Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»

Итоговый вывод

Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»

Здравствуйте! Рад (а) снова видеть вас на наших занятиях!

Что интересного произошло у вас в жизни за то время, пока мы не виделись?

Ответы участников.

Сегодня у нас очень серьезное занятие, оно связано с темами других занятий – «Эмоции» и «Я абсолютно спокоен!».

Мы поговорим с вами сегодня о кризисных ситуациях и о том, как из них выйти. Слава Богу, такие ситуации случаются в нашей жизни нечасто, но когда они случаются, то способны перевернуть всю вашу жизнь вверх тормашками.

Пока давайте начнем наше занятие с простого и веселого упражнения.

 

Упражнение - разминка «Найди и коснись»

Пояснение:Это упражнение – великолепный «миксер», с помощью которого участники контактируют между собой, обращая при этом внимание на разные аспекты действительности. Игра развивает внимательное отношение к окружающим, активизирует наблюдательность и аналитические способности.

Инструкция: В этой игре я предлагаю вам расхаживать по комнате и касаться руками разных вещей. Некоторые задания будут очень легкими, а некоторые, возможно, заставят вас задуматься, но вы должны быстро сообразить и выпутаться из этой ситуации. В этом упражнении главное – темп! Готовы?

Теперь найдите и коснитесь:

o чего-либо красного;

o холодного на ощупь;

o шершавого;

o того, что весит примерно полкилограмма;

o круглого;

o железного

o голубого;

o прозрачного;

o зеленого;

o чего-нибудь из золота;

o части одежды, показавшейся вам шикарной;

o руки, которую вы находите интересной;

o числа 15;

o слова «незабудка».

Это упражнение для разогрева, оно не требует обсуждения. В конце похвалите группу и плавно перейдите к следующему упражнению.

 

Упражнение «Скала»

Пояснение: Это упражнение помогает выявить отношения в группе: кого группа принимает, а кого отвергает, кто сам отделяется от группы и не идет с ней на контакт. Кроме всего прочего, это неплохая модель кризисной ситуации: человек «висит на скале», и если не будет держаться, то в любой момент может упасть.

На полу рисуется или выкладываться из веревки кривая линия. Желательно сделать один изгиб. Участники группы выстраиваются в шеренгу четко по контуру линии с одной стороны. При этом участники встают плечом к плечу, или кладут руки друг другу на плечи (как делают матросы). или цепляются локтями. Главное, чтобы вся группа прочно стояла по одной стороны линии – твердая поверхность, а с другой – пропасть.

На двух рисунках ниже показаны разные способы поведения. При желании можно даже комбинировать их. создавая свои схемы. Можно, например, пускать двух добровольцев с разных сторон и поставить всех участников на стулья (при этом ведущий должен страховать добровольца, чтобы тот не упал на самом деле).

Пояснение: Выберите первого добровольца и скажите ему: «Твоя задача – пройти по краю пропасти, держась за ск5алуц так, чтобы твоя нога не заступала за линию, а была как бы в уступках скалы. Если большая часть ноги у тебя будет располагаться за линией, там, где пропасть, считай, что ты упал».

Комментарий: Можно и не анализировать это упражнение, если вы его проводите для «разогрева» участников и сплочения их для дальнейшей работы или если ведущий сам хочет посмотреть, кого группа принимает. а кого нет, но не афишировать пока этого. Тем не менее, если у группы, вы видите, возникли какие-то эмоции и появилась напряженность, то обсудить упражнение надо, иначе это станет «миной замедленного действия».

Анализ упражнения:

o Кому удалось пройти быстрее всего?

o Кто больше всех опирался, держась за «скалу», т.е. за группу? Кто меньше всего?

o Кто не прошел это упражнение? почему?

Мы все вместе справились с этим испытанием. Молодцы! (можно поаплодировать друг другу). На нашей скале можно было удержаться, только если крепко держаться за нее. Ваше умение «держаться» поможет вам в преодолении кризисных ситуаций, которым и будет посвящено наше сегодняшнее занятие.

 

Блок «Вспомним все»

А сейчас давайте вспомним, что было у нас на предыдущем занятии?

По окончании блока ведущий должен связать эту тему с темой предыдущих занятий.

Давайте начнем наше занятие с того, что поделимся некоторыми своими историями

 

Упражнение «Каждый…»

Пояснение: В этом упражнении участники группы работают с вопросами, которые вызывают воспоминания и эмоциональные реакции. Это упражнение нацелено на то, чтобы увидеть многообразие жизненных ситуаций. На каждого участника оказывают влияние истории. рассказанные другими, в результате чего все участники в той или иной степени переживают эмоциональную встряску.

