Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнение «Опускающийся поток»

Пояснение:Данное упражнение позволяет погрузиться в те эмоции (хотя бы частично), которые испытывает человек. Когда попадает в кризисную ситуацию. Это позволит более реально обсуждать вопросы выходы из подобных ситуаций.

Для этого упражнения нужна веревка, чтобы сделать на полу прямоугольник 2*1,5 метра и тревожная музыка. Это упражнение – пантомима. Разложите веревку на полу.

Инструкция:Сейчас каждый из вас должен будет побывать в одной очень необычной комнате. Стенами этой комнаты будут служить границы первой веревки. Дверь будет вот здесь (покажите, где будет дверь). Вам нужно будет показать пантомиму (без звука! это важно!) следующего содержания: «Вы входите в комнату через дверь, в комнате нет никаких вещей, вы спокойны и находитесь в умиротворенном состоянии. Ничего не предвещает беду. Но вдруг через какое-то время вы неожиданно обнаруживаете, что дверь закрыта. Вы начинаете стучаться, кричать, звать на помощь, но никто не откликается, а потолок опустится до конца».

Вы должны проиграть эту пантомиму от начала до конца не более, чем за 1 мин. постарайтесь отразить все эмоции, которые бы вы ощутили в данной ситуации. Звуков быть не должно. Только музыка, которую я поставлю.

как только один человек закончит, эту же пантомиму должен проиграть следующий человек и так далее до тех пор, пока все ее не покажут. Вы можете сами выбрать очередность, в какой вы будете показывать свой вариант.

Комментарий:(участникам не говорится!): Сначала сами задайте тон и покажите свою пантомиму. Для этого лучше потренироваться дома. В вашей пантомиме пусть концовка будет трагичной, т.к. если вы сделаете ее позитивной, то ребята просто за вами все повторят, и упражнение потеряет смысл. однако при объяснении инструкции не программируйте участников, не говорите, что должно произойти в конце. Возможно, они сделают концовку счастливой – это их право.

Показывая пантомиму, будьте как можно более эмоциональны. Постарайтесь войти в эту ситуацию, почувствовать ее.

Во время этого упражнения ребята могут реагировать очень эмоционально и даже плакать. Это нормальная реакция. Можете поддержать их, подойдя к ним.

Анализ упражнения:

o Удалось ли вам погрузиться в эту ситуацию?

o Почувствовать реально те чувства, которые человек испытывает в подобной ситуации?

o Что вы чувствуете сейчас. после упражнения?

o Чья пантомима вам понравилась больше всего?

o Оказавшись в кризисной ситуации, что нужно было сделать, чтобы найти выход из нее?

 

На примере этого упражнения можно выделить несколько поведенческих стратегий:

1. ждать, пока кризис накроет тебя окончательно, и не совершать при этом никаких действий (лечь и ждать пока потолок опустится);

2. сопротивляться обстоятельствам, которые сильнее нас (стараться остановить потолок, сопротивляться тому, что он опускается);

3. искать помощи (стучаться в дверь – авось откроется? – и звать на помощь);

4. бороться из всех сил и найти единственный выход (биться в дверь, сломать ее в итоге и выйти на свободу – выжить!)

Смотрите, в какой ситуации кажется, что нет спасения, но если его искать и бороться, выход найдется.

 

 

Теория «Стратегии выхода из кризисных ситуаций»

Комментарий:Далее идет теоретический материал, который ведущий должен донести то участников. Рекомендуем кратко записать на доске основные ситуации.

Существует четыре основные стратегии поведения в кризисных ситуациях:

1. Преобразование

Мы пытаемся что-то изменить в сложившейся ситуации, ищем ресурсы – внутренние или внешние. Стараемся. Боремся. Занимаем активную позицию. Это самый эффективный способ выхода из кризиса. Есть такая притча о лягушке, которая попала в кувшин с молоком. Она стала так сильно барахтаться, что молоко преобразовалось в масло, и она спаслась.

Приспособление

Мы приспосабливаемся к кризису, адаптируемся к нему, спокойно ждем, что он с нами сделает. Мы как бы плаваем по течению (в случае с опускающимся потоком – ложимся и ждем.)

Поиск защиты

Мы ищем защиты и помощи у других людей или у себя (становимся агрессивны). Что же делать, если человек находится в состоянии кризиса? Как ему помочь? Ведь бесполезно ему говорить: «Успокойся!», «Все будет хорошо», «Это пустяк». Такие слова вряд ли на него подействуют.

