Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 6. СОВМЕСТНОЕ С ДЕТЬМИ ЗАНЯТИЕ

Знакомство с детьми, описание родителей «глазами» детей, определение «узких» зон взаимодействия родителей с детьми, создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества.

1. Психолог задает всем присутствующим вопрос: кто здесь собрался? Пусть дети и взрослые придумают как можно больше вариантов (люди, друзья, знакомые, мамы и дети, земляне и т. д.).

2. Психолог, знакомясь с детьми, просит каждого по очереди назвать свое имя и рассказать о своей маме (папе) так, чтобы остальные участники смогли угадать, кто из сидящих в кругу людей – его родители. При этом ведущий задает разные вопросы: «Какая твоя мама? Что она любит делать? Что ей нравится? Что ей не нравится?» – и т. п. Если в группе есть второй психолог, он подыгрывает ведущему и берет на себя роль отгадчика. Детей постарше можно спросить о том, кто, по их мнению, из детей будет самой заботливой мамой, заботливым папой, ответственным человеком, кто из них самый веселый, самый большой выдумщик и т. д. Психолог еще раз повторяет все имена, чтобы участники запомнили их. На этом занятии особенно желательно использовать бэйджи, чтобы облегчить общение в разросшейся группе.

3. Упражнение «У кого конфета». Эту игру можно проводить в нескольких вариантах, но основная ее задача – выявить наиболее «подозреваемых» личностей в группе.

Все участники садятся или становятся в круг, закрывают глаза и складывают ладони «лодочкой». Психолог проходит по кругу и вкладывает в ладони трех‑четырех участников какой‑то мелкий предмет. Когда по команде все откроют глаза, каждый может высказать не больше трех подозрений по отношению к другим участникам. После опроса психолог определяет наиболее подозреваемых группой детей и взрослых. Наиболее стойкие (оказавшиеся вне подозрений) получают призы – что‑нибудь вкусное.

Вместо условного предмета можно использовать мелкие конфетки. Участник должен быстро засунуть полученную конфету за щеку и вести себя так, чтобы другие не заметили «сладкое» выражение лица. В таком варианте отпадает необходимость в призах, а участникам легче выполнять задачу, так как не надо следить за руками, чтобы их случайно не расцепить.

Самый сложный вариант этой игры проводится без конфет и предметов: участникам надо отгадать, кого психолог тронул рукой, пока все сидели с закрытыми глазами.

Такое упражнение хорошо сближает участников и способствует развитию коммуникаций в группе.

4. Игры «Кто это на ощупь?», «Угадай, чьи руки». Эти игры проводятся с завязанными глазами. Сначала дети пытаются на ощупь (по лицу и фигуре) угадать имя партнера. Затем родители находят с завязанными глазами ощупывают руки детей, стараясь определить своего ребенка. Для родителей и детей это может быть очень значимая ситуация (найдет ли мама своего ребенка?). Впечатлительный ребенок может расплакаться, если мама «отвергнет» его руки. Чтобы не допустить эксцессов, психолог должен вовремя незаметно помочь родителю найти руки его ребенка.

Детям настолько нравятся такие игры, что у психолога могут возникнуть проблемы с их окончанием.

5. Совместное рисование. Оно проводится в двух вариантах, в зависимости от возраста детей. Дошкольники и их родители совместно рисуют картину на определенную тему («Наш дом», «Дом», «Праздник»). Родителям с детьми старшего возраста дается задание выполнить рисунок одной ручкой (карандашом, фломастером), предавая его друг другу. При этом им нельзя договариваться и вообще говорить друг с другом.

После того как все закончили, каждая пара представляет свое произведение, ведущий предлагает ребенку рассказать, как был нарисован этот рисунок, кто был инициатором воплощенных идей, как происходила прорисовка тех или иных деталей. При этом возможны разные варианты. Часто ребенок приписывает себе авторство, хотя оно ему и не принадлежит.

Желательно, чтобы психолог отмечал в карте наблюдений характерный тип и особенности взаимодействия на различных этапах рисования: сотрудничество, подавление одним из участников, игнорирование потребностей партнера, соперничество (конкуренция), согласие, ориентация на интересы партнера и т. д. В большой группе для этого может понадобиться ассистент.

6. Описание картинок по Роршаху. Каждая пара – ребенок и мама (папа) – получают одну из картинок с изображениями пятен Роршаха. Им предлагается сначала назвать как можно больше идей о том, на что это похоже, а потом прийти к одному названию. После того как каждая пара получила возможность пофантазировать и пришла к единому мнению, можно один или несколько раз обменяться картинками и обсудить варианты ответов нескольких (и даже всех участвующих в упражнении) пар об одном и том же пятне. Эта работа не только способствует развитию совместного воображения родителя и ребенка, но и служит хорошим диагностическим средством сферы родительско– детского взаимодействия. Если в группе есть второй психолог, можно разделить группу на две подгруппы, в каждой из которых проводится работа с карточками (такой вариант сокращает время работы и способствует меньшему утомлению детей, особенно маленьких). Затем группа собирается в круг, и психолог сообщает все придуманные названия пятен.

