Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восстановление речи после инсульта. Комплекс упражнений для восстановления речи. — М.: В.Секачев, 2011.

Клепацкая Л.Б.

Восстановление речи после инсульта. Комплекс упражнений для восстановления речи. — М.: В.Секачев, 2011.

Пособие для логопедов, работающих в медицинских учреждениях с больными, перенесшими инсульт, травму или другие поражения головного мозга.

Введение

В предлагаемом пособии представлены упражнения и тексты, направленные на восстановление развёрнутой, грамматически и логически правильно оформленной, спонтанной речи у больных со средней и лёгкой формой афазии.

Задания 1 раздела направлены на стимуляцию способности адекватно осмысливать, понимать речь как в пределах одного взятого предложения, фразы, так и целого текста от короткого простого до более развёрнутого и сложного. Сюда вошли упражнения, которые больной должен внимательно прочитать, осмыслить, найти ошибку в построении предложения, переписать правильно. Другой вариант: составить предложения из разрозненных частей; найти недостающую часть предложения во второй части текста; составить рассказ из данных предложений и др. Эти упражнения развивают у пациентов речевое мышление, заставляют логично думать и формулировать фразы.

Во 2 разделе собраны упражнения и тексты, направленные на расширение у пациентов словарного запаса. Чем богаче у больного словарный запас, тем более полной и развёрнутой становится его фразовая речь. Упражнения рассчитаны на пополнение словаря глагольной лексикой, существительными, прилагательными, наречиями, на подбор слов антонимов, синонимов, а также правильного употребления их при составлении предложений, рассказов, в собственной речи.

В 3 разделе представлен материал для работы над смысловой структурой слова. Это преобразования различного рода словоформ, например: от глаголов в существительные; от существительных в прилагательные, наречия; прилагательных в наречия; слова с уменьшительным значением слова и т.д. Нередко, приставка, ударение, суффикс или слово, близкое по звучанию, создают для больного трудности в правильном его осмыслении, а также и назначении. Например: поделка подделка разные приставки существенно изменяют смысл всего слова. Или слова: временныйсовременный; атласатлас.

4 раздел направлен на восстановление у пациентов с афазией развёрнутой фразовой речи. Задания составлены таким образом, чтобы развить у пациентов способность речевого программирования, конструирования и развёртывания фразы простой синтаксической модели до (3-5 слов) до предложений сложносочинённого и сложноподчинённого типа, включающих от 6 до 12 и более слов. Отдельное внимание уделяется использованию причастных и деепричастных оборотов, союзных слов, предлогов...

Упражнения на дополнение незаконченных фраз заставляет больного логически завершить и грамматически правильно оформить предложение.

В 5 разделе представлен комплекс упражнений, предназначенных для оживления «чувства родного языка», восстановления представления о его нормах. Это дописывание окончаний, вставление пропущенных предлогов, изменение формы слова путём использования приставок, суффиксов, расстановка ударения, употребление слова в правильной падежной форме.

Задания 6 раздела направлены на развитие у пациентов способности различения согласных звуков по акустической близости. Такие больные не дифференцируют звонкие и глухие звуки: б-п; д-т; з-с; г-к; ж-ш; ц-ч. Другие пациенты смешивают звуки, близкие по месту образования т-н; л-н; р-н; р-л; к-г-х и др. Ряд упражнений преследует задачу устранения дефектов акустической дифференциации звуковых рядов.

Упражнения 7 раздела способствуют расширению у пациентов объёма слухоречевой памяти, укреплению акустических следов. Используется повторение за логопедом речевых и числовых рядов, повторение сочетаний слов по два, три, воспроизведение по памяти предложений из 4-8 и более слов, пересказ текстов по памяти, а также через определённый промежуток времени.

Автор выражает глубокую благодарность всем, кто оказывал помощь при создании данной работы. Прежде всего, это доктор психологических наук, профессор Т.Г. Визель.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Работа над пониманием речи, предложений, текстов.................................... 5

II. Расширение словарного запаса................................................................... 23

III. Работа над смысловой структурой слова.................................................. 55

IV. Работа над формированием фразы............................................................ 69

V. Восстановление грамматических форм русского языка.......................... 110

VI. Дифференциация звуков........................................................................... 142

VII. Расширение объёма слухоречевой памяти,
укрепление слухоречевых следов................................................................... 146

 

I. Работа над пониманием речи, предложений, текстов.

Допишите предложения, вставив по смыслу одну из трёх предлагаемых частей.

