Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие водохозяйственного комплекса

 

Функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов на территории Центрального федерального округа выполняют территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня: Верхне-Волжское, Донское и Московско-Окское бассейновые водные управления (БВУ).

К числу основных приоритетов в водохозяйственной сфере относятся:

– поддержание оптимальных условий водопользования для удовлетворения потребностей в водных ресурсах населения, промышленности, сельского и рыбного хозяйства, водного транспорта, рекреационных видов водопользования;

– предотвращение и ликвидация вредного воздействия вод;

– изучение, использование, восстановление и охрана водных объектов;

– поддержание состояния водных объектов в соответствии с природоохранными требованиями, в том числе по охране водохранилищ.

Одной из систем переброски стока в зоне деятельности Московско-Окского БВУ служит Волжская система, главной частью которой является канал имени Москвы, соединяющий реки Волгу и Москву. Волжская система при эффективном выполнении многообразия экономических и социальных функций не оказывает значительного негативного влияния на экологическое состояние прилегающих территорий

В зоне деятельности Московско-Окского БВУ, на территории Тверской, Смоленской и Московской областей, расположена Вазузская гидротехническая система, предназначенная для переброски стока из бассейна р. Вазузы в бассейн р. Москвы. Москворецкая водная система включает в себя Можайское, Истринское, Рузское, Озернинское, Рублевское водохранилища, Карамышевский и Перервинский гидроузлы, пять гидроузлов судоходной системы. Всего в зоне деятельности Московско-Окского БВУ около 15 тыс. рек общей протяженностью в пределах зоны деятельности свыше 100 тыс. км. Подавляющая часть рек имеет протяженность менее 50 км.

По состоянию на начало 2009 года количество бесхозяйных гидротехнических сооружений по зоне ответственности Верхне-Волжского БВУ в субъектах, находящихся в пределах Центрального федерального округа составляло 28 единиц.

На территории округа расположены Иваньковский Угличский Шекснинский и Рыбинский гидроузлы Волжско-Камского каскада.

Обеспеченность населения Центрального федерального округа эксплуатационными запасами подземных вод составляет 729 л/сут на человека. Прогнозные ресурсы подземных вод макрорегиона составляют 74055 тыс.куб.м в сутки (8,5% общероссийских), эксплуатационные запасы – 27455,6 тыс.куб.м в сутки (29,6% общероссийских). В макрорегионе 1362 месторождения подземных вод, из которых эксплуатируется 850. Степень освоенности ресурсов подземных вод в макрорегионе самая высокая по стране и составляет 12,6%. Промышленные подземные воды практически отсутствуют.

Эксплуатация подземных вод сопровождается снижением их уровня и напора, а также ухудшением качества и загрязнением. В Цен­тральном федеральном округе сформировалось несколько региональ­ных воронок депрессии. Наиболее обширная охватывает Московскую и смежные области. Понижение в центре воронки депрессии достигает 130 м. На отдельных участках Московской области наблюдается сниже­ние уровня ниже кровли водоносного горизонта, т.е. происходит исто­щение и загрязнение подземных вод.

Региональная воронка депрессии сформировалась в районе Курской магнитной аномалии и охватывает территорию Белгородской, Курской, Орловской и Брянской областей. Понижение уровня в центре воронки депрессии составляет 80-90 м. Региональные воронки депрессии зафиксированы также в Тульской области. Локальные воронки депрессии формируются практически вокруг всех областных центров, промышленных районов, крупных месторождений полезных ископаемых округа.

К городам, где поверхностные воды являются практически единственным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения, относится г. Москва. Так как поверхностные воды по существу не защищены от возможного загрязнения, население города находится под постоянной угрозой выхода питьевых водо­заборов из строя.

На территории Курской, Брянской, южной части Калужской и Тульской областей стали проявляться последствия Чернобыльской аварии в виде радиоактивных осадков на поверхности, которые со временем постепенно просачиваются в грунтовые и подземные воды. Проблемы радиационной безопасности обозначились на территории Тверской, Ивановской, Московской, Смоленской, Брянской, Рязанской, Курской, Белгородской и Воронежской областей.

Прогнозируемые к 2015 году изменения притока воды к водохранилищам потребуют пересмотра режима их работы с учетом интересов основных потребителей, прежде всего, гидроэнергетики, и охраны окружающей среды.