Для этого упражнения вам необходимо подготовить карточки с распечатанными вопросами (см. ниже). Можно дополнить своими вариантами актуальными для вашей группы, при этом все карточки должны начинаться одинаково со слов «Каждый…» или «У каждого…». Приготовьте столько карточек, чтобы каждому участнику досталось по 2-3 штуки. Не беда. если некоторые вопросы будут повторяться.

Важно отметить, что при ответе на эти вопросы, необязательно говорить правду. Во-первых, чтобы не было фильтрации того, что говорить, а что нет. Если заставить подростков говорить только правду, то они будут тщательно обдумывать, что можно сказать, а что нет, так как могут до конца не доверять группе.

Инструкция: Перемешайте карточки и положите их текстом вниз на стул, поставленный в центр круга.

Возможные варианты карточек для раздачи участникам:

o У каждого есть что-то, чему он благодарен. Чему благодарен ты?

o Каждый знает, каким образом он может помешать себе сам. Как это можешь сделать ты?

o Каждый хорошо разбирается в каких-то вещах. В чем разбираешься ты?

o Каждый добился в жизни успехов. Каких успехов добился ты?

o Каждый знает, что его волнует. А что волнует тебя?

o Каждый знает, какими вещами он занялся, если бы имел на это время. Чем бы занялся ты?

o У каждого есть цель, которую он хотел бы реализовать в следующем месяце. Какая цель у тебя?

o У каждого есть мечта, которую он хотел бы осуществить. Какая мечта у тебя?

o Каждый чего-то хочет от своего партнера по жизни. Чего хочешь ты?

o Каждому известно, чего он раньше боялся? Чего боялся ты?

o Каждый знает, чему он недостаточно доверяет. Чему не доверяешь ты?

o Каждый знает, чего ему не хватает? Чего не хватает тебе?

o Каждый в своей жизни что-то приносил в жертву. Что приносил в жертву ты?

o Каждый обладает талантами. Каким талантом обладаешь ты?

o Каждый уверен в определенных вещах. В каких вещах уверен ты?

o Каждый имеет то, что он ценит в жизни. Что ценишь ты?

o Каждый знает о том, что его отталкивает. Что отталкивает тебя?

o У каждого есть предубеждения. Какие предубеждения есть у тебя?

o У каждого есть то, о чем он не хотел бы говорить. О чем не хочешь говорить ты?

o Каждому известно, на что он может рассердиться. На что можешь рассердиться ты?

o Каждому известны правила, которые он нарушал в жизни. Какие правила нарушал ты?

o У каждого есть особенно прекрасные воспоминания детства. Какие воспоминания есть у тебя?

o Каждый слышал от своих родителей нотации слышал ты?

o Каждый знает, что он ненавидит. Что ненавидишь ты?

o Каждый знает то. что он слышит от других с удовольствием. Что слышишь с удовольствием ты?

o Каждому известны те решения, которые другие принимали ради нас. Какие решения принимались ради тебя?

o Каждый знает чего, ждут от него родители. Чего ждут родители от тебя?

o Каждый знает то, чего он никогда не рассказывал своим родителям. Чего не рассказывал ты?

o Каждый знает, что он хотел бы контролировать. Что хотел бы контролировать ты?

o У каждого есть проекты, которые он не закончил. Какие проекты не закончил ты?

o Каждый знает то, чего вы бы он никогда не сделал снова. Чего не сделал бы снова ты?

o Каждый знает, кого он хотел бы простить. Кого хотел бы простить ты?

o Каждый знает, что он мог бы перепоручить другим. Что мог бы перепоручить ты?

o Каждый знает, за что он мог бы взять на себя ответственность. За что мог бы взять ответственность ты?

o Каждый знает вопросы, от которых он уклоняется. От каких вопросов уклоняешься ты?

Сейчас вы один за другим по кругу будете отвечать на вопросы. При этом тот, кто будет отвечать, сам не подходит к стулу и не берет карточку в руки – за него это будет делать его сосед справа. Он подходит, берет любую карточку в руки и зачитывает ее. Тот, кто отвечает, должен ответить на вопрос как можно быстрее. Вы можете отвечать на вопрос правдиво, а можете выдумать что-нибудь. Главное условие – чтобы вы отвечали не задумываясь. При этом не играет роли, соответствует ли действительности ваш ответ или нет.

Ответы не комментируем. Никаких дополнительных вопросов не задаем.

Играйте до тех пор, пока каждый участник по 2-3 раза не ответит на вопросы.

Анализ упражнения:

o Как вы себя чувствовали во время этой игры?

o Что было для вас самым важным в это время?

o Какая ситуация «зацепила» больше всего?

