Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное управление, суд, налоги.

При Владимире Святославиче из летописи исчезают упоминания о пле­менных великих и светлых князьях, которые правят отдельными частями русской земли как союзники или подчиненные киевского князя. Влади­мир сажал по городам своих бояр-наместников,которые на окрестных тер­риториях творили суд, поддерживали внутренний порядок, собирали на­логи. Когда подросли сыновья Владимира (он имел от разных жен 12 сы­новей), киевский князь отправил их князьями-наместникамив Новгород* Полоцк, Туров, Ростов, Муром, Псков, Смоленск, Искоростень, Влади1 мир-на-Волыни, Тмутаракань. Князья-наместники и бояре-наместники^ во всем слушали киевского князя. Они правили на местах от его имени1 Владимир мог в любой момент их сместить и заменить другими людьми Местные династии исчезли — везде сели Рюриковичи или их бояре.Цент­ральная власть от этого упрочилась.

Судили князья и наместники, опираясь на сложившееся обычное пра-в0 __ Закон Русский. Ксожалению, мы не знаем конкретных положений этого права, ведь это был устный закон. По-видимому, он сохранил много первобытных обычаев, в частности кровную месть, когда за обиду родичу мстили его родственники.

Налоги (дань)Владимир собирал «отплуга» (т.е. с каждой семьи). Фор­мами сбора дани оставались полюдьеи повоз.

5. Крещение Руси.

Важнейшим нововведением X в. явилось принятие в 988 г. христианст­ва. Не случайно Ласкового князя Владимира, Владимира Красное Сол­нышко, прозвали еще Святым.

РеформаДо 988 г. русские были язычниками, поклонялись многим язычествабогам, среди которых особым уважением пользовались бог молнии Перун (у дружинников) и бог скота Велес (у рядовых людей). В договорах с Византией «дружина и вой» клялись именно этими божест­вами. Кроме того, каждое племя почитало еше какого-нибудь местного духа. Последнее мешало объединению славян из различных племен.

Сразу же после войны с Ярополком Владимир задумал сделать Киев ре­лигиозным центром всех восточных славян. Он создал в центре Киева ка­пище1, где стояли идолы различных богов, сведенные в пантеон. Главным стал Перун. Его деревянное изваяние венчала серебряная голова с золоты­ми усами.

Причины обращения кРезультатами реформы Владимир остался недово-христианствулен. На местах люди по-прежнему чтили традици­онных богов, Перун остался главным богом дружинников. Дунайская Болгария, Византия, королевства Западной Европы были христианскими государствами, на язычников они смотрели свысока и с недоверием. Язы­чество затрудняло международные контакты языческой Руси с развитым христианским миром, что мешало и политическому и культурному ста­новлению государства. Да и для внутреннего порядка языческие нравы, зародившиеся еще при первобытно-общинном строе, были препятстви­ем, ибо они не сдерживали агрессии и алчности, не разрушали племенную замкнутость людей.

Христианство сего единобожием (монотеизмом), иерархией святых, учением о терпении и подчинении, обещанием рая страдальцам, пропове­дью непротивления злу насилием, освящением царской власти значитель­но более подходило уровню развития русского общества X в., нежели при­митивное первобытное язычество.

Христианство не было единственной развитой религией того времени. На Руси знали об иудаизме (иудеями была верхушка хазарского общест­ва), об исламе (волжские болгары являлись мусульманами). Но отноше­ния с иудеями-хазарами и мусульманами-болгарами были, скорее, враж­дебные, а с Византией, несмотря на все противоречия, — взаимовыгодны­ми, что вело к ориентации на христианство, причем в его восточном, гре-

— место, где стояли идолы и проводились религиозные церемонии славян-язычников.


ческом, варианте. Последнее нашло отражение в летописном рассказе об избрании Владимиром веры. Выслушав иудея, мусульманина, христиани­на, сравнив церковную службу в западной римской и в греческой церкви, русские мужи во главе с Владимиром остановились на греческом вариан­те христианства. (Константинопольские патриархи соперничали с глава­ми западных христиан папами римскими. В 1054 г. патриарх и папа, рас­сорившись, прокляли друг друга. Произошел окончательный раскол церквей. Восточная именовала себя «правильной», православной. Запад­ная — католической, т.е. всемирной. Русь осталась верна православию.)

