Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономическое развитие Ярославской области

 

Ярославль как наиболее крупный город северо-востока Европейской России с полным правом может претендовать на роль межрегионального центра Верхневолжья для близлежащих областей (Ивановской, Костромской и Вологодской областей). Сравнение с зарубежными регионами-аналогами подтверждает перспективность позиционирования Ярославля как межрегионального центра. Это предопределяет развитие в Ярославле межрегиональных функций социально-культурного, торгового, медицинского и иных видов обслуживания населения, значительно более высокого уровня развития системы образования, чем в соседних областях.

Выгодное положение Ярославской области, пересечение на ее территории основных осей экономического развития, автомобильных, водных и воздушных путей, магистральных нефте- и газопроводов позволяет и в настоящее время, и в стратегической перспективе позиционировать область как узловой регион - «северные ворота Москвы». Перевод этого потенциального конкурентного преимущества в разряд реальных требует развития транспортно-логистических функций и системы оптовой и розничной торговли.

Ярославская область является структурообразующей частью историко-культурного ядра России. Историческая часть Ярославля, тысячелетие которого отмечалось в 2010 году, внесена в 2005 году в список мирового культур­ного наследия ЮНЕСКО. Ярославль является не только потенциальным, но и географическим центром туристско-рекреационной зоны «Золотого кольца» России, в состав которого входят также Ростов, Углич и Переславль-Залесский. Для реализации центральной функции в этой зоне в стратегической перспективе необходимо превратить Ярославль в «базовый» центр размещения и проживания туристов, путешествующих по маршруту «Золотого кольца».

В качестве сильных сторон развития следует назвать:

­ сбалансированную структуру промышленности, высокоразвитую промышленную базу,

­ близость к Москве как к крупнейшему потребительскому рынку,

­ значительный научно-образовательный потенциал,

­ значительные водные ресурсы,

­ историко- культурное наследие.

Дефицит электроэнергии, также как и трудовых ресурсов ограничивает реализацию новых инвестиционных проектов и наращивание мощностей существующих предприятий. Напротив, высокий уровень газификации является благоприятным фактором размещения новых производств и развития объектов социальной сферы. Однако, в условиях постепенного роста дефицита природного газа, благоприятность этого фактора ограничена несколькими ближайшими годами.

Серьезным ресурсным ограничением стратегического развития области являются обеспеченность инженерной инфраструктурой и топливно-энергетическими ресурсами. Существуют ограничения в состоянии транспортной инфраструктуры. Ключевыми недостатками являются слабый уровень развития логистики, не соответствие нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию большей части автомобильных дорог регионального значения. Требуется комплексная модернизация и обновление системы водоснабжения и водоотведения области.

Стратегическими направлениями развития в ключевых сферах являются:

· концентрация ресурсов и производств и формирование на этой основе ключевых кластеров промышленного типа федерального и регионального значения: кластер дизелестроения, энергетического машиностроения, лакокрасочный кластер, кластер автокомпонентов, кластер кабельной продукции, фармацевтический, кластер технического текстиля.

· создание и развитие системы индустриальных парков на следующих территориях, являющихся региональными «точками роста»:

- г. Переславль-Залесский - в восточной и юго-восточной части города располагаются технопарки «Славич» и «Протэкт»;

- г. Ростов - северная часть города планируется под создание индустриального парка «Ростовский»;

- г. Ярославль – на южной границе города и Ярославского муниципального района уже действует индустриальный парк «Новоселки»;

- г. Углич – в западной части города располагается технопарк «Сим Росс».

Индустриальные парки развиваются также на базе существующих промышленных площадок (Тутаевский моторный завод, Гаврилов-Ямский льнокомбинат).

Приоритетными направлениями развития машиностроения являются:

- развитие дизельного двигателестроения - это проект ОАО «Автодизель» средних рядных двигателей ЯМЗ 530 и проекты ОАО «Тутаевский моторный завод» по модернизации и созданию новых коробок передач и тяжёлых двигателей;

- развитие авиационного моторостроения на ОАО «НПО «Сатурн»;

- развитие и создание новых газотурбинных установок на ОАО «Сатурн Газовые турбины»;

- реализация проектов по созданию и организации производства новых видов кабелей на ОАО Рыбинский кабельный завод», ООО «Рыбинскэлектрокабель» и ООО «Нексанс СНГ» в Угличе;

- разработка и организация производства новых электродвигателей на ОАО «Элдин» и вибраторов на ОАО «Красный маяк»;

- создание новых оптических, электронных и радиоприборов для военно-промышленного комплекса России на ОАО «Ростовский оптико-механический завод», ОАО «Рыбинский завод приборостроения», ОАО «Конструкторское бюро «Луч», ОАО «Ярославский радиозавод» и др.

- открытие завода полного цикла японским концерном «Комацу» по производству дорожно – строительной техники и существующие планы «Комацу» по началу выпуска карьерных самосвалов.

Основные направления развития нефтехимического комплекса:

- в области нефтепереработки – это дальнейшая модернизация и реконструкция действующих производств ОАО «Славнефть-ЯНОС». Реализация программы перевооружения предприятия, доведение уровня глубины переработки нефти до 88%,

- развитие и модернизация производства технического углерода на ОАО «Ярославский технический углерод»,

- в области производства шин и автокомпонентов – реализация ключевых инвестиционных проектов на ОАО «Ярославский шинный завод» по выпуску качественно новых конкурентоспособных грузовых цельнометаллокордных шин (ЦМК) под брендом TYREX, соответствующих мировым стандартам.

