Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнение 3. «Проявления гнева»

Участники группы индивидуально заполняют лист анкеты:

 

* * *

 

* * *

 

Раздайте группе бланки для заполнения. Скажите участникам, что им нужно найти себе спокойное место и заполнить свои листы; отведите на это около пятнадцати минут. Когда группа объединяется, спросите участников: «Что вы делаете, когда злитесь?» Все ответы записывайте на доске. Поощряйте участников придумать как можно больше возможных способов проявления гнева.

После этого проводится мозговой штурм для поиска ответа на вопрос: «Что ты делаешь, когда злишься?» Каждую реакцию (здоровую и нездоровую) консультант записывает на доске.

Наиболее частые ответы: успокаиваюсь; прячусь в туалете; говорю об этом с другом; кричу; игнорирую гнев; иду прогуляться; бью что‑нибудь (обычно стену); ругаюсь; бросаюсь предметами; бегу; ничего не делаю; иду и разбираюсь; визжу; бью кого‑нибудь (дерусь).

Обсудите с группой каждый ответ и решите, какие из этих реакций здоровые, а какие – нездоровые. Игнорирование, уход или ничегонеделание – не признак здоровья, так же как и реакции, связанные с нанесением вреда себе и другим.

Взяв этот обмен идеями за основу, поработайте с заполненными материалами, обсудив каждый вопрос анкеты.

После этого раздайте участникам листки со списком ошибочных представлений о гневе.

 

* * *

 

Ошибочные представления о гневе:

Злиться нехорошо.

Гнев – нездоровая эмоция.

Гнев – пустая трата времени и энергии.

Хорошие, добрые люди никогда не сердятся.

Когда мы злимся, мы теряем над собой контроль и становимся сумасшедшими.

Если мы сердимся на кого‑нибудь, мы теряем этого человека.

Другие люди не должны злиться на нас. Если другие злятся на нас, значит, мы сделали что‑то неправильно.

Если другие злятся на нас, это происходит из‑за нас, и мы сами в этом виноваты.

Если мы злимся на кого‑то, это происходит из‑за него, и он сам в этом виноват.

Если мы злимся на кого‑то, нашим отношениям конец, и этот человек должен уйти.

Если мы злимся на кого‑то, мы должны наказать этого человека за то, что он заставил нас так переживать.

Если мы злимся на кого‑то, он должен изменить свое поведение так, чтобы мы перестали на него злиться.

Если мы в гневе, нам нужно кого‑нибудь ударить или что‑нибудь сломать.

Если мы в гневе, нам нужно закричать.

Если мы злимся на кого‑то, это значит, что мы его больше не любим.

Если кто‑то злится на нас, это значит, что он нас больше не любит.

Злиться можно только тогда, когда мы можем оправдать свои чувства.

 

* * *

 

В ходе управляемой дискуссии обсудите эти представления и корректные способы выражения чувства гнева.

 

КАК СПРАВИТЬСЯ С ПЛОХИМ НАСТРОЕНИЕМ

Упражнения, приведенные ниже, направлены на углубление процессов самораскрытия; развитие умения самоанализа и преодоления барьеров, мешающих полноценному самовыражению; обучение тому, как находить чувства, которые помогут преодолеть чувство тревоги и избавиться от него.

Упражнение 1. «Какого я цвета?»

Участники группы образуют круг.

«Я предлагаю начать сегодняшний день с того, что каждый из нас, подумав некоторое время, скажет, какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния.

Теперь расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение с момента, когда вы сегодня проснулись, и до того, как вы пришли сюда, и с чем были связаны эти изменения. В заключение своего рассказа опишите то состояние, в котором вы находитесь сейчас, и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали».

Упражнение 2. «Чувствую‑себя‑хорошо»

«Назовите 5 ситуаций, вызывающих ощущение: „чувствую‑себя‑хорошо“. Воспроизведите их в своем воображении, запомните чувства, которые при этом возникнут. Теперь представьте, что вы кладете эти чувства в надежное место и можете достать их оттуда, когда пожелаете. Нарисуйте это место и назовите эти ощущения».

