Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Теоретический анализ проблемы.

Введение

 

В последние десятилетия XX века значительно возрос интерес к ребенку как к формирующейся личности. Современное общество все более стало волновать проблемы не только умственного и физического развития детей, но и вопрос психического здоровья будущих поколений. Наша страна переживает период крайне неблагоприятных социально-экономических условий, порождающих негативные тотальные психологические воздействия, создающие неблагоприятный психологический климат. В нем оказалась подавляющая часть населения. Доказательством тому служит проводимый в последние годы учеными-психиатрами мониторинг состояния психического здоровья населения, за один из маркеров которого были взяты депрессивные состояния [52, 28]. Его результаты показывают неуклонный рост обращаемости больных с депрессивными явлениями, в генезе которых значительную роль играют отрицательные эколого-психологические факторы.

Рассматриваемая нами проблема широко дискутируется в научной литературе. Шаталова Г. С. разработала «Систему Естественного Оздоровления» [68], Короленко Ц. П., Сигал Б., Донских Т. А. призывают к поддержке молодой и перспективной науки – экологической психиатрии [52], Деребо С. Д., Ясвин В. А. основали синтетическую науку экологическую педагогику и психологию [16, 20].

Проблемой возникновения ВК[1] интересовались многие исследователи психики человека [52, 18, 17, 31, 32, 41, 6 и др.). Например, научное изучение ВК началось в конце XIX в. (К. Юнг, З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни) [17]. Однако, философы-этики и ранее касались данной проблемы (Платон, Гераклит, Фома Аквинский, Г. Гегель, Н. А. Бердяев и др.) [6].

В теориях З. Фрейда, К. Г. Юнга, А. Адлера, К. Хорни основу ВК составляет категория противоречия, внутренней борьбы и понятие психологической защиты (преодоление конфликта), вследствие чего его протекание связано с негативными переживаниями [17]. Причины конфликтов в неблагоприятных жизненных ситуациях, в которых происходит формирование личности детей; в несоответствии отношения родителей к психофизическим возможностям и личностным особенностям детей, что, в свою очередь, является постоянным источником психического напряжения и может привести к психической деформации, к личностному развитию по линии невротизации.

Изучив литературные источники по проблеме ВК, мы можем сделать предположение о большом интересе к этому вопросу преимущественно в рамках подросткового и старшего школьного возраста. Младший школьный возраст, как возможный для возникновения таких психических нарушений, стал объектом пристального внимания психологов лишь в последние годы [1, 17, 63, 42, 66]. Учеными рассматриваются проблемы психической депривации, синдром неуспешной личности, механизмы психологической защиты.

Дети с вышеуказанными психическими нарушениями обучаются в различных школах нашей страны. Ежедневно переступая порог школы, ребенок оказывается в относительно устоявшемся сообществе. Все дети неповторимо индивидуальны: у них тоже, как и у взрослых, есть свои драмы, водевили, анекдотические ситуации жизни. Мир ребенка огромен, богат, живо наполнен обилием ярких красок, чувств, эмоций. Дети воспринимают окружающее их пространство острее, тоньше, чем взрослые. Поэтому современная педагогическая наука, безусловно, верно делает упор на индивидуализацию процессов обучения и воспитания. Школа стоит на страже психического и физического здоровья каждого своего воспитанника. Необходимость профилактики неврозов и ВК, ведущих к ним, в настоящее время особенно назрела. Перегруженность школьных программ (особенно развивающих) при неправильном их использовании, бурные темпы жизни в городских условиях, обилие бессодержательных развлекательных газет, телепередач и огромное количество агрессивных компьютерных игр поставило проблему предрасположенности к ВК в ряд наиболее острых. Личность младшего школьника уже в таком юном возрасте может находиться во внутренней борьбе, разрываясь между ценностями, ролями, желаниями, нравственными нормами. Соответственно, ребенок отдаляется от родителей, друзей, растет неуспеваемость. Именно поэтому возрастает актуальность диагностической деятельности учителя как психолога. Школьная психологическая служба не всегда выявляет именно таких детей. Педагогам, несомненно, очень трудно работать в классе, где есть ребенок, находящийся в состоянии ВК. И, по нашему мнению, есть необходимость готовить учителя к взаимодействию с такими детьми.