Наибольшую экологическую опасность представляет загрязнение подземных вод на водозаборах питьевого водоснабжения, наиболее проявленные в Липецке, Курске и городах Смоленской области.

Основными задачами улучшения ситуации в водохозяйственном комплексе округа являются:

- своевременное и качественное обеспечение сбора, транспортировки и очистки дождевых и талых вод;

- модернизация объектов водопроводно-канализационного комплекса;

- общее улучшение экологической обстановки в бассейнах рек и других водных объектах;

- осуществление технического надзора за строительством (расширением, реконструкцией, техническим перевооружением) систем и сооружений ливневой канализации;

- проведение организационно-технических мероприятий по надзору и уходу за имеющимися сооружениями водоотведения поверхностного стока.

С целью защиты подземных вод будут реализованы следующие мероприятия: контроль за соблюдением требований эксплуатации подземных вод, за качеством сооружения сетей и уровнем водоподготовки; внедрение на производствах экологически чистых технологий и оборотного водоснабжения.

Выполнение работ по капитальному ремонту гидротехнических сооружений позволит предотвратить возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с разрушением дорог, строений, нарушением энергоснабжения и связи, а так же затоплением территорий.

Плановое наращивание объемов природоохранных мероприятий по обустройству водоохранных зон, расчистке русел рек, ремонту гидротехнических сооружений, снижению уровней сброса загрязняющих веществ приведет к стабилизации экологической и санитарно-гигиенической обстановки, а также улучшению физико-химического состава вод.

Будут проводиться поисково-оценочные работы по подземным водам для обеспечения водой городов и населенных пунктов, не имеющих разведанных источников подземного водоснабжения или обеспеченных практически не защищенными от загрязнения подземными водами. Основной целью таких работ является организация резервного водоснабжения в период чрезвычайных ситуаций, однако при положительных результатах подземные воды могут и должны использоваться и в штатном режиме. Безусловно, актуальной становится разработка концепции комбинированного использования поверхностных и подземных вод. Доля подземных вод в водопотреблении округа будет возрастать.

 

Оборонно-промышленный комплекс

 

Центральный федеральный округ занимает первое место среди федеральных округов по выпуску продукции оборонного назначения и по объемам научно-технической продукции.

Распределение оборонных предприятий и организаций по субъектам федерации неравномерно. Более половины оборонных организаций расположено в г. Москве. Так же крупнейшие предприятия, расположены в Московской области, г. Тула, г. Рыбинске (Ярославская область), г. Коврове (Владимирская область), г. Рязань, г. Воронеж.

Крупнейшие предприятия на территории округа:

- ОАО «Научно-производственное объединение «Сатурн», г. Рыбинск, Ярославская область;

- ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева», г. Москва;

- ФГУП «Московское машиностроительное производственное предприятие «Салют», г. Москва;

- ОАО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» г. Москва;

- ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева», г. Ковров, Владимирская область;

- ОАО «Московское машиностроительное предприятие имени В.В. Чернышева», г. Москва;

- ГУП «Конструкторское бюро приборостроения», г. Тула;

- ФГУП «Государственный Рязанский приборный завод», г. Рязань;

- ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева», Московская область;

- ОАО «Концерн «Созвездие», г. Воронеж;

- ОАО «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко», Московская область.

Предприятия Тульской области составляют основу холдинга ОАО «НПО «Высокоточные комплексы».

Организациям ОПК, расположенным на территории округа, отводится значимая роль в реализации приоритетных направлений государственной политики в области развития ОПК на период до 2020 года, таких как:

- совершенствование системы программно-целевого планирования развития ОПК в интересах повышения эффективности технического оснащения Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, обеспечения мобилизационной готовности ОПК;

- технологическая модернизация ОПК с целью повышения качества и конкурентоспособности продукции ОПК в обеспечение реализации государственной программы вооружения, комплексного плана военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, решения социально-экономических задач страны;

- совершенствование организационно-технологической и институциональной структуры ОПК, системы управления, государственного регулирования и контроля деятельности ОПК;

- обеспечение инновационного развития ОПК, реализация его конкурентных преимуществ, продвижение технологий и продукции ОПК на высокотехнологичные рынки товаров и услуг, развитие современных форм международного сотрудничества;

- развитие кадрового и наращивание интеллектуального потенциала ОПК и обеспечение социальной защищенности работников ОПК;

- развитие системы информационно-аналитического обеспечения функционирования ОПК;

- развитие кооперационного сотрудничества и интеграционного взаимодействия ОПК Российской Федерации с ОПК стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности в области разработки, производства и ремонта вооружения и военной техники;

- обеспечение безопасного функционирования ОПК, защищенности объектов ОПК, сохранения государственной тайны.

