Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономическое развитие города Москвы

 

Москва в целом может рассматриваться как зона (территория) опережающего развития, как центр развития нанотехнологий, биотехнологий, научно-производственный центр отраслей оборонного комплекса, точного машиностроения, а также как международный финансовый центр, центр культуры и туризма.

При этом Москва, как субъект жизнедеятельности, имеет территориальные, трудовые и инфраструктурные ограничения, а также общие с примыкающими к городу территориями, проблемы, без разрешения которых невозможно ее дальнейшее развитие. В связи с этим развитие Москвы не должно рассматриваться без отрыва от развития России в целом и прилегающих к Москве регионов. В Москве производится почти четверть ВРП России.

Конкурентные преимущества г. Москвы:

- сосредоточениелучших интеллектуальных сил страныи наиболееквалифицированных кадров;

- концентрация политической власти и значительной доли финансово-экономических ресурсов России;

- высокий уровень воздействия на экономический рост страны;

- развивающееся межрегиональное сотрудничество (агропром, информационные связи, туризм, сфера образования);

- стабильный рост товарооборота Москвы с регионами России, быстрое увеличение объемов строительства и инвестиций в регионах;

- воспроизводство стратегий, направленных на максимизацию образовательного уровня;

- наличие экономических и институциональных условий для развития частно-государственного партнерства в сфере социального обслуживания населения;

- наличие организаций, обеспечивающих реализацию инновационного цикла от фундаментальных исследований до конкретных разработок;

- наличие стабильно работающего инвестиционно-строительного комплекса города;

- наличие крупнейшей региональной системы торгового и бытового обслуживания населения;

- формирование системы Природного комплекса города;

- создание резерва по уровню развития электрических мощностей. Проведение активных работ по ликвидации дефицита сетевых мощностей;

- обеспеченность водными ресурсами системой водоснабжения на 100%;

Инфраструктурные ограничения экономического развития Москвы:

- высокое социальное расслоение москвичей. Сложная демографическая ситуация. Недостаточный контроль миграционных процессов;

- сверхвысокая плотность населения;

- старение населения, увеличение численности людей пенсионного возраста;

- низкий уровень жилищной обеспеченности населения города (ниже среднероссийского). Резкое сокращение доступности приобретения жилья жителями Москвы на рынке;

-ограниченная площадь территории города.

Экономика и социальная сфера, трудовые ресурсы и занятость населения, транспортные магистрали, расположение жилых и промышленных объектов города Москвы, Московской области и ряда прилегающих к ним территорий настолько переплетены, взаимосвязаны и взаимозависимы, что их согласованное, интегрированное функционирование, как единой социально-экономической системы – объективно необходимое условие эффективного развития всех составляющих этот комплекс частей, благополучия населения, проживающего на входящих в него территориях. В этой связи целесообразно создание модели эффективного управления развитием Московской социально-экономической агломерации, включающей в себя город Москву, Московскую область и значительные части, примыкающих к ней областей. В основе модели будут лежать координация, в рамках разрабатываемых совместно специальных документов, транспортного развития, дорожного строительства, градостроительной политикой, документов территориального планирования.

Московская агломерация – это сообщество субъектов России, обеспечивающее скоординированное, согласованное формирование стратегий, программ, планов социально-экономического развития субъектов.

Главная цель пространственного развития г. Москвы состоит в формировании городской среды, благоприятной для жизнедеятельности человека, устойчивого социально-экономического развития города на основе сочетания потенциалов города Москвы и Московской области и создания единой системы расселения Московского региона.

Реализация данной цели позволит:

- ликвидировать сложившиеся диспропорции в городе Москве между жилыми, общественно-деловыми, производственными, рекреационными территориями и территориями объектов транспортной инфраструктуры;

- сократить маятниковую трудовую миграцию и нагрузку на транспортную сеть;

- проводить согласованную политику на территории всего Московского региона в сферах охраны окружающей среды и рекреации, развития транспортной и инженерной инфраструктуры, производственной кооперации;

- повысить социально-экономическую эффективность территорий Московского региона на основе использования потенциалов города Москвы и Московской области;

- выровнять качество и уровень жизни населения города Москвы и Московской области и сократить социальную напряжённость;

- способствовать увеличению количества москвичей, проводящего отпуск в учреждениях отдыха и туризма на территории Московской области.

Результатом достижения сбалансированного пространственного развития города Москвы должно стать формирование единой пространственной системы города Москвы и Московской области, призванной способствовать повышению качества жизни жителей города Москвы и Московской области путём взаимовыгодного сочетания потенциалов данных территорий и сотрудничества по их освоению в сферах:

- совместного использования Москвой и Московской областью природных ресурсов, в т.ч. территориальных и природно-рекреационных;

- приложения общих усилий для обеспечения охраны окружающей среды и историко-культурного наследия;

- совместного использования всех видов коммуникаций;

- производственной кооперации, специализации и разделения труда при создании товаров и услуг, пользующихся общим спросом;

- агропромышленной интеграции города Москвы и Московской области, создание стабильной системы производства, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров в город Москву и обеспечение на этой основе ее продовольственной безопасности, последовательное снижение доли импортного продовольствия на потребительском рынке;

- достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы за счет более равномерного размещения мест приложения труда по территории Московского региона, сокращение масштабов маятниковой трудовой миграции не менее чем в 2 раза.

- социального сотрудничества в вопросах удовлетворения нужд наиболее нуждающихся слоев населения и в интересах решения общих социальных проблем;

- культуры, образования, спорта, физической культуры и экологической безопасности.