Основываясь на исследованиях авторов фундаментальных трудов по педагогике [65, 34, 35, 16], можно предположить, что природа играет немаловажную роль в преодолении ВК. Например, свидетельством данного предположения может служить опыт К. Д. Ушинского, разработавшего педагогическую науку по принципу природосообразности [65]. Пристального внимания заслуживают результаты деятельности Макаренко А. С. [34. 35] и Лесгафта П. Ф. [25], работавших над проблемой подростковой конфликтности в 20-е годы XX в. и учитывавших как индивидуальные психические особенности, так и огромную роль природы в воспитании личности. Сухомлинский В. А., исследовавший детей послевоенного времени из неблагополучных семей с различными психическими травмами, утверждал, что природа – мощное средство воздействия на душу ребенка [25].

В данной работе мы сделали попытку исследовать проблему ВК у детей младшего школьного возраста, и ответить на вопрос: какова роль природы в его преодолении.

В процессе диагностики, которая началась с наблюдения за детьми, мы выделили группу детей, предположив у них склонность к ВК. В дальнейшем стали уделять им особое внимание. Круг таких детей расширился с четырех до семи человек.

Путем тщательного отбора был составлен пакет диагностических методик: социометрия, «Анкета на выявление предрасположенности к ВК», рисуночные тесты «Человек», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное» (в интерпретации А. Л. Венгер и Г. А. Цукерман [13]), тест «Фигура-личность» И. Панарина [55], методика «Определение склонностей ребенка» Р. И. Айзмана [46], методика «Лесенка», направленная на выявление характера семейных взаимоотношений, «Шкала тревожности» А. М. Прихожан [53], методика «Рисунок семьи» (в интерпретации А. Л. Венгер и Г. А. Цукерман [13]), тест Айзенка (личностный опросник) [63], методика изучения самооценки в учебной деятельности, опросник копинг-стратегий школьного возраста [42].

Цель работы: исследовать роль природы в процессе коррекции предрасположенности ребенка к ВК, развивающемуся на почве социально-педагогических отношений.

Объектом исследования является состояние личностной сферы ребенка младшего школьного возраста.

Предмет исследования – взаимодействие детей с объектами природы как способ преодоления ВК.

Гипотеза исследования: если систематически и целенаправленно включать детей, находящихся в состоянии ВК, в активное взаимодействие с природой, то данное нарушение в той или иной степени можно скорректировать.

Для более конкретной, поэтапной реализации цели исследовательской работы были определены задачи:

1) изучить состояние данного вопроса в науке, используя литературные источники;

2) исследовать роль воздействия природного окружения на психику детей младшего школьного возраста, находящихся в состоянии ВК;

3) рассмотреть систему работы с детьми, склонными к ВК;

4) предложить рекомендации для учителей и родителей по профилактике состояния ВК.

Предпосылкой исследования явились основоположения экологической психиатрии, сформулированные Б. Н. Пивнем [52].

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, анализ педагогического опыта учителей и собственной педагогической практики.

База исследования: школа-комплекс № 9 г. Улан-Удэ, 2 "а" класс.

Практическая значимость исследования.

По результатам экспериментальной работы были разработаны:

1. методические рекомендации, которые могут быть использованы учителем, школьным психологом, в работе с руководителями по преодолению ВК;

2. составлен пакет диагностических методик по выявлению ВК;

3. разработана система коррекционной работы.

Дипломная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, приложений.


Выводы по параграфу 1.1.

1. В зарубежной и отечественной науке сложилось различное понимание ВК. Он рассматривается исходя из того понимания личности, которое сложилось в рамках определенной научной парадигмы. ВК представляет собой острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира, отражающей противоречивые связи с социальной средой, и задерживающее принятие решения. Выделяются показатели ВК в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах личности. Интегральными показателями ВК являются нарушение нормального механизма адаптации и усиление психологического стресса.