Проводится краткое обсуждение задания.

Упражнение 3. «Расслабляемся»

Консультант рассказывает о том, что в случаях, когда человек испытывает напряжение, можно помочь себе, расслабившись при помощи простых приемов, которые помогут не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, не наносящего ущерба интересам другого человека.

«Сядем поудобнее. Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем по десять глубоких медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлить их, вдыхая, сосчитаем про себя до семи, а выдыхая – до девяти. Можно и не считать – смотря как легче. Начнем.

Теперь можно открыть глаза. Расскажите, что вы испытали, что почувствовали, выполняя это упражнение. Можно я начну? (Консультант в данном случае показывает, как можно говорить о своих чувствах, подробно описать то, ты что испытал.)

Другой способ расслабиться можно было бы назвать «волшебное слово». Когда мы волнуемся, мы можем произнести это волшебное слово и почувствуем себя немного увереннее и спокойнее. Это могут быть разные слова: «покой», «тишина», «нежная прохлада», любые другие. Главное, чтобы они помогали вам. Давайте попробуем. (По окончании консультант спрашивает, какие «волшебные слова» подобрал каждый из участников и что он почувствовал.)

Еще один способ успокоиться и расслабиться. Вспомните или вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение, напряжение. Произнесите про себя несколько утверждений о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными. Например, «Я спокоен, я чувствую себя расслабленным» и т. д. Слова «нет», «не» и другие отрицания использовать нельзя. Начнем. (По окончании консультант спрашивает, кто какие словосочетания использовал, что почувствовал, и просит рассказать о том, какие ситуации при этом вспомнились.)

Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что, вдыхая, вы взбираетесь вверх по радуге, а выдыхая – съезжаете с нее, как с горки».

Упражнение повторяется три раза. После этого желающие делятся впечатлениями. Затем упражнение повторяется с открытыми глазами, причем количество повторений увеличивается до семи. После краткого обсуждения впечатлений участникам предлагают простые способы расслабления (например, максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их). Указывается на значение каждого из этих способов или их комплекса для регуляции собственных эмоциональных состояний.

Упражнение 4. «Мусорное ведро»

Консультант показывает иллюстрацию, где изображено мусорное ведро (или настоящее грязное ведро для мусора), и просит объяснить, что оно символизирует. Участникам предлагается нарисовать на бумаге мусорное ведро. Консультант направляет дискуссию таким образом, чтобы каждому участнику представилась возможность выбросить что‑то из своей жизни, и предлагает участникам представить, что они что‑то выбрасывают за ненадобностью (неприятного человека, какой‑нибудь предмет, место или чувство), и нарисовать это так, как будто то, от чего они хотят избавиться, падает с руки в мусорное ведро.

Участники описывают негативные моменты своей жизни так, как они изобразили это на картинке. Комментируя и задавая вопросы, они изучают выбор каждого. Консультант помогает группе идентифицировать свои чувства и общие темы. Для одних это может быть вполне реальное разочарование, например от бесполезного подарка. Другие будут описывать абстрактные понятия, такие, как ненужные взаимоотношения.

Тренинг «Как быть с другими»

Это коммуникативный тренинг, цель которого – формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию. Участники учатся отстаивать свои интересы и в то же время в нужной ситуации уметь пойти на компромисс.

К коммуникативным умениям относятся:

Описание поведения, т. е. сообщение о наблюдаемом без оценивания и без приписывания мотивов. Такая обратная связь, основанная на наблюдениях, вызывает наименьшую психологическую защиту и наибольшее желание изменить свое поведение.

Коммуникация чувств– ясное сообщение о своем внутреннем состоянии, понимание и принятие своих и чужих чувств. Чувства выражаются телодвижениями, действиями, словами, поэтому легко ошибиться относительно эмоционального состояния другого человека. Мы часто передаем чувства в неявной форме или в форме оценки. Например: «Ты всегда всех задеваешь» – оценка человека. «Я чувствую себя обиженной, когда ты так говоришь» – выражение чувства. Чтобы тебя правильно поняли, лучше использовать при общении прямые определения: «Я чувствую смущение, огорчение, сожаление и т. п.».

