Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности

 

На долю Центрального федерального округа в 2009 г. приходилось 8,3% валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников по России (более 1,5 млн. т). По объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников на первом месте в округе находится Липецкая область (345,6 тыс. т). Неблагоприятное состояние атмосферного воздуха наблюдается в местах сосредоточения крупных промышленных объектов Московской (объем выбросов составляет 193,6 тыс. т), Тульской (156,2 тыс. т) и Рязанской (131,8 тыс. т) областей.

В приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха в 2008 г. впервые включен г. Иваново, высокий уровень загрязнения воздуха определялся концентра­циями бензопирена, формальдегида и фенола.

Центральный федеральный округ – крупнейший среди федеральных округов по объему сброса загрязненных сточных вод в водные объекты (3,6 куб. км), а г. Москва занимает первое место среди субъектов Российской Федерации (1,6 куб. км). Среди других субъектов округа по этому показателю можно выделить Московскую (564,9 млн. куб. м), Тульскую (191,7 млн. куб. м) и Ярославскую (183,6 млн. куб. м) области.

Погода и климат являются важными факторами, оказывающими влияние на безопасность жизнедеятельности человека, на устойчивость и эффективность многих отраслей экономики, в том числе энергетики, транспорта, строительства, сельского и жилищно-коммунального хозяйства.

В целях обеспечения гидрометеорологической безопасности населения и объектов экономики в Центральном федеральном округе, в особенности погодозависимых отраслей, таких как энергетика, транспорт, водохозяйственный комплекс, строительство, сельское хозяйство, необходимо опережающее развитие наблюдательной сети, включая развитие сетей мониторинга состояния окружающей среды, её загрязнения.

Неблагоприятные условия погоды усугубляют экологическую обстановку в Центральном федеральном округе, а опасные гидрометеорологические явления (например, засуха, пожароопасность и т.д.) могут привести к экологическим проблемам.

В числе наиболее острых экологических проблем, характерных для густонаселенного Центрального федерального округа с максимальной концентрацией промышленных и сельскохозяйственных производств, выделяются:

– ненадежность систем водоснабжения населения городов и других населенных пунктов и угрожающее загрязнение водных ресурсов;

– несовершенство системы обращения с отходами производства и потребления: ежегодно образуются опасные отходы, значительная часть которых не используется и не обезвреживается;

– чрезмерное загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов промышленных предприятий и автомобильного транспорта;

– сохранение и восстановление экосистем природных подземных и поверхностных объектов.

Основополагающими задачами по осуществлению государственной экологической политики и управлению охраной окружающей природной среды, являются:

– обеспечение гармоничного баланса интересов ресурсно-хозяйственного сектора российской экономики и экологического благополучия населения;

– создание системы регулирования и организации хозяйственной деятельности на принципах, исключающих превышение предельно допустимых техногенных нагрузок на экосистемы соответствующих уровней;

– использование результатов мониторинга окружающей среды (для экологической и гидрометеорологической безопасности) в механизмах территориального управления Центрального федерального округа;

– разработка и внедрение научно-технологических, организационно- правовых и экономических механизмов, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки и устранение последствий чрезмерного техногенного воздействия на экосистемы высокоурбанизированных территорий;

– установление взаимовыгодных отношений с мировым сообществом в области природоохранительного сотрудничества.

Основные стратегические экологические приоритеты развития:

– снижение загрязнения атмосферного воздуха до гигиенических нормативов (в т.ч. за счет снижения загрязнения воздуха от выбросов автотранспорта, оптимизации транспортных потоков и внедрения новых экологических стандартов токсичности двигателей), обеспечение организации и благоустройства санитарно-защитных зон вокруг промышленных объектов;

– восстановление ландшафтной планировки территории для предотвращения эрозии почв;

– совершенствование системы планово-регулярной санитарной очистки населенных мест и обращения с отходами производства и потребления – их утилизация, обезвреживание и вовлечение во вторичную переработку;

– экологическое, гидрометеорологическое и климатическое просвещение населения;

– охрана водных ресурсов, экологическая защита подземных вод, реабилитация водных объектов и сокраще­ние водопотребления;

– внедрение современных технологий очистки питьевой воды, модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, развитие систем канализации и водоснабжения;

– охрана и защита лесов, лесовосстановление и лесоразведение;

– развитие и совершенствование системы особо охраняемых природных территорий;

– дальнейшее совершенствование регионального природоохранного законодательства;

– эколо­гическое просвещение населения.

Важным последствием изменений климата для центральной территории России является увеличение к 2015 г. числа дней с пожароопасной обстановкой составит до 5 дней за сезон. При этом произойдет как увеличение числа дней с пожароопасной обстановкой высокой интенсивности, так и с пожароопасной обстановкой средней интенсивности.

Основную опасность для природной экосистемы областей, добывающих железную руду, представляют карьеры горно-обогатительных комбинатов, являющиеся гигантскими воронками глубиной до 300 м, нарушающие не только почвенный слой, но и глубинные водоносные слои. Будет усилен постоянный мониторинг и разработаны научно-обоснованные мероприятия по противодействию негативному экологическому воздействию таких объектов.

Промышленные объекты для утилизации опасных биологических и медицинских отходов регионов округа будут модернизироваться и оснащаться современными комплексами пиролиза.

К числу крупных мероприятий экологического характера Брянской области относится реабилитация населения и территорий, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, защита населения от радиационного воздействия, возвращение радиоактивно загрязненных территорий к нормальным (без ограничения по радиационному фактору) условиям жизни и хозяйственной деятельности, устойчивому экономическому развитию пострадавших районов.

В Ивановской области действуют 4 полигона бытовых отходов. Степень заполнения полигонов для городов Иваново и Шуя приближа­ется к критической. Серьезной проблемой области является зона радиоактивного загрязнения в Кинешемском районе в окружении скважины неудачного подземного ядерного взрыва «Глобус-1».

Калужская область, по оценке Независимого экологического рейтингового агентства (НЭРА), в 2009 г., вошла в число пяти регионов с наиболее сбалансированной системой природопользования, энергопотребления и охраны природной среды.

В Костромской области подготовлен полный пакет документов для создания трех государственных при­родных заказников – «Гапичский», «Средневский боброво-выхухолевый», «Озеро Чухломское».

В Московской области реализуется программа рекультивации карьеров посредством захоронения строительного мусора и жидких отходов. Развивается система утилизации бытовых отходов, в том числе отходов г. Москвы.

Инструменты реализации природоохранных мероприятий Стратегии должны включать в себя меры, предпринимаемые как на уровне Российской Федерации, так и на уровне регионов во взаимодействии с органами местного самоуправления. Они должны основываться на общих принципах государственной политики в данной области, которые включают платность природопользования и возмещение вреда, нанесенного окружающей среде, обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов, приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов, сохранение биологического разнообразия.

При формировании инструментов реализации природоохранных мероприятий Стратегии необходимо уделять внимание:

- расширению возможностей и полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды;

- развитию экономического механизма стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды, поддержке экологически ответственного бизнеса;

- внедрению ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;

- совершенствованию системы экологических платежей;

- усилению природоохранных органов;

- организации государственного экологического мониторинга, формированию системы информирования населения о состоянии окружающей среды;

- расширению деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и развитию системы особо охраняемых территорий;

- экологическому воспитанию и образованию населения как основы экологического благополучия страны.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-16

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...