2. Основные виды ВК: мотивационный, нравственный, конфликт нереализованного желания, ролевой, адаптационный и конфликт неадекватной самооценки.

Выводы по главе 1.

· Так как в последние десятилетия XX века значительно возрос интерес к ребенку как к формирующейся личности, то современное общество все более стало волновать проблема психического здоровья будущего поколения, а следовательно – профилактика и преодоление ВК.

· В зарубежной и отечественной науке сложилось различное понимание ВК (различное понимание личности во всех научных парадигмах).

· Интегральными показателями ВК являются нарушение нормального механизма адаптации и усиление психологического стресса.

· Основные виды ВК: мотивационный, нравственный, конфликт нереализованного желания, ролевой адаптационный и конфликт неадекватной самооценки.

· Среди причин ВК можно выделить следующие: проблемы во взаимодействии с учителем, одноклассниками, нарушения семейной гармонии (неправильный стиль взаимоотношений родителей с ребенком, гиперопека и т. д.).

· Сфера методов преодоления ВК очень обширна и зависит от направления выбранной коррекции (литература, музыка, природа и т. д.).

Рассматривая и анализируя проблему роли природы в преодолении ВК, можно предположить, что закономерное и системное использование природы в воспитательных целях дает возможность сохранять баланс психического здоровья. Охрана окружающей среды определяет здоровье существующих и будущих поколений людей, то есть по своей сути это антропоцентрическая концепция, важным структурным элементом которого является понятие «здоровый образ жизни». Несомненно, что стремление как можно больше положительного сделать для окружающей среды продлевает жизнь и способствует оздоровлению организма и психики человека.


Глава 2. Опыт исследования и коррекции внутриличностного конфликта.

На современном этапе развития школы учитель должен уметь использовать в своей работе различные психологические диагностические методики. Данное умение помогает грамотно построить учебно-воспитательный процесс и достичь эффективных результатов при корректировке нарушений разного рода. Поэтому именно психодиагностика, как вид деятельности по выявлению психологических причин тех или иных проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных учащихся, особенностей развития личности младших школьников занимает в настоящее время одно из центральных мест в работе учителя.

Цель научно-практической диагностики – ответить на конкретный вопрос, выяснить причину определенного психического явления или нарушения. При этом диагностика причин не является самоцелью, она всегда подчинена разработке рекомендаций по коррекции психического развития ребенка. Данные психодиагностики необходимы для структурирования стратегии совместной работы учителя и воспитателя группы продленного дня:

- обеспечение контроля динамики психического развития детей;

- выработка программы дальнейшей работы с ребенком.

Так как диагностика ВК требует глубоко профессиональных психиатрических знаний, то мы не берем на себя такой ответственности как постановка диагноза, а лишь можем сделать предположение о его наличии у некоторых детей.

Мы обследовали 2 «а» класс развивающего обучения по системе Эльконина-Давыдова школы-лицея № 9. С целью выявления детей, предрасположенных к ВК было проведено несколько индивидуальных бесед с учащимися класса; параллельно шло наблюдение за поведенческими реакциями ребят в стрессовых ситуациях. В результате класс разделился на 3 группы. В первую группу вошли 7 человек, у которых обнаружено наличие признаков ВК. Вторая группа представлена 4-мя членами, имеющими склонность к ВК. Не обнаруживших присутствие исследуемого нарушения – 11 человек (третья группа) (см. таблицу 2).

Таким образом, при помощи метода наблюдения и индивидуальной беседы мы предположили наличие в классе детей с разными уровнями ВК. В дальнейшем, в ходе эксперимента основной упор исследования делался на методы наблюдений, бесед, а также использовались различные виды тестов, наиболее ориентированных на подсознание ребенка. Кроме того, определена сущность конфликтов и намечена система коррекционной работы. Последняя имеет в своей структуре 2 уровня: нравственное воспитание, учитывающее индивидуальные черты личности, и физическое развитие детей. Приемы работы, использованные при коррекции, ориентированы на развитие личности детей посредством взаимодействия с природой.


Выводы по главе 2.