1. Я заеду к вам завтра, ...

— если позвонит моя подруга

— если нам дадут квартиру

— если будет свободное время

2. Я подарила подруге книгу, ...

— которая закрывается на ключ

— которая сделана из хрусталя

— которую купила на прошлой неделе

3. Здесь будет городской парк, ...

— когда начнутся школьные каникулы

— когда у меня будет отпуск

— когда расчистят эту территорию

4. Я подъезжал к деревне, ...

— где не ступала нога человека

— где было лежбище моржей

— где прошли моё детство и юность

5. В каждой капле росы сверкает солнце, ...

— которое мне прислали по почте

— которое поднималось над лесом

— которое он купил на прошлой неделе

6. Травы скашивают рано утром, ...

— пока ещё есть надежда

— пока не вырастут грибы

— пока они ещё не уронили росы

Объясните слова.

— Работать спустя рукава.

— Смотреть на всё сквозь пальцы.

— Развесить уши.

— Расшатать своё здоровье.

— Сесть в лужу.

— Повесить нос.

— Ходить на задних лапках.

— Лететь стрелой.

— Навострить уши.

— Войти в доверие.

— Пускать пыль в глаза.

— Вставлять палки в колёса.

— Жить душа в душу.

— Души не чаять.

— Как снег на голову.

— Как сквозь землю провалился.

— Разнести в пух и прах.

— Брать быка за рога.

— Ни рыба ни мясо.

— Как ветром сдуло.

— Светлая голова.

— Стреляный воробей.

— Больной вопрос.

— Крепкий орешек.

— Золотое дно.

— Золотые руки.

— Длинный язык.

— Стальные нервы.

Объясните слова.

— пустить всё по ветру

— бить тревогу

— глядеть в оба

— переложить с больной головы на здоровую

— лечь на дно

— уйти в тень

— бросить вызов

— мутить воду

— держать язык на замке

— держать язык за зубами

— как воды в рот набрал

— нем как рыба

— бьётся как рыба об лёд

— задать жару

— жизнь — полная чаша

— не жизнь, а малина

— зарыть свой талант

— поставить точку над i

— говорит, словно реченька журчит

— палец в рот не клади

— перевернуть всё верх дном

— загладить вину

— открыть Америку

— говорить в пустоту

— застать врасплох

— ломиться в открытую дверь

— крутиться волчком

— вселить надежду

— зимой снега не выпросишь

— и смех и слёзы

— лезть напролом

— быть начеку

— выбиться из сил

— биться об заклад

— вскружить голову

— доказывать с пеной у рта

— держать камень за пазухой

— раскрыть все карты

— устроить «самочин»

— убить время

— разориться в пух и прах

— заглянуть в будущее

— выстроить замок на песке

— закрутить «гайки»

— облить грязью

— освежить в памяти

— наладить связь

— ничего святого

— ударить по карману

— заговаривать зубы

— сорить деньгами

— ждать у моря погоды

— болеть душой

— набить оскомину

— как об стенку горох

— лыко не вяжет

— ни гроша за душой

— души не чает

— всему своё время

— конь ещё не валялся

— говорить «за глаза»

— даром не нужно

— дело «табак»

— дело выведенного яйца не стоит

— делу время, а потехе час

— работает как вол

— говорит, как читает

— из пустого в порожнее

— а воз и ныне там

Объясните пословицы.

— Не в свои сани не садись.

— Не красна изба углами, а красна пирогами.

— Куй железо пока горячо.

— Цыплят по осени считают.

— Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться.

— Мал золотник да дорог.

— Язык до Киева доведёт.

— Тише едешь, дальше будешь.

— Заглянет солнце и к нам в оконце.

— Что посеешь, то и пожнёшь.

— Любишь кататься, люби и саночки возить.

— Не всё то золото, что блестит.

— Поспешишь, людей насмешишь.

— Будет и на нашей улице праздник.

— Чем дальше в лес, тем больше дров.

— Волков бояться — в лес не ходить.

— Лес рубят — щепки летят.

— Как аукнется, так и откликнется.

— Молодец против овец, а против молодца сам овца.

— Как с гуся вода.

— Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

— По одёжке встречают, а по уму провожают.

— Соловья баснями не кормят.

— Жизнь прожить — не поле перейти.

— На воре шапка горит.

