного периода времени имела место устойчивая позитивная динамика социально-экономического развития макрорегиона по всем основным рассматриваемым в Стратегии направлениям. В этом случае сохраняются приоритеты развития, пропорции ресурсного обеспечения различных мер, а также состав применяемых механизмов и институтов.

Традиционными преимуществами такого сценария являются отработанность механизмов поддержки, наличие сложившейся системы управления и снижение издержек управления, получение заметного эффекта в ближнесрочной перспективе.

К возможным рискам сценария относятся падающая эффективность, вытеснение частных инвестиций, сохранение круга активных субъектов социально-экономического и инновационного развития, исчерпание ресурсного и/или технологического потенциала, сужение базы для долгосрочного развития. Критический параметр – исчерпание потенциала трудовых ресурсов округа.

В случае центрального макрорегиона, очевидно, такой сценарий не применим в силу того, что главное условие – наличие устойчивой позитивной динамики основных направлений – не соблюдается.

2. Инвестиционный сценарий – преимущественное развитие инфраструктурной базы макрорегиона.

Его преимущества – это развитие инфраструктурного потенциала для долгосрочного развития, повышение инвестиционной привлекательности, формирование «институционального ядра» в социально-экономической сфере, реализация отдельных прорывных направлений научно-технического развития.

Возможными рисками сценария являются некорректность выбора направлений инвестиций, замораживание вложенных средств, неэффективность использования нового инфраструктурного потенциала.

3. Партнерский сценарий – развитие механизмов государственно-частного партнерства, привлечение новых инвесторов, частного бизнеса к участию в реализации Стратегии в сочетании с усилением их роли в выработке и принятии решений.

Преимущества: расширение круга инвестиционно-активных компаний, рост внебюджетного софинансирования, усиление координации стратегических мероприятий, рациональность выбора направлений развития.

Риски: «размывание» приоритетов развития, смещение целей субъектов реализации Стратегии к ближней перспективе (2-3 года), рост издержек (финансовых, временных) управления Стратегией.

4. Комплексный сценарий – включает элементы всех трех сформулированных выше базовых вариантов.

Возможные преимущества: объединяет основные преимущества каждого из сформулированных выше вариантов.

Возможные риски: при реализации данного подхода риски носят исключительно системный характер.

На основе проведенного анализа социально-экономического состояния макрорегиона, основных тенденций его развития (с учётом инновационного сценария Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года), а так же с учетом оценки рисков и преимуществ каждого из сценариев, именно данный, комплексный, сценарий наиболее полно использует конкурентные преимущества регионов округа и в дальнейшем рассматриваться в качестве базового.

Принятый в Стратегии за базовый сценарий развития Центрального федерального округа увязан с инновационным сценарием Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Такой подход предполагает развитие макрорегиона по инновационному пути, обеспечивая опережающее прорывное развитие в тех секторах экономики, которые определяют специализацию округа в масштабах страны и мира. Это, в свою очередь, требует реализации конкурентных преимуществ: в сфере научной и изобретательской деятельности, внедрении наукоемких технологий, развитии транспорта, энергетики, инвестиционной и банковской инфраструктуры, капитализации предприятий, состоянии бизнес-среды и благосостоянии населения.

Базовый сценарий предусматривает:

- модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, социальную защиту, культуру, физическую культуру и спорт, жилищный сектор, обеспечивающую формирование комфортных условий жизни населения и определяющую качество человеческого капитала;

- опору на рост производительности труда, который позволит приблизить доходы граждан к уровню развитых стран;

- модернизацию инфраструктурных отраслей, направленную на преодоление ограничений развития экономики и создание условий для ускоренного экономического развития регионов;

- масштабное технологическое обновление и модернизацию производств;

- развитие новых секторов экономики, обеспечивающих производство продукции с высокой долей добавленной стоимости;

- создание условий для развития предприятий инновационной направленности, обслуживающих нужды высокотехнологичных секторов экономики и проектов развития;

- создание и развитие наукоградов, инновационно-производственных центров, технопарков, образовательных и научных центров;

- ускоренное развитие институтов, обеспечивающих защиту прав собственности, усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, административных барьеров, повышение качества государственных услуг, развитие государственно-частного партнерства.

В период до 2020 года выделяются 2 этапа экономического развития.

Первый этап (2011 - 2015 годы) предусматривает:

модернизацию транспортной и энергетической инфраструктуры;

модернизацию промышленности и индустриализацию сельского хозяйства;

интеграцию информационных и производственных технологий, развитие систем контроля качества, ориентацию продукции на требования конкретного потребителя, поддержку продукции в течение жизненного цикла, усиление обслуживающего сектора;

внедрение природосберегающих технологий и восстановление нарушенной природы;

внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Лимитирующими факторами этого этапа будут последствия финансово-экономического кризиса, недостаток квалифицированных кадров, проблемы со строительной и дорожной техникой, отставание темпов обновления от потребностей развития.