Организации ОПК, расположенные на территории округа, примут участие в решении задач, поставленных в утвержденных стратегиях развития отраслей ОПК, которые осуществляются в рамках единого комплекса более 10 федеральных целевых программ, реализуемых в ОПК.

В целях развития практики использования достижений ОПК в гражданском производстве должен быть активнее задействован весь спектр институтов и механизмов ускоренного внедрения инноваций и коммерциализации технологий. Развитие данного направления связано с созданием инновационной инфраструктуры, адекватной специфике деятельности ОПК, преимущественно за счет средств федерального бюджета.

Повышение конкурентоспособности гражданской, технологически близкой военной продукции за счет освоения передовых технологий, созданных в интересах обороны, и снижение себестоимости военной и гражданской продукции при расширении масштабов производства продукции двойного назначения является одним из приоритетов развития организаций ОПК, расположенных на территории макрорегиона.

В целях создания благоприятных условий для осуществления инновационных процессов в ОПК необходимо систематически выявлять проблемы коммерциализации, отрабатывать и нормативно закреплять рациональные механизмы и процедуры по всем звеньям инновационной цепочки от отбора результатов научно-технической деятельности ОПК, созданных в интересах обороны и имеющих высокий коммерческий потенциал, до генерации на их основе нововведений, способных к реализации по двойному, коммерческому назначению без ущерба для безопасности страны.

Среди важнейших направлений работ по использованию научно-технических достижений ОПК в гражданском производстве следует выделить:

- определение мер государственной поддержки, экономического стимулирования и внедрение механизмов трансфера технологий, включая программный метод;

- установление единого для государственных заказчиков порядка приобретения, учета и охраны результатов НИОКР, созданных в результате исполнения государственного оборонного заказа;

- установление порядка доступа бизнес-структур, заинтересованных в подъеме отечественной промышленности, к результатам оборонных НИОКР, имеющих потенциал двойного использования, и информации об их правообладателях.

Данный механизм государственной поддержки направлен на стимулирование инновационной активности организаций комплекса, а также на обновление основных фондов организаций комплекса в целях освоения и расширения производств высокотехнологичной продукции двойного и гражданского назначения, в первую очередь с использованием научно-технического и технологического задела оборонных производств.

Наряду с этим, для стимулирования спроса на высокотехнологичную продукцию гражданского назначения предусмотрены меры государственной поддержки, в том числе:

- предоставление субсидий российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на закупку воздушных судов отечественного производства с последующей их передачей российским авиакомпаниям по договорам лизинга;

- предоставление субсидий российским транспортным компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на закупку гражданских судов, изготовленных на российских верфях, а также лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов, изготовленных на российских верфях.

Дополнительно предполагается участие организаций ОПК, расположенных на территории округа, в реализации вновь вводимого механизма государственной поддержки инновационного развития ОПК в виде грантов.

Это позволит обеспечить полный цикл стимулирования инновационной деятельности от стадии идеи до стадии внедрения в производство перспективных технологий, что позволит сократить сроки их внедрения, а также получить от реализации этого механизма существенный межотраслевой мультипликативный эффект в части взаимного трансфера технологий и вместе с этим, повышение эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на создание и внедрение перспективных и прорывных технологий, т.к. средства будут направляться на поддержку проектов, уже имеющих определенные результаты.

 

РАЗДЕЛ 3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры федерального значения.

 

3.1. Развитие транспортной инфраструктуры федерального значения

 

Центральный федеральный округ, располагая развитой транспортной системой с высокой плотностью железных и автомобильных дорог (большей, чем среднероссийские) играет ключевую роль в транспортной структуре страны. Большая часть авто- и железнодорожных маршрутов, связывающих между собой разные части страны и Россию с Европейским Союзом, проходят по территории округа, преимущественно через московский транспортный узел: от Москвы расходятся в разных направлениях одиннадцать железных дорог и пятнадцать автомагистралей, на территории округа расположено одиннадцать международных аэропортов, через регион проходят направления трех транспортных коридоров (коридор «Транссиб» – от границы с Белоруссией через Смоленск – Москву – Нижний Новгород до Владивостока; коридор «Север-Юг» и паневропейский коридор № 9). Поэтому вопрос организации рациональной системы перевозок в округе – это, в первую очередь, вопрос рационализации транспортного сообщения в России в целом и он должен решаться не только в пределах округа, но и вне его. Таким образом, развитие транспортной инфраструктуры округа состоит, прежде всего, в оптимизации системы перевозок, как внутренней, так и внешней, транзитной для округа.