— Выйти сухим из воды.

— Поставить всё верх дном.

— Яблоко от яблони недалеко падает.

11. Ответьте на вопросы.

— Лента шире пояса. Что из них уже?

— Катя старше Оли. Кто моложе?

— Серёжу ждёт Зина. Кто опаздывает?

— Клён ниже рябины. Что выше?

— Коля выше Саши. Кто ниже ростом?

— Черника мельче брусники. Что из них крупнее?

— Лена старше Кати. Кто моложе?

— Река мельче озера. Что из них глубже?

— Апельсин больше яблока. Что из них меньше?

— Петя обгоняет Витю. Кто отстаёт?

* * * *

— Аня что-то рассказывает Лене. Кто слушает?

— Студент спрашивает преподавателя. Кто отвечает?

— Собака бежит за мальчиком. Кто бежит первый?

— Перед тем, как зайти в магазин, я купил газету. Что сделал раньше?

— Перед поездкой за город я навестил родителей. Что сделал раньше?

— Перед тем как съесть бутерброд я выпил сок. Что сделал раньше?

— После прогулки мы занялись уборкой квартиры. Что делали раньше?

— Перед тем как пойти в лес мы убрали весь инструмент. Что сделали раньше?

— Я позвонил другу после того как сделал отчёт. Что сделал раньше?

— Мы купили мебель после того как сделали ремонт. Что сделали раньше?

Ответы

1. Одна. Остальные улетели. 2. Семь было, семь осталось. 3. Ни одного. Все разбились. 4. Нет. Это будет ночь. 5. Одна. 6. Семь было, семь осталось. 7. Три гуся. 8. Написать сто пятью единицами очень просто: 111—11 = 100. 9. Две.

Бумажный змей

Кто-то запустил бумажный змей. Бумажный змей поднялся высоко под облака. С высоты он увидел в долине мотылька и стал ему кричать: «Тебе, наверное, завидно смотреть на мой высокий полёт?»

Мотылёк отвечал: « Нет, не завидно. Ведь ты на верёвочке, ты привязан. А я хотя и летаю невысоко, зато лечу, куда хочу, и никому в угоду, как ты, не трещу».

Ответьте на вопросы:

1. Кто летал в небе?

2. Почему мотылёк не завидовал бумажному змею?

3. Что больше всего в жизни ценил мотылёк?

4. Сделайте вывод.

16. Прочитайте внимательно рассказ, ответьте на вопросы, перескажите текст.

Садовник и сыновья

У одного садовника были сыновья. У садовника был большой виноградный сад. Дети не хотели работать в саду.

Однажды отец позвал сыновей и сказал: — «Дети, пойдите в сад и поищите, что там спрятано».

Дети подумали, что в саду зарыт клад. Они пошли в сад и стали копать землю. Всю землю перекопали, но клада не нашли. Но земля в саду стала рыхлая, хорошая. Винограда стало очень много. Дети продали виноград и стали богаты.

Ответьте на вопросы:

1. Что хотел садовник?

2. Что сказал садовник детям?

3. Что подумали дети?

4. Дети нашли клад?

5. Почему они стали богаты?

6. Сделайте вывод.

17. Прочитайте внимательно рассказ, ответьте на вопросы, перескажите текст.

Ломоносов

Ломоносов был известный русский учёный. Однажды его пригласили на бал к одному богатому вельможе. По дороге на бал коляска, в которой ехал Ломоносов, попала в глубокую колею и застряла. Ломоносов вышел из коляски и помог кучеру поставить её на ровное место. В этот момент у него порвался рукав. Ломоносов не стал возвращаться домой, чтобы переодеться, и поехал дальше. На балу к Ломоносову подошёл один вельможа и, показывая на рукав, с усмешкой спросил: — «Что это, сударь, у вас учёность выглядывает?» Ломоносов ответил: — «Нет, сударь, это глупость туда заглядывает».

Ответьте на вопросы:

1. Куда однажды поехал Ломоносов?

2. Что случилось по дороге?

3. Что сказал один вельможа Ломоносову на балу?

4. Объясните слова Ломоносова.

18. Прочитайте рассказ, ответьте на вопросы, сделайте вывод,перескажите текст.