Активное слушание– умение внимательно слушать партнера и понимать его точку зрения.

Эмпатия– адекватное восприятие того, что происходит во внутреннем мире другого человека.

Конфронтация– действия, направленные на то, чтобы побудить другого человека осознать, проанализировать или изменить свое решение или поведение. В конфронтации заложены большие возможности пользы и вреда. Продуктивная конфронтация предполагает положительные отношения с человеком.

Помимо описанных коммуникативных умений, подросткам в их дальнейшей самостоятельной жизни будут необходимы навыки делового общения, такие, как:

• установление контакта;

• ориентация в проблеме;

• аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов;

• навыки принятия решений, нахождение компромисса.

Тренинг состоит из двух частей:

1. Специальные упражнения, направленные на формирование отдельных коммуникативных умений и навыков делового общения.

2. Упражнения, в которых активизируются все умения.

 

УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА

Для того чтобы установился хороший контакт, важно расположить собеседника к себе, вызвать его доверие, интерес к себе. Для этого у нас есть невербальные и вербальные средства. Невербальные – поза, улыбка, контакт глаз, организация пространства общения (дистанция). Вербальные – комплименты, «ритуальные» фразы (какая хорошая погода…), открытые вопросы, дающие возможность собеседнику ответить более полно (например, «вы живете в этом доме?» – закрытый вопрос; «где вы живете?» – открытый вопрос).

Эту вводную информацию можно использовать в начале занятий по тренировке в установлении контакта.

Выбираются двое желающих, которые садятся в центре круга. Консультант объясняет ситуацию: вы едете в автобусе. Он останавливается на красный свет, и вдруг в автобусе, стоящем в соседнем ряду, вы замечаете приятеля, которого давно не видели. Окна автобусов закрыты, но вы хотите договориться о встрече с ним в каком‑то определенном месте и в определенное время. В вашем распоряжении – одна минута, пока автобусы стоят у светофора. После невербального проигрывания ситуации участники делятся информацией о том, как они поняли друг друга. В упражнении по очереди участвуют все желающие.

Легко ли было понять партнера? Легко ли было выразить свои мысли без слов? Какими средствами вы пользовались? Что помогало, что мешало понять партнера?

Упражнение 2. «Найди пару»

Все сидят в круге. По сигналу нужно поменяться с кем‑то местами. Для этого предварительно, без слов, нужно установить контакт глазами.

Упражнение 3. «Найди пару‑2»

«Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано „слон“, знайте, что у кого‑то есть карточка, на которой тоже написано „слон“.

Прочтите, что написано на вашей карточке, так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

Упражнение 4. «Пустой стул»

Это упражнение подростки очень любят и часто предлагают поиграть в него. Оно может использоваться и в качестве разминки. Для проведения упражнения необходимо нечетное количество участников. Предварительно все рассчитываются на «первый‑второй». Все вторые номера сидят на стульях, первые стоят за спинками стульев, оставшийся без пары участник группы стоит за спинкой свободного стула. Его задача – пригласить кого‑нибудь из сидящих на свой стул. При этом он может пользоваться только невербальными средствами, говорить ничего не надо. Все те, кто сидят на стульях, очень стараются выйти из‑под контроля того, кто стоит за их спиной, и попасть на свободный стул. Задача тех, кто стоит за спинками стульев, – удержать своих «подопечных» – для этого надо успеть взять его за плечи в тот момент, когда он собрался пересесть. Консультант должен следить, чтобы руки не держались все время над «подопечными». Через некоторое время участники меняются местами. При этом один из стоящих участников остается стоять за стулом.

Как вы приглашали кого‑то на свой стул? Как понимали, что вас пригласили на стул? Что больше понравилось – стоять за стулом или сидеть на стуле?

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...