Поход на Корсунь Принятию Владимиром христианства предшествовали лю­
бопытные события. В 987 г. в Византии вспыхнуло восста­
ние против братьев императоров Василия и Константина. Они обратились к Вла­
димиру за военной помощью. Князь согласился, но оговорил условие — он женит­
ся на сестре императоров Анне. Этот брак ставил киевского князя в один ранг с
византийскими императорами, укреплял его престиж. Обычно греческие монархи
уклонялись от династических связей с варварскими и языческими правителями,
чтобы не подрывать свой высокий статус. («Рожденная в пурпуре не может быть
женой варвара!» Такой ответ получил в 968 г. сын германского императора христи­
анин Оттон на свое сватовство к византийской принцессе.)
Владимир в тот период уже решил крестить Русь, но опять возникало осложне-|
ние. Византия стремилась рассматривать крещенные греческими священниками и|
подчиненные в церковном плане Константинопольскому патриарху страны как;
зависимые. Русь, естественно, этого желала избежать. Все опять решило оружие. В\
988г. Владимир осадил Херсонес — византийский город в Крыму. Русские называ­
ли его Корсунь. Чтобы вернуть Корсунь, греки прислали свою принцессу и попов
для крещения Владимира. По одним сведениям, Владимир крестился в 988 г. в Хер-^
сонесе, по другим — в том же году, но или в Киеве, или в Васильеве. Вслед за кня­
зем крестилась его дружина. •'

Крещение РусиВладимир велел уничтожить идолов. «Когда влекли Перу­на по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так ка не приняли они еще святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его»... Затем послал Владимир по всему Киеву сказать: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». Так описывал крещение киевлян в водах Карамзин.

В столице была поставлена деревянная церковь Св. Василия, патрона Владимира. Позже была построена каменная церковь Богородицы,кото­рую еще называли Десятинной, потому что князь выделил на ее содержа­ние десятую часть своих доходов. Служил в этой церкви корсунянин стае, который помог Владимиру овладеть Херсонесом.

Происходило крещение людей и в других городах. Напутствуемые волхва-] ми, язычники сопротивлялись. В Новгороде жители вступили в бой с дру жинниками посадника Добрыни и тысяцкого Путяты, пытаясь спасти о' разрушения идолов. «Лучше нам умереть, нежели богов наших дать на по ругание!» — говорили новгородцы. В итоге «Путята крестил мечем, а Доб рыня огнем». Идолы были уничтожены, каменного Перуна утопили в Вол хове, но память о нем дожила до начала XX в.: купцы, проплывая над мес том, где был затоплен кумир, кидали «подводному царю» в дань монетку.

К концу X в. большинство жителей Руси приняло христианство, но в севе­ро-восточных лесах еще до XIII в. было немало язычников. Волхвы и по­сле смерти Владимира поднимали своих сторонников на восстания. Они возглавили восстание во время голода в Суздальской земле в 1024 г., в Рос­товской земле в 70-х гг. XI в.

У многих новообращенных в христианство христианские представления сливались с языческими. Так, знаменовавший приход лета языческий праздник Купалы, в который молодежь собиралась между селами у воды на игриша, слился с днем Иоанна Крестителя. Христиане, как и их языче­ские пращуры, прыгали через костры, водили хороводы и иногда «умыка­ли», по старинному обычаю, жен. Перун слился с образом Ильи Пророка, бог Велес — со Св. Власием. Христиане по-прежнему гадали, обращались к языческим заговорам. Греческие священники, приезжающие на Русь, часто упрекали русских в двоеверии.

Значение крещения И все же принятие христианства изменило внутрен-
Руси нюю жизнь Руси. Смягчились нравы. Христианские

проповедники поучали людей: «не убий!», «люби ближнего, как самого се­бя». Страх перед Божьим наказанием удерживал многих от того, чтобы жить грабежом, убийствами, воровством. Он ограничивал власть госпо­дина над рабом, заставляя и в «убогих» тоже видеть людей. По христиан­ской вере, бедный и богатый, простой человек и знатный были равны перед Богом.

Освящало христианство и власть монарха. «Всякая душа да будет покор­на высшим властям, ибо нет власти не от Бога».