Камень и дорога

Жил-был на свете большой камень. Мимо протекал ручей. Вода отполировала камень, и он сверкал на солнце. Шло время, ручей высох. Камень лежал один на пригорке. Вокруг него было много трав и ярких полевых цветов. Внизу проходила дорога. По обочине дороги лежали камни и булыжники. Камню было скучно лежать одному. Он с тоской смотрел вниз на дорогу, где всегда царило оживление. Однажды он не выдержал, сдвинулся с места и покатился вниз. Камень оказался в дорожной суете. Его топтали, крошили, обдавали грязью, грубо швыряли в сторону. Куда девался его блеск? Всё чаще камень с грустью смотрел вверх на пригорок. Там он мирно лежал среди зелёной травы и ярких полевых цветов. Но былого не вернуть. Он мог об этом только мечтать. Так и люди порой покидают родные сельские места, едут в шумные города, где оказываются во власти суеты, жажды денег, бесконечных тревог и волнений.

Леонардо да Винчи

Ответьте на вопросы:

1. Где лежал камень?

2. Что захотелось однажды камню?

3. Что происходило с камнем на дороге?

4. Объясните слова автора в конце рассказа.

5. Сделайте вывод.

19. Прочитайте рассказ, ответьте на вопросы, сделайте вывод,перескажите текст.

Лоза и крестьянин

Лоза радовалась, видя, как весной крестьянин осторожно вскопал вокруг неё землю, с любовью ухаживал за ней, подвязывал, ставил прочные подпорки, чтобы ей было легко расти.

В благодарность за такую заботу лоза решила одарить человека сочными душистыми гроздьями. Когда пришла пора сбора винограда, лоза была сплошь увешана крупными кистями. Усердный хозяин все их срезал и бережно уложил в корзину. Затем, подумав, выкопал колья и подпорки и пустил их на дрова. И бедной лозе ничего не оставалось, как горевать от обиды и мёрзнуть всю зиму на голой земле. Но на следующий год она уже не была столь щедра, и недальновидный крестьянин жестоко поплатился за свою жадность.

Леонардо да Винчи

Ответьте на вопросы:

1. Чему радовалась лоза?

2. Как лоза отблагодарила крестьянина?

3. Как поступил крестьянин после сбора урожая?

4. Что было на следующий год?

5. Сделайте вывод.

20. Прочитайте рассказ, ответьте на вопросы, сделайте вывод,перескажите текст.

Черёмуха и дрозд

На черёмухе созрели сочные душистые плоды. С утра до вечера над ней кружились назойливые дрозды. Они срывали зелёные листья, обдирали клювом и когтями её ветки.

Однажды черёмуха сказала самому назойливому дрозду: «Ешь мои ягоды, сколько хочешь, но не срывай мои листья, они укрывают меня от палящего солнца. Не сдирай кожу с моих веток, не царапай их когтями».

Дрозд этот был первым забиякой в стае, он сказал: «Помалкивай, самой природой так заведено, чтобы ты плодоносила ради моего удовольствия. Ты зимой пойдёшь на дрова». Услышав такое, черёмуха сильно опечалилась.

Но однажды этот самый дрозд попал в силок. Человек соорудил для пойманной птицы клетку из прутьев и тонких веток черёмухи. Так черёмуха снова встретила своего обидчика, который теперь сидел в клетке тише воды, ниже травы. Но она промолчала, вспомнив слова, которые слышала ещё в молодости: как тёплая одежда спасает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Будь всегда спокоен и обида тебя не коснётся.

Леонардо да Винчи

Ответьте на вопросы:

1. От кого страдала черёмуха?

2. О чём просила черёмуха дрозда?

3. Что сказал дрозд?

4. Что стало с дроздом?

5. Объясните слова автора в конце рассказа.

Назовите предметы.

— Чем режут хлеб?

— Чем рубят дрова?

— Чем шьют?

— Чем подметают?

— Чем копают?

— Чем косят траву?

— Чем пилят деревья?

— Чем красят стены?

— Из чего поливают грядки?

— Чем режут ткань, бумагу?

— Чем закручивают винты, шурупы?

— Чем зажигают огонь?

— Чем вытирают лицо и руки?

— Чем чистят ботинки?

— Чем стирают ошибки?

— Чем пишут, рисуют?

— Чем вяжут?

— Чем забивают гвозди?

— Чем открывают замок?

— Чем подгребают сено?

— Чем оклеивают стены?

— Чем отделывают ванну?

— Чем покрывают паркет?

— Чем стирают?

— Чем гладят?

— Чем пылесосят?