Т. о., проведя экспериментальную работу на базе 2 «а» класса по диагностике и коррекции ВК, мы получили следующие результаты:

- путем тщательного отбора был составлен пакет диагностических методик на выявление признаков ВК;

- создана и опробована на практике система мер воздействия на психику детей посредством воспитания природой с целью преодоления и профилактики ВК;

- убедились, что природа стоит в ряду наиболее эффективных средств коррекции ВК;

- пришли к выводу о том, что диагностика и профилактика ВК актуальна и особенно важна для младшего школьного возраста.

- в результате проведенной коррекционной работы самооценка у 12 детей стала соответствовать норме, тогда как при проведении констатирующего эксперимента лишь у 5 детей она была адекватной (см. табл. 16);

- повысился социометрический статус у четырех детей, бывших ранее «отверженными в общении»);

- по результатам рисуночного теста «Несуществующее животное»:

1. до констатирующего эксперимента у 11 детей выявилась тревожность, а после корректировки тревожность выявилась у 9;

2. неудовлетворенная потребность в общении до формирующего эксперимента имела место у 7 детей, после него – лишь у 3;

3. неуверенность в себе до коррекции – у 9, после – у 3;

4. показатель обидчивости с 5 уменьшился до 0;

5. коммуникативность прослеживалась у 6, после коррекции – у 9 человек;

6. тенденция к ВК была у 5, после коррекции – проявилась у одного;

- уровень тревожности (суммарные результаты) снизились у 17 детей (см. табл. 11)

Особо следует отметить положение одного ребенка Алдара Ц.: он так и остался в группе «имеющих признаки ВК». В процессе исследования мы предполагали у него наличие затяжного невротического конфликта, рекомендовали родителям обратиться к психологу за консультацией. Родители последовали совету. Обследовав ребенка, специалисты посчитали нужным провести месячный курс реабилитационного лечения. Выражаем надежду на постепенное, но неуклонное выздоровление ребенка, чему мы постараемся активно содействовать.

В дополнение к вышесказанному, считаем нужным сделать вывод о необходимости продолжить коррекционную работу по преодолению ВК у детей первой группы «имеющих признаки ВК» и профилактическую работу со второй группой детей. Выводы в нашей работе касаются только окончания определенного этапа исследования коррекции ВК.

Исходя из результатов исследования, которые были доложены на студенческой научно-практической конференции, доклад вызвал активное обсуждение. Материалы исследования получили положительную оценку и были рекомендованы к работе с детским коллективом.


Заключение

 

В современной школе одним из приоритетов является индивидуализация процесса обучения и воспитания. Центральной фигурой в образовании является развивающаяся личность ребенка. Одно из важных условий развития личности – это обеспечение благоприятного психологического климата, а следовательно – охрана психического здоровья детей. Наличие внутриличностного конфликта является отклонением от нормы и в случае деструктивного характера ведет к неврозу. Данное психическое нарушение является частым в современной школе. Проанализировав научную литературу по проблеме внутриличностного конфликта, констатируем недостаточную изученность данного вопроса (Грановская). Более того, по мнению А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова [6, на стр. 83] вопрос внутреннего конфликта в педагогике недостаточно освещен.

В данной работе осуществлена попытка рассмотреть состояние проблемы внутриличностного конфликта применительно к младшему школьному возрасту. В психологии младший школьный возраст рассматривается как период относительной сформированности большинства личностных характеристик [41]. Поэтому ребенок этого возраста уже способен вступать в разные виды ВК.

В процессе экспериментальной деятельности был составлен и опробован пакет диагностических методик по выявлению признаков внутреннего конфликта. Предпочтение отдавалось рисуночным тестам, т. к. именно они наиболее полно характеризуют личностную сферу и ориентированы на подсознательный уровень психики обследуемого ребенка. Составленный пакет психодиагностических методик можно использовать в работе школьного психолога.

При проведении коррекционной работы за основу была взята статья известного психиатра Б. Н. Пивня о молодой науке - экологической психиатрии, находящейся в стадии становления, где предлагается использовать природу при лечении нервно-психических заболеваний [52].