- модернизация и инвестирование производства резино-технических изделий на ЗАО «Ярославль-Резинотехника» и ОАО «Ярославский завод резиновых технических изделий»,

- в области фрикционных изделий – организация на базе ОАО «ФРИТЕКС» полномасштабного производства, уникальных автокомпонентов, отвечающих требованиям Евро-4 и Евро-5 и не уступающим по качеству зарубежным аналогам,

- в лакокрасочной отрасли – реализация проекта создания лакокрасочного промышленного кластера Ярославской области, основными целями которого являются формирование на территории Ярославля крупнейшего в Восточной Европе высокотехнологичного центра лакокрасочной промышленности, повышение эффективности внутри российского и международного экономического сотрудничества Ярославля, включая трансфер технологий, освоение новых рынков и внедрение новых управленческих решений.

- развитие кластера фармацевтической промышленности и инновационной медицины, с созданием инновационных предприятий и организаций по разработке субстанций и препаратов, проведения биотехнических работ, создания центров клинических исследований и контроля качества, открытие новых производственных площадок, улучшение качества системы медицинского сервиса и т.д.

Лёгкая промышленность. Развитие отрасли ориентировано на создание кластеров: льнопереработки и технического текстиля.

На базе имеющихся в области льнозаводов планируется организовать бизнес-комплекс для обеспечения ОАО «Гаврилов-Ямский льнокомбинат» льноволокном путем консолидации активов и проведением модернизации льнозаводов с созданием собственной сырьевой базы и средств обработки сельхозугодий.

На базе ЗАО «Корд», ОАО «Красный перекоп» и ЗАО «Залесье» создается текстильный комплекс по производству технического, в том числе «умного» текстиля.

Также в области планируется:

- создание к 2015 году на территории Ярославской области энергетического кластера по производству современных когенерационных установок малой и средней мощности на базе производств ОАО «Сатурн-Газовые турбины», ОАО «Автодизель» и ОАО «Тутаевский моторный завод».

- создание на территории вокруг аэропорта Туношна транспортно-логистического комплекса и придание ему статуса свободной таможенной зоны.

- крупнопанельное домостроение, производство железобетонных конструкций, кирпича, выпуск тротуарной плитки и геосинтетики для дорожного строительства, а так же деревообработка, сборка малоэтажных быстровозводимых зданий,

- производство металлоконструкций для производства промышленных и офисных зданий.

- реализация основных системообразующих мероприятий по созданию туристско-рекреационного кластера на «опорных» территориях с наибольшей концентрацией историко-культурного наследия и туристской инфраструктуры (в Ярославской области это – города Ярославль и Переславль-Залесский, Ростовский, Переславский и Угличский муниципальные районы) позволит заложить основы для формирования туристско-рекреационного кластера «Золотое кольцо России».

Экологизация экономики является не только особым направлением деятельности бизнеса и экономической политики, но и общей характеристикой инновационного развития экономики, тесно связанной с повышением эффективности ресурсопотребления. Для Ярославской области также, как для России в целом, актуальна задача капитализации ее экологических преимуществ, что должно найти отражение в развитии экологического туризма, продажи чистой воды и др.

Основные направления экологизации экономического развития и улучшения экологической среды жизни населения области:

- «экология производства» - поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду от всех антропогенных источников. Переход предприятий на лучшие существующие экологически безопасные технологии мирового уровня, использование ресурсосберегающих технологий. Создание развитой индустрии по сортировке, сбору и переработке отходов. Развитие производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

- «экология человека» - создание экологически безопасной и комфортной среды проживания населения, мест его работы и отдыха.

-»экологический бизнес» - создание эффективного экологического сектора экономики, который может включать в себя конкурентоспособный бизнес раздельного сбора и вторичной переработки отходов, внедрение новых ресурсосберегающих высокотехнологичных производств, бизнес-девелопмент, экологический консалтинг, экологический туризм.

-»экология природной среды» - сохранение и защита природной среды за счет внедрения новых методов территориального планирования, землепользования и застройки, учитывающих экологические ограничения.

Развитие системы образования

В перспективе планируется:

- использование IT-технологии в предоставлении государственных и муниципальных услуг в части информирования граждан и организации и предоставления заявителем необходимых для получения государственной услуги документов в электронном виде.

- качественный скачок предполагается сделать по обеспечению высокоскоростного доступа к сети Интернет общеобразовательных учреждений (сейчас в большинстве 128 Кбит/c), что позволит им в большей степени использовать современные информационные технологии (видеоконференции, чаты, дистанционное обучение и др.).

- развитие дистанционного образования.

Развитие здравоохранения

Высокотехнологичная помощь в Ярославской области в настоящий момент оказывается в 4-х государственных учреждениях здравоохранения области по специальностям: травматология-ортопедия, педиатрия, сердечно-сосудистая хирургия, онкология.

С 2011 года соответствующие виды высокотехнологичной медицинской помощи планируется оказывать в ГУЗ ЯО «Областной перинатальный центр».

Прочие виды высокотехнологичной медицинской помощи оказываются в федеральных учреждениях здравоохранения.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-16

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...