— Чем накрывают стол?

— Чем покрывают постель, диван?

— Чем вытаскивают гвозди?

Назовите профессии.

— Кто добывает уголь? — шахтёр

— Кто добывает нефть?

— Кто пишет повести, рассказы, романы?

— Кто сочиняет музыку?

— Кто ухаживает за садом?

— Кто смотрит за лесом?

— Кто учит детей?

— Кто лечит больных?

— Кто рисует картины?

— Кто подметает двор?

— Кто ведёт машину?

— Кто стрижёт волосы?

— Кто шьёт платья, костюмы?

— Кто охраняет границу?

— Кто управляет самолётом?

— Кто главный на корабле?

— Кто управляет государством?

Подберите обобщённое слово.

— кольцо, серьги, кулон, брошь, колье... — украшения

— стол, диван, кресло, шкаф, кровать... —

— тарелка, ложка, вилка, чашка... —

— пальто, куртка, костюм, пиджак, брюки...—

— липа, клён, берёза, сосна, ель...—

— автобус, метро, троллейбус, такси...—

— помидоры, огурцы, тыква, лук, редис, капуста... —

— роза, астра, тюльпан, ромашка, ирис, пеон, нарцисс... —

— воробей, сорока, ворона, синица, дрозд, ласточка... —

— муравей, муха, жук, паук, кузнечик, бабочка... —

— волк, медведь, лиса, тигр, лев, заяц, белка... —

— колбаса, сыр, хлеб, рыба, окорок, масло, сливки, сок... —

— шёлк, драп, сукно, атлас, бархат, сатин, ситец, замша... —

— скрипка, рояль, гитара, балалайка, труба, флейта... —

— ботинки, туфли, тапочки, сапоги, сандалии... —

— шапка, кепка, берет, шляпа, капюшон... —

— зелёный, голубой, синий, чёрный, белый... —

— Волга, Лена, Енисей, Иртыш, Кама, Обь... —

— Россия, Канада, Америка, Англия, Италия, Польша... —

— Толстой, Чехов, Куприн, Шолохов, Булгаков, Гамзатов... —

— Пушкин, Лермонтов, Блок, Фет, Есенин, Окуджава... —

— Ломоносов, Циолковский, Эйнштейн, Курчатов, Менделеев... —

— Европа, Азия, Арктика, Антарктида, Австралия, Африка... —

— Москва, Париж, Лондон, Вена, Рим, Варшава, Берлин... —

По описанию назовите предметы.

— стеклянный ящик с водой для содержания рыб — аквариум

— краткий перерыв между действиями спектакля —

— наука о небесных телах —

— вооружённые силы государства —

— создатель какого-нибудь произведения —

— цирковой гимнаст —

— исполнитель ролей в спектакле —

— ударение в слове —

— небольшой смешной рассказ —

— объявление о том, что все билеты на концерт или спектакль проданы —

— строительное искусство, зодчество —

— устройство для развлечений в местах общественных гуляний, парках —

— продажа имущества с публичного торга —

— искусство театрального танца —

— ударный музыкальный инструмент в виде цилиндра —

— разговор, обмен мнениями —

— то, что является источником личного обогащения, наживы —

— оптический прибор для рассматривания далёких предметов —

— наука о растениях —

— книжка для первоначального обучения грамоте —

— цветы, сложенные в пучок —

— материал для письма —

— денежная единица какой-нибудь страны —

— вязаные рукавицы —

— ягоды или плоды, сваренные на сахаре —

— связка прутьев для подметания пола —

— заход солнца за линию горизонта —

— полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала —

— запретный участок, где оберегаются редкие и ценные растения и животные —

— очень ценный металл жёлтого цвета —

— приспособление для защиты от дождя или солнца —

— место, где содержатся животные для показа —

Назовите — к чему относится?