Главным методом внешней оптимизации является более рациональное использование сети дорог в европейской части страны. С учетом развития международной торговли, особенно на направлениях Европа – АТР, Россия – АТР и Россия – Европа, ключевую роль в оптимизации грузопотоков должны сыграть маршруты Европа – Западный Китай (Северо-Запад России – Поволжье – Казахстан – Западный Китай), Поволжье – порты Северо-Запада, Урал – порты Северо-Запада (Белкамур, Баренцкомур), Урал – Поволжье – порты Каспийского и Черного морей. При увеличении контейнерных перевозок между странами АТР и Европы через порты России должно быть предусмотрено их перераспределение с Транссиба в обход московского транспортного узла.

Еще одним методом преодоления «узких мест» является увеличение скорости движения грузопотоков. Сегодня ускоренные контейнерные поезда доставляют груз от российских портов на Тихом океане до западных границ России за 11 дней, то есть со скоростью порядка 1000 километров в сутки. Реализации проекта «Транссиб за 7 суток» обеспечит возможность доставки контейнерных грузов от восточных до западных границ России за 7 суток в 2012 г., а до 2015 года - за 7 суток будет преодолеваться расстояние до Бреста. Это потребует организации скоростного режима движения через московский транспортный узел.

Повышение скоростей движения поездов за счет реконструкции инфраструктуры и обновления основных фондов требуется и на железнодорожных направлениях коридора «Север-Юг».

Повышение пропускной способности так же может достигаться за счет сокращения задержек на границах, обусловленных необходимостью соблюдения таможенных требований. Этого можно достичь, основываясь на следующих подходах:

- стандартизация и упрощение грузовой декларации и подтверждающих документов;

- ускоренные процедуры прохождения таможни для людей, не имевших в прошлом нарушений правил;

- максимальное использование информационных технологий, в частности внедрение программного обеспечения по предварительной передаче сведений в электронной форме о перевозимых грузах для последующей передачи в таможенные органы, включая таможенные органы стран ЕС;

- согласованные меры вмешательства в случаях, относящихся к компетенции других пограничных учреждений;

- партнерство с представителями торговли;

- введение процедуры проводки до прибытия, предусматривающей предварительное представление документации.

Приоритетным направлением развития транспортных коммуникаций внутри округа является создание современных скоростных автомобильных и железнодорожных магистралей, а также комплексное развитие Московского транспортного узла и перенос грузовой работы за его пределы с созданием необходимой инфраструктуры, в том числе логистической, в Московской области и сопредельных регионах; повышение пропускной способности автомобильных дорог федерального и регионального значения, комплексное развитие Московского авиаузла с созданием на его базе хаба с системой скоростных автодорог и железнодорожных линий, связывающих аэропорты между собой и с центральной частью города, развитие аэропортов местного значения для осуществления внутрирегиональных авиаперевозок и как запасных для Московского авиаузла.

Оптимизация работы московского транспортного узла требует более рационального распределения грузопотоков в регионах. Это может быть достигнуто путем создания межрегиональных транспортных узлов – точек, являющихся центральными для организации логистики смежных областей округа. Так, приграничное положение Смоленска, Брянска и Белгорода можно использовать для организации в них таможенных складов с последующей диверсификацией операторов в локальную логистику, а Воронеж может претендовать на роль центра в зоне радиусом 150-200 км, куда потенциально относятся Старый Оскол (Белгородская область), Липецк, Тамбов, Елец (Липецкой обл.), возможно, Курск, а также города Воронежской области.

- Малый радиус зоны притяжения таких центров (около 150 км.) позволяет осуществлять доставку авиагрузов между городами, что делает возможным использование их как основы для логистики при авиационных перевозках на базе национальных и международных операторов грузовых авиаперевозок в среднесрочной (5-8 лет) перспективе. Способствовать такому сценарию развития может два фактора: развитие малой авиации в округе с опорой на наличие высокоразвитой промышленной базы, позволяющей создать производства высокотехнологичных малых летательных аппаратов, и наличие в округе большого количества потенциально пригодных аэродромов, включающих в себя не только федеральные аэропорты.