Результаты данной исследовательской работы имеют практическую значимость в плане консультирования родителей по проблемам преодоления внутриличностного конфликта, а также при составлении рекомендаций для учителей и родителей.


Выводы

1. Работа с детьми младшего школьного возраста необходимо проводить диагностику на раннее выявление ВК, используя пакет диагностических методик (см. прил. 15).

2. При наличии деструктивного ВК нужно разработать программу по преодолению ВК (см. прил. 15).

3. В результате исследования выявили, что ВК может диагностировать и корректировать учитель, которого необходимо ознакомить с соответствующими методиками.

4. В эксперименте получены результаты, свидетельствующие о положительном влиянии природы в большей степени при непосредственном взаимодействии.

 


Библиографический список.

 

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Изд. центр «Академия». – 1999. – 485 с.

2. Агаджанян Н. А. Человек и биосфера: Медико-биологические аспекты – М.: Знание. - 1987-93.

3. Аграшенков А. В. Психология на каждый день: советы, рекомендации, тесты. – М.: Вече. - 1997, 200 с.

4. Айламазян Э. К. Здоровье матери и ребенка и экологические проблемы // Сб. науч. трудов / Свердловск: 1990. – С. 5-8.

5. Аккер Л. В. и др. Морфологические показатели и особенности течения гестационного периода у юных первородящих в условиях крупного промышленного центра Алтайского края // Экология и безопасность жизнедеятельности человека в условиях Сибири: Сб. науч. трудов / М.-н. акад. наук экологии, безопасности человека и природы / Барнаул: 1997. – С. 144-147.

6. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология // Учебник для вузов / М.: ЮНИТИ, 2001. – 551 с.

7. Артемова О. В. Дельфинотерапия как метод психотерапии // Интернет-сайт: Институт детства: Решение детских проблем, Диагностика, Консультации (адрес в интернете: http://psi.lib.ru), 2002.

8. Афонькова В., Божович Л., Афонькова В. М. Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их преодоления: (канд. дисс.) // М.: 1975. – 201 с.

9. Баландин Р. К., Бондарев Л. Г. Природа и цивилизация // М.: Мысль, 1998. – 24 с.

10. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Пробл. формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Междунар. пед. акад.: 1995. – 207 с.

11. Брускова Е. С. Урок после уроков // Пед. факультет. – 1987. - № 4. – С. 62.

12. Буковская Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников // М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 192 с.

13. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Томск: Пеленг, 1993. - С. 18-23.

14. Вергелес Г. И., Матвеева Л. А., Раев А. И. Младший школьник: помоги ему учиться. Книга для учителей и родителей // СПб. (РГПУ им. А. И. Герцена): Союз, 2000. – 159 с.

15. Глассер У. Школы без неудачников // М.: Прогресс, 1991. – С. 21.

16. Деребо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология // Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 480 с.

17. Емельянова О. Е. Внутриличностные конфликты детей и оптимальные способы их преодоления // Интернет-сайт: Институт детства: Решение детских проблем, Диагностика, Консультации (адрес в интернете: http://psi.lib.ru), 2001.

18. Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи // М.: Просвещение, 1988. – 98 с.

19. Иванников В. А. Психология сегодня // Знание. – 1981. – № 7. – С. 42.

20. Калмыков А. А. Введение в экологическую психологию: Курс лекций // М.: МНЭПУ, 1999. – 128 с.

21. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как перестать беспокоиться и начать жить. – М.: Филинъ, 1990. – С. 534.

22. Киршбаум Э И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе (канд. дисс.) // Л., 1986. – 252 с.

23. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению // Ярославль: Академия развития, 1996. – 221 с.

24. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию: Учебное пособие // М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с.

25. Константинов Н. А. и др. История педагогики: учебник для студентов педагогических институтов // М.: Просвещение, 1982. – 68 с.

26. Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. – М.: Наука, 1992. – С. 136-137.

27. Коробкин В. И. Экология: Учебн. пособие // Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 576 с.