— ствол, корни, листья, крона — дерево

— крыша, крыльцо, труба, окно —

— сцена, занавес, партер, кулисы —

— вестибюль, эскалатор, поезд, платформа —

— класс, учитель, доска, карта, перемена —

— продавец, касса, товары, витрина —

— ель, сосна, берёза, грибы, ягоды, орехи —

— врач, палата, сестра, уколы —

— деревья, скамейки, аллеи, фонтан —

— картины, скульптуры, рисунки —

— шерсть, лапа, когти, пасть —

— лекарства, мази, травы, микстуры —

— машины, светофор, переход, милиционер —

— снег, мороз, метель, пурга —

— поле, ворота, мяч, судья —

— бокс, бег, гимнастика, футбол —

— акробаты, клоуны, гимнасты, шуты —

— театры, магазины, школы, больницы —

— дождь, снег, град, туман —

— грядки, огурцы, забор, чучело —

— ночь, день, утро, вечер —

— станки, цеха, рабочие, мастер —

— яблони, вишни, клубника, смородина —

— январь, февраль, март, апрель —

— понедельник, вторник, среда, четверг —

— 1,2,3,4,5,6,7 —

— 25,36,100,12,48 —

— берег, волны, медузы, крабы —

— Луна, Марс, Земля, Юпитер —

— сок, колбаса, сыр, рыба —

— тигр, лев, барс, пантера —

— гадюка, уж, кобра, питон —

— письма, открытки, бандероли, посылки —

— шкаф, стол, диван, кресло —

— солдат, генерал, танк, ружьё —

— метро, автобус, поезд, троллейбус —

— абрикос, груша, персик, лимон —

— ручка, тетрадь, ластик, линейка —

— повесть, роман, рассказ, пьеса —

— платье, рубашка, костюм, брюки —

— корова, лошадь, коза, телёнок —

— топор, молоток, клещи, отвёртка —

— бабочка, комар, паук, стрекоза —

— розы, ромашки, пионы, гладиолусы —

— газеты, журналы, книги, открытки —

—Лужники, Динамо, Локомотив, ЦСКА —

— Тверская, Ордынка, Петровка, Лубянка —

— официант, заказ, музыка, обед —

— ружьё, патроны, дичь, сапоги —

Подберите к словам синонимы.

— разговор — беседа  
— холод — грусть
— педагог — тоска
— багаж — сообщение
— дом — труд
— несчастье — веселье
— мужество — ужас
— страх — мир
— друг — врач
— радость —недуг
— метель  

 

7. Объясните слова, подберите синонимы(1-3 слова).

— необозримый — бескрайний, необъятный, — безграничный...
— нелегальный — неоспоримый
— неотвратимый — неотъемлемый
— незыблемый — неоценимый
— необычайный — непоколебимый
— неопровержимый  

 

— непомерный — неприглядный — непринуждённый   — целесообразный — прогрессирующий — исчерпывающий — деформированный — неприязненный — нерадивый — нереальный   — компрометирующий — последовательный — безынициативный — фальшивый

8. Ответьте на вопросы. Дайте полный развёрнутый ответ.

— Для чего нам нужны реки, моря, озёра?

— Для чего нужны леса, сады, парки?

— Для чего нужны книги?

— Для чего нужна армия?

— Для чего нужны лекарства?

— Для чего нужны театры?

— Для чего нужны музеи?

— Для чего нужны наука, техника?

— Для чего нужны деньги?

— Для чего нужны самолёты, пароходы, поезда?

— Для чего нужны поля, луга?

— Для чего нужны школы, институты, университеты?

— Для чего нужны библиотеки?

— Для чего нужны больницы, санатории?

— Для чего нужны стадионы, спортивные комплексы?

— Для чего нужны почта, телеграф?

— Для чего нужны ателье?

— Для чего нужны аптеки?

— Для чего нужны магазины?

— Для чего нужны кафе, рестораны?

— Для чего нужна полиция?

— Для чего нужно телевидение?

— Для чего нужны ракеты, спутники?

— Для чего нужны дороги, мосты?

— Для чего нам нужен транспорт?

Подберите антонимы к глаголам.

— бросать — поднимать  
— говорить — молчать  
— смеяться — сорить — прикрепить
— грустить — запрещать — улучшать
— любить — нападать — намокнуть
— бежать — собирать — спрашивать
— строить — тускнеть — летать
— хвалить — взять — драться
— ронять — мешать — работать

Подберите антонимы к глаголам.

— меркнуть — сиять, сверкать.

— погружаться — проиграть
— разрушать — ослабить
— замедлять — потерять
— горевать — возмущаться
— возобновлять — потерять

 

— любить — ссориться — умолять
— запомнить — бежать — собрать
— расстроиться — отнять — соединить
— спрашивать — арестовать — бросать
— испортить — оскорбить — расплакаться
— укоротить — обеднеть — победить
— говорить — угрожать — кричать
13. К словам подберите антонимы.
— здоровье — день — грязь
— лень — старость — находка
— война — грубость — шум
— горе — доброта — трусость
— друг — правда — счастье

Подберите антонимы.