Важным для Центрального федерального округа направлением совершенствования межрайонных связей является создание транспортно-логистической системы для приема, хранения, сортировки и доставки грузов от сельскохозяйственных поставщиков на терминалы районов-потребителей.

Кроме того, транспортная отрасль округа нуждается в модернизации основных фондов, в частности обновлении подвижного состава, реконструкция дорог и электрификации железных дорог; повышении конкурентоспособности и качества обслуживания населения и промышленности. Развитие основных фондов, их модернизация также должно предусматривать обновление существующего парка подвижного состава новыми, современными транспортными средствами.

Степень износа основных фондов организаций транспорта по субъектам ЦФО в среднем меньше общероссийской (24,3% и 29,1% соответственно), однако в ряде регионов наблюдается серьезное превышение этого показателя. Так, в Курской области степень износа составила 69,8%, а в Брянской 42,9%. Наилучшая ситуация в г.Москве (17,4%) и Костромской области (21,4%). В 2008 году в округе введено 8,9 км новых железных дорог и 15,5 км вторых путей, 498,2 км автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования.

Многие крупные города округа (прежде всего региональные центры) нуждаются в развитии городского пассажирского транспорта (в целях обеспечения спроса населения на качественные транспортные услуги, высокий уровень надежности и безопасности пассажироперевозок, решение экологических и социально-экономических проблем), в т.ч. в развитии внеуличного транспорта (метрополитен, монорельсовые транспортные системы, трамваи на выделенных полосах движения и др.), что потребует создания правовых основ функционирования, развития и строительства метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта для выполнения государственных гарантий по обеспечению нормативов транспортной подвижности населения крупных городов. Вместе с тем необходимо отметить, что создание условий и организация транспортного обслуживания населения всеми видами транспорта общего пользования в городском, пригородном и междугородном сообщении относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Автомобильный транспорт

Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в среднем по России составила 37 км дорог на 1000 км2 территории, в ЦФО - 215 (первое место среди всех федеральных округов). Этот показатель хуже, чем у сопредельных с ЦФО Беларуси и Украины и значительно хуже, чем в Польше. Наилучшие показатели у Московской и Калужской областей, наихудший у Костромской, что связано с ее площадью, системой расселения и транспортно-географическим положением.

Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в протяженности автомобильных дорог общего пользования в среднем по стране составил 83,4% (из них с усовершенствованным покрытием –68,3%), в ЦФО – 85,5% (из них с усовершенствованным покрытием – 82,7%) (первое место среди всех федеральных округов), что лучше, чем данный показатель в Польше, сопоставимо с Беларусью, но хуже, чем в Украине.

Основными направлениями развития автотранспорта ЦФО являются:

- строительство скоростной платной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург;

- строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области;

- строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной дороги М-1 «Беларусь», строительство автомобильной дороги на участке МКАД-г. Ногинск с обходом г. Ногинска;

- строительство и реконструкция на территории округа участков автомобильных дорог М-1 »Беларусь» (Москва - граница с Республикой Белоруссия), М-2 »Крым» (Москва - Тула - Орел - Курск - Белгород - граница с Украиной), М-3 «Украина» (Москва - Калуга - Брянск - граница с Украиной), М-4 »Дон» (Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск), М-5 »Урал» (Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск), М-6 »Каспий» (Москва - Тамбов - Волгоград - Астрахань),
М-7 »Волга» (Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа), М-8 »Холмогоры» (Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск), М-9 »Балтия» (Москва - Волоколамск - граница с Латвийской Республикой), А-141 (Брянск - Смоленск - граница с Республикой Белоруссия);

- проектирование новой автомобильной дороги федерального значения по маршруту Москва - Саранск - Ульяновск - Екатеринбург;

- обустройство автомобильных дорог необходимыми объектами транспортно-дорожной и сервисной инфраструктуры (мотели и кемпинги, автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей, охраняемые стоянки автомобилей, объекты информационного обеспечения);

Железнодорожный транспорт

Округ занимает 1 место в России по густоте железнодорожных путей общего пользования, являясь наиболее развитой частью страны по степени оснащенности железными дорогами.

Основными железными дорогами макрорегиона являются:

- Московская железная дорога. Обслуживает большую часть территории Центрального федерального округа России (Брянской, Калужской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской областей, города Москвы, отдельные участки — на территории Владимирской области). Управление в городе Москве.