28. Краснов Б. Н. Конфликты в обществе // Социально-политической журнал. – 1992. - № 6-7.

29. Крутецкий В. А. Психология // М.: Просвещение, 1986. –186 с.

30. Кудрина Г. Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. В помощь психологу дошкольных учреждений // Ирк.: Дом печати, 1992, 108 с.

31. Левин А.С. Введение в общую экологию: Курс лекций. // Таллин: Lex, 1996. - 176 с.

32. Левин А.С. Глобальные проблемы современного мира: Курс лекций. // Силламяэ: МЭТК, 1999. - 123 с.

33. Лекманов А. Аллергия, экология и дети // Прил. «Здоровье детей» к газ. «Первое сентября» // М., 2000. – Февраль. – № 7-8 (158). – С. 8.

34. Макаренко А. С. Педагогическая поэма // Детская литература, 1988. – 542 с.

35. Макаренко А. С. Сочинения // М.: Знание, 1975. - Т. 5. –562 с..

36. Мардахаев Л. С. Введение в социальную педагогику // М.: Импульс, 1999. - С. 6.

37. Маркс К. Экономическо-философские рукописи // В кн. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения / 1844. – Т. 42. – С. 118.

38. Мельникова Н. Цвет и мы // Прил. «Здоровье детей» к газ. «Первое сентября» / М., 2000. – № 9-10. – С. 6.

39. Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности // Пермь: Пермск. пед. ин.-т., 1970. - Т. 77. – С. 103-164.

40. Назин К. Терпение – это алмаз // В газ. «Школьный психолог» / 2002. – Апрель. - № 16. – С. 6-7.

41. Немов Р. С. Психология // М.: Просвещение, 1990. - С. 98.

42. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей // СПб.: Речь. – 2000. – 507 с.

43. Носова Н. Г. // Начальная школа. – 1973. - № 12. – С. 5.

44. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка // М., 1999. - С. 907.

45. Олейник В. А., Безверхая Т. П., Эпштейн Е. В., Божок Ю. М. Диагностика рака щитовидной железы // Проблемы эндокринологии. – 1995. – Т. 41. - № 5. – С.37-41.

46. Олисова Л. Г., Репкина И. В. Методическое пособие по работе с дневником психолого-педагогических наблюдений // Томск: Пеленг, 2000. - 116 с.

47. Ошорова Г. С. Становление научного мировоззрения учащихся // Улан-Удэ: изд. БГУ, 2001. - С. 59.

48. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения // М., 1981. - Т. 2. – 451 с.

49. Петров К.М. Общая экология: Взаимодействие общества и природы. Учебное пособие для вузов // СПб: Химия, 1998. - 352 с.

50. Петровский А. В., Ярошенко М. Г. Краткий психологический словарь // М., 1986. - С. 153.

51. Петросова Р. А., Голов В. П., Сивоглазов В. И., Страут Е. К. Естествознание и основы экологии // М.: Академия, 2002. - С. 32.

52. Пивень Б. Н. Экологическая психиатрия: авторские представления // Экология и безопасность жизнедеятельности человека в условиях Сибири: Сб. науч. трудов / М.–н. акад. наук экологии, безопасности человека и природы. – Барнаул, 1997. – 199 с.

53. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни // Педагогика и психология. – 1990. - № 5. – С. 10.

54. Протасов В. Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учеб. и справ. пособие // М.: Финансы и статистика, 2000. – 672 с.

55. Рисуночные тесты // Альманах психологических тестов / М.: КСП. – 1997. – 320 с.

56. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. – М.: Педагогика, 1988. – 118 с.

57. Руссо Ж. Ж. Избранные педагогические сочинения // М., 1981. – С. 128.

58. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе // М.: Просвещение. - 1991. – 128 с.

59. Самыгин С. И. и др. Концепция современного естествознания. - Ростов на Дону: Феникс, 2000. – 576 с.

60. Селиванова Н. Л. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски // Подписная научно-популярная серия. – М.: Знание, 1989. - № 10. - С. 29.