Цель этого упражнения – создать у вас эмоциональный настрой на сегодняшнее занятие. Когда мы слышим чужие ответы, мы сравниваем их со своими ответами. Мы вспоминаем ситуации, которые были у нас в жизни. Что-то нас цепляет больше, что-то меньше. Однако многообразие жизненных ситуаций порождает! Некоторые ситуации могут привести нас к кризису. На сегодняшнем занятии мы узнаем, какие именно.

 

И др.

Давайте сейчас сделаем упражнение, которое в жизни поможет нам искать ресурсы для выхода из кризисных ситуаций – и в себе, и во внешнем мире.

 

Упражнение «Мешок идей»

Пояснение:Для этого упражнения вам понадобиться специальный реквизит: мешок с различными вещами, которые встречаются в быту. Это может быть зеркальце, степлер, кисточка, пинцет, тетрадь, мячик, зубная щетка и др. Проявите фантазию! Вещей должно быть столько, сколько участников. Эти вещи кладутся в непрозрачный мешок и в процессе упражнения достаются из него. Вещи достаются как бы ощупь, та, которая первая попалась в руку. В этом упражнении участники развивают творческое воображение. Они могут любые «бредовые» идеи. Самое главное в этом упражнении – связать несвязанные вещи, предложить новые решения. Это упражнение учит в по-настоящему сложных ситуациях искать выход и находить его. А также упражнение помогает развивать творческое мышление, которое также очень пригодится вам в жизни.

Инструкция: Выберите первого, кто начнет упражнение. Пусто он вытянет из «мешка идей» любой предмет. После этого произнесите инструкцию.

А теперь нужно подумать, как этот предмет сможет помочь тебе выйти из кризисной ситуации, в которую ты попал.

o и назовите одну из следующих ситуаций:

o несчастная любовь;

o предательство друга;

o длительный конфликт с родителями из-за учебы;

o ревность молодого человека/девушки;

o провал на вступительных экзаменах;

o и др.

Нужно начать свободно ассоциировать, мысленно связать то, что ты вытянул, с самой ситуацией, а потом – с тем, как это может тебе помочь выйти из кризиса. Критики, оценки быть не должно, пусть идеи, ассоциации, мысли возникают свободно, спонтанно.

Лучше, если каждый поработает вся группа, таким образом, появится множество свежих решений. После того, как идей больше не осталось, следующий человек вытягивает свой предмет, и упражнение повторяется.

Комментарий: Пусть группа помогает каждому участнику, только после того, как он сам предложил первые идеи!

Анализ упражнения:

o Какие у вас ощущения после этого упражнения?

o Как вам кажется, реально ли, что это все может нам как-то помочь при выходе из кризиса?

Если будет много отрицательных ответов, например, участники будут говорить, что это нереально, напомните им историю про яблоко и Ньютон, который таким образом, «случайно» открыл закон всемирного тяготения.

На примере этого упражнения видно, что выход всегда есть, главное – увидеть его. К тому же, если мы готовы преодолевать препятствия, с которыми мы столкнулись, любой ресурс будет нам в помощь: как внутренний, так и внешний. Решение может прийти буквально из ниоткуда! Учитесь творчески мыслить! Предлагайте даже самые абсурдные идеи! Они и могут в последующем стать настоящим выходом. Сегодня мы еще поговорим о том. как искать внутренние ресурсы.

А теперь перейдем к стратегиям выхода из кризисных ситуаций.

Сначала сделаем упражнение.

 

Приспособление

Мы приспосабливаемся к кризису, адаптируемся к нему, спокойно ждем, что он с нами сделает. Мы как бы плаваем по течению (в случае с опускающимся потоком – ложимся и ждем.)

Поиск защиты

Мы ищем защиты и помощи у других людей или у себя (становимся агрессивны). Что же делать, если человек находится в состоянии кризиса? Как ему помочь? Ведь бесполезно ему говорить: «Успокойся!», «Все будет хорошо», «Это пустяк». Такие слова вряд ли на него подействуют.

В таких ситуациях хорошо применять некоторые формы активного слушания. Они позволяют просто слушать собеседника, показывая ему тем самым, что не один, что мы готовы его поддержать.

o мы даем понять собеседнику, что он не один, когда просто слушаем его;

o не прерываем рассказ собеседника, пока он «не остынет»;

o применяем «ага - угу реакции» (такие фразы, как «да – да, угу, ну конечно…»);

o когда собеседник прекращает говорить, задаем уточняющие вопросы;

o главная задача – оставаться спокойным и не заразиться от собеседника его эмоциями.

Такое слушание:

o показать собеседнику, что мы его слушаем;

o дать время собеседнику успокоиться.

Саморазрушение

Это алкоголизм, наркозависимость, суицид и др.