- Юго-Восточная железная дорога - одна из мощных транспортных артерий в сети железных дорог России, связывающая центр Европейской части страны с Северным Кавказом, Поволжьем, Украиной, восточной частью страны. Она обслуживает области Центрально-Черноземного района, частично Тульскую и Рязанскую области. Управление дороги находится в г. Воронеже.

- Октябрьская железная дорога. Проходит по территории Тверской, Московской, Ярославской областей, города Москва.

- Горьковская железная дорога. Проходит по территории Владимирской и Рязанской областей.

- Северная железная дорога. Проходит по территории Ивановской, Костромской, Ярославской, Владимирской областей. Управление в городе Ярославле.

- Куйбышевская железная дорога. Проходит по территории Рязанской и Тамбовской областей.

Кроме того, на территории округа находятся:

- Большая Московская окружная железная дорога – окружная железная дорога вокруг Москвы, проходящая по территории Московской и Владимирской областей на расстоянии 30—120 км от МКАД.

- Московская окружная железная дорога – окружная железная дорога в Москве, предназначенная для осуществления грузовых транзитных перевозок между всеми магистральными железнодорожными направлениями Москвы.

- Железная дорога Черусти — Уршель (поселок Уршельский) –ведомственная железнодорожная линия в Московской и Владимирской областях протяженностью 20 км.

- Монзенская железная дорога – «ведомственная» железная дорога широкой колеи (1520 мм). Проходит по территории Костромской области.

Густота железнодорожных путей общего пользования в 2008 г. в среднем по России составила 50 км путей на 10 000 км2 территории, в ЦФО - 261 (первое место среди всех федеральных округов), что сопоставимо с аналогичным показателем в Беларуси, но сильно уступает Украине и странам ЕС. Эксплуатационная длина железнодорожных путей в 2008 г. составила в регионе 16973 км.

Основными направлениями развития железнодорожного транспорта ЦФО являются:

- строительство высокоскоростной линии Москва - Санкт-Петербург;

- формирование скоростной пассажирской линии Центр - Юг (Москва - Адлер) со строительством новой линии Прохоровка - Журавка - Чертково - Батайск;

- организация скоростного движения на линиях Москва - Нижний Новгород;

- электрификация участков Ртищево – Кочетовка;

- развитие Московского железнодорожного узла;

- строительство обхода Ярославского железнодорожного узла;

- реконструкция мостов через р. Оку на участке Жилево - Ожерелье, через р. Дон на участках Лиски - Россошь и Лев Толстой - Елец;

- строительство дополнительных главных путей на участках Ярославль - Нерехта, Крюково - Клин, Воскресенск - Рязань, Столбовая - Серпухов, Бекасово - Нара, Москва - Крюково и Мга - Сонково - Ярославль.

Для обеспечения растущего спроса на пассажирские перевозки в южные регионы страны предполагается осуществить поэтапную модернизацию инфраструктуры основных направлений сети железных дорог России для организации регулярного обращения пассажирских поездов длиной до 22 - 24 вагонов.

Авиационный транспорт

На территории ЦФО действует 11 международных аэропортов, или 16% от их общего числа в России - Внуково, Домодедово, Шереметьево (все - аэропорты федерального значения), а также Белгород, Брянск, Воронеж, Иваново, Курск, Остафьево, Ярославль, Раменское. Таким образом, округ имеет хорошее транспортно-географическое положения с точки зрения связи с дальним зарубежьем. 5 аэропортов расположены вокруг Москвы, остальные достаточно равномерно распределены по территории округа.

Основными направлениями развития авиационного транспорта ЦФО являются:

- строительство и реконструкция объектов в аэропортах Московского авиационного узла (Домодедово, Внуково, Шереметьево, Быково);

- создание Московского укрупненного центра организации воздушного движения;

Кроме того, необходимо:

- создание пассажирского и грузового международного аэропорта «Калуга» с «хабом» на территории аэропорта (на базе аэропорта «Грабцево»), комплекс сможет быть перевалочным пунктом и обеспечивать доставку в другие регионы Российской Федерации;

- развитие инфраструктуры аэропорта «Ермолино» до уровня, соответствующего современным потребностям получения/отправки грузов предприятий отрасли региона (в частности для ускорения отправки радиофармацевтических препаратов медицинского назначения в регионы и за рубеж);

- реконструкция и ввод в эксплуатацию аэродромов «Клоково» в городе Туле и аэродрома в поселке Восточный Ефремовского района Тульской области;

- создание на базе аэродрома «Протасово» аэропорта межрегионального значения.