С византийскими священниками прибыли на Русь греческие и болгар­ские книги. Византийцы и болгары начали переводить на древнерусский язык Священное писание, труды римских, греческих авторов. Было поло­жено начало обучению грамоте русских людей. Еще в IX в. два грека-мо­наха Кирилл и Мефодий, знавшие славянский язык, придумали для славян алфавит на основе греческого. Этот алфавит, «кириллица», вошел в упо­требление на Руси.

К Владимиру прибыли греческие зодчие, художники, мастера-камнере­зы и каменщики. Они построили и украсили первые русские храмы, пере­дали секреты искусства и ремесла местным ученикам.

В Западной Европе и в Византии русских послов теперь встречали как единоверных, внешнеполитическое положение Руси упрочилось.

6. Внешняя политика Владимира. Оборона от Дикого поля.

Отношения сС соседними государствами Русь при Владимире

западными соседямиподдерживала, в основном, мирные отношения. Ле-
нтиеитописец так говорит о внешней политике Владимира

на Западе: «И бе живя с князьями окольными миром, с Болеславом Ляд-ским (Польским), и с Стефаном Угрским (Венгерским), и с Андрихом ческим». Дружеские отношения между государствами в ту пору укреп­ляли и династические браки. Владимир женил старшего сына Святополка

 

на дочери польского князя Болеслава Храброго, за другого своего отпры­ска — Ярослава (сына Рогнеды) сосватал варяжскую принцессу.

С Византией Русь вела оживленную и выгодную торговлю, но одновре­менно Русь и Византия соперничали за влияние в Северном Причерномо­рье. Византийскими форпостами были Херсонес и другие греческие горо­да в Крыму. Русское влияние распространялось через Тмутараканское княжество (бывший греческий город Таматарха). При Владимире к Тмута­ракани присоединили восточную оконечность Крымского полуострова, главный город которой получил русское название Корчев. Кварталы, заселенные русскими гостями (купцами), появились в византийских Хер-сонесе и Суроже. Попытки Византии вытеснить русских с Крыма не имели успеха.

Не менее важными для Руси были культурные связи с Ромейской импе­рией. После принятия христианства от Византии на Русь прибыло визан­тийское духовенство, которое создавало русскую церковь. Монахи — гре­ки и болгары — трудились над переводами книг на русский язык, были первыми учителями. Византийские архитекторы и художники создавали первые древнерусские храмы и украшали их.

Борьба с кочевниками

Степи Нижнего Поднепровья во II половине X в. пре­вратились во враждебную Руси территорию, откуда нападали на русские села и города печенеги, захватывали имущество и людей, жгли дома. В 992 г. они опустошали земли на юг от Киева. Русские разбили печенегов у реки Трубеж. Потом на месте битвы построили кре­пость Переяславль. В 996 г. печенеги опять воевали на русской земле, в плен к ним чуть было не попал сам князь Владимир. В 997 г. степняки об­ложили Белгород, стоящий совсем недалеко от Киева.

Легенда рассказывает, что осада вызвала в Белгороде голод. Люди уже хоте- i ли сдаться, но один мудрый старец уговорил горожан из последней муки сварить кисель, собрать мед и поместить эти продукты в деревянных бочках на дне двух колодцев. Пригласили печенежских послов, на их глазах черпали из колодцев мед и кисель и спрашивали кочевников: «Чего стойте, вам нас все равно не взять измором! Нас сама земля кормит!» Простодушные печенеги сняли осаду.

Оборона Руси от печенегов стала важнейшей задачей государства. Для защиты южных рубежей Владимир начал строительство городов крепос­тей по притокам Днепра — Десне, Остре, Суле, Стугне, Трубежу. Создали 3 линии укреплений с городами, засеками, валами, частоколами. Вся Русь участвовала в этом строительстве деньгами, людьми и иными средствами. Гарнизоны крепостей состояли из славян, чудинов и представителей иных народов.

Построенные крепости располагались так, что с высокой деревянной башни каждого из них была видна вежа соседнего городка. Дозор на баш­не крайнего южного города, когда видел приближение врага (а в степи видно на 40-50 км), разжигал на верхней башенной площадке костер. Дым и огонь видели соседи и поступали также. Огненный «телеграф» до­носил тревожную весть до столицы, и дружина князя Владимира спешила


навстречу печенегам. Борьба с Диким полем пошла успешнее, и русские стали одолевать печенегов. Таким образом, важнейшая внешнеполитическая задача Руси — оборо­на южных границ от печенегов, была успешно решаема Владимиром. На­верное поэтому народ сохранил в былинах добрую память о киевском кня­зе и величал его не иначе, как Ласковым князем, Владимиром Красным Солнышком. § 5. Русь при Ярославе Мудром. Справочный материал. План. I.Междоусобица сыновей Владимира. 1. Гибель Бориса и Глеба. 2. Борьба Ярослава и Святополка. 3. Борьба Ярослава и Мстислава. II. Правление Ярослава Мудрого. 1. Внешняя политика: расширение границ Руси, Русь и Степь, Русь и Визан­ тия, династические связи с европейскими королевскими дворами. 2. Внутренняя политика: церковные дела, просвещение и культура, управле­ ние государством и право. Основные даты. 1015-1023— междоусобицы сыновей Владимира. 1016— «Правда Ярослава», начало кодификации древнерусского права. 1019-1054— правление Ярослава Мудрого (в 1019-1035 гг. совместное с Мстиславом). 1030-е— война с Польшей за возвращение Червенских городов, присоединение к Руси земли ятвягов. 1037— окончательный разгром печенегов под Киевом, начало строительства собора Св. Софии в Киеве. 1043— неудачный поход сына Ярослава Владимира на Византию. 1051— назначение первого русского митрополита Иллариона. Последний год жизни князя Владимира омрачил мятеж его сына — Ярослава, наместника Новгорода. Ярослав собирал в новгородской земле дань в 3 тыс. гри­вен, из них 2 тыс. он должен был отсылать в Киев. Но в 1014 г. сын Рогнеды не от­правил дани. Владимир решил двинуть свои дружины на Новгород, но Ярослав был готов к такому повороту событий, он заранее нанял отряд варягов. Весть о возможном набеге печенегов задержала великокняжескую дружину на юге. Под­жидая ее возвращения, Владимир умер в 1015 г. 1. Междоусобица сынов Владимира (1015—1023). УбийствоВКиев примчался старший из Владимировичей — Свято- Ьориса и Глебаполк. Киевляне его не любили, а старый князь, в свое вре­мя взявший в жены супругу убитого брата Ярополка, со­мневался: его ли сын Святополк и не желал оставлять Святополку киевского сто-ла'на который прочил Бориса, любимца отцовской дружины. г- ^Иевские дружинники, с которыми в степи стоял Борис, советовали начать 00Рьбу со Святополком, но Борис, как истинный христианин, не решался поднять

 

руку на старшего брата. Подождав немного, дружина его отца ушла в Киев, боясь мести Святополка своим семьям, оставшимся в Киеве. Борис оставался в степи с ближней дружиной, но вскоре пал от рук варягов-убийц, нанятых Святополком1. Глеб был родным братом Бориса, поэтому Святополк мог опасаться, что он начнет мстить за гибель Бориса. И Святополк направил письмо князю Глебу Владимиро­вичу: «Отец твой при смерти и хочет тебя видеть!» По пути на юг пятнадцатилет­него Глеба зарезал, по научению Святополка, собственный повар Глеба. Позже церковь причислила Бориса и Глеба к лику святых, Святополк же заслужил прозвище Окаянного. Первые русские святые Борис и Глеб были очень почитаемына Руси XI—XIII вв., к их памяти апеллировали русские люди, желая призвать князей к миру и согласию в момент междоусобных войн.

Борьба СвятополкаМожно предположить, что Святополк рассчитывал истре-
и Ярославабить всех своих братьев и остаться в «одиначестве», как ког-

да-то Владимир. Но христианская Русь уже не смотрела на

подобные дела, как на подвиги. В борьбу со Святополком вступил Ярослав. Возле города Любеча новгородцы разбили дружину Святополка. Святополк бежал в Польшу к своему тестю князю Болеславу Храброму, а Ярослав занял Киев. В на­граду за помощь он дал Новгороду «Устав».

«Устав» (1016 г.) — закон, который уравнивал новгородцев в правах с жителями юга русинами и даровал привилегии. С этого «Устава», или «Правды Ярослава», началось письменное право Руси.

В 1018 г. Святополк с поляками отбил Киев. Ярослав снова обратился к Новго­роду. В 1019 г. новгородцы и варяги разбили дружину Святополка и нанятых им пе­ченегов на р. Альте на том месте, где был убит Борис. Тогда Святополк Окаянный, одержимый манией преследования, бежал на запад, где и сгинул.

Борьба ЯрославаОднако усобица не прекратилась. В 1023 г. против Ярослава и Мстислава выступил его младший брат, тмутараканский

князь Мстислав. Мстислав был отчаянным смельчаком2 и видным воеводой, он одержал верх над новгородцами и варягами Ярослава. Ярослав бежал в Новгород. Но Киев не принял Мстислава, и тот вскоре предложил старшему брату разделить Русь: себе он брал Тмутаракань, Чернигов и Левобережье Днепра, а Киев с осталь­ными владениями уступал Ярославу. В дальнейшем братья ладили и государствен­ные дела решали совместно. По смерти Мстислава без наследников в 1035 г. вся Русь отошла Ярославу.

2. Правление Ярослава Мудрого (1019—1054).

Ярослав, в отличие от отца своего, не заслужил любви в народе. Сканди­навские саги называют его скупым. Новгородская первая летопись дает князю двусмысленную характеристику: невзирая на пышные эпитеты, со­провождающие имя Ярослава, она подмечает каждый недостойный по-

ступок, проявление коварства и неблагодарности1, постоянно подчерки­вает физический недостаток князя — хромоту. Но большинство русских летописцев XII—XIIIвв., оценивая дела Ярослава, прозвали его Мудрым. Под этим именем он и вошел в историю.

Расширение границВо внешней политике Ярослав действовал, как Вла­димир. Он стремился расширить границы Руси. Бла­гожелательно смотрел на колонизацию русскими северных, северо-вос­точных и северо-западных земель. В тех краях основывал новые города: Юрьев — у эстов, за Чудским озером, Ярославль — на Верхней Волге (оба города названы в честь Ярослава, чье христианское имя было Юрий).

В 30-е гг. XIв. Ярослав с братом Мстиславом отвоевал Червенские горо­да, захваченные было Польшей в правление Святополка в Киеве. Были также присоединены владения ятвягов, и это литовское племя постепен­но слилось с западнорусским населением.

На юге по реке Роси Ярослав создал новый оборонительный рубеж, по­строив городки, в которых он поселил пленников, захваченных в войну с Польшей.

Русь и СтепьУкрепление южных границ пришлось весьма кстати. Теснимые половцами печенеги устремились в русское Поднепровье и в 1037 г. были разбиты под стенами Киева. На месте битвы через год поднялся собор Св. Софии. Печенеги частью ушли в Венгрию, где король пожаловал им землю, частью смешались с половцами, частью поселились на русском юге среди верных Руси степняков, став своеобраз­ной пограничной стражей.

Причерноморские степи постепенно заселили половцы,которых рус­ские так прозвали за необычный для тюрок цвет волос, похожий на цвет свежей соломы — половы. Сами же кочевники звали себя кипчаками. Оказались они не менее опасными, чем печенеги. (К началу XIIIв. полов­цы захватят древние земли уличей и тиверцов, лишив Русь непосредствен­ного выхода к Черному морю, обратят в Дикое поле юг Переяславских ру­бежей, завладеют Тмутараканью.) Но это — в будущем, а до 1060-х гг. кип­чаки не особенно тревожили русские владения.

Династические связи

Русь и Византия. Династические связи.Сложный характер имели отношения Руси с Византией. В 1040-е гг. они обострились. Старший сын Ярослава Владимир ходил даже в поход на Византию в 1043 г.2

Позже русско-византийские отношения нормализовались. Дочь визан­тийского императора Константина Мономаха вышла замуж за любимого


 


1 Впрочем, есть и другое предположение. Одна из скандинавских саг рассказывает о подви­
гах варягов, служивших Яруслейфу (т.е. Ярославу). Там «подвиг» убийства Бориса приписан ва­
рягам, которых послал Ярослав. Некоторые историки предполагают, что летописная версия
возникла позже и что она искусственно оправдывает победителя междоусобной борьбы Яро­
слава.

2 «Повесть временных лет» рассказывает, как во время войны с ясами и касогами Мстислав
вступил в чичный поединок с правителем ясов и касогов Редедей. Последний поставил уечо-
вие: кто победит, тот и будет владеть войском, землей и богатствами проигравшего. Редедя быч
выше, сильнее и опытнее Мстислава. Сначала в поединке одерживал верх Редедя, но Мстислав
взмолился Богородице, обещал построить в честь нее храм, и победа пришла к нему. Бросил он
на землю противника и зарезал его «перед полками касожскими». Впоследствии до смерти сво­
ей в 1035 г. Мстислав управлял землями касогов и ясов.

Например, разгромленный однажды поляками, союзниками Святополка, Ярослав «добега­ет» до Новгорода с единственной целью — бежать за море к варягам. Выручает князя его двою­родный дядя — наместник Новгорода Константин Добрынович. По его приказу корабли Яро­слава были повреждены, новгородцы собрали ополчение и деньги на наем варяжской дружи­ны. С этими силами Ярослав одерживает решительную победу над Святополком. В «благодар­ность» за помощь Ярослав вскоре заключает Константина в тюрьму, где последний и умирает.

Первые успехи руссов прервал византийский флот, вооруженный греческим огнем. Буря довершила разгром. Много русских, чьи ладьи затонули, оказались па берегу. Варяги из дружи­ны Владимира бросили их на произвол судьбы, уйдя морем вместе с князем к русским грани­цам. Возглавить несчастных вызвался потомок легендарного Добрыми — Вышата. Но пробить­ся берегом к своим войску Вышаты не удалось. Захваченные в плен русичи были ослеплены. Вышате за храбрость греки сохранили жизнь и зрение. После заключения мира он и другие знатные пленники вернулись на родину.


 

четвертого сына Ярослава — Всеволода. Княжич Владимир, рожденный от этого брака, получил прозвание Мономах. Легенда рассказывала о по­лучении им позже византийского подарка — царского венца — шапки Мономаха.

Ярослав придавал династическим связям с европейски­ми дворами большое значение. Он устроил браки своих детей с отпрысками королевских семей Европы. Например, второй его сын Изяслав женился на сестре польского короля Казамира, дочь Анна вышла замуж за французского короля Генриха I, дочь Елизавета — за нор­вежского короля Гаральда, дочь Анастасия — за венгерского короля Анд­рея, внучка Евпраксия (Адельгейда) — за германского императора Генри­ха IV, внук Владимир Мономах был женат на дочери последнего англосак­сонского короля Гарольда — Гите.

Внутренняя политика пепковны —

Ярослав был князем не только в значении вождя дружины стремящегося в дальние страны за славою и добычею. Он, как Владимир, хотел лучше устроить внутрен­ние дела. При Ярославе «нача вера христианская плодитися и ширитися».

По русским городам возводили храмы и монастыри. В подражание Кон­стантинопольской Св. Софии Софийскими соборами украсились Киев, Новгород, Полоцк. Церкви был дан устав. Церковь могла судить верую­щих за нарушение норм морали в семейной жизни.

В 1051 г. князь добился назначения киевским митрополитом русского по происхождению — Иллариона. Это было сделано без ведома константи­нопольского патриарха. Видимо, Русь желала продемонстрировать свою автономию от Константинополя в церковных делах. Илларион был знаме­нитым писателем, в «Слове о законе и благодати» он, восхваляя дела Вла­димира, проводил мысль о самостоятельности молодых народов. Но не все на Руси одобрили выбор Иллариона митрополитом. После смерти Ярослава Илларион вынужден был оставить митрополичью кафедру.

Просвещение иЯрослав ценил грамотных людей, сам читал книги.
культураПросвещение при нем сделало большие успехи. При

монастырях открывали школы для мальчиков, несколько позже внучка Ярослава сестра Владимира Мономаха создала первую в Европе школу и для девочек. При Софийском соборе в Киеве появилась книжная мастер­ская, где переписывались книги. Появились сочинения, написанные рус­скими. Храмы Св. Софии в Киеве и в Новгороде стали центрами зарожде­ния древнерусского летописания. Очевидно, первые попытки фиксиро­вать исторические события были сделаны еще в X в., но при Ярославе за­писи стали вести регулярнее.

Столица русского государства переживала в XI в. расцвет. Киев расширился до 80 кв. гектаров, «спустился» со Старокиевской горы. Вокруг города были возведе­ны новые укрепления: ров, вал, дубовые стены, которые тянулись на 3,5 км и име­ли трое ворот — Золотые, Лядские (польские) и Жидовские (еврейские). До наших дней оттого Киева сохранились лишь Св. София и руины Золотых ворот.


Управление Княжил Ярослав, советуясь в важнейших делах со

государством и старшей дружиной и духовенством. По городам сажал древнерусское право наместниками своих бояр и своих сыновей. (Лишь в Полоцке правили Рогволожьи внуки, потомки брата Ярослава — Изясла-на, признававшие верховную власть киевского князя. Все братья Яросла­ва, кроме Судислава Псковского, умерли к 1035 г. Судислава Ярослав дер­жал в тюрьме, и лишь 24 года спустя дети Ярослава выпустили его, чтобы постричь в монахи.)

Великий князь Ярослав, как и его предшественники, не был самодерж­цем. Его власть ограничивалась не только советом («думой») с боярами («княжескими мужами»), дружиной вообще, представителями духовенст­ва, но и элементами сохранившегося народного собрания — вече. «По­весть временных лет» и другие источники по истории Древней Руси поз­воляют говорить о том, что в IX-XI вв. вече в городах еше действовали, особым авторитетом на вече пользовались старейшины — «старцы град­ские», которые позже вольются в состав местного боярства.

Как уже отмечалось, при Ярославе, наряду с обычным правом (законом Русским), действовало и новое законодательство — «Правда Ярослава». Хо­тя она адресовалась в 1016 г. новгородцам, но можно предположить, что ее статьи распространялись на территории большие, чем новгородская земля.

§ 6. Древнерусское государство и общество в 1054—1132 гг. Справочный материал.

План.

I. Завещание Ярослава Мудрого. Очередной порядок престолонаследия на Руси.

II.Характерные черты внутренней жизни Руси во II половине XI—начале XIIвв.
Социальная лестница Древней Руси.

1. Окняжение земель

2. Местное боярство.

3. Вотчины.

4. «Русская Правда».

III.Вопрос о социально-политическом строе Древней Руси.

Основные понятия и исторические термины.

Очередной порядок, завещание Ярослава Мудрого, «братья старейшие» и «бра­тья молодшие», междоусобные войны, окняжение земель, уделы (княжества-отчи­ны), вече, дружина старшая и младшая, бояре, люди, смерды, закупы, рядовичи, холопы (челядь), вотчина, «Русская правда».

1. Завещание Ярослава Мудрого. Очередной порядок престолонаследия.

В 1054 г. князь Ярослав умер, разделив русскую землю между наследни­ками: старшему сыну Изяславу1 дал Киев, Святославу Ярославичу — Чер­нигов, Всеволоду Ярославичу— Переяславль и Ростово-Суздальскую зем­лю, Игорю Ярославичу — Волынь, внуку Ростиславу Владимировичу — Га­лицию, троюродному внучатому племяннику Всеволоду Брячиславичу — Полоцк.


Первый

Старшим князем становился Изяслав, остальные князья обязаны были ему повиноваться. На юридическом языке того времени великий князь киев­ский назывался «братом старейшим», а остальные князья — его вассалы — «братьями молодшими».

Киев и другие города считались собственностью всего рода Рюрикови­чей, и наследоваться они были должны по родовому старшинству: по смерти Изяслава Киев переходил к его брату Святославу, а Чернигов, где прежде сидел Святослав, — к Всеволоду, Переяславль — к Игорю и так да­лее. Князья как бы выстраивались в очередь, в зависимости от родового старшинства, и ожидали столов (престолов). Круг наследников киевского стола Ярослав ограничил тремя старшими сыновьями — Изяславом, Свя­тославом, Всеволодом и их потомками.

Утвердившаяся на Руси очередная система престолонаследияв будущем часто приводила к ссорам и войнам между князьями, потому что порой было трудно понять, кто старше: младший сын князя или его внук от стар­шего сына, — они часто являлись ровесниками, а бывало, что племянник был возрастом старше дяди. Однако сама по себе очередная система пре­столонаследия не была причиной грядущего распада Руси на независимые государства. Дети и внуки Ярослава жили в единой Руси, хотя и разделен­ной на уделы, но признающей верховенство великого князя киевского.

Последнее изменение этой страницы: 2017-08-19

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...