Существуют техники, которые помогают выйти из кризисной ситуации. Одна из таких техник называется Аутотренинг. Она доступна каждому человеку. Аутотренинг можно активно использовать, когда вы ощущаете себя одиноким и неспособным выйти из кризиса, когда вы думаете, что у вас нет сил и нет рядом людей, которые вы бы поддержали…

Попробуйте в эти минуты оставаться с собой наедине, включите спокойную музыку, и вы обязательно отыщите внутренние ресурсы. которые помогут вам справиться с этой ситуацией.

Давайте попробуем сейчас ощутить на себе действие этой техники.

 

 

Упражнение «Аутотренинг»

Пояснение:Включите спокойную музыку. Настройте ребят на серьезный лад, попросите их ничего не говорить во время этого упражнения. Скажите, что если кого-то не затронет это упражнение, не нужно портить его для остальных участников.

Инструкция:Пожалуйста, сядьте так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза. далее ведущий говорит под медитативную музыку размеренным, спокойным голосом. не торопитесь! делайте паузы между предложениями.

Дышите ровно! Расслабьтесь! Вы ощущаете приятную тяжесть в руках и ногах. Ваши веки становятся тяжелыми. Дышите ровно и глубоко. Вы ощущаете приятное тепло в вашем теле. Вы ощущаете приятную тяжесть в руках и ногах. Ваши веки становятся тяжелее.… Дышите ровно и глубоко… Вдох… Выдох… Вдох… Выдох…

Вы перестаете ощущать свои ноги и руки. Вы как будто парите в воздухе. Вы ощущаете невероятную легкость. Такую легкость, что вот-вот полетите.… Перед вашими глазами всплывают самые приятные случаи из вашей жизни… Вы вспоминаете и видите перед собой самое приятное, самое хорошее, что случилось с вами за последнее время… Вы видите ситуации, с которыми вы когда-то с успехом справились… Зарядитесь от них силой и уверенностью, энергией и бодростью… Почувствуйте уверенность в себе! Найди место этой силе в нашем теле.… Это ваш неисчерпаемый запас! Когда вам будет плохо, вы сможете обратиться к нему, и он вам поможет.… Почувствуйте, как вы сильны! Насладитесь этим ощущением… Вы как будто стоите на высокой-высокой скале, и весь мир принадлежит вам! (дайте ребятам секунд 20-30) Это очень приятное ощущение!

Теперь представьте себе по очереди каждого из нас. Вы чувствуете полным бодрости и энергии. Сейчас я буду считать до трёх.… И как только я произнесу слово «три», вы откроете глаза и будете ощущать себя свежим и бодрым, способным справиться с любыми невзгодами… Раз, два, три…

Анализ упражнения:

o поделитесь своими ощущениями, чувствами от упражнения?

o удалось ли следовать за моим голосом?

o кому понравилось?

o а кого «не зацепило»?

Аутотренинг – это специфическая техника, и она действительно может подходить не всем. Однако мы привыкли разговаривать как бы сами с собой, когда находимся наедине. И в кризисных ситуациях этот голос может стать нашим единственным помощником.

К аутотренингу необходимо привыкнуть. Его можно проводить и индивидуально, говоря себе, что «вы обязательно справитесь, обязательно найдете решение, выход из трудной жизненной ситуации». Подбадривайте себя. Ведь вы действительно в силах изменить любую ситуацию!

 

 

Завершите занятие традиционными блоками:

 

Рефлексия всего занятия    
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?   5-10 мин Если осталось мало времени от занятия и/или группа устала, нужно провести экспресс-способы рефлексии (см. Введение в программу)

 

Итоговый вывод:

Я буду считать, что сегодняшнее занятие прошло успешно, если вы запомните для себя одну-единственную вещь:

Человек – очень сильное существо! Мы с вами способны преодолеть все жизненные невзгоды, которые на нас свалятся! Главное – пытаться найти выход, делать для этого все и даже больше! У вас есть внутренние силы, а еще есть люди, которые готовы нам помочь.

Ищите! Боритесь! И удачи вам!

 

Итоговый вывод

Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»

Здравствуйте! Рад (а) снова видеть вас на наших занятиях!

Что интересного произошло у вас в жизни за то время, пока мы не виделись?

Ответы участников.

Сегодня у нас очень серьезное занятие, оно связано с темами других занятий – «Эмоции» и «Я абсолютно спокоен!».

Мы поговорим с вами сегодня о кризисных ситуациях и о том, как из них выйти. Слава Богу, такие ситуации случаются в нашей жизни нечасто, но когда они случаются, то способны перевернуть всю вашу жизнь вверх тормашками.

Пока давайте начнем наше занятие с простого и веселого упражнения.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...