61. Сиренова Э. П., Фролова В. К., Леонтьева В. М. Педагогическая практика студентов: организационно-методические рекомендации. – Улан-Удэ: БГУ, 2000. - 98 с.

62. Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М.: NB Магистр, 1994. – 62 с.

63. Счастная Т. Н. Детская практическая психология: Учебник для студентов вузов / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2001. – С. 123-147.

64. Таточенко В. Ребенок и экология // Прил. «Здоровье детей» к газ. «Первое сентября». - М., 2000. - Февраль-март. - № 7-10 (158-159). - С. 4-5.

65. Ушинский К. Д. Избранный педагогические произведения. - М., 1974. - Т. 1. - С. 125.

66. Хухлаева О. Внутриличностный конфликт // Интернет-журнал «Школьный психолог» (адрес в интернете: http://psy.1september.ru), 2001.

67. Черепанова Е. М. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку: Книга для школьных психологов, родителей и учителей. – М.: Изд. центр Академия, 1997. – 96 с.

68. Шаталова Г. С. Философия здоровья. – М.: Елен и К°, 1997. – 224 с.

69. Шипунов Ф. Я. Биосферная нравственность // Юный натуралист. – 1990. - С. 1-6.

70. Экологическое образование и воспитание // Пути решения проблемы в байкальском регионе: Материалы международной конференции 14-16 августа / Улан-Удэ, 1993. – 108 с.

71. Экология и безопасность жизнедеятельности человека в условиях Сибири: Сб. научн. трудов / М.-н. акад. наук. экологии, безопасности человека и природы. – Барнаул, 1997. – 269 с.

72. Экология, культура, образование: Материалы к конф./ I Редкол.: Мамедов Н. М. (отв. ред.) и др. - М.: Б. И., 1989. – 242 с.

73. Эрдынеев А. М. Секты // В газ. «Бурятия». – 1997. - № 170. - С. 3.

74. Яншин А. Л., Мелуа А. И. Уроки экологических просчетов. М.: Мысль, 1991. – С. 42.


 

Приложение 1.

Опрос 2 «а» класса на тему:

«КАКОЙ(АЯ) Я?»

Цель: выявить характер взаимоотношений учителя и учащихся, возможную сферу конфликта.

Вопросы:

1. Справедливо ли я, учитель, к вам отношусь?

2. Что нужно сделать, чтобы быть хорошим?

Продолжительность: 30 мин.

Дата: сентябрь, 2002 года.


Приложение 2.

 

Приложение 3.

 

Инструкция.

1. Подумай о том, что ты делаешь, когда чувствуешь напряжение или беспокоишься о чем-то. Обычно это бывает, когда случаются неприятные события.

2. Отметить крестиком в 1 столбце те копинг-стратегии (способы поведения), которые ты чаще всего используешь в трудных и неприятных для себя ситуациях.

№ пп Способы поведения
1. Остаюсь сам по себе, один    
2. Кусаю ногти или ломаю составы пальцев    
3. Обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное (собаку, кошку, ...)    
4. Плачу или грущу    
5. Мечтаю, представляю себе что-нибудь    
6. Делаю что-то подобное    
7. Гуляю вокруг дома или по улице    
8. Рисую, пишу или читаю что-нибудь    
9. Ем или пью    
10. Борюсь или дерусь с кем-нибудь    
11. Схожу с ума    
12. Бью, ломаю или швыряю вещи    
13. Дразню кого-нибудь    
14. Играю во что-нибудь    
15. Бегаю или хожу пешком    
16. Молюсь    
17. Прошу прощения или говорю правду    
18. Сплю    
19. Говорю сам с собой    
20. Говорю с кем-нибудь    
21. Думаю об этом    
22. Стараюсь забыть    
23. Стараюсь расслабиться, оставаться спокойным    
24. Гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде    
25. Смотрю телевизор, слушаю музыку    
26. Воплю и кричу    

 

3. Теперь прочти этот список еще раз и во 2 столбце отметь крестиком те способы, которые тебе обычно помогают справиться с напряжением и беспокойством.

4. Напиши, что еще ты делаешь в такой напряженной, тревожной и неприятной ситуации.

