Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнение 7. «Мы с тобой одной крови»

«Помните Маугли и урок, который дал ему учитель – медведь Балу? Правильно, прежде чем что‑то сделать, скажи заклинание: „Мы с тобой одной крови, ты и я!“ И тогда тебя принимают и понимают, что ты такой же. Давайте подумаем над тем, что же объединяет нас? Для этого нужно выбрать себе партнера и сесть рядом с ним. Возьмите чистый лист бумаги и ручку. Напишите заголовок „Наше сходство“ и поставьте двоеточие.

Посмотрите внимательно на человека, сидящего рядом с вами. Другой характер, рост, вес, цвет волос или глаз? Наверное, вы видите очень много различий. И это естественно, ведь он – Другой. Но сейчас подумайте о том, что вас объединяет, в чем состоит ваше сходство? Ведь оно есть. Только нельзя об этом спрашивать вашего партнера. 5 минут вы будете молча работать, заполняя ваш листок, думая об этом человеке и о себе одновременно, ведь нельзя написать о сходстве, думая только о ком‑то другом.

При этом постарайтесь написать не только о чисто физических или биографических признаках, по которым вы похожи друг на друга. Они, разумеется, важны, но поразмышляйте больше о психологических характеристиках, которые вас могут объединять. Что это может быть? Вы оба общительны и добры? Или оба молчаливы и замкнуты?

Именно этот стиль рекомендуется для ваших записей. Мы оба: а) добрые; б) тактичные; в) приятные в общении; г) любим слушать музыку и т. д.

После того как вы закончите перечислять сходства, нужно обменяться списками, чтобы выразить свое согласие или несогласие с тем, что написал ваш партнер. Если вы ничего не имеете против его записей, они остаются в списке. Если вас что‑то не устраивает, вы просто вычеркиваете эту запись, тем самым давая понять, что ваш партнер ошибся. После взаимного анализа вы можете обсудить результаты работы, особенно если есть вычеркнутые записи».

 

АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ

Активное слушание включает принятие человеком ответственности за то, что он слышит, путем подтверждения, уточнения, проверки значения и цели получаемого от другого сообщения.

Активное слушание помогает понять, насколько у вас с вашим собеседником сходны мнения, интересы, цели, расходятся ли они или частично сходятся. Оно помогает понять аргументы вашего собеседника, ход его мысли, его эмоциональное состояние. Позволяет показать вашу заинтересованность и, с другой стороны, помогает привлечь внимание собеседника к вашим словам, позволяет вовлечь его в обсуждение ваших сообщений. Человек благодарен нам, если находит в нас интерес и внимание, а значит, и к нашим проблемам и доводам он отнесется с большим участием.

Активное слушание необходимо при деловом общении, оно помогает сориентироваться в проблеме. Часто люди стремятся переговорить других, привести свои аргументы, а не выслушать и понять аргументы другого. Такая позиция мешает им договориться, прийти к компромиссу, обычно они становятся еще дальше в своих позициях, чем были до разговора, и уходят обиженными и разочарованными.

Эту вводную информацию можно использовать в беседе с подростками.

Упражнение 1. «Испорченный телефон»

Для выполнения упражнения выбирается группа из пяти человек. Четверых просят выйти из комнаты, предупредив, что их будут вызывать по одному для передачи информации. Первому участнику зачитывается текст. После этого консультант вызывает в комнату второго участника, а первого просит передать ту информацию, которую он запомнил. Затем второй передает услышанное третьему и т. д. Информацию последнего сверяют с исходным текстом. Во время передачи информации оставшаяся часть группы регистрирует, кто упустил информацию, исказил, привнес свою.

Упражнение проводится 2 раза с разными участниками. Первая пятерка передает неформальную информацию, вторая – деловую. Результаты обсуждаются в группе.

Упражнение 2. «Испорченный телефон – 2»

Участники встают в колонну. Консультант встает в конце – все участники повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает стоящему впереди подростку повернуться к нему лицом. Затем он жестами показывает какой‑либо предмет (спичечный коробок, пистолет, волейбольный мяч и т. п.). Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй «передает предмет» третьему, третий – четвертому и т. д. Последний участник показывает предмет всей группе.

Все делается молча, используются только жесты, можно лишь попросить повторить их; участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет их по плечу.

Упражнение 3. «Эхо»

В естественном процессе общения иногда бывает трудно выслушать другого не перебивая, дать ему договорить до конца и точно воспринять значение его слов. Это упражнение может обратить внимание на подобные дефекты коммуникации и одновременно поэкспериментировать с активным слушанием. Упражнение можно провести в виде дискуссии.

Первый участник высказывает свое мнение по какому‑либо вопросу, например, какие три черты характера присущи учителям. Второй должен повторить суть его сообщения, после чего первый участник разговора подтверждает, что он был понят правильно, а возможно, отмечает те моменты, которые не были уловлены в достаточной мере. После этого второй участник может начать свое сообщение, по возможности точно излагая мнение предыдущего. Упражнение можно провести и в тройках, где двое обсуждают вопрос, а третий следит за соблюдением правил. Когда двое выскажутся, участники тройки меняются ролями.

Помогало ли активное слушание понять собеседника? Трудно ли было придерживаться правил? Что понравилось, что было сложным?

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...