Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-экономическое развитие Воронежской области
Воронежская область расположена на юге Центрального федерального округа. Наиболее крупный субъект Российской Федерации по территории, численности населения, а также экономическому потенциалу в составе Центрального федерального округа (после Москвы и Московской области). Площадь территории 52,4 тыс.кв.км, население 2261,6 млн. человек. Административный центр - город Воронеж с населением 928,5 тыс. жителей. Водоснабжение осуществляется только из подземных источников. На территории области имеются значительные запасы минеральных вод. Минерально-сырьевые ресурсы области представлены, главным образом, нерудными полезными ископаемыми (граниты, глины, пески, цементное сырье, мел). В период 1990-2009 гг. численность населения уменьшилась на 8,5%. В 2010-2020 г. в Воронежской области ожидается сокращение численности населения до 2143,0 млн. чел. - естественная убыль населения будет частично компенсирована миграционным приростом, который за этот период составит 63,7 тыс. чел. Область обладает сбалансированной промышленной и аграрной структурой экономики. Главное богатство области – черноземные почвы. Площадь посевов составляет 81,8% от уровня 1990 года. Структура ВРП области: сельское хозяйство – 12,4%, промышленность – 23,1%, строительство – 6,3%, транспорт – 12,5%, рыночные услуги – 29,4%, нерыночные услуги – 16,2%. Воронеж находится на пересечении двух федеральных трасс М-4 «Дон» Москва – Ростов и А-144 Курск – Саратов. Крупным транспортным узлом является Борисоглебск. Автомагистраль «Дон» является наиболее загруженной из всех федеральных трасс России. Юго-Восточная железная дорога – одна из мощных транспортных артерий в сети железных дорог России и связывает центр Европейской части страны с Северным Кавказом, Поволжьем, Украиной, восточной частью страны. На территории Воронежской судоходные внутренние водные пути составляют 573 км и обеспечивают судоходную связь по реке Дон с Азовским, Каспийским и Черным морями. Действует аэропорт «Воронеж», имеющий статус международного, география полётов включает: Москву, Санкт-Петербург, Липецк, Ульяновск, Элисту, Минеральные Воды. Из всех городов Центрального Черноземья Воронеж имеет наибольшие перспективы развития. Приоритетными направлениями развития транспортного комплекса Воронежской области являются: - развитие железнодорожного сообщения; - расширение транзитных потоков грузов; - создание и развитие транспортно-логистических зон и парков. Планируется строительство и реконструкция автомобильных дорог: «Воронеж-Луганск», 1,9 тыс. км платных автомагистралей и скоростных дорог, в том числе автомобильной дороги М-4 «Дон» (от Московской кольцевой автомобильной дороги до границы Воронежской области) (в 2010 - 2015 годах), реконструкция моста через р. Дон на участке Лиски – Россошь (в 2016 - 2030 годах), организация скоростного движения (140 - 160 км/ч) по направлению Москва - Рязань - Мичуринск – Саратов (после 2015 года). К первоочередным направлениям курсирования пассажирских 2-этажных вагонов относятся Москва - Воронеж - Ростов - Адлер (Анапа - Новороссийск). Для организации скоростного движения на этом направлении потребуется модернизировать инфраструктуру железнодорожных линий с обеспечением скорости движения 160 - 200 км/ч, а также осуществить строительство соединительной линии с Воронежским ходом (участок Прохоровка - Журавка). Промышленность является одной из ведущих отраслей экономики Воронежской области, обеспечивающей поступление более трети налоговых платежей в консолидированный бюджет. Преобладает (75%) продукция предприятий обрабатывающих производств. Промышленность области специализируется на производстве минеральных удобрений, синтетического каучука и шин, кузнечнопрессового и горно-обогатительного оборудования, электронной техники, пассажирских самолетов, металлических мостовых конструкций, огнеупорных изделий, сахара-песка, маслобойно-жировой и мясной продукции. Доля отрасли машиностроения в промышленном производстве составляет 24%. Основная специализация – производство самолетов, станков, сельскохозяйственных машин, экскаваторов. Наиболее крупные предприятия: ОАО «Воронежский экскаватор» («ВЭКС») – крупное предприятие по производству экскаваторной техники. ФГУП «Воронежский механический завод» - производство ракетных двигателей на жидком топливе, широкого спектра нефтегазового оборудования, турбокомпрессоров, сложных агрегатов для тепловозных дизелей, автозаправочных колонок и другой техники. ОАО «Воронежский алюминиевый завод» - один из крупнейших заводов по изготовлению строительных ограждающих конструкций из алюминиевых сплавов для промышленного и гражданского строительства. Химическая и нефтехимическая промышленность Доля отрасли в промышленном производстве составляет 16,5%. Наиболее крупные предприятия: ОАО «Минудобрения»(г. Россошь) - единственный производитель минеральных удобрений в Центрально – Черноземном регионе. ОАО «Воронежсинтезкаучук» - одно из первых в мире производителей синтетических каучуков. На базе разведанного минерального сырья в Воронежской области работает ряд предприятий, наиболее крупными из которых являются ОАО «Павловскгранит», ОАО «Воронежское рудоуправление», Семилукский и Воронежский комбинаты стройматериалов, ОАО «Подгоренский цементник», ЗАО «Копанищенский комбинат стройматериалов», «Журавский охровый завод» и другие. В области идет освоение минеральных подземных вод. Главным источником генерации электрической энергии области является филиал ОАО «Концерн Росэнергоатом» - «Нововоронежская атомная станция» с суммарной мощностью действующих блоков 1834 МВт (3 блок – 417 МВт, 4 блок – 417 МВт, 5 блок – 1000 МВт). Региональные пользователи потребляют 70,7% от объема выработанной электроэнергии. Ведется строительство 1-го и 2-го энергоблоков Нововоронежской АЭС-2 общей мощностью 2300 МВт. Техническое состояние электрических сетей сетевых организаций Воронежской области является сдерживающим фактором экономического развития отдельных городов и районов области. Изношенность основных производственных фондов сетевых организаций Воронежской области на сегодняшний день составляет более 63,5%. Сельское хозяйство. Воронежская область по природно-климатическим и экономическим условиям является зоной интенсивного и развитого сельскохозяйственного производства со специализацией на производстве зерна, сахарной свеклы и подсолнечника – в растениеводстве; молока и мяса крупного рогатого скота, свинины – в животноводстве. Сельское хозяйство является одной из наиболее важных отраслей экономики Воронежской области, доля в структуре валового регионального продукта составляет 17%. В сельском хозяйстве области занято 169,6 тыс.человек, или 16,0% занятых в экономике региона. Кроме того, более 400 тыс.семей занимается производством сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах. На долю области приходится 16,1% валового сбора зерна округа, 21,8% - сахарной свеклы, 50% - подсолнечника, 11% - молока, 9% - мяса, 8% - яиц. Дальнейшее развитие агропромышленного комплекса связано прежде всего с использованием его главного конкурентного преимущества –плодородных земель, применением передовых технологий ведения сельского хозяйства, модернизацией отраслей переработки сельскохозяйственной продукции. Интеллектуальные ресурсы. Интеллектуальный и кадровый потенциал формируется за счет использования преимуществ системы высшего образования Воронежской области. К ним относятся: фундаментальность образования, обеспечиваемая интеграцией ведущих научных школ региона и учебной деятельности; наличие значительного числа общепризнанных в России и за рубежом научных школ ведущих вузов; накопленный опыт международного сотрудничества в сфере образования; наличие институциональной структуры поддержки экспорта образовательных услуг: при ВГУ действует межрегиональный центр международного сотрудничества и академической мобильности; значительный педагогический и научный потенциал (по численности профессорско-преподавательского состава доля Воронежской области в Центральном федеральном округе составляет 4,3 %, и 10 % без учета Москвы. По доле студентов область устойчиво занимает 3-ю позицию в округе после Москвы и Московской области. Область располагает развитой социальной сферой, требующей постоянного ее совершенствования. Основными факторами, сдерживающими развитие Воронежской области являются: • относительно низкий уровень развития экономики региона; • дисбаланс развития рынка труда; • демографические вызовы и социальные проблемы; • ограниченность бюджетных средств и низкая эффективность бюджетных расходов; • снижение инвестиционной и социальной привлекательности региона на фоне других субъектов федерации. Развитие экономики регионасвязано с обновлением традиционных индустриальных производств, использующих технологии второй половины XX века, модернизацией основных фондов, ростом доли инновационной продукции, использованием научно-технического и интеллектуального потенциала. Для предприятий отрасли сельского хозяйства Воронежской области предполагается: - увеличение темпов структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала; - развитие рыночной инфраструктуры, открывающей доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции; - развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий; - преодоление дефицита квалифицированных кадров. Основными проблемами экономики и социальной сферы остаются: а) старение населения; б) инерционность системы расселения; в) монопрофильный характер экономики большинства городских поселений; г) неустойчивость сельских поселений, связанная с неопределенностью основных параметров развития сельского хозяйства и пищевой промышленности в области, следствием чего является проблемная социально-экономическая и социально-психологическую ситуацию в сельских поселениях области; д) невозможность автоматического формирования ключевых звеньев развития региона, в частности: крупных городских агломераций, включенных в рынок туристско-рекреационных услуг, зон инновационного развития, макрорегиональных транспортных узлов, инфраструктуры границы (транспортно-коммуникационной инфраструктуры, погранично-таможенных переходов, торговых и таможенных зон, мощных в экономическом и культурном отношении городов, способных создавать мотив для посещения у нерезидентов). Граница с Украиной пока не обеспечивает быстрого роста и стимулирует развитие воронежских территорий лишь в локальных масштабах приграничных районов. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-07-16 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |