Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнение 3. «Выявление скрытых правил»

Некоторые из правил, регулирующих взаимодействия в семье, являются неосознанными, скрытыми. Для их выявления и обсуждения необходима помощь консультанта. Ниже приводится пример такой беседы с семьей. Необходимо дать каждому из участников возможность высказаться по каждому из затронутых вопросов.

«Что вы можете рассказать в своей семье о том, что вы думаете, чувствуете, видите, слышите; о вкусах и запахах, которые вы ощущаете? Можете ли вы комментировать только то, что должно быть, или также и то, что есть на самом деле?

(Вопросы о свободе мнений в семье можно разделить на 4 подгруппы.)

1. Что вы можете сказать о том, что вы видите и слышите?

Вы только что видели, как два члена вашей семьи сильно поссорились. Можете ли вы выразить свой страх, беспокойство, гнев, агрессию?

Можете ли вы выразить свое одиночество, нежность, вашу потребность в утешении?

2. Кому вы можете это сказать?

Вы ребенок, и вы только что услышали, как ваш отец выругался. Существует семейное правило, запрещающее ругаться. Можете ли вы указать ему на это?

3. Как вы можете прокомментировать тот факт, что вы не согласны с чьим‑нибудь поведением или не одобряете его?

Если пятнадцатилетний сын (или внук) напивается, можете ли вы прямо об этом сказать?

4. Можете ли вы свободно попросить объяснения, если вы не понимаете кого‑нибудь из членов семьи?

Если между словами и тоном голоса вашего собеседника есть противоречие, можете ли вы прокомментировать это?

Каждый день члены семьи видят и слышат разные вещи. Некоторые из них приносят удовольствие. Другие вызывают замешательство и даже боль, третьи могут вызвать чувство стыда. Если членам семьи не позволено признавать и комментировать то, что они замечают, и выражать чувства, которые это вызывает у них, тогда эти чувства подавляются и начинают подтачивать семейное благополучие.

Считаете ли вы, что есть такие темы, которые никогда не должны подниматься в семье? Как можно вести себя так, как будто этих фактов семейной жизни не существует?

Семейные запреты против обсуждения того, что есть и что было, создают плодородную почву для конфликтов. Предположим, что существует такое неписаное семейное правило, согласно которому члены семьи могут говорить только то, что правильно, хорошо, значимо, уместно. В этом случае значительную часть действительности нельзя комментировать. Никто не бывает постоянно хорошим, уместным, значимым и т. д.

Когда правила запрещают комментировать многие вещи о себе и других членах семьи и когда вы не можете комментировать то, что есть на самом деле, то что тогда происходит? Некоторые люди лгут, некоторые начинают ненавидеть, а некоторые становятся чужими в своей семье. Самое худшее состоит в том, что у них появляется низкая самооценка, которая выражается в беспомощности, враждебности, глупости и одиночестве».

Техника 11. «Семейное кукольное интервью»

В этой технике члены семьи и консультант разговаривают друг с другом не непосредственно, а разыгрывая кукольный спектакль. Каждый из участников может пользоваться одной или несколькими куклами, соответствующими различным ситуациям и семейным ролям. Техника дает много возможностей для наблюдения как видимых, так и скрытых путей взаимодействия членов семьи друг с другом. Выбор кукол, конфликты, выраженные в фантазиях, обсуждение после спектакля, когда членов семьи просят дать свои свободные ассоциации по поводу пьесы, изучение вопроса о том, какое отношение имеет разыгранная история к функционированию семьи, – все это помогает понять внутрисемейные взаимоотношения.

Конфликт между персонажами драматизируемой истории отражает фантазии членов семьи, форма и содержание которых, как правило, вращаются вокруг одной или нескольких тем, что часто представляет собой символический ответ на подспудно присутствующий у консультанта вопрос семье: «Зачем вы сюда пришли?»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Adler A.Superiority and social interest: a collection of later writings // Ed. by H.L. Ansbacher. N.Y.: Viking, 1964.

Allport G. W.Pattern and growth in personality. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1961.

Balint M.The doctor, his patient and the illness. New York: International Universities Press, 1957.

Baltes P.B. & Baltes M.M.Psychological perspectives on successful aging. In P.B. Baltes & M.M. Baltes (Eds.). Successful aging. N.Y.: Cambridge Univ. Press, 1990.

Baltes P.B. & KlieglR.Further testing of limits of cognitive plasticity: Negative age differences in a mnemonic skill are robust. Developmental Psychology, 1992, 28, 121–125.

Beck A.T., Rush A.J., Shaw B.F. & Emery G.Cognitive therapy of depression. N.Y.: Guilford Press, 1979.

Beck J.Cognitive therapy: Basics and beyond. New York: Guilford, 1995

Berkovitz I. H., & Sugar M.(1975). Adolescent psychotherapy, group psychotherapy, family psychotherapy. In M. Sugar (Ed.), The adolescent in group and family therapy (pp. 3–23). New York: Brunner/ Mazel.

Birren J.E., Woods A.M. & Williams M. V.Behavioral slowing with age: Causes, organization, and consequences. In L.W. Poon (Ed.) Aging in the 1980s. Washington, DC: American Psychological Association, 1980.

BlocherD.H.Developmental Counseling. N. Y.: Ronald Press, 1966.

Boom J.The concept developmental stage. Nijmegen: Universiteitschruk‑kerij Nijmegen, 1992.

Briggs‑Myers I., McCaulley M.H.Manual: A Guide to the Development and Use of the Myers Briggs Type Indicator. Consulting Psychologists Press,1985.

Bromley D.B.The psychology of human ageing. Harmondsworth, 1966

Buhler C.Maturation and motivation. // Personality, 1951, 1 (2), pp. 184–211.

Burnside I.M., Ebersole P. & Monea H.E.(Eds.) Psychological caring throughout the life span. New York: McGraw‑Hill. 1979.

Butler R.The life reviewed: an interpretation of reminiscence in the aged // Psychiatry. 1963. Vol. 26. PP. 65–76.

Coleman J.C.Abnormal Psychology in Modern Life // Glenview, Ill.: Scott Foresman and Co, 1 972.

Dant Т., Carley M., Gearing B, Johnson M.Final report of care for elderly people at home; a research and development project in collaboration with Gloucester Health Authority. Milton Keynes: Open University Press, 1990.

DSM‑III: Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (Third Edition), American Psychiatric Association, 1980.

DSM‑III‑R: Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (Third Edition – Revised), American Psychiatric Association, 1987.

DSM‑IV: Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (Fourth Edition), American Psychiatric Association, 1994.

Eisenberg D., Delaney S.The Counseling Process. Chicago: Rand McNally, 1977.

Ellis A., Dryden W.The practice of rational‑emotive therapy. New York: Springer, 1987

Ellis A., Grieger R.(Eds.) Handbook of rational‑emotive therapy. New York: Springer, 1977

Erikson E.N.The life cycle completed. New York: Norton, 1982.

Erikson E.H.Childhood and Society. New‑York: Norton, 1950.

Farrell M.P., Rosenberg S.D.Men at mid‑life. Boston: Auburn Hause,1981.

Fenichel O.The Psychoanalytic Theory of Neurosis. New‑York: Norton,

1945.

Firman J.,«I» and Self, Re‑visioning Psycho‑synthesis, Psychosynthesis

Palo Alto, California, 1991.

Fromm E.Man for Himself. New‑York, Farrar and Rinehart, 1947.

Fromm E.The Art of Loving. New‑York: Harper, 1956.

Gelso C.J., Carter J.A.The relationship in counseling and psychotherapy: components, consequences and theoretical antecedents // The Counseling Psychologist, 1985. Vol. 13. P. 155–243.

George R.L., Cristiani T.S.Counseling: Theory and Practice, 3rd Ed. Englewood Cliffs. N. J.: Prentice Hall, 1990.

GesellA.Child Development. New‑York: Harper, 1949.

Harris P.Psychobiogaphy: Fingerprints of a Lifetime // Older people and Their Needs. A Multidissciplinary Perspective / Ed. G. Corley. L.: Whurr Pub ‑

lishers Ltd, 2001. P. 123–133.

HavighurstR.Developmental Tasks and Education. N. Y.: D.Mckay Company, 1972.

HavighurstR.History of developmental psychology: Socialization and personality development through lifespan. In: Baltes P.B. & Schaie (Eds.) Lifespan developmental psychology: Personality and socialization. N. Y.: Academic press., 1973. – P. 3–24.

Holland J.L.Making vocational choices: A theory of careers. Englewood

Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1973.

HughesB.Older People and Community Care. Critical theory and practice. L.: Open University Press, 2000. P. 162.

Karpman S.Fairy Tales and Script Drama Analysis, Transactional Analysis

Bulletin, vol. 7 no. 26, 1968.

KennedyE. On Becoming Counselor: A Basic Guide for Non‑Professional Counselors. N. Y.: The Seabury Press, 1977.

Kernberg O.Severe personality disorders. New York, 1986.

Knapp M.L.Nonverbal communication in human interaction (2nd ed.).

New York: Holt, Rinehart and Winston, 1978.

Knapp M.L.The field of nonverbal communication: an overview // In: C. Stewart, B. Kendall (Eds.) On Speech Communication: Anthology of Contemporary Writings and Messages. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1972.

Kohlberg L.Essays on moral development: Vol. 1. The philosophy of moral development. New York, Harper & Row, 1981.

Kohlberg L.Essays on moral development: Vol. 2. The psychology of moral development. New York, Harper & Row, 1984.

Lazarus R.S., Averill J.R.Emotions and cognition. Anxiety. Ed. by Ch. D. Spielberger. N. Y., London, 1972, vol. 2, p. 6–290.

Lazarus A.Casebook of multimodal therapy. New York: Guilford, 1995.

Levinson D.A conception of adult development // American psycholo‑

gist.1986. N. 41.P. 3–13.

Levinson D.The seasons of a man's life. New York: Knopf, 1978.

Levinson D.The seasons of women's life: Implications for women and men. Am. Psych. Ass., Boston, 1990.

Liebmann M.Art Therapy for Groups: A Handbook of Themes, Games and Exercises / Cambridge, MA: Brooklyn Books, 1986.

Marcia J.Development and validation of ego‑identity status // Journal of persolality and social psychology. 1966. N. 3. P. 551–558.

Marcia J.The status of statuses: Research review / In: In Marcia, Walter – man, et al Ego identity; A handbook for psychological research. N. Y.: Sprin‑ger‑Verlag, 1993.

Maslow A.H.Toward a psychology of being (second ed.). Princeton. NJ:

Van Nostrad Reinhold, 1968.

MorenoZ.T.Psychodrama. Beacon, N. Y.: Beacon House, 1964. Murray M.A.Explorations in personality. N. Y.: Oxford University Press,

1938.

Myers R.A., Layton W.C., Morgan H.H.The Counseling Psychologist. Washington, D. C.: American Psychological Association, 1968.

Naparstek B.R.Staying well with guided imagery. N. Y., Warner Bros.,1994.

Naumburg M.Dynamically Oriented Art Therapy: Its Principles and Prac – tices. Ndew York: Grune and Stratton, 1966.

Neugarten B.L.Age groups in American society and the rise of young‑old. Annals of the American Academy of Political and Social Science, 1974, 415,

187–198.

Orlick T.G., McCaffrey N.Feeling great. Ottawa, 1995.

Peck R.C.Psychological developments in the second half of life. In B.L. Neugarten. Middle age and aging. Chicago: University of Chicago Press, 1968.

Peplau L.N., Perlman D.(Eds.) Loneliness: a sourcebook of current theory. N. Y.: John Wiley & Sons, 1982.

Perlman D., Peplau L.N.Towards a Social Psychology of Loneliness. In R.Gilmour & S.Duck (Eds.), Personal Relationships. London: Acad. Press,1981.

Roe A.Early determinants of vocational choice // J. Counsel. Psych.,1957, 4.

Rogers C.Client‑Centered Therapy. Boston: Houghton Miffin, 1951. Rosensweig S.An Outline of Frustration Theory. Chapter 11, in Hunt J. McV. (ed.) Personality and the Behavior Disorders. New‑York: Ronald, 1944. Rowan J.Subpersonalities, The People Inside Us, Routledge, London and New York, 1990.

Santrock J. W.Life‑span development. Madison, Wisconsin, 1995. Schiff A., SchiffPassivity. TAJ. 1 (1), 1971.

Seligman M.E.P.What you can change. N. Y.: Fawcett Columbine, 1993. Spiegel D.Therapeutic support groups. In B. Moyers (Eds.) Healing and

the mind. N. Y.: Doubleaday, 1993, 157–175.

Steiner C.M.Emotional literacy training: the application of transactional analysis to the study of emotions // Trans. Anal. J., 1996. V. 26. P. 31–39.

Steiner C.M.Scripts People Live: Transactional Analysis of Life Scripts. New York, Grove Press, 1990.

Stern D.N.The first relationship: infant and mother. Cambridge, Mass. Harvard University Press, 1977.

Storr A.The Art of Psychotherapy. N. Y.: Methuen, 1980.

Taibi K., Hedges C.The Miniscript // Transactional Analysis Journal. 1974.

V. 4. P. 67–82.

Thompson A.S.Notes on career development inventory – adult form. As quoted in: R. P.Johnson & H. С Riker (1981). Retirement maturity: A valuable concept for preretirement counselors. Personnel and Guidance Journal.

1977. 59.

Vaillant G.The climb to maturity: how the best and brightest came of age // Psychology Today? 1977, September, p. 34.

Ware N, Steckler NChoosing a sciene major: The experience of women and men. Women's Studies Quarterly, 11, 1983.

Yalom I.Existential Psychotherapy. N. Y.: Basic Books, 1980.

Yalom I.D.The theory and practice of group psychotherapy. N. Y.: Basic

Books, 1985.

Zarit S.H., Zarit J.M.Mental disorders in older adults. N. Y. London: The

Guilford Press, 1998.

Zeiss A.M., Steffen A.Behavioral and cognitive treatments: Social learning in older adults. In S.H.Zarit & B.G. Knight (Eds.) A guide to psychotherapy and aging. N.Y.: American Psychological Association, 1996, 35–60.

Абрамова Г.С.Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга,

1999.

Абулъханова‑Славская К.А.Стратегия жизни. М., Мысль, 1991. Аверин А.В.Психология детей и подростков. СПб.: Изд‑во Михайлова В.А., 1998.

Адлер А.Понять природу человека. СПб.: Академический проект,

1997.

Айви А., Айви М., Саймэн‑Даунинг Л.Психологическое консультирование и психотерапия: методы, теории и техники. М.: Психотерапевтический колледж, 1999.

Айзенк Г., Вилъсон Г.Как измерить личность / Пер. с англ. М.: Коги‑то‑Центр, 2000.

Алешина Ю.Е.Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: НФ «Класс», 1999.

Алиева М.А., Гришанович T.B., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Троши‑хина Е.Г.Тренинг развития жизненных целей. Программа психологичес – кого содействия социальной адаптации. СПб.: Речь, 2001.

Алъперович В.Д.Геронтология. Старость: Социокультурный портрет.

М.: Приор, 1998.

Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А.Диагностика суицидального поведения: Метод. рекомендации. М.: 1980.

Ананьев Б.Г.Избранные психологические тексты. М.: Педагогика,

1980.

Ананьев Б.Г.Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.А., Кудрявцева Н.А.Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. Л.: ЛГУ, 1968.

Андреева Т.В.Социальная психология семейных отношений. СПб.:

1998.

Анн Л.Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2003. Анохин П.К.Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968.

Анциферова Л.И.Психология личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. Под ред. Анцыферо ‑

вой Л.И. М.: 1981.

Анциферова Л.И.Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал, 1994. Т. 15. № 3. С. 99–

105.

Анциферова Л.И.Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного старения личности. // Психологический журнал, 1996. Т. 17. № 6. С. 60–71.

Арьес Ф.Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс, Прогресс‑Академия, 1992.

Асмолов А.Г.Психология личности: Учебник. М.: МГУ, 1998.

Ассаджиоли Р.Динамическая психология и психосинтез // Психосинтез. Теория и практика, М.: Киев, REFL‑book – Ваклер, 1994.

Ассаджиоли Р.Психосинтез. Принципы и техники / Пер. с англ. Е. Петровой. М.: Изд‑во ЭКСМО‑Пресс, 2002.

Бадхен А.А., Каган В.Е. (ред.).Психосинтез и другие интегративные техники. М.: Смысл, 1997.

Байярд Р.Т., Байярд Дж.Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение, 1991.

Баскаков В.Танатотерапия – искусство жизни и смерти // Свободное тело. Хрестоматия по телесно‑ориентированной психотерапии и психотехнике. Баскаков В.Ю. (ред. – сост.). М.: Ин‑т общегуманитарных исследований, 2001.

Баскаков В.Телесно‑ориентированная психотерапия и спихотехни‑ка: обобщение и сравнительный анализ существующих подходов / Телесность человека: междисциплинарные исследования. М.: Философское общество СССР, 1993.

Бассет Л.Только без паники! СПб.: Питер‑Пресс, 1997.

Баттерворт Д., Харрис М.Принципы психологии развития. М.: Ко‑гито‑Центр, 2000.

Белоусов С.А.Духовная зрелость личности и отношение к смерти // Психология зрелости и старения. 1998. № 4.

Бендлер Р., Гриндер В., Сатир В.Семейная терапия и НЛП. М.: Ин‑т общегуманитарных исследований, 1999.

Бендлер Р., Гриндер Дж.Структура магии. Т. 1, 2. СПб.: Белый кролик, 1993.

Березкина‑Орлова В.Актерские телесно‑ориентированные психотехники // Свободное тело. Хрестоматия по телесно‑ориентированной пси хотерапии и психотехнике / Баскаков В.Ю. (ред. – сост.). М.: Ин‑т общегуманитарных исследований, 2001.

Березкина‑Орлова В.Б., Баскакова М.А.Телесно‑ориентированная психотехника актера (методические рекомендации к проведению тре – нинга) // Хрестоматия по телесно‑ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В. Баскакова. М.: Смысл, 1997.

Берн Э.Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. «Университетская книга»– АСТ. М., 1998.

Берне Р.Развитие Я‑концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.

Берталанфи фон Л.История и статус общей теории систем / Систем – ные исследования. М.: Наука, 1973.

Бибринг Э.Психоанализ и динамическая психотерапия // Психоаналитический вестник. 1999. Т. 8. № 2. С. 13–29.

Биксон Т.К., Перло Л.Н., Рук К.С., ГудчайлдсЖ.Р.Жизнь старого и одинокого человека // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989.

Блонский П.П.Педология. М.: 1934.

Божович Л. И.Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.: Междунар. пед. академия. 1995.

Бреннан Р.Пособие по применению методики Александера. К.:

София, 1997.

Бретт Д.Жила‑была девочка, похожая на тебя. М.: НФ «Класс»,

1996.

Брукс Ч.Чувственное сознавание. М.: Либрис, 1997.

Бурлачук Л. Ф., Коржова Е.Ю.Психология жизненных ситуаций. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А., Кочарян А.С.Основы психотерапии. Киев – Москва: «Ника‑Центр» – Алетейа, 1999.

Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г.Возрастно‑психологи‑ческое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.:

Изд. МГУ, 1990.

Бэрон Р., Ричардсон Д.Агрессия. СПб.: Питер, 1997.

Бютнер К.Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991.

Вайзер Г.А.Смысл жизни и возраст // Психолого‑педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М.: ПИРАО, 1997.

Валлон А.Психическое развитие ребенка. СПб.: Питер, 2001.

Варга А.Я.Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2001.

Василюк Ф.Е.Психология переживания. М.: 1984.

Василюк Ф.Е.Проблема критической ситуации // Психология экстремальных ситуаций. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок (сост.), Мн.: Харвест,

1999.

Вачков И.В.Основы технологии группового тренинга. М.: Изд‑во

«Ось‑89», 1999.

Верховски А.Диалоги дыхания: Паттерны дыхания как паттерны социального взаимодействия // Энергия и характер, 1999. № 1. С. 20–28.

Вилъсон Дж. Т.Поведенческая терапия // Журнал практической пси – хологии и психоанализа, 2000. № 3.

Винникотт Д.В.Разговор с родителем. М.: НФ «Класс», 1995.

Витакер К. Бамберри В.Танцы с семьей. М.: НФ «Класс», 1997.

Витакер К.Полночные размышления семейного терапевта. М.: НФ

«Класс», 1998.

Виткин Д.Мужчина и стресс. СПб.: Питер‑Пресс, 1996а.

Виткин Дж.14 мифов о женщине. СПб.: Питер‑Пресс, 1996б.

Выготский Л.С.Психология. М.: Эксмо, 2000.

Выготский Л.С.Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1984.

Выготский Л.Я.Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997.

Гавэйн Ш.Созидающая визуализация. http://www.loop‑back.ru/psytech/practpsy

Гамезо М.В., Герасимова В.С, Горелова Г.Г., Орлова Л.М.Возрастная психология: личность от молодости до старости. М.: Ноосфера, 1999.

Ганнушкин П.Б.Избранные труды по психиатрии. Ростов‑на‑Дону,

Феникс., 1998.

Гизе Ф.Психоанализ и психотехника. Л.: Современник, 1926. Гилберг К., Питерс Т.Аутизм: Медицинские и педагогические аспекты / Пер. с англ. Деряевой О.В., под ред. Шипициной Л. М.: Исаева Д. Н.

СПб.: ИСПиП, 1998.

Гиппенрейтер Ю. Б.Введение в общую психологию. М.: МГУ, 1988.

Гиршон А.Кинесфера: пространство движения, 2000а. http://www.chat.ru/~bodywork/dance4.htm.

Гиршон А.Танцевальная импровизация: за пределами терапии? 2000б. http://www.aha.m/~ipd/zajpredelami.htm.

ГлуханюкН.С., Гершкович Т.Б.Механизмы формирования толерантности к старению в условиях современной России. Екатеринбург: УрГУ,

2002.

Гордон Т.Повышение родительской эффективности / Популярная педагогика. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997.

Грабенко Т., Зинкевич‑Евстигнеева Т., Фролов Д.Волшебная страна внутри нас // Тренинг по сказкотерапии. Зинкевич‑Евстигнеева (ред.).

СПб.: Речь, 2004.

Грановская P.M.Элементы практической психологии. СПб.: Свет,

1997.

Грачева Л.В.Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. СПб.: Речь, 2003.

Гроф С, ХэлифаксД.Человек перед лицом смерти. М.: Изд‑во Трансперсонального института, 1996.

Гулдинг М, Гулдинг Р.Психотерапия нового решения: Теория и практика / Пер. с англ. Сариной В.М. М.: НФ «Класс», 1997.

Гуревич П.С. (ред.).Жизнь после смерти. М.: Сов. писатель, 1990.

Гуськова Т.В., Елагина М.Г.Личностные образования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. 1987. № 5.

Гуткина Н.И.Клинический метод в психологическом консультировании детей // Ж. практ. психологии и психоанализа. 2001. № 1–2

Давыдовский И.В.Что значит стареть. М.: Знание, 1967.

Дементьева Н.Ф.Методологические аспекты социально‑психологической адаптации лиц пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания // Психология зрелости и старения 1998.

№ 2.

Джайнотт X.Родители и дети // Сер. «Знание». Пед. ф‑т. 1986. № 4. Джеймс М, Джонгвард Д.Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями: Пер. с англ. / Общ. ред. и послесл.

Л.А. Петровской. М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс‑Уни‑верс», 1993.

Драгунова Т.В.Подросток. М.: Знание, 1976.

Елагина М.Г.Кризис семи лет и подход к его изучению // Новые ис – следования в психологии. 1989. № 1. С. 37–42.

Ермолаева М.В.Практическая психология старости. М.: Эксмо, 2002.

Ефименко В.Л.Депрессии в пожилом возрасте. Л.: Медицина, 1975.

Заваденко Н.Н.Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей // Мир психологии. 2000. № 1.

Запорожец А.В.Развитие произвольных движений // Избр. психол. тр.: В 2 т. 1986. Т. 2. С. 5–234.

Захаров А.И.Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Союз, 1988.

Захаров В.П., Хрящева Н.Ю.Социально‑психологический тренинг: Учебное пособие. Л.: Изд‑во ЛГУ, 1989.

Зейгарник Б.В.К вопросу о механизмах развития личности // Вестник МГУ. Серия «Психология». 1979. № 1.

Зейгарник Б.В.Клиническая беседа // Айламазян A.M.Метод беседы в психологии. М.: 1999.

Зелинский С.М.Родитель и ребенок на первой консультации // Мастерство психологического консультирования. Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. СПб.: Европейский дом, 2002.

Зинкевич‑Евстигнеева Т.Д. (ред.).Тренинг по сказкотерапии. СПб.:

Речь, 2004.

Зинкевич‑Евстигнеева Т.Д.Путь к Волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: Речь, 1998.

Иванов В.А.Проблема структуризации рабочего опыта (к пониманию механизмов старения) // Психология зрелости и старения, 1999.

№ 6.

Изард К.Г.Психология эмоций / Пер. с англ. В. Мисник, А. Татлы‑баевой, СПб.: Питер, 1999.

Исаев Д.Н., Каган В.Е.Аутистические синдромы у детей и подростков: механизмы расстройств поведения // Патологические нарушения поведения у подростков. Л., 1973.

Йоуменс Т.Практика психосинтеза. Сан‑Хосе, 1989.

Каган В.Е.Аутизм у детей. – Л.: Медицина, 1981.

Каган В.Е.Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991.

Кайгородова Л.С.Инновационные технологии в социальной работе с пожилыми людьми. 1999, http://home.novoch.ru/~azazel/texts/sbornikps/invgeront.html.

Калиш Р.Пожилые люди и горе // Психология зрелости и старения. 1997. № 3. С. 38–42.

Карвасарский Б.Д.Психотерапия. М.: Медицина, 1985.

Карсаевская Т.В.Социальная детерминация возрастных фаз человека // Соотношение биологического и социального в человеке. Ломов

Б.Ф. (отв. ред.). М.: 1975. С. 747–756.

Карсаевская Т.В.Этапы жизненного цикла человека. // Психология зрелости и старения. 1997. № 3. С. 8–12.

Карсаевская Т.В., Шаталов А.Т.Философские аспекты геронтологии. М.: Наука, 1978.

Квинн В.Прикладная психология. СПб.: Питер, 2000.

Кемпер И.Легко ли не стареть? М.: Прогресс‑Яхтсмен, 1996.

Кинг М, Цитренбаум Ч.Экзистенциальная гипнотерапия. М.: НФ

«Класс», 1998.

Кискер К.П., Фрайбергер Г., Розе Г.К., Вулъф Э.Психиатрия, психосоматика, психотерапия / Пер. с нем. (Гуманистическая психиатрия), М.: Алетейа, 1999.

Клайн В.Как подготовить ребенка к жизни. М.–Л.: Прогресс – Уч. центр «Антарес», 1991.

Кларк М, Гэллатин Б.Одиночество в старости // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. С. 453–485.

Кле М.Психология подростка: психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991.

Ковалев С.В.Психология современной семьи. М.: Просвещение,

1988.

Ковалев С.В.Исцеление с помощью НЛП. Нейро‑лингвистическое программирование психосоматических исцелений. М.: КСП+, 1999.

Козлов А.А.Старость: социальная разобщенность или целостность? // Мир психологии, 1999. № 2. С. 80–96.

Колесов Д.В.Биология и психология пола. М.: МПСИ, 2000.

Кон И.С.Психология старшеклассника М.: Просвещение, 1980.

Кон И.С.В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.

Кон И.С.Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978.

Кон И.С.Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.

Кон И.С.Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1994.

Кон И.С.Ребенок и общество. М.: Наука, 1988.

Кон И.С.Социологическая психология. Избранные психологические

труды. М.: МПСИ, 1999.

Копытин А.И. (ред.).Практикум по арт‑терапии. СПб.: Питер, 2000. Коржова Е.Ю.Психологическое познание судьбы человека. СПб.:

Союз, 2002.

Коссаковский А.Психическое развитие личности в онтогенезе // Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989.

Кочюнас Р.Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999.

Кошелева А.Д., Алексеева Л.С.Диагностика и коррекция гиперактивного ребенка. М.: 1997.

Крайг Г.Психология развития. СПб.: Питер, 2003.

Краснова О.В.Исследование структуры социальной поддержки пожилых людей // Психология зрелости и старения. 1998. № 2.

Краснова О.В.Социально‑психологические аспекты старения // Клиническая геронтология. 1997. № 3.

Краснова О.В.Воспоминания старых людей: рассказ историй, биография и терапия «лайф‑ревью» // Психология зрелости и старения.

2002. № 1.

Краснова О.В.Исследование идентификации пожилых людей // Психология зрелости и старения. 1997. № 3. С. 68–84.

Краснова О.В.Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии // Мир психологии. 1999. № 2.

С. 96–106.

Кратохвил С.Психотерапия семейно‑сексуальных дисгармоний. М.: Медицина, 1991.

Кречмер Э.Строение тела и характер. М.: НО Научный фонд «Первая Исследовательская лаборатория им. Акад. В.А. Мельникова», 2000.

Кроник А., Ахмеров Р.Каузометрия. Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл,

2003.

Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. М.: Изд‑во УРАО, 1998.

Куттер П.Любовь, ненависть, зависть, ревность: Психоанализ страстей / Пер. с нем. С. С. Панкова. СПб.: БСК, 1998.

Куттер П.Современный психоанализ. СПб: БСК, 1997.

Кэмпбелл Д.Эффект Моцарта. Мн., Попурри, 1999.

Кэмпбелл Р.Как справляться с гневом ребенка. СПб.: Мирт, 1997.

Кэррел С.Групповая психотерапия подростков. СПб.: Питер, 2002

Лабунская В.А.Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов‑на‑Дону: Феникс, 1999.

Лазарус А.Мультимодальная психотерапия // Зейг Д.К., Мьюни‑он В.М.Психотерапия – что это? М.: НФ «Класс», 2000.

Лазарус А.Мысленным взором: Образы как средство психотерапии.

М.: НФ «Класс», 2000.

Лебедева Л.Д.Практика арт‑терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003.

Лейтес Н.С.Умственные способности и возраст. М.: Педагогика,

1971.

Леонгард К.Акцентуированные личности. Киев: Выща школа, 1989. Леонтmев А.Н.Проблемы развития психики. М.: Изд‑во МГУ, 1981. Леонтьев А.Н.Потребности, мотивы, эмоции. М.: Изд‑во МГУ, 1971. Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат,

1975.

Леонтьев А.Н.Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983.

Лешли Д.Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М.: Педагогика, 1991.

Либин А.Стиль – это человек? // Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998.

Ливехуд Б.Кризисы жизни – шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. Калуга, 1994.

Лидерс А.Г.Возрастно‑психологические особенности консультирования пожилых людей // Психология зрелости и старения. 1998. № 4.

С. 13–22.

Лидерс А.Г.Психологический тренинг с подростками. М.: Academia,

2003.

Лисина М.И.Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978.

Лисина М.И.О механизмах смены ведущей деятельности у детей // Вопросы психологии. 1978. № 5. С. 73–77.

Лисина М.И.Общение, личность и психика ребенка. М. – Воронеж: Ин‑т практической психологии – МОДЭК, 1997.

Лисина М.И.Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. Лисицкая Т.С.Аэробика на все вкусы. М.: Просвещение‑Владос,

1994.

Лисицкая Т.С.Ритм. Пластика. М.: ФиС, 1988.

Личко А.Е.Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей). Л.: Медицина, 1985.

Личко А.Е.Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков.

М.: Эксмо‑Пресс, 1999.

Лоренц К.Агрессия (так называемое зло). М.: Прогресс, 1994. Лоуэн А.Биоэнергетика. Терапия, которая работает с телом. СПб.:

Речь, 2000.

Лоуэн А.Предательство тела. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

Лоуэн А.Психология тела. Телесно‑ориентированный биоэнергетический психоанализ. М.: Независимая ассоциация психологов‑практиков, 1997.

Лоуэн А.Физическая динамика структуры характера. М.: Издательская фирма «Компания ПАНИ», 1996.

Лоуэн А.Язык тела. СПб. – Ростов‑на‑Дону: Академический проект‑

Феникс, 1998.

Лэндрет Г.Л.Игровая терапия: искусство отношений / Пер. с англ. М.: Междунар. педаг. академия, 1994.

Любан‑Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф, Ледерах‑Хофман К.Психосоматические расстройства в общей медицинской практике. СПб.: СПб. Психоневрологический ин‑т им. В.М. Бехтерева, 2000.

Лютова Е.К., Монина Г.Б.Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа. СПб.: Речь, 2001.

Лютова Е.К., Монина Г.Б.Тренинг общения с ребенком (период ран – него детства). СПб.: Речь, 2003.

МаданесК.Стратегическая семейная терапия. М.: НФ «Класс», 1999.

Майерс Д.Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1998.

Мак‑Вильямс Н.Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе. М.: НФ «Класс», 1998.

Макгилл Л.Хиропрактика – книга здоровья. Мн.: Попурри, 1998.

Мак‑Кей М., Роджерс (П.), Мак‑Кей Ю.Укрощение гнева. СПб.:

Питер, 1997.

МакМаллин Р.Практикум по когнитивной терапии. СПб.: Речь, 2001.

Мак‑Нили Д.Прикосновение. М.: Институт общегуманитарных исследований, 1999.

Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю.Психогимнастика в тренинге. СПб.: Ин‑т тренинга, 1993.

Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю., Сидоренко Е.В.Психогимнастика в тренинге. Ч. 2. СПб.: Ин‑т тренинга, 1993.

Малкина‑Пых И.Г.Психосоматика. Новейший справочник. СПб.–

М.: Сова‑Эксмо, 2003д.

Малкина‑Пых И.Г.Ритмо‑двигательная психокоррекция: работа с женщинами в период климакса (часть 1) // Современные технологии. Медицинская техника, фармация, диагностика. 2002а. № 4.

Малкина‑Пых И.Г.Ритмо‑двигательная психокоррекция: работа с женщинами в период климакса (часть 2) // Современные технологии. Медицинская техника, фармация, диагностика. 2002б. № 5.

Малкина‑Пых И.Г.Ритмо‑двигательная психокоррекция: работа с женщинами в период климакса (часть 3) // Современные технологии. Медицинская техника, фармация, диагностика. 2002 в. № 6.

Малкина‑Пых И.Г.Ритмо‑двигательная психокоррекция: работа с женщинами в период климакса (часть 4) // Современные технологии. Медицинская техника, фармация, диагностика. 2003а. № 1.

Малкина‑Пых И.Г.Ритмо‑двигательная психокоррекция: работа с женщинами в период климакса (часть 5) // Современные технологии. Медицинская техника, фармация, диагностика. 2003б. № 2.

Малкина‑Пых И.Г.Ритмо‑двигательная психокоррекция: работа с женщинами в период климакса (часть 6) // Современные технологии. Медицинская техника, фармация, диагностика. 2003 в. № 3–4.

Малкина‑Пых И.Г.Физкультура, которая лечит душу // И.В. Милюкова, Евдокимова Т.А.Лечебная физкультура. Новейший справочник.

СПб.: Сова, М.: Эксмо, 2003 г.

Марковская И.М.Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы. СПб.: Речь, 2000.

Марцинковская Т.Д.Особенности психического развития в позднем возрасте // Психология зрелости и старения. 1999. № 3.

Маслоу А.Мотивация и личность. М.: Аспект‑Пресс, 1998.

Меновщиков В.Ю.Введение в психологическое консультирование.

М.: Смысл, 2000.

Меновщиков В.Ю.Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями. М.: Смысл, 2002.

Мещерякова С.Ю.Особенности комплекса оживления у младенцев при воздействии предметов и общения со взрослыми // Вопросы психологии. 1975. № 5. С. 82–99.

Мид М.Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.

Минухин С., Фишман Ч.Техники семейной терапии. М.: НФ «Класс»,

1998.

Михайлова Н.М.Принципы терапии в амбулаторной психогериатрии // Современная психиатрия. 1999. Т. 2. № 2–3.

Молчанова О.Н.Специфика Я‑концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Мир психологии. 1999. № 2. С. 133–

141.

Морз Б.Лесбиянки. М.: АО «Пакмаркет», 1993.

Моховиков А.Н. (сост.)Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М.: Когито‑Центр, 2001.

Мустакас К.Игровая терапия. СПб.: Речь, 2000.

Мухина В.С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Academia, 2003.

Мухина В.С.Психология детства и отрочества. М.: Ин‑т практической психологии, 1998.

Мэй Р.Искусство психологического консультирования / Пер. с англ.

М.: НФ «Класс», 1994.

Мягер В.К., Мишина Т.М.Семейная психотерапия. Л.: Медицина,

1979.

Мясищев В.Н.Личность и неврозы. Л.: Изд‑во ЛГУ, 1960. Навайтис Г.Семья в психологической консультации. М.: МОДЕК,

1999.

Наранхо К.Характер и невроз. Интегральное обозрение. СПб. – Минск: Диалог – Лотаць, 1998.

Небылицын В.Д.Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение, 1991.

Небылицын В.Д.Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976.

Некрасов С.Н., Возилкин И.В.Жизненные сценарии женщины и сексуальность. Свердловск: Изд‑во Уральского университета, 1993.

Нельсон‑Джоунс Р.Теория и практика консультирования. СПб.: Питер‑Пресс, 2000.

Ниемеля П.Проблемы психологии личности. М.: 1982.

Никитин В.Н.Психология телесного сознания. М.: Алетейа, 1998.

Никольская О.С.Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. 1995. № 1.

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.Аутичный ребенок: пути помощи. М.: Теревинор, 1997.

Новик И.Б.Система жизнь – смерть. М.: 1992.

Норбеков М., Хван Ю.Уроки Норбекова. Дорога в молодость и здоровье. СПб.: Питер, 1999.

ОбуховаЛ.Ф.Детская (возрастная) психология. М.: Российское педагогическое агентство. 1996.

Оклендер В.Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. М., 1997.

Осипова А.А.Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов

вузов. М.: ТЦ «Сфера», 2000.

Оудсхорн Д.Детская и подростковая психиатрия. М.: 1993.

Павлов И. П.Полн. собр. соч. Т. 3. Кн. 2. М.–Л.: АН СССР, 1951.

Паренс Г.Агрессия наших детей. М.: Лайнер, 1997.

Пезешкиан Н.Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. М.: Смысл, 1993.

Пек М.С.Нехоженые тропы: Новая психология любви, традиционных ценностей и духовного роста. М.: Авиценна, 1996.

Пельцман Л.Стрессовые состояния у людей, потерявших работу // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1999.

Пепло Л.Н., Мицели М, Мораш Б.Одиночество и самооценка. // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. С. 169–191.

Петровская Л.И. (ред).Старость. Справочник / Пер. с польск. М.: Большая российская энциклопедия, 1996.

Пиаже Ж.Избранные психологические труды. М.: Просвещение,

1969.

Пиаже Ж.Речь и мышление ребенка / Пер. с фр. М.: Педагогика‑

Пресс, 1994.

Поливанова К.Н.Психология возрастных кризисов. М.: Academia,

Полищук Ю.И.Состояния одиночества и ассоциированные с ними

расстройства депрессивного спектра у лиц пожилого возраста // Клиническая геронтология. 1999. № 8.

Полухина О.Сказкотерапия: теория и практика (работа с детьми старшего дошкольного возраста) // Педагогика и психология. 2002. № 2.

Попов Ю.В., Вид В.Д.Современная клиническая психиатрия. СПб.:

Речь, 2000.

Практикум по психологии. / Под ред. Кармина А.С. СПб.: МПС РФ, Петербургский гос. Университет путей сообщения, 1996.

Прикладная социальная психология /Под ред. Сухова А.Н., Деркач А.А. М.: Изд‑во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд‑во

НПО «МОДЭК», 1998.

Прихожан А.М.Психологическая природа и возрастная динамика тревожности. М., 1999.

Пряжников Н. С.Личностное самоопределение в преклонном возрас – те. // Мир психологии. 1999. № 2. С. 111–123.

Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика‑Пресс, 1996.

Психология смерти и умирания. Мн.: Харвест, 1998.

Психотерапевтическая энциклопедия. / Под ред. Б.Д. Карвасарско‑

го. СПб.: Питер, 1999.

Психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2000.

Радченко А.Психотерапия психосоматических заболеваний и расстройств // Методы современной психотерапии. Учебное пособие. Кроль Л. М., Пуртова Е.А. (сост.). М.: <

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...