7. Игры. «Изобрази животных» – подготовка ко второй игре. Психолог называет определенных животных и просит всех участников изобразить, как они выглядят.

«Найди себе пару». Психолог раздает каждому участнику заранее приготовленные листочки с написанными на них названиями животных (маленьким детям надо сказать на ушко название животного). Название каждого животного написано на двух карточках. По команде участники начинают изображать соответствующего животного и искать себе пару. После того как каждый нашел себе «своего» животного, психолог спрашивает каждую пару: кто вы? На этом совместное занятие заканчивается.

8. Домашнее задание: обсудить дома впечатления обоих участников от прошедшего занятия. Следует напомнить родителям о правилах активного слушания.

 

Занятие 7. ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЕЙ

Обучение способам эффективной коммуникации для разрешения проблем, которые могут возникать у родителя при взаимодействии с ребенком.

1. Психогимнастика. Участники группы бросают друг другу мяч и говорят, что им нравится в другом человеке.

2. Обсуждение домашнего задания – обмен собственными впечатлениями от совместного занятия с детьми и рассказ о его обсуждении дома. Родители должны отметить, какие приемы активного слушания они использовали в этой беседе.

3. Информационная часть в этом занятии сочетается с практическим освоением навыков эффективной коммуникации. Когда проблема принадлежит родителю, он может:

1. попытаться непосредственно повлиять на ребенка;

2. попытаться повлиять на себя самого;

3. попытаться повлиять на обстоятельства (например, изменить обстановку, принять необходимые меры безопасности). Психолог рассказывает о двух формах обращения к другому

человеку: «ты‑сообщениях» и «я‑сообщениях».

Ты‑сообщениячасто нарушают коммуникацию, так как вызывают у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда родитель: «Ты всегда оставляешь грязь в комнате», «Ты никогда не выносишь мусор», «Прекрати это делать».

Я‑сообщенияявляются более эффективным способом изменения поведения ребенка в желаемую для родителей сторону.

В то же время они сохраняют благоприятные взаимоотношения между людьми. Нарисуем схему сообщений для родителя, который устал и не испытывает желания играть со своим сынишкой (Гордон, 1997). Ты‑сообщение:

Родитель устал – (процесс шифрования) – «Ты меня утомил» – (процесс расшифровки) – (реакция ребенка) «Я плохой».

Я‑сообщение:

Родитель устал – (процесс шифрования) – «Я очень устал» – (процесс расшифровки) – (реакция ребенка) «Папа устал».

Психолог знакомит родителей с моделью я‑сообщения, которая состоит из трех основных частей:

1. событие (когда…, если…);

2. ваша реакция (я чувствую…);

3. предпочитаемый вами исход (мне хотелось бы, чтобы…; я предпочел…; я был бы рад…).

В общении может использоваться не полная форма я‑сооб‑щения, а укороченная («Мне хотелось бы, чтобы мы договорились о том, кто выносит мусор», «Когда я вижу грязные руки, у меня мурашки по спине бегают»). Первоочередная цель я‑вы‑сказываний – не заставить кого‑то что‑то сделать, а сообщить свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймет их гораздо быстрее.

Психолог предлагает родителям потренироваться в применении я‑сообщений таким образом: один из родителей описывает какой‑то факт поведения ребенка, который для него неприемлем, а остальные формулируют я‑сообщения, записывая их в тетрадь, и затем предъявляют в кругу. Другой вариант: психолог зачитывает приготовленные заранее ты‑сообщения, а задача участников – переформулировать их в я‑сообщения.

4. Знакомство с констатирующими и воодушевляющими высказываниями.

Констатирующие(или прослеживающие) описания – это просто словесное воспроизведение действий ребенка («Ты достал из портфеля треугольник, повертел его на пальце, закинул за диван»). Дети не всегда хорошо осознают свои спонтанные, привычные действия. Предметные описания помогают им от‑рефлексировать и по‑новому увидеть собственные действия. По сути, они выполняют функцию обратной связи. Для этого (разумеется, с согласия ребенка) можно использовать видеосъемку. Просмотр вместе с ребенком различных форм негативного или неприемлемого родителями поведения (например, частое отвлечение во время выполнения уроков, медленное просыпание, истерики и т. д.) – это тоже вариант прослеживающих описаний.

Для тренировки констатирующих высказываний можно использовать такое упражнение: один из участников совершает серию движений, а остальные сообща составляют очень подробное устное описание его действий.

Воодушевляющиевысказывания являются продолжением и развитием констатирующих описаний, но внимание в них сконцентрировано не на предметной, объективной, а на личностной, субъективной стороне действий ребенка, то есть не на том, чтоделает ребенок, а на том, какон это делает («Ты с таким усердием и с таким терпением выполняешь эту сложную работу»). Ребенок может не очень красиво рисовать или плохо мыть посуду, но если родителю хочется, чтобы он продолжал эти действия, то акцент на том, как он старался, может вдохновить его на дальнейшие «подвиги».