Реализация политики пространственного развития города Москвы должна осуществляться поэтапно – от реальных возможностей до потребностей и целевых установок, от города Москвы с ограниченными территориальными возможностями для развития, к Москве, разуплотненной, разгруженной от чрезмерных транспортных потоков и трудовых мигрантов.

 

Структура и основные направления развития экономики Москвы.

Современная экономика города Москвы представлена разнопрофильными группами хозяйствующих субъектов. Вместе с тем, относительно устойчиво функционируют лишь те из них, которые непосредственно обслуживают потребительский рынок и сферу услуг. Одновременно значительно отстает от мировых показателей уровень развития наукоемких производств и инновационных видов деятельности. Коммерциализируется не более 20% научно-инновационных достижений, в то время как в развитых странах мира около 90% из них попадают в экономический оборот. Московская товарная продукция, которую можно условно отнести к инновационной, составляет только 5% общего объема продукции городской промышленности.

Основная причина неразвитости инновационных систем состоит в отсутствии активного интереса предпринимательских структур к внедрению инноваций как способа расширения своего присутствия на рынке.

Продолжает увеличиваться дефицит квалифицированных специалистов. Возраст руководителей, ученых и специалистов почти во всех научных учреждениях города подходит к верхнему пределу и превышает 60 лет.

Структура экономики города Москвы меняется в основном не за счёт перехода на инновационный путь развития, а как следствие более быстрого роста эффективных с точки зрения текущей экономической выгоды отраслей (торговля, финансовая и коммерческая деятельность).

В этой связи возникают диспропорции между количеством трудовых ресурсов с высоким уровнем образования, сформированных из постоянного населения города Москвы, и тенденциями в структуре экономики города, определяющими растущий спрос на средне- и низко-образованный персонал для обслуживающих отраслей (городской транспорт, торговля, коммунальное хозяйство), что служит дополнительным стимулом роста маятниковых миграций и притока иногородней, в т.ч. иностранной, низко-квалифицированной рабочей силы.

Отсутствие региональной и общегосударственной системы поддержки экспорта, равноценной зарубежной и доступной для всех категорий предприятий длительное время ограничивают возможности развития реального сектора экономики города за счёт использования потенциала внешних рынков. В структуре внешней торговли города складываются диспропорции, присущие сырьевым экономикам.

Транспортный комплекс города Москвы существенно отстает от современных требований. Дефицит протяженности магистральных улиц составляет не менее 350-400 км. Более 80% магистральной сети города работают на пределе пропускной способности в режиме постоянных заторов. Плотность улично-дорожной сети в городе в 4-5 раз меньше, чем в крупных европейских городах. Дефицит линий метрополитена составляет более 100 км. Сеть автомобильных дорог Московской области не структурирована. Не выделены главные (артериальные) дороги, обеспечивающие связь города Москвы с областью. Несовершенна система организации и управления уличным движением, наблюдается громадный дефицит мест парковки и хранения автомобилей.

Основными задачами развития транспортной системы являются: сокращение потерь времени населением на транспортные передвижения; существенное улучшение транспортного обслуживания периферийных районов массовой жилой застройки; разгрузка центральных районов города от транзитных транспортных и пассажирских потоков; повышение комфортабельности пассажироперевозок, в т.ч. для лиц с ограниченными физическими возможностями; оптимизация во времени и пространстве грузовых перевозок; снижение негативного воздействия транспорта на окружающую среду.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Москвы, являющийся одним из крупнейших в России, в целом позволяет обеспечивать удовлетворение текущих потребностей города в топливе и энергии. Однако за последние годы в условиях растущего энергопотребления обострились проблемы, осложняющие устойчивое функционирование ТЭК. К числу основных из этих проблем относятся:

- дефицит электрических мощностей в некоторых районах города Москвы;

- нарастание физического износа основных фондов, обуславливающее снижение энергетической безопасности и надежности энергоснабжения потребителей;

- монотопливный баланс;

- ограниченность возможностей покрытия усиливающихся пиковых нагрузок (в период зимнего сезона) за счёт мощностей газотранспортной системы;

- снижение технической и экономической эффективности энергетических объектов, высокое удельное топливопотребление.

Главными направлениями развития топливно-энергетического комплекса города Москвы должны стать:

- поддержание энергетической безопасности города, защита от угроз дефицита энергии и нарушения бесперебойности энергоснабжения; повышение надёжности теплоснабжения путём создания вариативных и резервируемых систем;

- перевод энергетики города Москвы на инновационные технологии энергопроизводства и энергопотребления;

- развитие комбинированного производства электрической и тепловой энергии на основе современных технологий;

- развитие системы тепло- и энергоснабжения города в объёмах, необходимых для максимального покрытия перспективных нагрузок без ограничения потребителей;

- максимальное использование существующих резервов тепловой мощности с целью сокращения её невостребованного избытка;

- реконструкция и развитие тепловых сетей, необходимых для перераспределения тепловой нагрузки, снятия ограничений на транспорт тепла для теплоснабжения перспективных потребителей, повышения надежности теплоснабжения;

- постепенное освобождение территории города Москвы от воздушных ЛЭП и электроподстанций с переводом их в подземное пространство.

К стратегическим проектам развития города, имеющим не только межрегиональное значение, можно отнести:

-инфраструктурное обеспечение создания Международного финансового центра;

-развитие транспортной системы города во взаимосвязи с развитием аналогичной системы в пределах Московской агломерации;

- создание производства микросхем с использованием технологии 90 нм.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-16

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...