Внутренний водный транспорт

Основными направлениями развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта ЦФО являются:

- реконструкция судоходных гидротехнических сооружений канала имени Москвы, Москворецкой и Окской шлюзованных систем;

- увеличение габаритов пути реки Ока со 170 см до 200 см.

Прогнозируемое к 2010–2015 гг. дальнейшее увеличение годового и меженного стока и сокращение периода ледостава практически для всех крупных рек России потенциально благоприятствует развитию речного судоходства и увеличению объема грузоперевозок по рекам и водоемам. Вместе с тем, на большинстве судоходных рек России в последние годы вследствие влияния изменений климата на сток рек наблюдаются существенные изменения в русловых процессах, осложняющих судоходство. К 2010–2015 гг. тенденции изменения русловых процессов будут нарастать.

Для бесперебойного обеспечения судоходства необходимо поддерживать требуемые глубины на перекатах в период межени путем проведения работ по выправлению русла рек и углублению дна судоходных частей рек. По данным Министерства транспорта Российской Федерации, в настоящее время объем таких работ, по сравнению с уровнем 1991 г., уменьшился почти в семь раз.

 

Московский транспортный узел

Одной из важнейших проблем округа является модернизация московского транспортного узла – наиболее крупного в России. Плотность железнодорожных путей в нем составляет 583 км на 10 тыс. км2 территории.

По оценкам, в 2010 г. грузооборот узла (в части железнодорожного транспорта) составит 259 млн.т. груза, из них ввоз 79 млн.т., вывоз – 21 млн.т., транзит – 159 млн.т. На 2020 г. прогнозируется увеличение общего объема перевозок до 336 млн.т. (ввоз – 97 млн.т., вывоз – 35 млн.т., транзит – 204 млн.т.).

Протяженность автодорог узла составляет 2,45 тыс. км, объем перевезенных автотранспортом грузов 40,4 млн.т.

Основную часть грузооборота узла составляют транзитные перевозки, поэтому для его разгрузки необходимо срочное проведение ряда мероприятий:

- реконструкция участков автомобильных дорог, входящих в систему международных транспортных коридоров;

- строительство участков платных автомобильных дорог на концессионной основе;

- преобразование радиально-кольцевой структуры автодорожной сети Московской области в сетевую структуру с созданием хордовых автодорог, обеспечивающих разгрузку Московской кольцевой автомобильной дороги и головных участков радиальных автодорог;

- строительство новых вводов в г. Москву радиальных автодорог;

- поэтапное формирование 4-го транспортного кольца в г. Москве, которое в перспективе обеспечит связь между радиальными вводами федеральных автомобильных дорог;

- реализация мероприятий, направленных на повышение безопасности движения, включая строительство пешеходных переходов и транспортных развязок на разных уровнях, устройство освещения дорог, замена железнодорожных переездов пересечениями на разных уровнях.

Основными механизмами развития транспортной системы макрорегиона являются:

- совершенствование нормативно-правовой базы и методов государственного регулирования развития транспортной системы;

- создание эффективной системы управления реализацией Стратегии;

- опережающее инновационное развитие научной, технической и технологической базы транспортного комплекса на основе передовых мировых достижений и технологий;

- обеспечение отрасли трудовыми ресурсами;

- финансирование проектов в рамках Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, Концепции развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации до 2020 года, а также федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)»;

- совершенствование и использование механизмов государственно-частного партнерства.

 

3.2. Развитие энергетической инфраструктуры федерального значения

 

Электроэнергетика Центрального федерального округа в своем современном составе сложилась в 60-е – 70-е годы двадцатого века, большая часть ее генерирующих мощностей была введена в этот период.

Суммарный износ основных фондов по виду экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» составляет по округу 44,4%, при этом износ 25% основных фондов оценивается экспертами как критический. Наихудшее положение в Калужской области (60,7%) и г. Москве (54,2%), наилучшее – в Белгородской области (19,8%).

При общей установленной мощности энергосистемы округа на начало 2010 г. 47868,4 МВт 53,6%, мощности введено до 1981 г. При этом большинство агрегатов генерирующих станций или выработали свой расчетный ресурс или близки к этому, наиболее худшее положение у тепловых электростанций. Доля вв

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-16

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...