— прямой — кривой, извилистый...

— трудный — блёклый

— уродливый — ранний — южный — круглый — горький — новый — чёрный — густой

* * * *

— горячий — трудолюбивый —- домашний — искусственный — нервный — сытый — незрелый — цветущий — пасмурный — кислый

* * * *

— суровый — матовый — чёрствый — сломанный — крупный — ловкий — интересный — вялый — тайный — грустный

Подберите антонимы к наречиям.

— мелко — глубоко

— душно — аккуратно — грустно — быстро — дорого —удобно — крепко — сухо —твёрдо — шумно — надежно — гладко — сердито — полезно — мрачно — длительно

Вставьте глаголы.

— Как аукнется, так и...

— Цыплят по осени...

— Тише..., дальше...

— Жизнь прожить, не поле...

— Что посеешь, то и...

— Язык до Киева...

— Не в свои сани не...

— Не плюй в колодец, пригодится воды...

— Поспешишь, людей...

— Волков бояться, в лес не...

— Соловья баснями не...

— По одёжке встречают, а по уму...

— Лес рубят — щепки...

— На воре шапка...

— Семь раз отмерь, а один раз...

— Кто не работает, тот не...

— Любишь кататься, люби и саночки...

18. Подберите глаголы (2-3 слова).

— роса — сверкает, блестит, искрится.

— туман — диктор — студенты
— море — журналист — президент
— листья — ураган — государство
— растение — солнце — растение
— снег — настроение — энергия
— учёные — метель — птицы
— зверь — вода  

19. Подберите глаголы (2-3 слова).

—навыки—приобретать, закреплять, вырабатывать...

— здоровье — рассказ — дома
— деньги — трудности — детей
— успех — планы — фильмы
— стихи — знания — песни
— науки — одежду — государство
— картины — растения — армию
— цветы — почву — промышленность
— речь — дороги — искусство

Вставьте глаголы по смыслу.

Не ветер... над бором

Не с гор... ручьи

Мороз воевода дозором

...владенья свои.

* * * *

... — хорошо ли метели

Лесные тропы...

И нет ли где трещины, щели

И нет ли где голой земли?

* * * *

... — по деревьям...

...по замёрзлой воде

И яркое солнце...

В косматой его бороде

* * * *

Забравшись на сосну большую

По веточкам палицей...

И сам про себя удалую

Хвастливую песню...

Н. Некрасов

Вставьте глаголы по смыслу.

Утро

Звёзды меркнут и... .В огне облака.

Белый пар по лугам...

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет...

...чуткий камыш, тишь, безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст... плечом, на лицо тебе вдруг

С листьев... роса серебристая.

Потянул ветерок, воду..., ...

Пронеслись утки с шумом и...

Далеко-далеко колокольчик...

Рыбаки в шалаше...

...сети с шестов, вёсла к лодкам...

А восток всё горит — ...

Птички солнышка..., птички песни...

И стоит себе лес...

Вот и солнце..., из-за пашен...

За морями ночлег свой...,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками...

Едет пахарь с сохой, ... — песню... ;

По плечу молодцу всё тяжёлое

Не боли ты душа! ... от забот!

Здравствуй, солнце да утро весёлое!

И. Никитин

23. Вставьте подходящие по смыслу определения.

Образец:На широкой поляне рос высокий могучий дуб.

— ...луг покрылся... ...травой и... одуванчиками.

—... ...льдины с шумом и треском плыли по... реке.

— Остановившись у... ... дома, он осторожно открыл калитку и вошёл в... ...сад.

—... ...туча заволокла всё небо, грянул гром и пошёл... ...дождь.

— Между... соснами и... полем шла... ... тропинка, ведущая к... озеру.

— Стол был покрыт... ...скатертью, расшитой... ... узорами.

— День был... и..., и мы решили отправиться в... поход.

—... ...листья тихо падают с деревьев и ложатся на... ...землю.

— В реке отражаются ..., ..., ... краски вечернего неба.

— На берегу пассажирам предлагают......малину, ... ...землянику.

—... ...камыш ... стеной тянется вдоль... реки.

— Голос у певца был... и..., он звенел как... колокольчик.

— ... ... утром выбегает из норки бурундук. В лучах... солнца блестят... полоски на его спине.