Второй этап (2016 - 2020 годы) предусматривает продолжение крупномасштабного внедрения инновационных технологий в сфере добывающей и перерабатывающей промышленности, энергетики, транспорта, агропромышленном комплексе, бытовой сфере. Возрастание технологической и инновационной составляющей в экономике макрорегиона будет определяться качеством профессиональных кадров и необходимостью общего повышения качества жизни через модернизацию и ускоренное развитие социальной сферы, включающей образование, здравоохранение, жилищный сектор.

На втором этапе предусматривается:

- развитие инновационной экономики, участие в международном разделении труда в сферах высоких технологий и экономики, основанной на знаниях, расширение участия российской науки в приоритетных направлениях научных исследований;

- усиление проникновения современных высоких технологий в средне- и низкотехнологичные сектора производственной сферы;

- завершение реализации крупномасштабных проектов в области энергетики и транспорта;

- ускоренное развитие человеческого капитала и сферы услуг до уровня развитых стран.

Основные сдерживающие факторы реализации целевого сценария будут связаны с рисками нехватки квалифицированных кадров, социальным неравенством, растущими затратами на сохранение и восстановление окружающей среды.

В период 2011-2020 годов на территории округа должны быть реализованы следующие масштабные проекты и достигнуты показатели развития:

1. Проведение инвентаризации всех ресурсов округа, реализация проектов создания оптимальной природной и поселенческой среды.

2. Оптимизация системы сохранения, обеспечения и воспроизводства человеческого капитала, достижение ожидаемой продолжительности жизни при рождении в 72,2 года.

3. Проведение модернизации экономики округа. Увеличение производительности труда (ВРП на одного занятого в экономике) в 2,2 раза, снижение энергоемкости экономики (без учета г. Москвы) на 50%.

4. Индустриализация сельскохозяйственного труда с повышением энергообеспеченности в 5 раз и сокращением занятых в сельском хозяйстве в 2 раза. Формирование агропромышленного кластера округа, оптимально сочетающего в себе как индустриальные комплексы вертикальной интеграции (агрогородки), так и мелкотоварное производство (семейные фермы) на базе сетей коллективного пользования (с возможным развитием таковых до уровня обслуживания не только мелкотоварного, но и среднего сельхозпроизводства), включающих в себя элементы сбытовой инфраструктуры.

5. Модернизация транспортной сети Центрального федерального округа с увеличением средней скорости перемещения грузов внутри округа в два раза, пассажиров в 2,5 раза.

6. Развитие магистрального и местного воздушного транспорта макрорегиона с увеличением интенсивности использования воздушного пространства в 5 раз.

7. Развитие информационно-коммуникационных технологий с переводом большинства государственных и общераспространенных услуг в электронный вид, сокращение времени оказания таких услуг в 10 раз.

8. Создание сетевой инфраструктуры инновационного развития и коммерциализации результатов научной и изобретательской деятельности (иннограды «Сколково», «Зеленая долина» и другие, сеть наукоградов, технопарков, бизнес-инкубаторов, специализированных юридических, проектных, консалтинговых, внедренческих и других структур).

9. Налаживание реальной системы поддержки мобильности населения через организацию найма жилья (создание сети доходных домов, социальных гостиниц и общежитий).

10. Повышение профессиональной и территориальной востребованности населения через ориентацию системы образования на выпуск специалистов, отвечающих потребностям экономического развития.

11. Совместное развитие Москвы и Московской области как единого региона со строительством нового специализированного города-спутника Москвы для выполнения столичных функций.

12. Превращение г. Москвы в мировой финансово-деловой центр с современной инфраструктурой ведения финансовых и деловых операций.

13. Реализация общеокружных праздничных мероприятий (200 лет Отечественной войны 1812 года, 400 лет Дома Романовых, 50 лет полета Юрия Гагарина) как мероприятий единения российских диаспор всего мира.

14. Повышение локализации автомобилестроительного кластера Калужской области с максимальным удлинением региональных цепочек добавленной стоимости и созданием межрегиональных центров профессиональной подготовки кадров для формирования новых кластеров на территории макрорегиона.

15. Формирование сахарного кластера со строительством новых сахарных заводов и реконструкцией действующих, развитием сырьевой базы.

16. Формирование общеокружного кластера строительных материалов.

 

РАЗДЕЛ 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста и формирование кластеров. Приоритетные межотраслевые направления развития Центрального федерального округа

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-16

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...