5. Нарисуй на обороте листа ту неприятную ситуацию, которую ты вспомнил.

Результаты опросника.

1. Кристина К., 9 лет, 2 «а» класс, школа-лицей № 9.

Время заполнения: февраль, 2003 г.

№ пп Способы поведения
1. Остаюсь сам по себе, один х  
2. Кусаю ногти или ломаю составы пальцев    
3. Обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное (собаку, кошку, ...) х х
4. Плачу или грущу х  
5. Мечтаю, представляю себе что-нибудь х х
6. Делаю что-то подобное    
7. Гуляю вокруг дома или по улице    
8. Рисую, пишу или читаю что-нибудь    
9. Ем или пью    
10. Борюсь или дерусь с кем-нибудь    
11. Схожу с ума    
12. Бью, ломаю или швыряю вещи    
13. Дразню кого-нибудь    
14. Играю во что-нибудь х  
15. Бегаю или хожу пешком    
16. Молюсь    
17. Прошу прощения или говорю правду    
18. Сплю х  
19. Говорю сам с собой    
20. Говорю с кем-нибудь х х
21. Думаю об этом х  
22. Стараюсь забыть х  
23. Стараюсь расслабиться, оставаться спокойным    
24. Гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде    
25. Смотрю телевизор, слушаю музыку    
26. Воплю и кричу    

 

Напиши, что еще ты делаешь в такой напряженной, тревожной и неприятной ситуации.

Ответ: ухожу к друзьям, замыкаюсь в комнате, тереблю вещи.

Нарисуй на обороте листа ту неприятную ситуацию, которую ты вспомнил.

Ответ:

 

2. Виталий П., 9 лет, 2 «а» класс, школа-лицей № 9.

Время заполнения: 17 марта, 2003 г.

№ пп Способы поведения
1. Остаюсь сам по себе, один x x
2. Кусаю ногти или ломаю составы пальцев x  
3. Обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное (собаку, кошку, ...) x x
4. Плачу или грущу x  
5. Мечтаю, представляю себе что-нибудь x x
6. Делаю что-то подобное    
7. Гуляю вокруг дома или по улице x  
8. Рисую, пишу или читаю что-нибудь x x
9. Ем или пью    
10. Борюсь или дерусь с кем-нибудь    
11. Схожу с ума x  
12. Бью, ломаю или швыряю вещи x  
13. Дразню кого-нибудь    
14. Играю во что-нибудь    
15. Бегаю или хожу пешком x x
16. Молюсь    
17. Прошу прощения или говорю правду    
18. Сплю x x
19. Говорю сам с собой x x
20. Говорю с кем-нибудь    
21. Думаю об этом x  
22. Стараюсь забыть x  
23. Стараюсь расслабиться, оставаться спокойным x x
24. Гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде x x
25. Смотрю телевизор, слушаю музыку x x
26. Воплю и кричу x  

 

Напиши, что еще ты делаешь в такой напряженной, тревожной и неприятной ситуации.

Ответ: верчу что-нибудь в руках, специально роняю вещи, тихо плачу.

Нарисуй на обороте листа ту неприятную ситуацию, которую ты вспомнил.

Ответ:

3. Андрей Б., 9 лет, 2 «а» класс, школа-лицей № 9.

Время заполнения: 18 марта, 2003 г.

№ пп Способы поведения
1. Остаюсь сам по себе, один x x
2. Кусаю ногти или ломаю составы пальцев    
3. Обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное (собаку, кошку, ...)    
4. Плачу или грущу x  
5. Мечтаю, представляю себе что-нибудь x x
6. Делаю что-то подобное    
7. Гуляю вокруг дома или по улице x x
8. Рисую, пишу или читаю что-нибудь x x
9. Ем или пью    
10. Борюсь или дерусь с кем-нибудь x  
11. Схожу с ума    
12. Бью, ломаю или швыряю вещи    
13. Дразню кого-нибудь    
14. Играю во что-нибудь x x
15. Бегаю или хожу пешком x x

Последнее изменение этой страницы: 2017-08-19

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...