— Мы поднялись на...... холм и пред нами предстала... ...долина.

—... ...лещ пред зимовкой ложится на... дно, а ... ...окуни устраиваются среди камней.

24. Подберите определения к данным словам (2-4 слова).

— дело — важное, сложное, срочное...

— мечта — талант — беседа — память — здоровье — внимание — климат — сон — программа — работа

* * * *

— природа — прогулка — весна — поведение — погода — путешествие — статья — документы — океан — настроение

* * * *

— осень — лекция — речь — развитие — город — почва — характер — день — небо — лес — ночь — передача

25. Вставьте определения по смыслу. Пользуйтесь словами для справок.

1... ....ветер гнал на город... ...тучи.

2. Петербург жил... ...жизнью.

3. В... десятилетие с... быстротой создавались... предприятия и проекты.

4. ...зал на втором этаже залит... ... светом... люстр.

5. ...вечером в... переулке появился... человек в ... плаще с... капюшоном.

6. ...маки, ... ромашки и... лютики заполняли всю долину.

7. Девочка смотрела... ... взглядом, потом, чуть улыбнувшись, взяла... ей конфету.

Слова для справок:красные, протянутую, ослепительным, сверкающих, непонимающим, тёмные, удивительной, северный, смелые, удивлённым, холодный, шумной, нашем, последнее, тяжёлые, ярким, неугомонной, осенним, огромный, чёрном, высокий, белые, надвинутом, розовые.

26. Вставьте пропущенные определения по смыслу.

Берёзовая роща

Хороши... ...рощи! Как только сойдёт в лесу снег, набухают на берёзах... ...почки. В эти ... дни берёзки угощают нас... ...соком. Далеко разносится в роще... песенка... дрозда. С дерева на дерево перелетают... синички. ...ковром расстилаются под берёзами... ...подснежники.

Хорошо в берёзовой роще и в летнюю... пору. Под дуновением... ...ветерка шелестит... ... листва. Пахнет......земляникой.

Хочется лечь в... ...траву и смотреть на вершины берёз, где по... ... небу плывут... облака.

Слова для справок:весёлая, голосистого, шустрые, чудесным, светлые берёзовые, голубые и белые, лёгкого прохладного, знойную, сочная молодая, спелой душистой, высокую густую, синему летнему, смолистые душистые, белые, весенние, живительным сладким.

27. Вместо точек вставьте пропущенные определения по смыслу.

Горное озеро

После многих часов пути и... переходов ... развернулась перед путешественниками картина. Мы увидели горное озеро с... ... берегами, которые отражались в... зеркале вод. Середина озера была скована... льдом.

Скрытое... берегами горное озеро казалось.... Но со сказочной быстротой менялась его окраска: вода была ..., ... и...

Небольшие табунки... оленей паслись в долине. В... воде спокойно плавали... рыбы и были видны их... спинки. На берегу мы обнаружили много... гнёзд. ... стена... скал не позволяла двигаться дальше, и мы отправились ... путь. ... птицы долго нас сопровождали.

Слова для справок:утиных, неприступная, высоких, обратный, бесчисленные, тяжёлых, неприступными, изумрудным, голубой, розовой, золотистой, изумительная, отвесными скалистыми, неподвижном, синеватым, диких, толстые, крупные, прозрачной.

28. Вставьте пропущенные определения по смыслу.

В овраге

Через... лес, через... овраги пробирается с добычей старый волк. Далеко от... дорог и... селений скрыто волчье логово.

Голодно, бесприютно волкам в... стужу. В ..., ... ночи скитались они по... полям и дорогам, ловили зайчишек, воровали собак. Разносилась над полями... ...песня, слышался сквозь... вьюгу ... вой. Кончилась... зима. В... ...дни родились у волчицы... ...волчата. Растут, резвятся... волчата. Поздно утром возвращается... волк с добычей.

Хрустит под волчьими лапами... снег. Взлетают на деревья... рябчики. Смело бежит волк по... ...лесу.

Слова для справок:холодная, весенние тёплые, слепые маленькие, бойкие, старый, слежавшийся, пугливые, знакомому, тёмный, глухие, проезжих, людных, зимнюю, морозные вьюжные, снежным, волчья, непроглядную, жалобный.

29. Вставьте определения по смыслу (по картине И.И.Шишкина «Рожь»).

... ... полдень

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...