Работа с констатирующими и воодушевляющими высказываниями может быть построена так, как описано выше. Возможны и другие формы работы с этими сообщениями, например, описанная в работе (Сидоренко, 1995), когда высказывания формулируются участниками по отношению к другим членам группы. Например: «Алена, ты всегда с таким юмором и оптимизмом рассказываешь о своих близких, тебя очень интересно слушать» или «Таня, ты можешь очень точно и кратко высказывать свои мысли». Для обмена воодушевляющими высказываниями можно использовать мяч: получая вместе с мячом такое сообщение, участник тренинга говорит, воодушевляют ли его эти слова настолько, что хочется продолжать себя так вести.

5. Психолог напоминает о том, что такое временный и постоянный язык (эта тема обсуждалась на занятии 3), подчеркивая важность его влияния на развитие самооценки ребенка и формирование его «Я‑концепции».

6. Психогимнастическое упражнение. Психолог заранее готовит листки в форме листьев дерева и просит каждого участника написать на этих листках проблему, которая, по его мнению, является общей для всех (или для большинства) участников группы. Эти листья можно приклеить к заранее нарисованному дереву, после чего один из членов группы вслух читает все проблемы. Проводится краткое обсуждение полученных результатов.

7. Домашнее задание. Применять я‑сообщения, констатирующие и воодушевляющие высказывания в общении с ребенком. Записать два примера в дневник.

 

Занятие 8. КОНФЛИКТЫ

Определение способов разрешения конфликтных ситуаций, знакомство с шестью шагами беспроигрышного метода разрешения конфликта (Гордон, 1997).

1. Обсуждение домашнего задания. Следует обратить внимание на сложности, которые возникали при формулировании я‑со‑общений. Хороший результат может дать проигрывание ситуации в виде ролевой игры. Типичная ошибка для многих начинающих – передача ты‑сообщений, предваряемых выражением чувств и потому создающих иллюзию я‑сообщений.

2. Обозначив тему занятия, можно спросить участников, какие ассоциации возникают у них при слове «конфликт», с каким животным, погодой, цветом ассоциируется конфликт.

Далее психолог просит всех членов группы встать и с закрытыми глазами подержать перед собой то, что в их представлении является «конфликтом» (образом конфликта), прислушаться к своим чувствам и сделать с этим образом то, что хочется. Затем необходимо обсудить те чувства, которые испытывали люди в этой ситуации, что им хотелось сделать с этим образом.

3. Информационная часть этого занятия перемежается с обсуждением тех конфликтов, с которыми обычно приходится сталкиваться родителям, общаясь с ребенком. Если в ходе всех предыдущих занятий в группе накоплено уже достаточно информации о конфликтных ситуациях, то ведущий может подвести итоги и ввести три категории поведения в конфликте: «выиграть‑проиграть», «проиграть‑выиграть» и «выиграть‑выиграть». Задача участников группы – найти примеры своих конфликтов для каждой категории. Как правило, труднее всего удается найти примеры для категории «выиграть‑выиграть».

Зачастую родители принимают за конфликты ситуации, когда они чем‑то недовольны или когда ребенок отстаивает свое мнение, вступая с ними в спор. Не каждый спор или противоречие превращаются в конфликтную ситуацию. Для нее характерны эмоциональное напряжение сторон (или хотя бы одной стороны), выплеск негативных чувств, выраженное недовольство друг другом.

Следует также объяснить участникам различия в понятиях «повод» и «причина» конфликта и пояснить это на примерах.

4. Конкретный конфликт, предъявленный кем‑то из родителей, может быть представлен в виде ролевой игры или психодраматического разыгрывания ситуации.

5. Ведущий знакомит группу с шестью шагами беспроигрышного метода решения конфликтов по Т. Гордону (1997).

Эти шаги связаны с ключевыми моментами, о которых родители должны знать и применять их, чтобы избежать лишних трудностей при решении конфликтов, хотя некоторые конфликтные ситуации могут разрешаться и без прохождения всех шести шагов. Существуют конфликты, которые исчерпываются уже при первом шаге.

5. Обсуждение в группе вариантов переработки конфликтов. Психолог задает участникам вопросы: что происходит, когда вы попадаете в конфликтную ситуацию? Как вы пытаетесь облегчить свои переживания? Какие привычные способы используете вы и ваши близкие? Совместно с группой ведущий выходит на тему о четырех основных сферах переработки конфликтов: тело, воображение, деятельность и контакты. Участники группы часто приходят к выводу о том, что привычные способы переработки конфликтов далеко не всегда являются лучшими.

6. Домашнее задание: рассказать членам своей семьи о том, что узнали на занятии, и применять на практике способы анализа конфликтных ситуаций. Предложить ребенку нарисовать рисунок на тему «Конфликт в нашей семье»; спросить ребенка, какое наказание для него самое страшное и какое поощрение (какая награда) наиболее желаема. Записать это в тетрадь.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...