В таких ситуациях хорошо применять некоторые формы активного слушания. Они позволяют просто слушать собеседника, показывая ему тем самым, что не один, что мы готовы его поддержать.

o мы даем понять собеседнику, что он не один, когда просто слушаем его;

o не прерываем рассказ собеседника, пока он «не остынет»;

o применяем «ага - угу реакции» (такие фразы, как «да – да, угу, ну конечно…»);

o когда собеседник прекращает говорить, задаем уточняющие вопросы;

o главная задача – оставаться спокойным и не заразиться от собеседника его эмоциями.

Такое слушание:

o показать собеседнику, что мы его слушаем;

o дать время собеседнику успокоиться.

Саморазрушение

Это алкоголизм, наркозависимость, суицид и др.

Существуют техники, которые помогают выйти из кризисной ситуации. Одна из таких техник называется Аутотренинг. Она доступна каждому человеку. Аутотренинг можно активно использовать, когда вы ощущаете себя одиноким и неспособным выйти из кризиса, когда вы думаете, что у вас нет сил и нет рядом людей, которые вы бы поддержали…

Попробуйте в эти минуты оставаться с собой наедине, включите спокойную музыку, и вы обязательно отыщите внутренние ресурсы. которые помогут вам справиться с этой ситуацией.

Давайте попробуем сейчас ощутить на себе действие этой техники.

 

 

Упражнение «Аутотренинг»

Пояснение:Включите спокойную музыку. Настройте ребят на серьезный лад, попросите их ничего не говорить во время этого упражнения. Скажите, что если кого-то не затронет это упражнение, не нужно портить его для остальных участников.

Инструкция:Пожалуйста, сядьте так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза. далее ведущий говорит под медитативную музыку размеренным, спокойным голосом. не торопитесь! делайте паузы между предложениями.

Дышите ровно! Расслабьтесь! Вы ощущаете приятную тяжесть в руках и ногах. Ваши веки становятся тяжелыми. Дышите ровно и глубоко. Вы ощущаете приятное тепло в вашем теле. Вы ощущаете приятную тяжесть в руках и ногах. Ваши веки становятся тяжелее.… Дышите ровно и глубоко… Вдох… Выдох… Вдох… Выдох…

Вы перестаете ощущать свои ноги и руки. Вы как будто парите в воздухе. Вы ощущаете невероятную легкость. Такую легкость, что вот-вот полетите.… Перед вашими глазами всплывают самые приятные случаи из вашей жизни… Вы вспоминаете и видите перед собой самое приятное, самое хорошее, что случилось с вами за последнее время… Вы видите ситуации, с которыми вы когда-то с успехом справились… Зарядитесь от них силой и уверенностью, энергией и бодростью… Почувствуйте уверенность в себе! Найди место этой силе в нашем теле.… Это ваш неисчерпаемый запас! Когда вам будет плохо, вы сможете обратиться к нему, и он вам поможет.… Почувствуйте, как вы сильны! Насладитесь этим ощущением… Вы как будто стоите на высокой-высокой скале, и весь мир принадлежит вам! (дайте ребятам секунд 20-30) Это очень приятное ощущение!

Теперь представьте себе по очереди каждого из нас. Вы чувствуете полным бодрости и энергии. Сейчас я буду считать до трёх.… И как только я произнесу слово «три», вы откроете глаза и будете ощущать себя свежим и бодрым, способным справиться с любыми невзгодами… Раз, два, три…

Анализ упражнения:

o поделитесь своими ощущениями, чувствами от упражнения?

o удалось ли следовать за моим голосом?

o кому понравилось?

o а кого «не зацепило»?

Аутотренинг – это специфическая техника, и она действительно может подходить не всем. Однако мы привыкли разговаривать как бы сами с собой, когда находимся наедине. И в кризисных ситуациях этот голос может стать нашим единственным помощником.

К аутотренингу необходимо привыкнуть. Его можно проводить и индивидуально, говоря себе, что «вы обязательно справитесь, обязательно найдете решение, выход из трудной жизненной ситуации». Подбадривайте себя. Ведь вы действительно в силах изменить любую ситуацию!

 

 

Завершите занятие традиционными блоками:

 

Рефлексия всего занятия    
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?   5-10 мин Если осталось мало времени от занятия и/или группа устала, нужно провести экспресс-способы рефлексии (см. Введение в программу)

 

Итоговый вывод:

Я буду считать, что сегодняшнее занятие прошло успешно, если вы запомните для себя одну-единственную вещь:

Человек – очень сильное существо! Мы с вами способны преодолеть все жизненные невзгоды, которые на нас свалятся! Главное – пытаться найти выход, делать для этого все и даже больше! У вас есть внутренние силы, а еще есть люди, которые готовы нам помочь.

Ищите! Боритесь! И удачи вам!

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...